перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме
Перспективное планирование, старшая группа, по программе Васильевой. Содержит пояснительную записку, примерное распределение программного материала на год, основные требования к воспитанникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Пояснительная записка
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математи ческих представлений. Цель программы по элементарной математике — формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения вни мания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является органи зация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значитель ным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка ак тивно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.
Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт реше ния некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.
В старшей группе проводится одно занятие в неделю (примерно 36 занятий в год) продол жительностью от 20 до 25 минут. Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.
Примерное распределение программного материала на год
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий, где данная тема является основной |
1 | 2 | 3 |
1 | Составление множества из разных по качеству элементов, вы деление различных частей из множества и объединение их в целое множество, поэлементное сравнение количества пред метов в группах и отдельных частей множеств. Установление зависимости между целым множеством и его частью | 1 |
2 | Упражнения в счете (отсчитывании, пересчитывании, присчи тывании, воспроизведении, нахождении указанного количест ва предметов) в пределах 5 | 2 |
3 | Обучение счету предметов до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7 и т. д. Показ образова ния каждого числа натурального ряда от 6 до 10 | 4 |
4 | Формирование умений и навыков отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу | 1 |
5 | Упражнение в счете по осязанию (на ощупь), на слух, движений | 2 |
6 | Развитие представлений о равенстве: умения делать числовые обобщения на основе счета (5 зайчиков, 5 морковок, 5 елочек, 5 собачек; всех игрушек по 5) | 2 |
7 | Уточнение представлений о независимости числа от про странственно-качественных признаков: от величины и формы предметов, расстояния между ними, расположения и направ ления счета (слева направо, справа налево) | 3 |
8 | Ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5 (5 -это 1, 1, 1, 1 и еще 1) на конкретном материале | 2 |
9 | Обучение порядковому счету в пределах 10. Развитие понима ния значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который (по счету)?» | 2 |
10 | Обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10 с опорой на сравнение конкретных групп предметов. Уточне ние способов получения равенства из неравенства и неравен ства из равенства (путем добавления или удаления одного предмета из группы) | 4 |
11 | Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части | 2 |
12 | Упражнение в установлении размерных отношений между предметами путем раскладывания пяти- десяти предметов в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; обозначение в речи отношений между предметами по величи не. Определение на глаз величины предметов в сравнении с заданным образцом | 4 |
13 | Ознакомление с овалом, четырехугольником. Развитие пред ставления: квадрат и прямоугольник являются разновидно стями четырехугольника. Распознавание геометрических фи гур (шара, куба, цилиндра, круга, овала, квадрата, прямо угольника, треугольника) в предметах окружающего мира | 3 |
14 | Определение взаимного расположения предметов в простран стве (вверху - внизу, над - под, слева - справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом); развитие навыков пространственной ориентировки во время движения и на плос кости (лист бумаги, стол, доска и др.) | 3 |
15 | Установление временной последовательности (вчера, сегодня, завтра), дней недели | 1 |
К концу года ребенок может
- Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
- Считать (отсчитывать) в пределах 10.
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в предела>
10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». - Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать
какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способа
ми (удаление и добавление единицы). - Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
- Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их
длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предметов
- Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного
предмета по отношению к другому. - Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество
углов, сторон, равенство, неравенство сторон). - Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
- Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
- Называть текущий день недели
Время прове дения | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Выявить умения: | Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элемен- тов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавли вать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (дли- не, ширине, высоте) предметов. Формировать пространст- венно-временные представле- ния: сначала, потом, до, после | Продолжить работу по ознакомлению с количест- венным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представле- ние о том, что число не зави сит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и раз- ной формы, называть их | Учить: - использовать знание о пред- метах; - дифференцировать их и объ- единять в группы по общему признаку. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом | ||
- считать предметы (отсчиты- вать из большего количества) предметы в пределах 5; - сравнивать группы и числа на основе составленных пар; - уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание гео- метрических фигур. Учить: - ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления | |||||
Сентябрь | |||||
Цели | |||||
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных чис лами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от про- странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 6. | Учить считать до 7 на основе | Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных чис лами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Уточнять представления о независимости чисел от про- странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления налево). Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчи- тывать предметы в пределах 8 | Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 8 и 8, 8 и 9, 9 и 9. Уточнять представления о независимости чисел от про- странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчи- тывать предметы в пределах 9 | ||
сравнения равных и неравных по численности групп предме- тов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от про- странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчи- тывать предметы в пределах 7 | |||||
Октябрь | |||||
| Цели | ||||
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Ноябрь | Учить считать до 1 0 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9 и 9, 9 и 10, 10 и 10. Уточнять представления о независимости чисел от про- странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 10. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10. | Формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?» | Закреплять: - представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а дру- гой меньше; - умение отвечать на вопросы: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?» | Формировать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей: на две, на четыре. | |
Цели | |||||
| |||||
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Познакомить с порядковым счетом до 6. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Упражнять в делении цветной полоски бумаги на две равные части | Познакомить с порядковым счетом до 7. Учить: - определять порядковое место того или иного предмета; - делить круг и квадрат путем сгибания на четыре равные части, сравнивать их | Познакомить с порядковым счетом до 8. Учить: - анализировать, на сколько равных частей разделили предмет; - определять порядковое место того или иного предмета. Формировать умение: проверить равенство путем совмещения, наложения; восстановление целого путем присоединения одной части к другой | Познакомить с порядковым счетом до 9. Учить: - отвечать на вопрос «Какой по счету?»; определять порядковое место того или иного предмета. Закреплять: - умение сравнивать целое с частью; понятие того, что часть меньше целого, а целое больше каждой своей части | ||
Декабрь | Цели | ||||
Январь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Познакомить с порядковым счетом до 10. Закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счету?». Развивать умение пользо- ваться порядковыми числи- тельными | Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание зна- чения порядковых числитель- ных и вопросов: «Сколько все- го?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка | Закреплять: - понятие о том, что для опре- деления порядкового места предмета среди других в ряду направления счета (справа на- лево, слева направо) имеет существенное значение; - понятие того, что количество предметов не всегда совпадает с порядковым номером; - понимать и различать вопро- сы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету | Продолжать учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) в порядке убывания или возрастания их размеров. Учить: - сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 с опорой на сравнение конкретных групп предметов; - определять на глаз величины предметов в сравнении с за- данным образцом | |
Февраль | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Упражнять в умении вы- являть нарушение в законо- мерности расположения пред- метов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз и учить обосновывать свой ответ | Познакомить с элементар- ным способом измерения - опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. Ввести понятие «мерка». Учить измерять меркой сто- роны квадрата и сравнивать их | Учить: - измерять с помощью мерки стороны прямоугольника; - сравнивать длины сторон; - делать выводы: если мерки не равны, то и стороны не равны | Закреплять: - умение сравнивать предметы по величине (задание практи- ческого характера); - способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы |
Март | Цели | Вспомнить, какие геомет- рические фигуры известны (треугольник, квадрат). Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой гео- метрической фигурой - четы- рехугольником | Закреплять умение находить четырехугольник. Учить: - сравнивать квадрат и прямо- угольник; - уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Формировать умение делать обобщения. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками | Познакомить с новой геометри- ческой фигурой - овалом. Учит: - сравнивать его с известными фигурами: кругом, прямо- угольником; - развивать геометрическую зоркость: распознавать гео- метрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, тре- угольник в пределах окружающего мира | Закреплять умение: - классифицировать предметы в зависимости от формы; - называть фигуры. Учить: - выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; - развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира |
Апрель | Цели | Продолжать учить ориен- тироваться в помещении детского сада. Учить: - понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; - определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении | Учить: - ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги); - употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры | Закреплять: - понятие частей суток: утро, день, вечер, ночь; - представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки» |
Май | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономер- ность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроиз- ведении последовательности каких-либо событий | Закреплять знание поряд- ковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономер- ность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при расска- зывании последовательности каких-либо событий | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дни недели с его порядковым номером |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...
Комментарии
Интересный план,
Интересный план, соответствует ФГОСам.