перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме

Шипицына Ольга Николаевна

Перспективное планирование, старшая группа, по программе Васильевой. Содержит пояснительную записку, примерное распределение программного материала на год, основные требования к воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Пояснительная записка

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математи ческих представлений. Цель программы по элементарной математике — формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения вни мания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является органи зация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значитель ным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка ак тивно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт реше ния некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю (примерно 36 занятий в год) продол жительностью от 20 до 25 минут. Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.

Примерное распределение программного материала на год

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий, где данная тема является основной

1

2

3

1

Составление множества из разных по качеству элементов, вы деление различных частей из множества и объединение их в целое множество, поэлементное сравнение количества пред метов в группах и отдельных частей множеств. Установление зависимости между целым множеством и его частью

1

2

Упражнения в счете (отсчитывании, пересчитывании, присчи тывании, воспроизведении, нахождении указанного количест ва предметов) в пределах 5

2

3

Обучение счету предметов до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7 и т. д. Показ образова ния каждого числа натурального ряда от 6 до 10

4

4

Формирование умений и навыков отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу

1

5

Упражнение в счете по осязанию (на ощупь), на слух, движений

2

6

Развитие представлений о равенстве: умения делать числовые обобщения на основе счета (5 зайчиков, 5 морковок, 5 елочек, 5 собачек; всех игрушек по 5)

2

7

Уточнение представлений о независимости числа от про странственно-качественных признаков: от величины и формы предметов, расстояния между ними, расположения и направ ления счета (слева направо, справа налево)

3

8

Ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5 (5 -это 1, 1, 1, 1 и еще 1) на конкретном материале

2

9

Обучение порядковому счету в пределах 10. Развитие понима ния значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который (по счету)?»

2

10

Обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10 с опорой на сравнение конкретных групп предметов. Уточне ние способов получения равенства из неравенства и неравен ства из равенства (путем добавления или удаления одного предмета из группы)

4

11

Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части

2

12

Упражнение в установлении размерных отношений между предметами путем раскладывания пяти- десяти предметов в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; обозначение в речи отношений между предметами по величи не. Определение на глаз величины предметов в сравнении с заданным образцом

4

13

Ознакомление с овалом, четырехугольником. Развитие пред ставления: квадрат и прямоугольник являются разновидно стями четырехугольника. Распознавание геометрических фи гур (шара, куба, цилиндра, круга, овала, квадрата, прямо угольника, треугольника) в предметах окружающего мира

3

14

Определение взаимного расположения предметов в простран стве (вверху - внизу, над - под, слева - справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом); развитие навыков пространственной ориентировки во время движения и на плос кости (лист бумаги, стол, доска и др.)

3

15

Установление временной последовательности (вчера, сегодня, завтра), дней недели

1

К концу года ребенок может

  1. Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
  2. Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  3. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в предела>
    10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  4. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать
    какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способа
    ми (удаление и добавление единицы).
  5. Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
  6. Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их
    длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предметов
  1. Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного
    предмета по отношению к другому.
  2. Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество
    углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
  3. Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
  4. Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
  5. Называть текущий день недели

Время прове дения

Тема и цели занятий 1-й недели

Тема и цели занятий 2-й недели

Тема и цели занятий 3-й недели

Тема и цели занятий 4-й недели

1

2

3

4

5

6

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Выявить умения:

Познакомить с понятием

«множество».

Учить составлять множество

из разных по качеству элемен-

тов.

Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавли вать отношение между целым

множеством и его частью.

Продолжить формировать

представление о величине (дли-

не, ширине, высоте) предметов.

Формировать пространст-

венно-временные представле-

ния: сначала, потом, до, после

Продолжить работу

по ознакомлению с количест-

венным составом чисел

из единиц (в пределах 5).

Формировать представле-

ние о том, что число не зави сит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму

реальных предметов, находить

предметы одинаковой и раз-

ной формы, называть их

Учить:

- использовать знание о пред-

метах;

- дифференцировать их и объ-

единять в группы по общему

признаку. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел,

 объединять их, называя

общим числом

- считать предметы (отсчиты-

вать из большего количества)

предметы в пределах 5;

- сравнивать группы и числа

на основе составленных пар; - уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет.

Закреплять знание гео-

метрических фигур.

Учить:

- ориентироваться на плоскости

 и обозначать в речи основные

пространственные направления

Сентябрь

Цели

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Учить считать до 6 на основе

 сравнения равных и неравных

 по численности групп

предметов, выраженных чис лами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от про-

странственно-количественных

признаков: величины, формы;

расположения и направления

счета (слева направо, справа

налево).

Знакомить с составом числа 6.

Учить считать до 7 на основе

Учить считать до 8 на основе

сравнения равных и неравных

по численности групп

предметов, выраженных чис лами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Уточнять представления о независимости чисел от про-

странственно-количественных

признаков: величины, формы;

расположения и направления

налево).

 Знакомить с составом числа 8.

Формировать умение отсчи-

тывать предметы в пределах 8

Учить считать до 9 на основе

сравнения равных и неравных

по численности групп предметов,

выраженных числами 8 и 8, 8 и 9, 9 и 9. Уточнять представления о независимости чисел от про-

странственно-количественных

признаков: величины, формы;

расположения и направления

счета (слева направо, справа

налево).

Знакомить с составом числа 9.

Формировать умение отсчи-

тывать предметы в пределах 9

сравнения равных и неравных

по численности групп предме-

тов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от про-

странственно-количественных

признаков: величины, формы;

расположения и направления

Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчи- тывать предметы в пределах 7

Октябрь

 

Цели

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Ноябрь

Учить считать до 1 0 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9 и 9, 9 и 10, 10 и 10.

Уточнять представления

о независимости чисел от про-

странственно-количественных

признаков: величины, формы;

расположения и направления

счета (слева направо, справа

налево).

Знакомить с составом числа

10.

Формировать умение отсчитывать  предметы в пределах 10.

Формировать умения и

навыки отсчитывания предметов

 в пределах 10 по образцу и

заданному числу.

Упражнять в счете по осязанию, на слух.

Учить отвечать на вопрос

«Сколько?»

Закреплять:

- представления о том, что

группы предметов могут быть

равными и тогда, когда один

занимает больше места, а дру-

гой меньше;

- умение отвечать на вопросы:

«Сколько было?», «Сколько

добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?»

Формировать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей: на две, на четыре.

Цели

 

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Познакомить с порядковым счетом до 6.

Учить определять порядковое место того или иного предмета.

Упражнять в делении

цветной полоски бумаги на две равные части

Познакомить с порядковым счетом до 7.

Учить:

- определять порядковое место

того или иного предмета;

- делить круг и квадрат путем

сгибания на четыре равные

части, сравнивать их

Познакомить с порядковым счетом до 8.

Учить:

- анализировать, на сколько

равных частей разделили

предмет;

- определять порядковое место того или иного предмета.

Формировать умение:

проверить равенство путем

совмещения, наложения;

восстановление целого путем присоединения одной части к другой

Познакомить с порядковым счетом до 9.

Учить:

- отвечать на вопрос «Какой  по счету?»;

определять порядковое место  того или иного предмета.

Закреплять:

- умение сравнивать целое с частью;

понятие того, что часть  меньше целого, а целое больше  каждой своей части

Декабрь

Цели

       Январь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Познакомить с порядковым счетом до 10.

Закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счету?».

Развивать умение пользо-

ваться порядковыми числи-

тельными

Учить порядковому счету

в пределах 10.

Развивать понимание зна-

чения порядковых числитель-

ных и вопросов: «Сколько все-

го?», «Какой?», «Который

по счету?».

Упражнять в назывании

дней недели и определении их

порядка

Закреплять:

- понятие о том, что для опре-

деления порядкового места

предмета среди других в ряду

направления счета (справа на-

лево, слева направо) имеет

существенное значение;

- понятие того, что количество

предметов не всегда совпадает

с порядковым номером;

- понимать и различать вопро-

сы: «Какой?», «Который?».

Упражнять в сравнении

предметов по величине и цвету

Продолжать учить сравнивать предметы по величине

(длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10)

в порядке убывания или возрастания их размеров.

Учить:

- сравнивать рядом стоящие

числа в пределах 10 с опорой

на сравнение конкретных

групп предметов;

- определять на глаз величины

предметов в сравнении с за-

данным образцом

 

     Февраль

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Упражнять в умении вы-

являть нарушение в законо-

мерности расположения пред-

метов («Разложи по порядку»,

«Построй по росту», «Найди

место предмета» и т. д.).

Закреплять умение сравнивать

величину предмета на глаз и

учить обосновывать свой ответ

Познакомить с элементар-

ным способом измерения -

опосредованным сравнением

величины двух предметов

с помощью третьего, равного

одному из них.

Ввести понятие «мерка».

Учить измерять меркой сто-

роны квадрата и сравнивать их

Учить:

- измерять с помощью мерки

стороны прямоугольника;

- сравнивать длины сторон;

- делать выводы: если мерки

не равны, то и стороны не равны

Закреплять:

- умение сравнивать предметы

по величине (задание практи-

ческого характера);

- способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы

Март

Цели

Вспомнить, какие геомет-

рические фигуры известны

(треугольник, квадрат).

Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам.

Познакомить с новой гео-

метрической фигурой - четы-

рехугольником

Закреплять умение находить четырехугольник.

Учить:

- сравнивать квадрат и прямо-

угольник;

- уточнять, чем они отличаются и чем похожи.

Формировать умение делать обобщения.

Развивать представления:

квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками

Познакомить с новой геометри-

ческой фигурой - овалом.

Учит:

- сравнивать его с известными

фигурами: кругом, прямо-

угольником;

- развивать геометрическую

зоркость: распознавать гео-

метрические фигуры: шар,

куб, цилиндр, круг, овал,

квадрат, прямоугольник, тре-

угольник в пределах окружающего мира

Закреплять умение:

- классифицировать предметы

в зависимости от формы;

- называть фигуры.

Учить:

- выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы;

- развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира

Апрель

Цели

Продолжать учить ориен-

тироваться в помещении детского сада.

Учить:

- понимать предложения:

«Предмет справа (слева, рядом,

между, за кем, перед кем)»;

- определять свое положение

в пространстве, умение двигаться в заданном направлении

Учить:

- ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги);

- употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше,

около, из-за, вдоль, между, рядом

Упражнять в ориентировке

на листе бумаги.

Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры

Закреплять:

- понятие частей суток: утро,

день, вечер, ночь;

- представление о частях суток

при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе.

Познакомить с понятием

«сутки»

Май

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Формировать представление о выходных и рабочих днях.

Учить понимать закономер-

ность в их чередовании.

Знакомить с понятиями:

сначала, потом, раньше.

Формировать умение использовать слова при воспроиз-

ведении последовательности

каких-либо событий

Закреплять знание поряд-

ковых числительных в названии каждого дня недели.

Формировать осознание

связи в названии каждого дня

недели с его порядковым номером

Формировать представление о выходных и рабочих днях.

Учить понимать закономер-

ность в их чередовании.

Знакомить с понятиями:

сначала, потом, раньше.

Формировать умение использовать слова при расска-

зывании последовательности

каких-либо событий

Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели.

Формировать осознание связи в названии каждого дни недели с его порядковым номером


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...


 

Комментарии

Трунова Ирина Сергеевна

Интересный план, соответствует ФГОСам.