«Организация взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Совместная работа учителя-логопеда с воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhd_sem_tekstovka_karavanova.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация взаимодействия
учителя- логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
В 2018-2019 учебном году в нашем детском саду была организована средняя группа 4 – 5 лет компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в количестве 10 человек, со следующими педагогическими диагнозами: ОНР 1 уровня – 2 ребёнка, ОНР 2 – 3 уровня -7 детей, и 1 ребёнок после кохлеарной имплантации.
Кохлеарный имплантат — медицинский прибор, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной тугоухости.
Целью моей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР - является создание условий для оказания максимальной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения речи.
Данная цель решается через поставленные задачи, которые вы видите на экране.
Задачи:
- Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного звукопроизношения, устранение нарушений лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.
- Развитие фонематических процессов, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
- Активизация познавательной деятельности.
- Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
- Обеспечение преемственности в работе учителя логопеда и воспитателя.
- Воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности.
Предполагаемый результат нашей совместной коррекционно-развивающей работы по выпуску детей в школу вы видите на экране.
Предполагаемый результат:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Максимально развита звуковая и интонационная культура, фонематический слух.
- Пополнен и обогащен словарный запас.
- Максимально снижено количество аграмматизмов.
- Связная речь приближена к возрастной норме.
После логопедического обследования детей отметила, что характерным признаком речевого развития у детей нашей группы являлось преобладание расстройств импрессивной и экспрессивной речи, а также резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. У детей отмечались затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем речи, звукопроизношения и грубейшими нарушениями слоговой структуры слова.
Вашему вниманию будет представлен видеоматериал, характеризующий состояние речи детей, на момент зачисления в группу.
У ребёнка с кохлеарным имплантатом было полное отсутствие речи, отмечалось элементарное слуховое восприятие в плане реагирования на громкие звуковые раздражители. Ребёнок мог произносить своеобразные звуковые звукокомплексы. Это мой первый опыт работы с таким ребёнком.
Сейчас хочу показать небольшой фрагмент занятия с этим ребёнком по развитию слухового восприятия.
Исходя из характеристики речи детей, моя работа была построена следующим образом:
- Познакомила родителей с результатами логопедического обследования и с организацией работы на логопедической группе.
- Совместно с воспитателями группы были обговорены индивидуальные особенности детей, специфические моменты работы с детьми; проведены консультации по возникшим у них вопросам, разработали совместно адаптированную образовательную программу, составила индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребёнка.
- Организованы три раза в неделю специальные занятия по формированию правильного звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
- В группе и кабинете организована предметно пространственная среда, которая помогает создать возможности для успешного устранения речевого дефекта.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от тесного взаимодействия с воспитателями группы.
Наша совместная деятельность с воспитателями осуществляется в разных формах. Это и совместное составление перспективного планирования работы на год, обсуждение и выбор форм, методов и приёмов работы с детьми, оснащение развивающего пространства в групповом помещении, одним из средств осуществления взаимосвязи являются задания логопеда воспитателям, которые прописываются в тетради взаимодействия «Помогалочка». Задания воспитателям соответствуют перспективному планированию, даются ежедневно рекомендации по проведению индивидуальной работы. Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда проводится во вторую половину дня в логопедический час с шестнадцати до семнадцати. Ежедневно воспитатель занимается с 5 -6 детьми.
Мы, воспитатели совместно с учителем-логопедом работаем по исправлению у детей речевых нарушений. Наша работа не ограничивается только тетрадью взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями. Она гораздо шире и проходит через все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, двигательную). Представляю, вашему вниманию взаимодействие воспитателей с учителем- логопедом на примере лексической темы «Осень», которая проходит в течение недели.
«Игровая деятельность»
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому наш день начинается с игры. Игра оказывает большое влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от детей активного взаимодействия. В ней ребенок раскрепощается, и забывает о своих дефектах. Игра всегда окрашена положительным эмоциональным фоном. На этой недели мы играли в игры «Поездка в осенний лес», «Семья в лесу». В дидактические игры «Скажи на оборот», «Подбери к дереву листочек», «Куда, где, откуда?» (отработка предлогов), проводили театрализацию, артикуляционную гимнастику и другое.
«Познавательная деятельность»
Акцентом данного направления является развитие познавательного интереса детей. В ходе, которого развивается речевая активность. По этому направлению у нас проходят: наблюдения на прогулке (рассматриваем деревья, листья, описываем какая погода осенью), составление описательного рассказа на тему осень, проводим экспериментирование и исследование с водой «Веселые тучки», с песком (мокрый-сухой, теплый, холодный) с листьями.
«Продуктивная деятельность»
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Как известно, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство работоспособности головного мозга, и как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что также оказывает положительное влияние на развитие речи (проводились аппликации, лепка, рисование на тему «Осень» разными способами, обсыпали крупой , лепили пройдённую гласную букву «О», разучивали пальчиковую гимнастику «Дождь», «Ветер дует нам в лицо»).
«Трудовая деятельность»
В данном виде деятельности формируются и воспитываются не только трудовые навыки и умения, но параллельно решается ряд речевых задач (пополняется словарный запас, особенно отрабатывается глагольный словарь, воспитываются навыки сотрудничества).
( На прогулке собирали природный материал для изготовления поделок на тему «Осень, дети убирали и подметили листья на участке, кормили птиц.)
«Двигательная деятельность»
В коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом. Поэтому у детей с речевыми нарушениями страдает общая координация движения и мелкая моторика. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Были проведены подвижные игры «Ветер и желтые листочки», «Осенний букет», дыхательные гимнастики «сдуй листочек» и другое.
В результате согласованной совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, проходящей через все образовательные области, у детей обогащается словарный запас, развиваются фонематические процессы, улучшается звукопроизношение, повышается познавательная и речевая активность.
Значительно пополнился словарный запас. Частично устранятся аграмматизмы. Речь детей стала более понятна для восприятия окружающих.
Сейчас посмотрите видео с речью ребёнка по составлению описательного рассказа.
Спасибо за внимание. Если есть вопросы – с удовольствием отвечу на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
В данной методической разработке представлены:1. Функции учителя- логопеда и воспитателей в ДОУ.2. Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Дневник взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет
Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определяется преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Материалы, содержащиеся в ...
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В статье представлен опыт взаимодействия специалиста и воспитателей группы компенсирующей направленности в рамках коррекционно-развивающей деятельности....
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей ....
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (4-6 лет)
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы и позволяет специалисту не только эффект...