Путешествие на остров геометрических фигур
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
на тему:
«Путешествие на остров геометрических фигур»
Провела: Ранговская Е.С.
воспитатель
Москва, 2010
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- Формировать навыки порядкового счета в пределах 7;
- Закрепить умение выделять часть из целого;
- Развивать интерес к занятиям, к решению логических задач;
- Развивать логическое мышление и воображение;
- Развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
- Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование:
- игрушка Незнайка;
- гимнастические коврики,
- грибы, поделенные на части, с изображением цифр на обеих частях;
- цветы из геометрических фигур;
- аудио-запись «Шум моря».
Демонстрационный материал:
Набор геометрических фигур.
Раздаточный материал:
- блоки Дьеныша;
- квадраты с зашифрованным изображением лодки;
- математические пеналы;
- математические полоски;
- цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей встать на ковре полукругом и обращает их внимание на то, что в гости к ним пришел Незнайка. Незнайка очень хотел бы отправить в путешествие на остров геометрических фигур, но только не знает, как это сделать.
Воспитатель говорит, что Незнайка хочет загадать детям загадку. (загадывает).
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его?
Дети: квадрат
Воспитатель: «Да, ребята, правильно, это квадрат. Вот и Незнайка принес вам по необычному квадрату».
Воспитатель раздает детям квадраты и предлагает занять свои рабочие места. Затем воспитатель поясняет детям, что это непростые квадраты, а зашифрованные: в них спрятан вид транспорта, на котором Незнайка с ребятами хочет отправится в путешествие. Воспитатель просит детей закрасить на квадрате все треугольники и тогда получится это транспортное средство.
Вопросы к детям:
- «Какое транспортное средство у вас получилось?»
- «У всех получилась лодка?»
- «Почему получилась лодка?»
Воспитатель: «Вот на этой лодке мы и отправимся на остров геометрических фигур».
1 часть (работа с демонстрационным материалом).
Воспитатель предлагает детям посмотреть на геометрические фигуры, изображенные на доске и назвать их (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб, овал).
По-очереди воспитатель вызывает несколько детей и просит их сосчитать все геометрические фигуры.
Вопросы к детям:
- «Сколько всего геометрических фигур?»
- «А как мы узнали, что их 7?»
- «Все согласны, а ты как считаешь?» (воспитатель спрашивает у конкретных детей) и т.п.
Воспитатель: «Да, правильно, Всего 7 геометрических фигур. Ребята, когда хотят узнать сколько предметов их считают так: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Считая так, находят ответ на вопрос: сколько всего геометрических фигур? Всего 7 геометрических фигур. Когда мы хотим узнать место предмета среди других, тоже считаем, но по-другому. Послушайте и посмотрите, как считают, когда узнают на каком месте предмет, который он по счету. (воспитатель считает слева-направо) Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой».
Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им пересчитать фигуры по порядку.
Вопросы к детям:
- «Какая фигура третья по порядку?»
- «Какая фигура пятая по порядку?»
- « Какая фигура седьмая по порядку?»
- «Который по порядку круг?»
- «А квадрат?» и т.п.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «День-ночь». Пока дети закрывают глаза (ночь), воспитатель меняет геометрические фигуры местами. Дети открывают глаза (день), воспитатель задает аналогичные вопросы.
2 часть (работа с раздаточным материалом)
Воспитатель предлагает детям на верхнюю полоску выложить семь квадратов, а на нижнюю полоску семь треугольников. Затем, воспитатель предлагает детям убрать второй по счету квадрат и положить на его место круг, убрать четвертый по счету квадрат и положить на его место треугольник, тоже самое проделывается с треугольниками, только меняется задание: убрать третий по счету треугольник и положить на его место овал, убрать седьмой по счету треугольник и положить на его место квадрат.
Вопросы к детям:
- «Сколько всего геометрических фигур на верхней полоске?» (семь).
- «Сколько всего геометрических фигур на верхней полоске?» (семь).
- «Что мы можем сказать о них?» (их поровну, одинаковое количество, на верхней полоске, столько же геометрических фигур, сколько на нижней).
- «Сколько всего квадратов на верхней полоске?»
- «А треугольников на нижней?»
- «Какой по счету стоит круг на верхней полоске, а на нижней?»
- «Какой по счету стоит квадрат на нижней полоске, а овал?» И т.п.
Проводится физкультминутка
Воспитатель приглашает детей на ковер.
Воспитатель: «Ребята, а сейчас вы будете лодками, на которых вместе с Незнайкой, поплывете в путешествие.
Воспитатель предлагает детям занять место на гимнастических ковриках: лечь на живот и выполнить упражнение «Лодочка», затем встать и выполнить упражнение «Волна».
3 часть
Воспитатель: «Ребята, а вот и первая остановка. Остров цветов».
Воспитатель обращает внимание на поляну цветов: ромашки непростые.
Вопрос к детям:
«Кто заметил, чем отличаются эти ромашки?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, они сделаны из геометрических фигур. Все лепестки разные. Каждый лепесток – загадка. Отгадайте загадки и мы сможем отправиться путешествовать дальше».
Воспитатель загадывает детям загадки (по выбору воспитателя о геометрических фигурах, цифрах).
4 часть
Воспитатель: «А вот и остров животных. Но на этом острове живут непростые животные. Они оставили для нас письмо. Давайте скорее посмотрим, что в нем. Ребята, в этом письме животные просят нас о помощи. Конечно же, мы поможем им ведь мы не можем оставить их в беде». Воспитатель предлагает собрать из геометрических фигур «Гуся и лису» (работа с блоками Дьеныша).
5 часть
Воспитатель: «Молодцы, все помогли животным. Продолжаем наше путешествие. А вот и Остров грибов. Ребята, мы приплыли с вами на остров грибов, только вот беда, кто-то поснимал все шляпки с грибов и перепутал их метами. Так нельзя мы должны помочь грибам и вернуть все на свои места». Детям предлагается найти шляпки и ножки от грибов (с одинаковым изображением цифр) и выложить их по порядку.
Вопросы к детям:
- «Правильно ли вы выложили грибы?»
- «Давайте их посчитаем»
- «Какой по счету стоит красный гриб?»
- «А желтый?»
- «Какой по счету стоит оранжевый гриб?»
- «Сколько всего грибов?»
6 часть
Вопросы к детям:
- «Понравилось ли вам занятие?»
- «Что нового вы сегодня узнали?»
- «Что для вас было трудным, а что легким?»
Незнайка благодарит детей за увлекательное путешествие и дарит им угощение. Незнайка прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»...
Конспект НОД "Путешествие на остров геометрических фигур и чисел"
Интегрированная непосредно образовательная деятельность на тему: "Путешествие на остров геометрических фигур и чисел"....
Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"
Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"ЦЕЛИ:- Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;ЗАДАЧИ:Выявить полученные з...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие на остров геометрических фигур».
ФЭМП. Уточняем представления о геометрических фигурах....
Занятие: Познание. Формирование элементарных математических представлений. "Путешествие на остров геометрических фигур".
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах....
Итоговая игра «Путешествие на остров геометрических фигур» По математике во второй младшей группе
Цели:- Закрепить знания, полученные ранее детьми, порядковый счет, знание геометрических фигур;- Находить пару, ориентируясь на форму предмета;- Вызвать у детей радостное настроение. Задачи...