«Организация взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мухамбетова НатальяВитальевна

Совместная работа учителя-логопеда с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhd_sem_tekstovka_karavanova.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация взаимодействия
учителя- логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

В 2018-2019 учебном году в нашем детском саду была организована средняя группа 4 – 5 лет компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  в количестве 10 человек, со следующими педагогическими диагнозами: ОНР 1 уровня – 2 ребёнка, ОНР 2 – 3 уровня -7 детей, и 1 ребёнок после кохлеарной имплантации.

Кохлеарный имплантат — медицинский прибор, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной тугоухости. 

Целью моей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР - является создание условий для оказания максимальной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения речи.

Данная цель решается через поставленные задачи, которые вы видите на экране.

Задачи:

  • Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного звукопроизношения, устранение  нарушений лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. 
  • Развитие фонематических процессов, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
  • Обеспечение преемственности в работе учителя логопеда и воспитателя.
  • Воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности.

Предполагаемый результат нашей совместной коррекционно-развивающей работы по выпуску детей в школу вы видите на экране.

Предполагаемый результат:

  • Овладение речью как средством общения и культуры.
  • Максимально развита звуковая и интонационная культура, фонематический слух.
  • Пополнен и обогащен словарный запас.
  • Максимально снижено количество аграмматизмов.
  • Связная речь приближена к возрастной норме.

После логопедического обследования детей отметила, что характерным признаком речевого развития у детей нашей группы являлось преобладание расстройств импрессивной и экспрессивной речи, а также резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. У детей отмечались затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем речи, звукопроизношения и грубейшими нарушениями слоговой структуры слова.

 Вашему вниманию будет представлен видеоматериал, характеризующий состояние речи детей, на момент зачисления в группу.  

У ребёнка с кохлеарным имплантатом было полное отсутствие речи, отмечалось элементарное слуховое восприятие в плане реагирования на громкие звуковые раздражители. Ребёнок мог произносить своеобразные звуковые звукокомплексы. Это мой первый опыт работы с таким ребёнком.

Сейчас хочу показать небольшой фрагмент занятия с этим ребёнком по развитию слухового восприятия.

Исходя из характеристики речи детей, моя работа была построена следующим образом:

  1. Познакомила родителей с результатами логопедического обследования и с организацией работы на логопедической группе.
  2. Совместно с воспитателями группы были обговорены индивидуальные особенности детей, специфические моменты работы с детьми; проведены консультации по возникшим у них вопросам, разработали совместно адаптированную образовательную программу, составила  индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребёнка.
  3. Организованы три раза в неделю специальные занятия по формированию правильного звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
  4. В группе и кабинете организована предметно пространственная среда, которая помогает создать возможности для успешного устранения речевого дефекта.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от тесного взаимодействия с воспитателями группы.

Наша совместная деятельность с воспитателями осуществляется в разных формах. Это и совместное составление перспективного планирования работы на год, обсуждение и выбор форм, методов и приёмов работы с детьми, оснащение развивающего пространства в групповом помещении, одним из средств осуществления взаимосвязи являются задания логопеда воспитателям, которые прописываются в тетради взаимодействия «Помогалочка». Задания воспитателям соответствуют перспективному планированию, даются ежедневно рекомендации по проведению индивидуальной работы. Индивидуальная работа с детьми  по заданию логопеда проводится во вторую половину дня в логопедический час с шестнадцати  до семнадцати. Ежедневно воспитатель занимается с 5 -6 детьми.

Мы, воспитатели совместно с учителем-логопедом работаем по исправлению у детей речевых нарушений.  Наша работа не ограничивается только тетрадью взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями. Она гораздо шире и проходит через все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, двигательную).  Представляю, вашему вниманию взаимодействие воспитателей с учителем- логопедом на примере лексической темы «Осень», которая проходит в течение недели.

 «Игровая деятельность»

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому наш день начинается с игры.  Игра оказывает большое влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от детей активного взаимодействия. В ней ребенок раскрепощается, и забывает о своих дефектах. Игра всегда окрашена положительным эмоциональным фоном. На этой недели мы играли в игры «Поездка в осенний лес», «Семья в лесу». В дидактические игры «Скажи на оборот», «Подбери к дереву листочек»,  «Куда, где, откуда?» (отработка предлогов), проводили театрализацию, артикуляционную гимнастику и другое.

 «Познавательная деятельность»

Акцентом данного направления является  развитие познавательного интереса детей. В ходе, которого развивается речевая активность. По этому направлению у нас проходят: наблюдения на прогулке (рассматриваем деревья, листья, описываем какая погода осенью),  составление описательного рассказа на тему осень, проводим  экспериментирование и исследование с водой «Веселые тучки», с песком (мокрый-сухой, теплый, холодный) с листьями.  

 «Продуктивная деятельность»

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как известно, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики.  Систематическая тренировка пальцев – мощное средство работоспособности головного мозга, и как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов,  что также оказывает положительное влияние на развитие речи (проводились аппликации, лепка, рисование на тему «Осень» разными способами, обсыпали крупой , лепили пройдённую гласную букву «О», разучивали пальчиковую гимнастику «Дождь», «Ветер дует нам в лицо»).

«Трудовая деятельность»

В данном виде деятельности  формируются и воспитываются не только трудовые навыки и умения, но параллельно решается ряд речевых задач (пополняется словарный запас, особенно отрабатывается глагольный словарь, воспитываются навыки сотрудничества).

 ( На прогулке собирали природный материал для изготовления поделок на тему «Осень, дети убирали и подметили листья на участке, кормили птиц.)

 «Двигательная деятельность»

В коре головного мозга речевой и двигательный  центры находятся рядом. Поэтому у детей с речевыми нарушениями страдает общая координация движения и мелкая моторика. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.  Были проведены подвижные  игры «Ветер и желтые листочки», «Осенний букет», дыхательные гимнастики «сдуй листочек» и другое.

В результате согласованной совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, проходящей через все образовательные области,  у детей обогащается словарный запас, развиваются фонематические процессы, улучшается звукопроизношение, повышается познавательная и речевая активность.

  Значительно пополнился словарный запас. Частично устранятся аграмматизмы. Речь детей стала более понятна для восприятия окружающих.

Сейчас  посмотрите видео с речью ребёнка по составлению описательного рассказа.

Спасибо за внимание. Если есть вопросы – с удовольствием отвечу на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной методической разработке представлены:1.    Функции учителя-  логопеда и воспитателей в ДОУ.2.    Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...

Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Дневник взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определяется преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Материалы, содержащиеся в ...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье представлен опыт взаимодействия специалиста и воспитателей группы компенсирующей направленности в рамках коррекционно-развивающей деятельности....

Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Журнал рабочих контактов  учителя-логопеда и воспитателей  средней группы  компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (4-6 лет)

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы и позволяет специалисту не только эффект...