Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

     

Тема: «Долгое путешествие»

 

Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смысл загадок, формирование грамматического строя речи: развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союза, воспитание З.К.Р.,  развивать умение выделять звуки в середине, в конце и в начале слова

развитие связанной речи: учить детей строить высказывания типа рассуждений для этого

-обучать их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательство и выводов

-формировать умение вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

-обучать умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

-Обучать употреблению при доказательстве слов во-первых, во-вторых , развивать умение детей составлять короткие творческие рассказы, развитее социальных навыков: развитие умения четко и ясно выражать свое мнение внимательно выслушивать своих собеседников

 

Материалы для заниятия

1.     Игровые карты с изображением перелетных птиц

2.     иллюстрации с изображением перелетных птиц

3.     Карточки с двумя полосками

4.     Фишки (синего, красного, зеленого цвета) на каждого ребенка             по-несколько штук

5.     Слово-карточка на каждого ребенка

6.     Картинки с изображением птиц для определения звука –с- (снегирь, сорока, свиристель, скворец, соловей, клест, стриж)

7.     Картинки с изображением птиц для звукового анализа (сова, синица, грач)

8.     Фланелеграф

9.     Магниты-фишки для демонстрационного материала

 

 

 

Ход занятия

В.: «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

В.: Ребята, какие приметы весны описаны в этих строках,

Д.: (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит)

В.: Правильно, одна из примет, это возвращение перелетных птиц.

С их прилетом было связано много народных примет.

Послушайте:

«Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал»

Что означают эти приметы?

Д.: С прилетом грачей началось активное таяние снегов. Зима окончательно уступила место весне

В.: Послушайте еще одну примету «Трясогузка, хвостом лед разбивает»

Д.: Трясогузка прилетает из теплых краев в наши места рано, когда лед на реке начинает трескаться, ломаться, ее даже зовут птицей – ледоломкой

В.: Из каких двух слов составлено слово ледоход (лед ходит)

Поэтому и разговор сегодня у нас пойдет о перелетных птицах.

Предлагаю сыграть в игру «словарное лото»

У меня на столе карточки с изображением перелетных птиц, нужно выйти, взять карточку, прочитать название птицы, и определить звук -с- в слове (в начале, в середине, в конце слова) Дети определяю звук -с- в словах

 

В.: А сейчас ребята, посмотрите внимательно на картинку кого вы видите на этой картинке.

Д.: Это сова

В.: Ребята, нужно сделать звуковой анализ слова «сова»

Дети выходят к мольберту и делают звуковой анализ слова, делят слово на слоги, находят ударный слог.

Потом появляется картинка с изображением птиц: синица и грач и делают звуковой анализ слова

В.: А сейчас ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, лежат фишки, нужно сделать каждому звуковой анализ своего слова которое написано на карточке и разделить это слово на слоги и найти ударный слог

 

Физминутка: Деревья

 

IIч. Высказывания типа рассуждений

 

В.: Буквы вы знаете хорошо, умеете находить место звука в слове делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. А теперь я хочу задать вам несколько вопросов, только ответить на них должны точно и полно, а главное - обосновать свой ответ.

 

Например, на вопрос, почему весной становится теплее, я отвечу так: «Весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой. Поэтому весной температура воздуха повышается, становится теплее». А можно еще сказать так: «Весной становится гораздо теплее чем зимой». Теперь я это высказывание должна доказать «Это происходит потому, что весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой».

В.: Попробуйте и вы так же ответить на мои вопросы:

1. Почему весной дни становятся длиннее?

2. Почему зимой прекращается рост растений, а весной возобновляется, растения словно оживают?

3. Почему зимой идет снег, а летом дождь?

4. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

5. Почему они возвращаются к нам весной?

 

В ответах детей учитываем обоснованность, что бы дети применяли такие слова: как, потому что, поэтому и др.

 

IIIч. Творческое рассказывание.

 

В.: И так, мы много говорили о перелетных птицах, что перелетные птицы совершают столь долгое и опасное путешествие, они возвращаются на родину, где родились, на родину их тянет зов природы, им родные края дороже вечного лета жарких стран, где они проводят зиму. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас должен представить себя птицей. Придумайте, какой птицей вы будете: ласточкой, стрижом, соловьем, грачом

А теперь представьте, что вы вместе с другими птицами совершаете перелет, возвращаясь весной на родину, в родные края и составить рассказ о том, что им пришлось испытать, пережить, увидеть во время этого долго перелета.

Можно предложить детям план в виде перечня вопросов:

 

План

  1. Откуда вы летите
  2. У вас большая стая? Кто летел рядом с тобой?
  3. Что вы могли увидеть внизу, на Земле? Мимо каких мест вы пролетали?
  4. Что интересного произошло во время перелета? А может быть, птицам встретилась какая-то опасность?
  5. Что вы делали когда перелет закончился?

Во время рассказа буду следить за тем, что бы высказывания детей были выстроены грамматически правильно, поощряю использование образных выражений

 

Окончание занятия

 

А теперь ребята, наше занятие подошло к концу, а свои рассказы о перелетных птицах, вы можете запечатлеть в своих рисунках

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Долгое путешествие»

Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смысл загадок, формирование грамматического строя речи: развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союза, воспитание З.К.Р.,  развивать умение выделять звуки в середине, в конце и в начале слова

развитие связанной речи: учить детей строить высказывания типа рассуждений для этого

-обучать их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательство и выводов

-формировать умение вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

-обучать умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

-Обучать употреблению при доказательстве слов во-первых, во-вторых , развивать умение детей составлять короткие творческие рассказы, развитее социальных навыков: развитие умения четко и ясно выражать свое мнение внимательно выслушивать своих собеседников

Материалы для заниятия

  1. Игровые карты с изображением перелетных птиц
  2. иллюстрации с изображением перелетных птиц
  3. Карточки с двумя полосками
  4. Фишки (синего, красного, зеленого цвета) на каждого ребенка             по-несколько штук
  5. Слово-карточка на каждого ребенка
  6. Картинки с изображением птиц для определения звука –с- (снегирь, сорока, свиристель, скворец, соловей, клест, стриж)
  7. Картинки с изображением птиц для звукового анализа (сова, синица, грач)
  8. Фланелеграф
  9. Магниты-фишки для демонстрационного материала

Ход занятия

В.: «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

В.: Ребята, какие приметы весны описаны в этих строках,

Д.: (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит)

В.: Правильно, одна из примет, это возвращение перелетных птиц.

С их прилетом было связано много народных примет.

Послушайте:

«Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал»

Что означают эти приметы?

Д.: С прилетом грачей началось активное таяние снегов. Зима окончательно уступила место весне

В.: Послушайте еще одну примету «Трясогузка, хвостом лед разбивает»

Д.: Трясогузка прилетает из теплых краев в наши места рано, когда лед на реке начинает трескаться, ломаться, ее даже зовут птицей – ледоломкой

В.: Из каких двух слов составлено слово ледоход (лед ходит)

Поэтому и разговор сегодня у нас пойдет о перелетных птицах.

Предлагаю сыграть в игру «словарное лото»

У меня на столе карточки с изображением перелетных птиц, нужно выйти, взять карточку, прочитать название птицы, и определить звук -с- в слове (в начале, в середине, в конце слова) Дети определяю звук -с- в словах

В.: А сейчас ребята, посмотрите внимательно на картинку кого вы видите на этой картинке.

Д.: Это сова

В.: Ребята, нужно сделать звуковой анализ слова «сова»

Дети выходят к мольберту и делают звуковой анализ слова, делят слово на слоги, находят ударный слог.

Потом появляется картинка с изображением птиц: синица и грач и делают звуковой анализ слова

В.: А сейчас ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, лежат фишки, нужно сделать каждому звуковой анализ своего слова которое написано на карточке и разделить это слово на слоги и найти ударный слог

Физминутка: Деревья

IIч. Высказывания типа рассуждений

В.: Буквы вы знаете хорошо, умеете находить место звука в слове делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. А теперь я хочу задать вам несколько вопросов, только ответить на них должны точно и полно, а главное - обосновать свой ответ.

Например, на вопрос, почему весной становится теплее, я отвечу так: «Весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой. Поэтому весной температура воздуха повышается, становится теплее». А можно еще сказать так: «Весной становится гораздо теплее чем зимой». Теперь я это высказывание должна доказать «Это происходит потому, что весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой».

В.: Попробуйте и вы так же ответить на мои вопросы:

1. Почему весной дни становятся длиннее?

2. Почему зимой прекращается рост растений, а весной возобновляется, растения словно оживают?

3. Почему зимой идет снег, а летом дождь?

4. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

5. Почему они возвращаются к нам весной?

В ответах детей учитываем обоснованность, что бы дети применяли такие слова: как, потому что, поэтому и др.

IIIч. Творческое рассказывание.

В.: И так, мы много говорили о перелетных птицах, что перелетные птицы совершают столь долгое и опасное путешествие, они возвращаются на родину, где родились, на родину их тянет зов природы, им родные края дороже вечного лета жарких стран, где они проводят зиму. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас должен представить себя птицей. Придумайте, какой птицей вы будете: ласточкой, стрижом, соловьем, грачом

А теперь представьте, что вы вместе с другими птицами совершаете перелет, возвращаясь весной на родину, в родные края и составить рассказ о том, что им пришлось испытать, пережить, увидеть во время этого долго перелета.

Можно предложить детям план в виде перечня вопросов:

План

  1. Откуда вы летите
  2. У вас большая стая? Кто летел рядом с тобой?
  3. Что вы могли увидеть внизу, на Земле? Мимо каких мест вы пролетали?
  4. Что интересного произошло во время перелета? А может быть, птицам встретилась какая-то опасность?
  5. Что вы делали когда перелет закончился?

Во время рассказа буду следить за тем, что бы высказывания детей были выстроены грамматически правильно, поощряю использование образных выражений

Окончание занятия

А теперь ребята, наше занятие подошло к концу, а свои рассказы о перелетных птицах, вы можете запечатлеть в своих рисунках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

- закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимнее путешествие"...