Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (4-6 лет)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Гусева (Выходцева) Таисия Николаевна

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы и позволяет специалисту не только эффективно координировать работу воспитателей, но и отслеживать динамику освоения учебного материла детьми с ОВЗ. Тетрадь разрабатывалась мной исходя из уровня актуального развития и зоны ближайшего развития воспитанников данной группы, а также в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_vzaimodeystviya_s_vospitatelyami.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Осень»

  1. Логоритмическое упражнение.

Речь

Движения

Капля раз, капля два

Указательным пальцем правой руки по левой раскрытой ладони ритмично медленно стучим

Очень медленно сперва

Руки на поясе, медленно прыгаем: на каждое слово прыжок

 А потом, потом, потом

Руки на поясе, быстро прыгаем: на каждый слог прыжок

Всё бегом, бегом, бегом.

Руки на поясе, быстро прыгаем: на каждый слог прыжок

Мы зонты свои раскрыли,

Ноги вместе, руки прямые широко в стороны

От дождя себя укрыли.

Руки соединяем над головой

  1. Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
  • По опорным картинкам называть признаки осени: «день короткий, ночь длинная», «часто идут дожди», «листья желтеют и опадают», «птицы улетают на юг», «на улице становится холодно, мы надеваем шапку, куртку, сапоги», «созревает урожай: овощи и фрукты».
  • По сюжетным картинкам «Времена года» называть или показывать время года. Закреплять последовательность времен года с визуальной опорой, закреплять предлог «после»: «после зимы наступает весна», «после весны наступает лето» и т.д.

Индивидуальные задания

ФИ ребенка

Задание

Результат выполнения

«Осень. Деревья», 25.09-29.09

  1. Закрепляем признаки осени. Учим названия деревьев, слово «листопад».
  2. Тренируем длительность выдоха: сдуваем листья с ладони.
  3. Пальчиковая гимнастика

Речь

Движения

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальцы на правой руке

Будем листья собирать

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы

Загибаем пальцы по одному на каждую строчку на правой руке

Листья рябины

Листики клена

Листья осины

Листики дуба

Мы соберем

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Маме осенний букет принесем

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу. Остальные пальцы собраны вместе в щепоть

  1. Отстукивание ритмов (тихо-громко) с визуальной опорой (листья).
  2. Тренируем слуховое восприятие с осенней коробочкой: возьми зеленый лист и ягоду рябины, возьми желтый лист и шишку и т.д.
  3. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч. и родительного падежа: игра с мячом: лист – листья, береза- березы, клен-клены, дуб- дубы, рябина- рябины,
  4. Игра «Найди дерево по листу» - по опорным картинкам соотносить лист/плоды с деревом, называть: это лист березы, это лист рябины, это лист клена, лист дуба.
  5. Штриховка сверху вниз, обводка листьев.
  6. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, право, справа.

«Овощи. Огород», 02.10-06.10

  1. Словарь: овощи, названия овощей, огород, грядка, теплица, урожай, собирать, резать, копать, солить, срывать, варить,
  2. Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха: вдыхаем аромат овощей, выдыхаем через рот с шепотным звуком «АААА».
  3. Логоритмика

Речь

Движения

В огород пойдем,

Урожай соберем

Маршируем на месте

Мы морковки натаскаем

Наклоны туловища вниз, руками имитируем соответствующее движение

И картошки накопаем

имитируем соответствующее движение

Срежем мы кочан капусты

имитируем соответствующее движение

Круглый, сочный, очень вкусный

Рисуем в воздухе двумя руками круг три раза

Луку мы нарвем немножко

Приседаем, имитируем соответствующее движение

И вернёмся по дорожке

Маршируем на месте

  1. Отстукивание ритмов (длинный-короткий) с визуальной опорой (червячки, овощи).
  2. Тренируем слуховое восприятие с овощами: возьми зеленый перец и красный помидор, возьми желтый кабачок и баклажан и т.д. (задание варьируется в зависимости от возможностей ребенка)
  3. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч. с визуальной опорой: перец-перцы, помидор-помидоры и т.д.
  4. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия овощей
  5. Формирование связной речи: описание овоща по образцу «Название. Цвет, форма, тактильные ощущения (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, колючий). Что из него можно приготовить».
  6.  Сенсорные ощущения: игра «Чудесный мешочек» с овощами. Угадать на ощупь, что в мешке.
  7. Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с овощами
  8. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, право, справа.

«Фрукты. Сад», 09.10-13.10

  1. Словарь: фрукты, названия фруктов, сад, дерево, урожай, собирать, резать,   срывать, варить, крошить
  2. Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха: вдыхаем аромат фруктов, выдыхаем через рот с шепотным звуком «АААА».
  3. Логоритмика

Речь

Движения

Будем мы варить компот

Левая ладонь в виде ковшика, правой рукой указательным пальцем круговые движения

Фруктов много нужно, вот!

Разводим руки в стороны, показываем «много»

Будем яблоки крошить

Обеими руками имитируем крошение

Грушу будем мы рубить

Прямыми ладонями делаем резкие рубленые движения

Отожмем лимонный сок

Сжимаем ладонями поочередно

Слив положим, сахарок

Ритмично сжимаем кулачки

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

Левая ладонь в виде ковшика, правой рукой указательным пальцем круговые движения

  1. Отстукивание ритмов под песенку «В барабан играет ежик»
  2. Тренируем слуховое восприятие с фруктами: возьми желтый банан и красное яблоко и т.д. (задание варьируется в зависимости от возможностей ребенка)
  3. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов с визуальной опорой: банан-бананы, яблоко-яблоки, банан- бананчик.
  4. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия фруктов
  5. Формирование связной речи: описание фрукта по схеме – визуальной опоре. Примерный текст: это лимон. Он желтый, овальной формы, большой, кислый. Лимон растет в саду на дереве. Из лимона можно давить сок, класть его в чай. Лимон – это фрукт.
  6.  Сенсорные ощущения: игра «Чудесный мешочек» с фруктами. Угадать на ощупь, что в мешке.
  7. Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с фруктами
  8. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева.

«Кладовая леса. Грибы, ягоды», 16.10-20.10

  1. Словарь: грибы, ягоды, названия грибов, лесных ягод, сад, дерево,  собирать,    срывать,  сушить, варить, заготавливать
  2. Логоритмика

Речь

Движения

1,2,3,4,5

Ритмично сжимаем кулачки

В лес идем мы погулять

Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. Остальные пальцы собраны вместе

За черникой, за малиной

На правой руке загибаем пальчики по одному с помощью левого указательного пальца

За брусникой, за калиной

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. Остальные пальцы собраны вместе

  1. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов с визуальной опорой: гриб-грибы, ягода-ягоды, гриб-грибочек,  ягодка – ягодка, малина –малинка и т.д..
  2. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия грибов и ягод
  3. Тренируем ВПФ: игра «Чего не стало?» с ягодами, грибами
  4. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за

«Профессии», 24.10-27.10

  1. Словарь: доктор, строитель, парикмахер, продавец, пожарный, воспитатель, водитель,  лечить, строить, стричь, тушить, воспитывать, водить, продавать
  2. Логоритмика: песенка «Профессии»
  3. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч.: строитель-строители, продавец- продавцы и т.д.
  4. Связная речь: составление ответов на вопрос «Кто чем работает?»
  5. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия профессий
  6. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за

«Человек, части тела», 30.10-03.11

  1. Словарь: голова, шея, щёки, лоб,  локоть, колено, подбородок, пальцы, кисть, ступня, живот, руки, ноги, рот, глаза, нос, уши, спина, ходить, прыгать, слушать, смотреть, есть, рисовать и т.д.
  2. Логоритмика «У жирафа пятна» (Железновой)

Речь

Движения

Это правая рука, это левая рука

Соответственно тексту

Хлоп, хлоп, хлоп

Это правая нога, это левая нога

Топ, топ, топ

Ну а это голова

Можно сделать два кивка

  1. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., уменьшительно-ласкательных суффиксов , игра с мячом: голова – головы-головка, рука- руки-ручка, нога – ноги-ножка  и т.д..
  2. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия частей тела.
  3. Тренируем конструктивный праксис: выкладываем человека из геометрических фигур по образцу, по памяти.
  4. Тренируем ВПФ, слуховое внимание: игра «Слушай и выполняй». Ведущий называет и показывает части тела (лоб, локоть, ладони или нос, рот, ухо) в разной последовательности, в разном темпе, а также «запутывая» игроков (называть одну часть, а показывать другую)
  5. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за

«Домашние животные», 27.11-01.12

  1. Словарь: домашние животные, корова, собака, кошка, овца, коза, свинья, лошадь, баран, ферма, польза, ухаживать, заботиться, мяукает, лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и т.д.
  2. Логоритмика «На ферме» (видео)
  3. Пальчиковая гимнастика

Речь

Движения

Идет коза рогатая

Загибаем пальцы на правой руке

Идет коза бодатая

Загибаем пальцы на левой руке

Кто кашу не ест?

Смотрим направо (правую руку прикладываем ко лбу)

Молока не пьёт?

Смотрим налево (левую руку прикладываем ко лбу)

Забодаю, забодаю!

Бодаем друг друга

  1. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: корова – коровы, собака - собаки  и т.д..
  2. Учим предлог «под» (по картинкам): собака под шляпой и т.д.
  3. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия животных.
  4. Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с фигурками животных).
  5. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под

«Дикие животные. Дикие животные зимой», 11.12-15.12

  1. Словарь: дикие животные, медведь, лиса, заяц, белка, лось, куница, ёж, кабан, волк, воет, рычит, хрюкает, зимовать, менять, впадать в спячку  и т.д.
  2. Пальчиковая гимнастика

Речь

Движения

Ходит мишка косолапый

Изображаем походку медведя

Громко топает он лапой

Топаем лапой

Ты за мишкой повтори

Один, два, три

К нам зайчонок прибежал

Делаем «ушки»

Умываться лапкой стал

«Умываемся»

Ты за зайкой повтори

Один, два, три

А лиса хвостом виляет

Виляем бедрами, изображаем хвост

Всех нас в гости приглашает

За лисичкой повтори

Один, два, три

  1. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: лиса – лисы, заяц - зайцы и т.д. Образование с помощью суффиксов – лиса-лисята и т.д.
  2. Учим предлоги «под», «на», «в» (по картинкам)
  3. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия животных.
  4. Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с фигурками животных).
  5. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под, на

«Новый год. Ёлка», 25.12-29.12

  1. Словарь: зима, снегурочка, дед мороз, елка, хоровод, новый год, снеговик, подарки  и т.д.
  2. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с пособием: один снеговик – много снеговиков, один мешок – много мешков, один шар – много шаров, одна елка – много елок, один подарок – много подарков. Учим предлоги «под», «на» (по картинкам)
  3. Тренируем ВПФ: игра «4-й лишний»/игра «Что изменилось» (с елочными игрушками).
  4. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, перед/впереди, сзади/за, под, на

«Посуда», 22.01-26.01

  1. Словарь: «посуда», кастрюля, тарелка, вилка, ложка, чашка, кружка, сковорода, доска, нож, чайник, скалка, поварёшка; жарить, варить, кипятить, пить, есть, резать, катать  и т.д.
  2. Пальчиковая гимнастика

Речь

Движения

Один, два, три, четыре

Кулачком стучим о кулачок

Мы посуду перемыли

Прямыми ладонями скользим друг о друга

Чайник, чашку, вилку, ложку

Загибаем пальчики на правой руке

И большую поварешку.

Делаем руками большой круг в воздухе

  1. Закрепление грамматических категорий ед.и мн.ч., игра с мячом: ложка – ложки, вилка - вилки и т.д. Образование с помощью уменьшительных суффиксов – ложка – ложечка, кружка - кружечка и т.д.
  2. Учим предлоги «под», «на», «в» (по картинкам)
  3. Слоговая структура: отхлопываем по слогам названия посуды.
  4. Тренируем речеслуховую память, игра «Запомни и назови» (с визуальной опорой). Запомнить 3-4 слова.
  5. Тренируем ориентацию в режимных моментах: вверху, внизу, лево, слева, право-справа, перед/впереди, сзади/за, под, на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...