Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (4-6 лет)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы и позволяет специалисту не только эффективно координировать работу воспитателей, но и отслеживать динамику освоения учебного материла детьми с ОВЗ. Тетрадь разрабатывалась мной исходя из уровня актуального развития и зоны ближайшего развития воспитанников данной группы, а также в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_vzaimodeystviya_s_vospitatelyami.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Осень»
- Логоритмическое упражнение.
Речь | Движения |
Капля раз, капля два | Указательным пальцем правой руки по левой раскрытой ладони ритмично медленно стучим |
Очень медленно сперва | Руки на поясе, медленно прыгаем: на каждое слово прыжок |
А потом, потом, потом | Руки на поясе, быстро прыгаем: на каждый слог прыжок |
Всё бегом, бегом, бегом. | Руки на поясе, быстро прыгаем: на каждый слог прыжок |
Мы зонты свои раскрыли, | Ноги вместе, руки прямые широко в стороны |
От дождя себя укрыли. | Руки соединяем над головой |
- Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
- По опорным картинкам называть признаки осени: «день короткий, ночь длинная», «часто идут дожди», «листья желтеют и опадают», «птицы улетают на юг», «на улице становится холодно, мы надеваем шапку, куртку, сапоги», «созревает урожай: овощи и фрукты».
- По сюжетным картинкам «Времена года» называть или показывать время года. Закреплять последовательность времен года с визуальной опорой, закреплять предлог «после»: «после зимы наступает весна», «после весны наступает лето» и т.д.
Индивидуальные задания
ФИ ребенка | Задание | Результат выполнения |
«Осень. Деревья», 25.09-29.09
- Закрепляем признаки осени. Учим названия деревьев, слово «листопад».
- Тренируем длительность выдоха: сдуваем листья с ладони.
- Пальчиковая гимнастика
Речь | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибаем пальцы на правой руке |
Будем листья собирать | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки |
Листья березы | Загибаем пальцы по одному на каждую строчку на правой руке |
Листья рябины | |
Листики клена | |
Листья осины | |
Листики дуба | |
Мы соберем | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки |
Маме осенний букет принесем | Указательный и средний пальцы «шагают» по столу. Остальные пальцы собраны вместе в щепоть |
- Отстукивание ритмов (тихо-громко) с визуальной опорой (листья).
- Тренируем слуховое восприятие с осенней коробочкой: возьми зеленый лист и ягоду рябины, возьми желтый лист и шишку и т.д.
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч. и родительного падежа: игра с мячом: лист – листья, береза- березы, клен-клены, дуб- дубы, рябина- рябины,
- Игра «Найди дерево по листу» - по опорным картинкам соотносить лист/плоды с деревом, называть: это лист березы, это лист рябины, это лист клена, лист дуба.
- Штриховка сверху вниз, обводка листьев.
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, право, справа.
«Овощи. Огород», 02.10-06.10
- Словарь: овощи, названия овощей, огород, грядка, теплица, урожай, собирать, резать, копать, солить, срывать, варить,
- Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха: вдыхаем аромат овощей, выдыхаем через рот с шепотным звуком «АААА».
- Логоритмика
Речь | Движения |
В огород пойдем, Урожай соберем | Маршируем на месте |
Мы морковки натаскаем | Наклоны туловища вниз, руками имитируем соответствующее движение |
И картошки накопаем | имитируем соответствующее движение |
Срежем мы кочан капусты | имитируем соответствующее движение |
Круглый, сочный, очень вкусный | Рисуем в воздухе двумя руками круг три раза |
Луку мы нарвем немножко | Приседаем, имитируем соответствующее движение |
И вернёмся по дорожке | Маршируем на месте |
- Отстукивание ритмов (длинный-короткий) с визуальной опорой (червячки, овощи).
- Тренируем слуховое восприятие с овощами: возьми зеленый перец и красный помидор, возьми желтый кабачок и баклажан и т.д. (задание варьируется в зависимости от возможностей ребенка)
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч. с визуальной опорой: перец-перцы, помидор-помидоры и т.д.
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия овощей
- Формирование связной речи: описание овоща по образцу «Название. Цвет, форма, тактильные ощущения (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, колючий). Что из него можно приготовить».
- Сенсорные ощущения: игра «Чудесный мешочек» с овощами. Угадать на ощупь, что в мешке.
- Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с овощами
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, право, справа.
«Фрукты. Сад», 09.10-13.10
- Словарь: фрукты, названия фруктов, сад, дерево, урожай, собирать, резать, срывать, варить, крошить
- Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха: вдыхаем аромат фруктов, выдыхаем через рот с шепотным звуком «АААА».
- Логоритмика
Речь | Движения |
Будем мы варить компот | Левая ладонь в виде ковшика, правой рукой указательным пальцем круговые движения |
Фруктов много нужно, вот! | Разводим руки в стороны, показываем «много» |
Будем яблоки крошить | Обеими руками имитируем крошение |
Грушу будем мы рубить | Прямыми ладонями делаем резкие рубленые движения |
Отожмем лимонный сок | Сжимаем ладонями поочередно |
Слив положим, сахарок | Ритмично сжимаем кулачки |
Варим, варим мы компот, угостим честной народ. | Левая ладонь в виде ковшика, правой рукой указательным пальцем круговые движения |
- Отстукивание ритмов под песенку «В барабан играет ежик»
- Тренируем слуховое восприятие с фруктами: возьми желтый банан и красное яблоко и т.д. (задание варьируется в зависимости от возможностей ребенка)
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов с визуальной опорой: банан-бананы, яблоко-яблоки, банан- бананчик.
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия фруктов
- Формирование связной речи: описание фрукта по схеме – визуальной опоре. Примерный текст: это лимон. Он желтый, овальной формы, большой, кислый. Лимон растет в саду на дереве. Из лимона можно давить сок, класть его в чай. Лимон – это фрукт.
- Сенсорные ощущения: игра «Чудесный мешочек» с фруктами. Угадать на ощупь, что в мешке.
- Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с фруктами
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева.
«Кладовая леса. Грибы, ягоды», 16.10-20.10
- Словарь: грибы, ягоды, названия грибов, лесных ягод, сад, дерево, собирать, срывать, сушить, варить, заготавливать
- Логоритмика
Речь | Движения |
1,2,3,4,5 | Ритмично сжимаем кулачки |
В лес идем мы погулять | Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. Остальные пальцы собраны вместе |
За черникой, за малиной | На правой руке загибаем пальчики по одному с помощью левого указательного пальца |
За брусникой, за калиной | |
Землянику мы найдем | |
И братишке отнесем | Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. Остальные пальцы собраны вместе |
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов с визуальной опорой: гриб-грибы, ягода-ягоды, гриб-грибочек, ягодка – ягодка, малина –малинка и т.д..
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия грибов и ягод
- Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с ягодами, грибами
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за
«Профессии», 24.10-27.10
- Словарь: доктор, строитель, парикмахер, продавец, пожарный, воспитатель, водитель, лечить, строить, стричь, тушить, воспитывать, водить, продавать
- Логоритмика: песенка «Профессии»
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч.: строитель-строители, продавец- продавцы и т.д.
- Связная речь: составление ответов на вопрос «Кто чем работает?»
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия профессий
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за
«Человек, части тела», 30.10-03.11
- Словарь: голова, шея, щёки, лоб, локоть, колено, подбородок, пальцы, кисть, ступня, живот, руки, ноги, рот, глаза, нос, уши, спина, ходить, прыгать, слушать, смотреть, есть, рисовать и т.д.
- Логоритмика «У жирафа пятна» (Железновой)
Речь | Движения |
Это правая рука, это левая рука | Соответственно тексту |
Хлоп, хлоп, хлоп | |
Это правая нога, это левая нога | |
Топ, топ, топ | |
Ну а это голова | |
Можно сделать два кивка |
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов , игра с мячом: голова – головы-головка, рука- руки-ручка, нога – ноги-ножка и т.д..
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия частей тела.
- Тренируем конструктивный праксис: выкладываем человека из геометрических фигур по образцу, по памяти.
- Тренируем ВПФ, слуховое внимание: игра «Слушай и выполняй». Ведущий называет и показывает части тела (лоб, локоть, ладони или нос, рот, ухо) в разной последовательности, в разном темпе, а также «запутывая» игроков (называть одну часть, а показывать другую)
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за
«Домашние животные», 27.11-01.12
- Словарь: домашние животные, корова, собака, кошка, овца, коза, свинья, лошадь, баран, ферма, польза, ухаживать, заботиться, мяукает, лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и т.д.
- Логоритмика «На ферме» (видео)
- Пальчиковая гимнастика
Речь | Движения |
Идет коза рогатая | Загибаем пальцы на правой руке |
Идет коза бодатая | Загибаем пальцы на левой руке |
Кто кашу не ест? | Смотрим направо (правую руку прикладываем ко лбу) |
Молока не пьёт? | Смотрим налево (левую руку прикладываем ко лбу) |
Забодаю, забодаю! | Бодаем друг друга |
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: корова – коровы, собака - собаки и т.д..
- Учим предлог «под» (по картинкам): собака под шляпой и т.д.
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия животных.
- Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с фигурками животных).
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под
«Дикие животные. Дикие животные зимой», 11.12-15.12
- Словарь: дикие животные, медведь, лиса, заяц, белка, лось, куница, ёж, кабан, волк, воет, рычит, хрюкает, зимовать, менять, впадать в спячку и т.д.
- Пальчиковая гимнастика
Речь | Движения |
Ходит мишка косолапый | Изображаем походку медведя |
Громко топает он лапой | Топаем лапой |
Ты за мишкой повтори | |
Один, два, три | |
К нам зайчонок прибежал | Делаем «ушки» |
Умываться лапкой стал | «Умываемся» |
Ты за зайкой повтори | |
Один, два, три | |
А лиса хвостом виляет | Виляем бедрами, изображаем хвост |
Всех нас в гости приглашает | |
За лисичкой повтори | |
Один, два, три |
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: лиса – лисы, заяц - зайцы и т.д. Образование с помощью суффиксов – лиса-лисята и т.д.
- Учим предлоги «под», «на», «в» (по картинкам)
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия животных.
- Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с фигурками животных).
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под, на
«Новый год. Ёлка», 25.12-29.12
- Словарь: зима, снегурочка, дед мороз, елка, хоровод, новый год, снеговик, подарки и т.д.
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с пособием: один снеговик – много снеговиков, один мешок – много мешков, один шар – много шаров, одна елка – много елок, один подарок – много подарков. Учим предлоги «под», «на» (по картинкам)
- Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с елочными игрушками).
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под, на
«Посуда», 22.01-26.01
- Словарь: «посуда», кастрюля, тарелка, вилка, ложка, чашка, кружка, сковорода, доска, нож, чайник, скалка, поварёшка; жарить, варить, кипятить, пить, есть, резать, катать и т.д.
- Пальчиковая гимнастика
Речь | Движения |
Один, два, три, четыре | Кулачком стучим о кулачок |
Мы посуду перемыли | Прямыми ладонями скользим друг о друга |
Чайник, чашку, вилку, ложку | Загибаем пальчики на правой руке |
И большую поварешку. | Делаем руками большой круг в воздухе |
- Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: ложка – ложки, вилка - вилки и т.д. Образование с помощью уменьшительных суффиксов – ложка – ложечка, кружка - кружечка и т.д.
- Учим предлоги «под», «на», «в» (по картинкам)
- Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия посуды.
- Тренируем речеслуховую память, игра «Запомни и назови» (с визуальной опорой). Запомнить 3-4 слова.
- Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, право-справа, перед/впереди, сзади/за, под, на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...
Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
Взаимодействие учителя - логопеда и специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности для
Взаимодействие учителя - логопеда и специалистов ДОУ ...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...