Журнал взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 4-5 лет.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Филимоненко Лариса Александровна

Материал разработан  в соответствии с речевым уровнем воспитанников, распределен по темам, с усложнением в течении учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_vzaimodeystvi_na_4-5.docx109.82 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Детский сад»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: группа, спальня, туалетная комната, прачечная, кухня, чистота, поведение, порядок.
  • прилагательные: уютный, красивый, светлый, добрый, ласковый, дружный.
  • глаголы: учить, помогать, убирать, протирать, мыть, готовить, варить, жарить, лечить, осматривать, считать, показывать и тд.

«Кто что делает?» Составление предложений по демонстрации действия

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.; что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д

Образование глаголов множественного числа

Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших пальцев).

Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями).

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Артикуляционное упражнение.

«Улыбка» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Лексическая тема: «Овощи»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: овощ, урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, грядка, теплица
  • прилагательные: зрелый, душистый, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, коричневый.
  • глаголы: зреть, копать, собирать, нарубить, перетереть.

Употребление названий овощей с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё со словами помидор, огурец, капуста, морковь, лук, картофель.

«Расскажи об овоще» составление предложений об овоще.                                                                      Ребёнок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь на его изображение. Это помидор. Он круглый, красный, сладкий.

Пальчиковая гимнастика

Тук! Тук! Тук! Тук!                  (ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                (хватательные движения обеими руками)

Посолили             (указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку       (удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке     (отряхивают руки).

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Накачать шину» Детям предлагают накачать “лопнувшую шину у  тачки”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Артикуляционное упражнение.

«Горка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Лексическая тема: «Фрукты»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: фрукт, яблоки, груши, банан, лимон, апельсин, виноград, персик, абрикос.
  • прилагательные: спелый, душистый, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, апельсиновый, яблочный, фруктовый, грушевый, банановый.
  • глаголы: спеть, собирать, мыть, пробовать, вдыхать.

Образование существительных  множественного числа

Груша-груши, яблоко-яблоки, персик-персики, слива-сливы, абрикос-абрикосы, тд.

Развитие связной речи. «Расскажи о фрукте» составление предложений о фруктах. Ребёнок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь на его изображение. Это яблоко. Оно круглое, красное, сладкое.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,                   сгибаем пальцы обеих рук

Фруктов нужно много. Вот:               разводим руки в разные стороны 

Будем яблоки крошить,                   ребром одной руки стучим по ладони другой

Грушу будем мы рубить,                   ребром обеих рук стучим по столу             

Отожмем лимонный сок,                   сжимам пальцы обеих рук

Слив положим и песок.                       поочередно руки в стороны

Варим, варим мы компот,                   круговые мешательные движения

Угостим честной народ.           вытягиваем руки вперед, ладонями вверх

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Аромат кухни»

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах»

Артикуляционное упражнение.

«Самовар» Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

«Вкусное варенье» 

Улыбнуться, открыть рот и широким языком облизывать губу, делая движение сверху вниз.

Лексическая тема: «Осень»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, лес, листья, клен, дуб, рябина, тополь, береза.
  • прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый.
  • глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

«Кто что делает?» Расширение глагольного словаря

Лист  (что делает?)-…. , дождь ( что делает?)-……, ветер (что делает?)-……, дерево (что делает?)-….., трава (что делает?)-…… и т.д.

«Назови ласково» Формирования навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами дождь, ветер, лист, дерево, туча, солнце.

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал, ветер листики считал      

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,      

 (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,  

Вот последний лист с осинки         (спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Ветерок» Руки вверх, ноги на ширине плеч. Вдыхаем воздух и выдыхаем со звуком -шшшшшш. При этом, руки качаются из стороны в сторону. Выдох продолжительный.

Артикуляционное упражнение.                                              Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -«Домик открывается». Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

«Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Лексическая тема: «Грибы»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, боровик, поганка, сыроежка, шляпка, ножка, опушка.
  • прилагательные: спелый, зрелый, душистый, скользкий, упругий, пятнистый, ядовитый, съедобный.
  • глаголы: срезать, расти, прятаться, остерегаться.

Подбор описательных прилагательных

Мухомор какой?-….., Боровик (какой?)-…., Поганка(какая?)-…., Лисичка(какая?)_.....

«Назови ласково» Формирования навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами гриб, маслёнок, поганка, подосиновик, подберёзовик, мухомор.                                                                                                                          

«Посчитай» согласование существительных с числительными один Мухомор- два мухомора, три мухомора, пять мухоморов. Гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, боровик, поганка, сыроежка 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять             Сгибаем, разгибаем пальчики,      Вышли пальчики гулять.                                                                                    Этот пальчик в лес пошел,                     Загибаем мизинец                                      Этот пальчик гриб нашел,                      Загибаем безымянный палец                Этот пальчик гриб помыл,                        Загибаем средний палец,                Этот пальчик гриб сварил,                       Загибаем указательный палец,        Ну, а этот его съел,                                                                                         От того и потолстел.                                 Большой палец поднять вверх.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Аромат леса»

Глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом. Повтор 5-6 раз.

Артикуляционное упражнение.

«Лягушка»

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Зайчик»

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Лексическая тема: «Птицы»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, кормушка, корм, крылья, хвост, грудь, лапы, клюв.
  • прилагательные: пушистый, теплый, резвый. 
  • глаголы: прилетать, улетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, щебетать, помогать.

«Один-много» образование существительных множественного числа

Ворона- вороны,  воробей-воробьи, синица-синицы, снегирь-снегири, голубь-голуби.

«Ответь на вопросы» согласование числительных с существительными.                                                                                 Сколько у ласточки лапок? Сколько у грача крыльев? Сколько у утки хвостов? Сколько у скворца клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз?

Упражнения на классифификацию « Кто лишний?»

Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей,         (дети загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.                    (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.            (машут обеими руками, как крыльями)

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                            «Ворона»                                                                                                      Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

Артикуляционное упражнение.

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

Лексическая тема: «Дикие животные»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось, а также названия детенышей, нора, берлога, клыки, мех, шкура.
  • прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, острый, хищный.
  • глаголы: линять, менять, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, притаиться. 

«Где живут звери?» Практическое употребление в речи предлога в. Где живет белка? Где живет волк? Где живет медведь? Где живет лиса?                      

«Назови детеныша» Введение в активный словарь детей названия детенышей. У лисы — лисенок, лисята. У волка — волчонок, волчата. У медведя — медвежонок, медвежата. У зайца — зайчонок, зайчата. У белки — бельчонок, бельчата.                                                                          

«Посчитай» согласование существительных с числительными                Одна лиса- две лисы, три лисы, пять лис. волк, медведь, заяц, барсук, белка, лось,

Пальчиковая гимнастика

Ира просит: «Ежик, еж,                              дети подзывают к себе             Ты мне платьице сошьешь?»                      имитация шитья                               Еж ответил из – под елки:                        пальчики вверх напрягли   «Ниток нет – одни иголки!»                     разводим руки в стороны

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Сердитый ежик»                                                                                         Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить три-пять раз.

Артикуляционное упражнение.                                                                  «Сердитый волк» (окошко)                                                                            Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. 

Лексическая тема: «Домашние животные»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья, стадо, ферма, конюшня, село, рога, грива, копыта, будка, конюшня, коровник, названия детенышей.
  • прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый.
  • глаголы: линять, менять, запасать, охранять, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.   

«Кто как разговаривает?»

Что делает кот?- мяукает, что делает собака ?- гавкает, что делает корова?-……, овца,  свинья.

«Кто с кем живет?» употребление в речи существительных в Т.п. с предлогом с.                                                 Котенок живет с кем? Щенок живет с кем? Теленок живет с кем? Жеребенок живет с кем ? Поросенок живет с кем?                                                                                                              

«Кто где?» употребление в речи существительных в Т.п. с предлогом в.                                                                                       Кот живет где? -   в доме. Где живет собака?- в будке. Где живет корова?- в коровнике. И тд.

Пальчиковая гимнастика

Два котенка: «Мяу – мяу!»,-               средний и безымянный пальцы слегка согнуть и соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх.                                                                    Два щенка: «Гав — гав!», —              ладонь поставить на ребро, большой                        палец поднять вверх, остальные пальцы прижать друг к другу.                           Два жеребенка: «Иго – го!», —           левую ладонь поставить на ребро, большой палец поднять вверх, остальные согнуть в кулак.                                                         Два теленка: «Му – у – у!»                    средний и безымянный пальцы слегка согнуть и соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец  поднять вверх              Смотри, какие рога!

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Мычалка» Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

Артикуляционное упражнение.

«Хомячок»

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Лексическая тема: «Семья»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: семья, отчество, фамилия, любовь, забота, счастье, родители, сестра, брат, внук, внучка
  • прилагательные: строгий, добрый, любимый, заботливый, приветливый.
  • глаголы: уважать, помогать, ценить, заботиться, ухаживать.

«Назови ласково» Формирования навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксом со словами: мама, папа, баба, деда, брат, сестра, внучка, внук.

«Мой, моя, мои» Использование в речи местоимений. Воспитатель показывает картинки, на которых нарисованы члены семьи, и спрашивает каждого ребёнка: Чья мама? Чья бабушка? Чей папа? Чей дедушка? Чьи родители? Чей брат? Чья сестра?

                                                                                                                        Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья»

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                            «Эхо»                                                                                                       Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

                                                                                                                  Артикуляционное упражнение.

«Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Лексическая тема: «Человек»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

 Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: плечо, локоть, ногти, туловище, шея, плечи, грудь, спина, лоб, брови, ресницы, щеки, губы, зубы, подбородок, , язык, горло, колено, носок, пятки, кожа, здоровье.
  • прилагательные: длинные, короткие, сильные, слабые, маленькие, большие, широкий, мягкий, подвижный, чистые, грязные, голубые, карие, зеленые, красивые.
  • глаголы: поворачивается, хмуриться, моргать, подмигивать, , вдыхать, , двигаться, лечить, мыть, чистить, полоскать.

«Мой, моя, мои» Использование в речи местоимений. Воспитатель показывает часть тела на картинке и спрашивает каждого ребёнка: Чей глаз? Чей нос? Чьё ухо? Чья бровь? Чья голова? Чей рот? Чей локоть?

 

«Посчитай» Согласование существительных с числительными

Одна нога- две ноги, три ноги четыре ноги, пять ног. По аналогии: плечо, локоть, ногти, ресницы, щеки, губы, зубы.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, -(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. -(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, -(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек - (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. -(развести руки в стороны) 

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Певец»

Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается)

Артикуляционное упражнение.

«Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Лексическая тема: «Мебель»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: кресло, кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, спинка, ножки, сиденье, матрац, дерево, металл, пластик, стекло
  • прилагательные: деревянный, металлический, стеклянный,  пластиковый, крепкий, высокий. широкий
  • глаголы: застилать, раскладывать, ремонтировать, накрывать

«Что для чего?» Употребление в речи предлогов на, в.

Ответь на вопросы: На чем можно сидеть? (Сидеть можно на стуле, на диване. )

На чем можно лежать? На что можно поставить тарелку с супом? Куда можно убрать одежду?

                                                                                                                   «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)

Стол – столы, кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет

                                                                                                                           «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Стол – столик, кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет

Пальчиковая гимнастика

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет. -  Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!-       Поднимают зажатые кулачки вверх.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Часики»                                                                                                             Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик – так»

Артикуляционное упражнение.

«Шлёпаем губами по языку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

Лексическая тема: «Посуда»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: посуда, поднос, кастрюля, чайник, чашка, блюдце, стакан, сахарница, конфетница, солонка, супница, тарелка, салфетница, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, дуршлак.
  • прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный.  
  • глаголы: пить, есть, готовить, варить, жарить, хранить, резать.

«Для чего они нужны?» подбор глаголов

Кастрюля, чайник, чашка, блюдце, сахарница, конфетница, солонка, супница, тарелка, ложка, нож, поварешка, сковорода, ковш, дуршлак.

«Найди посуду» Практическое употребление в речи предлога -на. Различные предметы рассредоточены по комнате. Дети находят посуду, подходят и говорят: чашка была на столе; чайник был на полке и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Девочка Иринка порядок наводила.  Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»  Поочередно соединяют большой палец с остальными

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Варим кашу».                                                                                                           Дети с педагогом встают в круг. На слова: - Раз, два, три, горшочек, вари! Каша варится. Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш". Раз, два, три, горшочек, не вари!

Артикуляционное упражнение.

«Самовар»

Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

«Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Лексическая тема: «Зима»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; снежинка, сугроб, сосулька.
  • прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий. 
  • глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать. 

«Подбери признак» (согласование существительного и прилагательного).

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная … , снег (какой?) – …, лед (какой?) – …..

Развитие связной речи.

Пересказ с опорой на вопросы воспитателя и картинки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках.»

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять                      Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять.       «Идут по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,                   Лепят комочек двумя ладоням

Птичек крошками кормили,          Крошат хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались,          Ведут указательным пальце правой руки по ладони левой

А еще в снегу валялись.            Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки

Съели суп и спать легли              Имитация движений еды и сна

                                                                                                                      Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Вьюга»  Представить себя в лесу. Закрыть глаза. Слышите как завывает вьюга: с-с-с.  То сильнее, то слабее.

Артикуляционное упражнение.

«Погреем руки»  

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них.

Лексическая тема: «Одежда»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: одежда, пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта, варежки, шарф, шуба, рукава, карманы, воротник, пуговицы
  • прилагательные: теплый, нарядный, красивый, красный, желтый, синий, зеленый, шерстяной, пушистый, мягкий.
  • глаголы: надевать, беречь, вязать, греться, 

 

«Один-много» образование множественного числа существительных

Юбка – юбки, шуба –…., плащ –…, кофта –…., шапка –…, куртка –…, пуговица-…, варежка-…, карман-….

«Чьи вещи?» Использование в речи местоимений со словами: юбка, пальто, свитер, рубашка, пиджак, платье, шапка, шуба, варежки, перчатки, носки, майка, куртка, шарф, брюки.

«Куда наденем?»  употребление в речи предлога на.                                            Рукавицы наденем на... (руки). Шарф наденем на... (шею). Шапку наденем на... (голову). Перчатки наденем на... (руки). Носки наденем на... (ножки). Кепку наденем на... (голову). Куртку наденем на…..( тело)

Пальчиковая гимнастика                                                                             Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю.              Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку                                                              Сосчитайте-ка, ребятки, сколько пальцев у перчатки.               Ритмично сжимают и разжимают кулачки                                                                           Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять».       Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Гладим белье»:                                                                                                              Скользить правой ладонью по левой ладони на вдохе, на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение.                                                                      «Иголочка»                                                                                         Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Воротник с широкими и острыми краями».                                              Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Лексическая тема: «Обувь»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: обувь, сапоги, сандалии, валенки, тапки, туфли, кеды, кроссовки, ботинки, шнурки, липучки, застежки.
  • прилагательные: летняя, зимняя, мужская, детская, женская, домашняя обувь.
  • глаголы:обувать, натягивать, ухаживать, зашнуровывать, застегивать.

«Назови ласково» Формирования навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: сапоги, туфли, кроссовки, ботинки, тапки, валенки, босоножки.

«Закончи предложения»» Усвоение понятий зимняя, летняя, мужская, женская, детская, домашняя обувь.

Обувь, которую носят зимой, называется ….

Обувь, которую носят летом, называется …

Обувь, которую носят женщины, называется ...

Обувь, которую носят мужчины, называется …

Обувь, которую носят дома, называется …

Обувь, которую носят дети, называется…..

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.           
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу
Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки для малышки Галеньки.    
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                              «Завяжи шнурок»                                                                                                   Стоя, ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и наклонившись вперед совершает несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

                                                                                                                   Артикуляционное упражнение.

«Каблучки»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Лексическая тема: «Новый год»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление.
  • прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный.
  • глаголы: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать. 

«Кто пришел на елку?» Согласование числительных с существительными.

Воспитатель показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям:

К нам пришли на праздник 2… (медведя, снегурочки)

К нам пришли на праздник 3… (клоуна, белки)

К нам пришли на праздник 4…(куклы, матрешки)

К нам пришли на праздник 5…(собачек, клоунов, кукол, матрешек, и тд)

                                                                                                                               «Чего не стало?» развитие навыка образования родительного падежа имён существительных.

Не стало гирлянды.  Не стало звезды.  Не стало мишуры.  Не стало шара.

Не стало подарка. Не стало елки. Не стало  украшения.

                                                                                                                                          Пальчиковая гимнастика                                                                            Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)                                                                      Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)                                                                                                            Висят на елке шарики, светятся фонарики. фонарики (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)                                                                                                   Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)                                                                                                                 Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)                                                

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Погаси свечу»                                                                                              Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и длинный выдох -фууууууууу. Можно поставить другую задачу- задуть в несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

Артикуляционное упражнение.                                                                              «Парус»                                                                                                              Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Лексическая тема: «Зимние забавы»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: забава, снежки, снеговик, плюшка, лыжи, каток, клюшка, ледянка, веселье.
  • прилагательные: снежный, ледяной, белоснежный, крепкий, гладкий, скользкий, быстрый, ловкий, меткий.
  • глаголы: уворачиваться, прицеливаться, метать, управлять.                  

                                                                                                                              «Зимние забавы» составление предложений по сюжетным картинкам. Воспитатель выставляет сюжетные картинки, дети составляют предложения.

«Один – много» образование существительных множественного числа.                                                                                                          хоровод –хороводы, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки, лыжник – лыжники, горка – горки, клюшка – клюшки и тд.

"Кому что нужно?" на употребление существительного в винительном падеже.
Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику -... и т.д.

Пальчиковая гимнастика                                                                                     «Снежок»                                                                                                                       1, 2, 3, 4, 5 (загибать пальчики)                                                                                Мы во двор пришли гулять. («идти» по столу двумя пальчиками)                           Бабу снежную лепили, («лепить» комочек двумя ладонями)             Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)      С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем по ладони)    А ещё в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Снежинка». Вырезать из легкой бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели: Снежинка кружится, снежинка летит. Ко мне на ладошку снежинка спешит.

Артикуляционное упражнение.

«Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Лексическая тема: «Животные жарких стран»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, слоненок, пища, растение.
  • прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый.
  • глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.  

Образование глаголов множественного числа

Лежит-лежат, плывет-плывут, нападает, достаёт, глотает, носит, жуёт, ухаживает, кормит, оберегает.  

«Назови детеныша» введение в активный словарь детей названия детенышей.

Слон- слоненок, тигр-тигренок, кенгуру-кенгуренок, лев-львенок, зебра-жеребенок, крокодил, обезьяна, носорог, жираф, бегемот- детеныши ….                                                                                                                                                                                                            

Составление описательных рассказов по теме «Дикие животные», по схеме:

-        Кто это?

-        Это зверь или птица?

-        Какие части тела у него есть?

-        Чем питается?

-        Где живет?

-    Как называют детенышей?

Пальчиковая гимнастика

За мамой слонихой шагает слонёнок,

За крокодилихой – крокодилёнок,

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок.

За кем же торопится каждый ребёнок?(поочерёдно загибать пальчики)

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Мычалка» Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются глубокий вдох, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".                                                                                 Артикуляционное упражнение.                                                                   «Обезьянка»                                                                                                 Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

«Носорог»                                                                                                            Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Лексическая тема: «Животные холодных стран»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: белый медведь, песец - полярная лиса, полярная сова, волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень, бивни, ласты.
  • прилагательные: ледяной, северный, огромный, пятнистый, лохматый, косолапый, полярный
  • глаголы: добывать, плавать, нырять, защищаться, охотиться,  подкрадываться                                                                                                  

«Сосчитай до 5» согласовывание числительных с. существительными.

1 олень, 2 оленя, 3 оленя, 4 оленя, 5 оленей.

1 пингвин, 2 пингвина, 3 пингвина, 4 пингвина, 5 пингвинов.

1 морж, 2 моржа, 3 моржа, 4 моржа, 5 моржей.                 И т.д. 

«Какой?» подбор  слов – определений: (по 3 к каждому слову)
Медведь (какой?) – белый, неуклюжий, косолапый.
Песец (какой?) – ……олень (какой?) – …………сова (какая?) — …            

«Кто у кого?» введение названий детенышей в речь
У оленя – олененок . У моржа — …………  У медведя — …………
У совы — ……………. У пингвина-…..

Пальчиковая гимнастика

На льдине жил один пингвин, Гулял по льдине он один. Левая рука ладонью вверх, указательный палец правой руки на ладони постукивает

Скучал пингвин, грустил пингвин. Среди снегов и белых льдин. Сжимаем кулачки, ладонями вниз.

А был бы у него дружок, не так бы был он одинок.  Имитация рукопожатий

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит -уууууу – воет волк; а так же вариант с прерывистым выдохом у-у-у-у- воет сова.

Артикуляционное упражнение.

«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Носорог»)

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Носорог».

«Толстячки - худышки»

Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Лексическая тема: «Рыбы»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: акула, дельфин, сом, щука, карась, гуппи, чешуя, жабры, брюшко, плавники
  • прилагательные: подводный, хищный, опасный, разнообразный, прекрасный.
  • глаголы: приплыла, отплыла, поймать, уплыть, нырнуть.

«Вопросы — ответы» образование притяжательных прилагательных

Чья голова? — Это рыбья голова.  

Чьи жабры? — ……Чье туловище? — …….Чья чешуя? — ……Чей хвост? — …..Чье брюшко? — ……Чьи плавники? — ……

«Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы).                                                                                                                 Сельдь – селедочка, карась — карасик. Окунь, щука, ерш, сом, скалярия, камбала, сом, акула, гуппи, золотая рыбка.

«Есть – нет» подбор существительных в родительном падеже:

корм – нет корма , рыба – …окунь — … плавник – … карась — …  чешуя — … щука — … вода — …

Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Плавные движения кистями, руки соеденили 

Рыбка, рыбка, озорница,                          погрозить пальчиким

Мы хотим тебя поймать.                   хлопок "круглыми" ладошками

Рыбка спинку изогнула,                      выгнуть кисти, пальчики вниз

Крошку хлебную взяла,                   имитировать движение пальчиками

Рыбка хвостиком махнула,         сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево

Рыбка быстро уплыла.                               спрятать ручки.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Через соломинку делаем бурю воды в стакане.

Артикуляционное упражнение.

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Лексическая тема: «Транспорт. Виды транспорта. Части автомобиля.»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: машина, грузовик, самосвал, поезд, трамвай, троллейбус, автобус, пассажир, груз, поезд, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот.
  • прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, наземный, подземный.
  • глаголы: ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять. 

«Один — много» образование существительных множественного числа

Машина - машины Грузовик - грузовики Колесо - колеса Кабина - кабины Фара - фары Груз - грузы Пассажир - пассажиры

Игра «Едем в гости»  употребление предлога на  и существительного в предложном падеже в активной речи

Воспитатель предлагает детям «поехать» в гости в другой детский сад. Каждый ребенок должен сказать на чем он поедет в гости, выбрав картинку с изображением транспорта
Я поеду на машине.   … на поезде    … на трамвае   … на мотоцикле, корабле, ракете

«Предложение повтори и его договори» составление предложений с союзом а.

Лодка плывет, а машина … (едет).
Трамвай едет, а самолет… (летит).
Мотоцикл едет, а корабль… (плывет).
Самолет летит, а автобус… (едет).
И т.д.

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, о них ты на улице не забывай. Соединение пальцев по очереди с большим 

В морях – корабли, ледоколы, суда, они очень редко заходят сюда. -То же пальцами другой руки

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Чей самолёт дальше улетит?» Ребѐнок сидит за столом, перед ним бумажный самолѐтик. Вдох, пауза, на выдохе ребѐнок передвигает самолѐтик по столу                                                                                            

Артикуляционное упражнение.                                                                              «Парус»                                                                                                           Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.            

Лексическая тема: «Инструменты»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, валик, мастерок, цемент, ножницы, лопата, игла, нитки.
  • прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный.
  • глаголы:  рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, шить. 

«Назови действие» подбор слов – действий к словам

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.

лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - …..

«Много чего?» употребление формы Р.п. мн.ч. существительных

Молоток - много молотков, топор- много топоров, пила -много пил, клещи-клещей, гвозди- гвоздей, тиски- тисков, ключ- ключей, и т.д

Пальчиковая гимнастика                                                                                  «Строим дом»                                                                                              Молотками мы стучим,               стучат кулачками, держа сверху то один, то другой                                                                                                             Строить новый дом хотим.         «домик» - соединяют ладони крышей          Кто в доме будет жить?       сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук                                                                                                      С нами кто будет дружить?                                                                                                 - Девочки и мальчики,                 поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук                                                                                                         Маленькие пальчики!            пальчики «здороваются» друг с другом

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                           «Дровосек»  Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Артикуляционное упражнение.  

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

                                                               

Лексическая тема: «День защитников Отечества. Мужские профессии»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: работа, труд, профессия, инженер, строитель, полицейский, военный, водитель, плотник, летчик, танкист, моряк, пехотинец, десантник, пушка, пулемет, автомат, парашют, дозор, подвиг.
  • прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, сильный, смелый, умный. 
  • глаголы: работать, трудиться, строить, чинить, защищать, охранять, перевозить, придумывать. 

«Кто что делает?» Обогащение и активизация словаря по теме, формировать умение отвечать на вопросы:

Что делает моряк? Что делает летчик? Что делает пограничник? Что делает танкист? Что делает строитель? Что делает плотник? И тд.

«Один – много» образование существительных множественного числа

офицер – офицеры, танкист — …, солдат — …,танк — …, герой — …, парашют — …, летчик-.., моряк-.., и т.д 

Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных,          Соединять пальцы правой руки с большим.                                                                                                                                  И полезных, и приятных.                      Соединять пальцы левой руки с большим.                                                                                                                        Повар, врач, маляр, учитель,                Последовательно соединять               Продавец, шахтёр, строитель…           пальцы обеих рук с большим.    Сразу всех не называю,                        Сжимать и разжимать кулачки.  Вам продолжить предлагаю.                Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Самолёт»

Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у»

Артикуляционное упражнение.

««Пароход»

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Лексическая тема: «Мамин праздник. Женские профессии»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: мамочка, матушка, мамулечка, праздник, работа, труд, профессия, воспитатель, врач, повар, швея, парикмахер, продавец.
  • прилагательные: добрая, любимая, нежная, заботливая, красивая, умная, веселая, грустная, уставшая, нужный, полезный. 
  • глаголы: любить, заботится, ухаживать, стирать, готовить, купать,  вышивать, вязать, шить, слушать, помогать, трудиться, создавать, лечить, учить, продавать, готовить, шить, читать, стричь.

«Кто что делает?» Составление предложений по демонстрации действия

Что делает мама? — любит, жалеет, заботится…, Что делает повар?-….,

Что делает воспитатель, ?-…., Что делает парикмахер?-…., Что делает врач?-…., Что делает продавец?-…., Что делает швея?-…..

Подбор прилагательных:

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.

Составление рассказа «Кем я буду, когда вырасту» по плану: название профессии; какие инструменты нужны для работы по этой профессии; что делает человек этой профессии.

Пальчиковая гимнастика

Мамочка, мамочка

Любимая моя,                поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого

Ведь ты знаешь, мамочка,                                             затем то же на левой руке

Как я люблю тебя.     правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Вырасти большой»

Стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение.

«Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Лексическая тема: «Бытовая техника»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: приборы, предметы, электричество; названия приборов; шнур, вилка, розетка, выключатель;
  • прилагательные: удобно, быстро, легко.
  • глаголы: помогать, пылесосить, кипятить, разогревать, стирать.

«Сколько их?» согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
Один фен, два фена, пять фенов. Утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка

«Продолжи предложение»

Воспитатель начинает предложения, а дети заканчивают.

• Пылесос нужен для того, чтобы…

• Мясорубка нужна для того, чтобы…

• Соковыжималка…Пароварка…Миксер…Духовка…. Фен…Стиральная машина...Утюг…Микроволновая печь…

«Четвертый лишний» формирование умения классифицировать слова
Холодильник, мясорубка, 
утюг, чайник.
Кастрюля, 
микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, 
телевизор, швейная машина.

Пальчиковая гимнастика

Пылесос, пылесос,                  Ритмичное сгибание пальцев  обеих рук    Ты куда суёшь свой нос?               ладони смотрят вверх и  вперёд                                                                                                                                                           Я жужжу, я жужжу,                    то же, но ладони обращены друг  к другу.                                                                                        Я порядок навожу.                       соприкосновение кончиков  пальцев  

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                                        «Каша кипит»

Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф». Повторяют 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение.

«Маятник»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, фиалка, хлорофитум
  • прилагательные: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…
  • глаголы: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает

«Посчитай» согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже

Фиалка — две фиалки — пять фиалок.

Так же со словами: цветок, кактус, бегония, корень, бутон, лепесток

«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Фиалка — фиалочка                          герань — геранька

кактус — кактусик                            корень — корешок (корешочек)

стебель — стебелек                          лист — листок (листик) и т.д

Пальчиковая гимнастика                                                                                      Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)                           Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)                                                   Ветерок чуть дышит                                                                                           Лепестки колышет (движение пальцами)                                                              Наши красные цветки                                                                                     Закрывают лепестки (ладошка закрывается)                                                          Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)                                                    И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Аромат цветов»                                                                                       Через нос сделать спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдохнуть произнося: « АХ!»

Артикуляционное упражнение                                                                             «Лейка» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Лексическая тема: «Сказки. Театр»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: театр, представление, спектакль, герои, костюм, роли, актер, сусек, завалинка, лапоть
  • прилагательные: сказочный, прекрасный, волшебный, лубяной, смоляной.
  • глаголы: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

«Скажи какой?» подбор описательных прилагательных на примере сказки «Колобок»

Колобок (какой?)-……, Лиса( какая?)-...., Медведь(какой?)-…., Заяц(какой?)-…, Волк(какой?)-….

«Есть – нет» подбор существительных в родительном падеже:

Колобок- нет колобка, волк-нет волка, дед-нет деда, бабка-нет бабки, лягушка-нет лягушки и т.д.

«Много чего?» употребление формы Р.п. мн.ч. существительных        лягушка- много лягушек,   петушок- много петушков, теремок- много теремков, заяц- много зайцев,   лиса- много лис, медведь- много медведей, лапоть- много лаптей и т.д.                                               

Пальчиковая гимнастика                                                                                           Тесто мяли мы слегка            Дети имитируют движения «лепки»                 А потом его катали                     Сжимают и разжимают пальцы                               На окошечко сажали           Раскрывают ладони, показывают их                                      Он с окошка прыг да прыг       Стучат по ладоням пальцами

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                                               «Остудим колобка»

Дети делают глубокий вдох и плавный длинный выдох.

Артикуляционное упражнение.                                                                             «Чашечка»                                                                                                  Улыбнуться, открыть рот , высунуть широкий язык и установить его в форме чашечки, поднимая края.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Лексическая тема: «Весна»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: солнце, гроза, одуванчик, мать и мачеха, скворец, грач, насекомые, почки, веточки, трава, проталины, земля, ручьи, лужи, подснежник, куст, деревья.
  • прилагательные: теплый, ласковый, первый, прекрасный, весенний, зеленый, золотистый, рыхлый, звонкий 
  • глаголы: распускаться, таять, возвращаться, выглядывать, пробиваться, расти, капать.

«Назови – ласково».

Солнце – солнышко, луч – лучик, ручей – ручеек,  подснежник – подснежничек, куст – кустик,  лист – листик,  дождь -дождичек, облако – облачко, цветы – цветочки,  трава – травка.

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька , две сосульки , пять сосулек .
солнце, скворец, дерево., почка, листок, подснежник, лужа, льдинка, грач

Учить детей составлять рассказ, опираясь на предметные картинки (солнышко, лужа, деревья, трава, птички, дети)                                    «Наступила весна. На небе светит солнышко. Стало тепло. На земле зеленеет травка. Птички строят себе домики — гнездышки. Дети катаются на самокате, на велосипеде и качаются на качелях.»

Пальчиковая гимнастика                                                                                               Раз, два, три, четыре, пять.                           загибают пальчики                                       Будем мы весну встречать.                           шагают                                                  Весна - красна, иди скорей!                          подзывают руками                                    Землю солнцем обогрей!                               потирают ладошки                        Скорей набухнут почки                                 сжимают кулачки                                          И вырастут цветочки!             разжимают кулачки, поднимают руки вверх, шевелят пальчиками

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Капель» Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

Артикуляционное упражнение.                                                    «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Повтор 4-6 раз.

Лексическая тема: «День и ночь»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: утро, день, вечер, ночь, рассвет, закат, звезды, луна, сумерки.
  • прилагательные: длинный, короткий, звездное, пасмурно, ясное, ночное, яркое, темное, близкое, далекое, высокое, низкое, широкое, узкое,  дневное.
  • глагол:  рассветать, заходить, смеркаться, вечереет, светит, горит.

Играть в слова (словосочетания)«Когда это бывает?»

Луна на небе – ночь     Папа на работе – день    Мама читает книжку – вечер    Чистим зубы – утро     Прогулка – день, вечер и т. д.

«Скажи наоборот» практическое употребление слов — антонимов.

звезды далеко – мама близко, солнце высоко –туча низко, небо широкое–окно узкое.

«Скажи какой?» подбор описательных прилагательных

Ночь какая?-   длинная, темная, звездная. Утро какое?- доброе, яркое, веселое. Небо какое?- голубое, красивое, яркое. И т.д.

Пальчиковая гимнастика

С добрым утром, глазки!       Указательными  пальцами  поглаживать глаза.

Вы проснулись?           Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки!      Ладонями  поглаживать  уши.

Вы проснулись?              Приложить  ладони  к  ушам  как «Чебурашка».

С добрым утром, ручки!           Поглаживать  то  одну, то  другую  руку.

Вы проснулись?                           Хлопки  в  ладоши.

С  добрым утром, ножки!          Поглаживание  коленок.

Вы проснулись?                         Потопать  ногами.

С добрым утром, солнце!         Поднять  руки  вверх, посмотреть  вверх

Мы  проснулись!                         (на солнце).

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Часы»                                                                                                                   Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить по швам. Размахивая прямыми руками в вверх и вниз, глубоко вдыхать и произносить на выдохе протяжно «тик – так». Повтор 10 раз

Артикуляционное упражнение                                                                        «Окошко»                                                                                                              Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Лексическая тема: «Деревья»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель, елка, сосна; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки.
  • прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, березовые, еловые, ветвистое, вечнозеленое, лекарственные
  • глаголы: колется, колышутся, опадают, качается, сорвать, собирать, осыпается, шумят.

«Где растут деревья?» практическое употребление в речи предлога в. Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.

                                                                                                                «Соберем гербарий» образование относительных прилагательных.

Сорву с дуба - дубовый лист.

Сорву с клена - кленовый лист.

Сорву с березы -  березовый лист и т.д.

«Расскажи, каких деревьев много в лесу?» образование существительных  множественного числа в родительном падеже      В лесу много дубов, тополей, лип, берез, кленов, елей, сосен и т.д……

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
     (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
   (загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
   ("шагать" средним и указательными пальцами по столу). 

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                                    «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» И.п. – основная стойка ноги на ширине плеч, руки по швам; 1 – вдох, руки вверх -  2 –– наклон туловища вправо, выдох; 3 –– вернуться в и.п.,  вдох; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5-6 раз.                                                                                                           

Артикуляционное упражнение.                                                                          «Дупло»- вытянуть губы кружочком                                                                 «Орешки»- улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи «Спрячем жёлудь за щёку»-надувать попеременно то правую щёку, то левую

Лексическая тема: «Цветы луговые»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: мать-и-мачеха, ромашка, василек, колокольчик,  клевер, одуванчик, стебель, бутон, букет, лист, цветок, корень, почва, питание.
  • прилагательные: ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий. Ромашковая, васильковая, одуванчиковая,
  • глаголы: рвать,   срезать,   собирать,   нюхать,  плести,   оберегать, охранять, опылять, исчезать, всходить, беречь, выделять.

«Цветочная полянка» образование относительных прилагательных.

Полянка, на которой растут ромашки (какая?) ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) ...

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) ...

«Букет» согласование существительного с числительным 

Воспитатель показывает картинки  с изображением разных цветов и предлагает детям собрать букет для мамы, нужно посчитать сколько каких цветов будет в букете. Взрослый говорит число, дети название цветов: две мать-и- мачехи, три ромашки, пять васильков, три клевера, четыре одуванчика и пять колокольчиков. 

Пальчиковая гимнастика

Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)                                                                                                     Желтый сарафанчик.                                                                                             Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)                                                            В беленькое платьице,                                                                                              Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево)                                              Ветерку послушное.

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                          «Цветок распускается».                                                                                               И. п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвратиться в И. п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6 раз.

Артикуляционное упражнение.                                                                                      «Не разлей воду»                                                                                              Язык в форме «чашечки» сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд.  Затем заносим его в рот и смыкаем зубы. Повторять 10 - 15 раз.

Лексическая тема: «Цветы садовые»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: астра, тюльпан, роза, маргаритка, нарцисс, лилия, пион, стебель, лист, цветок, черенок, лепесток, лейка, удобрение, подкормка, поливка.
  • прилагательные: сочный, зеленый, хрупкий, влажный, яркий, многоцветный, пушистый, крупный.
  • глаголы: поливать, полоть, рыхлить, пересаживать, пахнуть, всходить, ухаживать,

«Подбери признак» подбор описательных прилагательных.

Тюльпан (какой?) – красный, крупный, яркий…цветы маргаритки (какие?) – маленькие, розовые, белые, пушистые, …цветы пиона (какие?) – большие, пушистые, красные, розовые, и т.д. …   

 «Назови ласково» употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Роза – розочка, цветок – цветочек, лист – листочек, тюлпан-тюльпанчик, астра-астрочка, лилия-лилиечка, пион-пиончик, маргаритка-маргариточка и т.д.… 

«Это чей?» употребление названий цветов с притяжательными местоимениями мой, моя, мои. Роза, цветок, ромашка, тюльпаны, василёк, лепестки, стебельки, лилия, пион, астра, маргаритка, нарцисс.

Пальчиковая гимнастика

Только солнышко взойдет,      сжимают и разжимают пальцы                                  Мак на клумбе расцветет.                                                                                    Бабочка-капустница     соединяют большие пальцы, остальными машут           На цветок опустится.                                                                                       Поглядишь – а у цветков              сжимают и разжимают пальцы                              Больше стало лепестков.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Тюльпан раскрывается».
И.п. – сидя на стульчике, плечи расслаблены. Подбородок приподнят. Кисти лежат на коленях. Вдох диафрагмой, медленный выдох ртом. Повторить 5-6 раз.    

Артикуляционное упражнение.                                                                          «Не расплескай воду»                                                                               Язык в форме «чашечки» сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд.  Затем водим «чашечкой» вправо-влево, удерживая позу. Повторять 10 - 15 раз.

Лексическая тема: «Насекомые»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинка, куколка.
  • прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный.
  • глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать.  

«Кого ты видел?» употребление существительных в родительном падеже и глаголов прошедшего времени. Воспитатель выставляет 5-6 картинок с изображением насекомых. Дети проговаривают названия насекомых, затем убираются по одной картинке. Дети проговаривают кого они видели.

Я видел жука. Я видел пчелу. Я видел бабочку. Я видел комара. И др.

«Посчитай до пяти» согласование числительного с существительным.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек. Одна стрекоза … Один муравей … Один жук … Одна пчела .

Пальчиковая гимнастика

«Жук».                                                                                                                                Я веселый майский жук,             (сжимают кулачки)                                             Знаю все сады вокруг.           (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы»)                                                                                                         Над лужайками кружу,       (шевелят «усами»)                                                              А зовут меня Жу-жу.

Упражнение на развитие речевого дыхания.                                                    «Жук жужжит»                                                                                                Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

                                                                                                                                         Артикуляционное упражнение.                                                                 «Бабочка»                                                                                                   «Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-Крылышками машет» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Лексическая тема: «Мой дом»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; кухня, ванная, спальня, вход/выход;
  • прилагательные: большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, многоэтажный, одноэтажный и т.д.
  • глаголы: возвышаться, находиться, строить, красить, открывать, закрывать, подниматься, позвонить, выходить.

«Какой дом?» образование относительных прилагательных.

дом из дерева – деревянный дом;

дом из песка – песочный дом;

дом из соломы – соломенный дом;

дом из кирпича – кирпичный дом;

дом из камня – каменный дом и т.д.

«Один-много» образование существительных множественного числа.

Дом-дома, этаж- этажи, лестница-лестницы, ступенька, крыша, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; кухня.

Пальчиковая гимнастика                                                                        Тук-тук-тук, тук-тук-тук!            Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом,                  
Ставят рядом ладошки «стены»
Есть окошко в доме том.                  
Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей».
Есть ещё одно повыше, 
Есть труба вверху на крыше.   
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей:  
Показывают оба указательных пальца
«Проходите поскорей!»  
Делают приглашающий жест рукой.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

 «Большой и маленький»                                                                                  Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух".

Артикуляционное упражнение.                                                                  «Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.

Лексическая тема: «Игрушки»

Месяц ___________________дата __________________

Задание логопеда

Выполнение  

Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме. Ввести в активный словарь.

  • существительные: игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо,
  • прилагательные: играть, катать, строить, купать, кормить,
  • глаголы: новый, большой, маленький, резиновый

«Что привез грузовик?» развитие умения строить простое предложение.

Воспитатель вывозит грузовик с игрушками и спрашивает у детей: «Что привез нам грузовик?» Показывает игрушки по одной. Дети отвечают полным предложением.

- Грузовик привез куклу. (мяч, пирамиду, юлу, неваляшку, зайку…)

«Помоги Маше» употребление предлогов -под- и -на-.

Незнайка разбросал игрушки по группе. Давайте поможем Маше собрать игрушки. Дети находят игрушки и сообщают где они были.

- Мячик был под столом. Кукла была на полу. Пирамидка была на стуле.

Зайка был под стулом.

Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд                     попеременно хлопать в ладоши

Куклы Танины сидят:                                и стучать кулачками

Два медведя, Буратино,                   загибать поочерёдно все пальчики

И весёлый Чиполино,

И котёнок и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.               разгибать поочерёдно пальчики

Помогаем нашей Тане                                          хлопать в ладоши

Мы игрушки собирать.                                            стучать кулачками

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Надуй шарик»

Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф.

Артикуляционное упражнение.

«Весёлый язычок».

Язычок проснулся, потянулся \ тянемся узким языком за пальцем

Захотел сладкого варенья покушать \ облизать верхнюю, затем нижнюю губу

Потом пошёл зубки чистить \ скоблим языком с внутренней стороны по нижним резцам, затем верхним.

И спрятался в домик, закрыл заборчик \ улыбнуться и показать «забор» - сомкнуты зубы.

Индивидуальная работа

ФИ ребенка

Звук

Задание

Выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной методической разработке представлены:1.    Функции учителя-  логопеда и воспитателей в ДОУ.2.    Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...

Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Дневник взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определяется преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Материалы, содержащиеся в ...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (4-6 лет)

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы и позволяет специалисту не только эффект...

Журнал взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ( ОНР 1 уровня) 3-4 лет.

Материал разработан  в соответствии с речевым уровнем воспитанников, распределен по темам, с усложнением в течении учебного года....

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможнос...