Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 736.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель, задачи, сроки реализации программы
1.1.2. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основное содержание логопедической работы
2.2. Комплексно - тематическое планирование работы
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Педагогическая диагностика развития обучающихся
3.2. Примерная структура логопедического занятия
3.3. Учебно-методическое обеспечение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л.С. Выготского, Н.Г. Морозовой, Р.Е. Левиной, М.С. Певзнер, Н.С. Жуковой, Ю.Ф. Гаркуши и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционной работы с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии и учета сензитивного периода развития.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
1.1.1 Цели и задачи реализации программы, сроки реализации программы.
Цель программы: Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи программы:
- реализация содержания Программы для обучающихся с ТНР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы является игровая деятельность, которая является ведущим видом деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и игровыми упражнениями.
Рабочая программа предусматривает коррекцию недостатков речевого развития, развитие мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Включает следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие
Исходя из ФГОС ДО, учитываются:
• индивидуальные потребности ребенка с ТНР связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• специальные условия для получения образования детьми с ТНР в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов;
• проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий и осуществление квалификационной коррекции нарушений развития.
1.1.2. . Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; 3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; 32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основное содержание логопедической работы
Предполагаемое содержание логопедической работы с детьми указанных категорий и реализацию поставленных целей и задач планируется осуществлять по следующим направлениям:
1. Сбор и анализ анамнестических данных ребенка.
Проведению дифференциальной диагностики предшествует предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка, консультаций с медицинским персоналом , проведение консультаций с педагогами (воспитатель, педагог психолог), наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации).
2. Логопедическая диагностика детей с ТНР.
Представляет собой процесс изучения всех компонентов речевой деятельности (произносительного, просодического, лексико-грамматического, общей и артикуляторной моторики, речевого дыхания). При этом используются специальные техники и приемы, направленные на получение информации об актуальном состоянии речи ребенка и о потенциальных возможностях ее коррекции и развития.
3. Коррекционно-логопедическая работа.
Обучение предполагает несколько направлений:
1) развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи;
2) активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Обучение называнию 1-3-сложных слов (кот, муха, молоко), учить первоначальным навыкам словоизменения, затем - словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения "мой - моя" существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа "домик, шубка", категории падежа существительных);
3) развитие самостоятельной фразовой речи - усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа "Вова, спи", "Толя спит", "Оля пьет сок"); усвоение простых предлогов - на, под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек. Допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов);
4) развитие произносительной стороны речи - учить различать речевые и неречевые звуки, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру слова. Учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизводить слоги со стечением согласных. Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмикослогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления, связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Системный подход к преодолению речевого нарушения предусматривает комплексную коррекционноразвивающую работу, объединяющую аспекты речеязыковой работы с целенаправленным формированием психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптикопространственных функций соответственно возрастным ориентирам и персонифицированным возможностям обучающихся с ТНР.
К концу данного этапа обучения предполагается, что ребёнок с ТНР овладел простой фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает некоторые грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.
Обучение предусматривает:
1. Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической и диалогической речью).
2. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-3-сложных слов).
4. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
5. Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши). Подбирать существительные к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснять логические связи (Оля провожала Таню - кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
6. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница, проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик работает на экскаваторе.
Педагогические ориентиры:
Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
Ребенок без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
Ребенок без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения.
Развитие моторной сферы
Общая и ручная моторика и ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют.
Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами.
Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.
Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.
Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок 10 при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.
Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.
Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.
Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.
2.2. Комплексно - тематическое планирование работы
Лексическая тема, задачи и содержание работы | Итоговые мероприятия, праздничные даты, традиции |
СЕНТЯБРЬ. 1, 2-я недели | |
Исследование индивидуального развития детей учителемлогопедом. Заполнение речевых карт учителем-логопедом и альбома диагностики индивидуального развития детей воспитателями. | |
СЕНТЯБРЬ. 3-я неделя | |
Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Создание достаточного словарного запаса. Формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного глагольного словаря. Формирование умения образовывать относительные прилагательные. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Формирование умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными; составлять рассказ из четырех простых предложений по картинке. Закрепление навыка мягкого голосоведения, правильного произношения имеющихся звуков в свободной речевой и игровой деятельности. Обучение различению длинных и коротких слов. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование навыка выделения конечных и начальных твердых согласных из трехзвучных слов. | Праздник «Вот и осень к нам пришла!» и интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки» |
СЕНТЯБРЬ. 4-я неделя | |
Огород. Овощи. Расширение объема правильно произносимых существительных и глаголов по теме. Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Расширение понимания простых предлогов и активизация их использования в речи. Развитие ритмичности и выразительности речи. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильных укладов шипящих звуков. Формирование навыков слогового анализа слов. Упражнения в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | Игра-драматизация по русской народной сказке «Хозяйка однажды с базара пришла» |
ОКТЯБРЬ. 1-я неделя | |
Сад. Фрукты Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Обогащение активной речи относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование представления о твердости и мягкости согласных звуков. Подготовка к формированию укладов шипящих звуков Совершенствование навыка слогового анализа слов. Упражнения в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных слогов. | Словотворчество «Польза фруктов» |
ОКТЯБРЬ. 2-я неделя | |
Лес. Грибы и лесные ягоды Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Формирование понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование умения составлять простые предложения по вопросам, картинке, демонстрации действий. Обеспечение дальнейшего усвоения и использования некоторых форм словоизменения. Подготовка к формированию правильных укладов шипящих звуков. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов. Закрепление представлений о твердости-мягкости и звонкостиглухости согласных звуков. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. | Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом» Словотворчество. |
ОКТЯБРЬ. 3-я неделя | |
Одежда Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, их частей. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение составлению простых предложений по вопросам, демонстрации действий, картине и согласованию слов в предложении. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. Закрепление навыка мягкого голосоведения. Формирование правильных укладов шипящих звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, трехзвучных слов. Закрепление представлений о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. | Создание копилки , загадки, потешки, пословицы и поговорки на тему) |
ОКТЯБРЬ. 4-я неделя | |
Обувь Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, их частей. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. Формирование правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. | Создание копилки , загадки, потешки, пословицы и поговорки на тему) |
НОЯБРЬ. 1-я неделя | |
Неделя здоровья Формирование представлений о здоровом образе жизни. Обобщение знаний и представлений детей о бережном отношении к здоровью. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных развернутых высказываний детей: вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения. Закрепление навыка мягкого голосоведения, правильного произношения имеющихся звуков в свободной речевой и игровой деятельности. | День народного единства |
НОЯБРЬ. 2-я неделя | |
Посуда Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (посуда, чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда). Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, свободной речевой и игровой деятельности. Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов и использования их в речи. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. Совершенствование навыка составления рассказаописания о предмете по предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога | Беседа по картинкам посуды. |
НОЯБРЬ. 3-я неделя | |
«Мебель» Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. Совершенствование умения оперировать понятием слово. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Дальнейшее совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | Беседа по картинкам мебели. |
НОЯБРЬ. 4-я неделя | |
«Домашние животные зимой» Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. Совершенствование умения оперировать понятием слово. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами, глаголов с различными приставками. Формирование представления о словообразующей роли гласных звуков. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам «глухость – звонкость», «твердость – мягкость». Совершенствование навыков анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и небольшой помощью педагога. Обеспечение усвоения звуко-слоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование умения составлять рассказыописания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | Фотовыставка «Мой домашний любимец». Дидактическая игра «Как щенок узнал, кто всех важнее» из цикла «Новые разноцветные сказки» |
ДЕКАБРЬ. 1-я недедя | |
«Птицы. Зимующие и перелетные» Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играхдраматизациях. | Дидактическая игра «Птицы наши друзья». Беседа по картинкам «Птицы». |
ДЕКАБРЬ. 2-я недедя | |
«Человек. Части тела» Создание достаточного словарного запаса. Формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного глагольного словаря. Формирование умения образовывать относительные прилагательные. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Формирование умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными; составлять рассказ из четырех простых предложений по картинке. Закрепление навыка мягкого голосоведения, правильного произношения имеющихся звуков в свободной речевой и игровой деятельности. Обучение различению длинных и коротких слов. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование навыка выделения конечных и начальных твердых согласных из трехзвучных слов. | Физкультурно-познавательный досуг «Путешествие по станциям здоровья» |
ДЕКАБРЬ. 3-я недедя | |
«Зима, зимние месяцы» Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания, обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Дальнейшее развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов – антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи. | Беседа «Как сорока клеста судила» из цикла «Новые развивающие сказки». Рассматривание и беседа картинок зимы. |
ДЕКАБРЬ. 4-я недедя | |
«Новый год» Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по признакам «глухость – звонкость», «твердость – мягкость». Совершенствование навыков анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов | Новогодний утренник |
ЯНВАРЬ. 2-я неделя | |
«Зимние забавы» Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. | Дидактические игры «Зимние забавы», рассматривание картинок. |
ЯНВАРЬ. 3-я неделя | |
Транспорт Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и с простыми предлогами. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Дальнейшее совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | Сюжетно-ролевые игры. Макет «Транспорт». |
ЯНВАРЬ. 4-я неделя | |
«Профессии» Дальнейшее расширение экспрессивного словаря. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. Совершенствование умения оперировать понятием слово. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и с простыми предлогами. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Дальнейшее совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | Рассматривание и беседа по картинкам. |
ФЕВРАЛЬ. 1-я неделя | |
«Животные Севера» Дальнейшее расширение экспрессивного словаря. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных и формирование навыка их практического использования в предложениях и коротких рассказах. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по твердостимягкости. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слова со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец). | Рассматривание и беседа по картинкам. |
ФЕВРАЛЬ. 2-я неделя | |
«Речные, озёрные, аквариумные рыбы» Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словамисинонимами. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций. Продолжение работы по уточнению понимания и расширению значений простых предлогов. Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемой лексической темы. Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательных с ласкательными суффиксами. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков. | работа с ребенком «В аквариуме» |
ФЕВРАЛЬ. 3-я неделя | |
«Наша армия» Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания, обобщающего значения слов. Дальнейшее расширение глагольного словаря и словаря прилагательных, притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. . Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Дальнейшее совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | 23.02. День Защитника Отечества Фотовыставка «Мой защитник» |
ФЕВРАЛЬ. 4-я неделя | |
«Комнатные растения» Расширение объема правильно произносимых существительных названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемой лексической темы. Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательных с ласкательными суффиксами. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами. П родолжение работы по уточнению понимания и расширению значений простых предлогов. Активизация освоенных ранее других частей речи. | «Разноцветные фиалки, как девчонки в платьях ярких» беседа с ребенком. |
МАРТ. 1-я неделя | |
«Мамин праздник» Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6 – 7 слов. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков в игровой и свободной речевой деятельности. | Праздничный утренник. Словотворчество |
МАРТ. 2-я неделя | |
«Весна. Приметы весны» Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами. Расширение объема правильно произносимых существительных – названий природных явлений (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, льдина, почка, мать-и- мачеха, подснежник, верба, гнездо, пахота, сев, трактор, плуг, сеялка, лопата, грабли, семена) Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемой лексической темы (таять, капать, течь, грохотать, вить, летать, плавать, пахать, сеять, белить, сажать, растить, регулировать, охранять), приставочных глаголов (прилетать, выводить, поливать, перекапывать, убират, разносить). Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательных с ласкательными суффиксами. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами. Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6 – 7 слов. | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» в кукольном театре |
МАРТ. 3-я неделя | |
«Моя семья» Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играхдраматизациях. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова). Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей: вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения. Совершенствование навыка пересказа коротких рассказов. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных и формирование навыка их практического использования в простых предложениях. | Фотовыставка «Моя семья». Словотворчество |
МАРТ. 4-я неделя | |
«В гостях у сказки» Расширение словарного запаса: Предметный словарь: сказка, персонаж, автор, герой, Дед Мороз, Серый волк, Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный, избушка, принц, принцесса, гусли, холст, бурелом, хворост, болото, опушка,; признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, добродушный, страшный, веселый, глупый, справедливый; действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6 – 7 слов. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Обучение составлению предложений с противительным союзом. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности . Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в свободной речевой деятельности. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. | День театра. Инсценировка. |
АПРЕЛЬ. 1-я неделя | |
«Мы читаем А.Л. Барто, С.В. Михалков» Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной речи словами синонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи, умения выразительно декламировать стихи. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческих способностей. «Вовка-добрая душа», и другие любимые стихи детства (А. Барто) «Щенок», «Котята», «Прививка» и другие…(С.В. Михалков) | День книги. Изготовление книжки малышки. |
АПРЕЛЬ. 2-я неделя | |
«Космос» Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словамисинонимами. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций. Продолжение работы по уточнению понимания и расширению значений простых предлогов. Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6 – 7 слов. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. Обучение составлению сложноподчиненных предложений. | Всемирный день авиации и космонавтики. Выполнение аппликации «Ракета» |
АПРЕЛЬ. 3-я неделя | |
«Мы читаем С.Я. Маршак, К.И. Чуковский» Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной речи словами синонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи., умения выразительно декламировать стихи. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческих способностей. «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый»…..(С.Я. Маршак) “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха” …(К.И.Чуковский) | Изготовление книжки малышки |
АПРЕЛЬ. 4-я неделя | |
«Первоцветы» Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм. Обучение составлению сложноподчиненных предложений. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. | Всемирный день земли. Рисуем рисунок. |
МАЙ. 1-я неделя | |
«Насекомые» Активизация освоенных ранее других частей речи. Обучение составлению сложных предложений разной конструкции. Обучение составлению предложений с противительным союзом а. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова). Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, рассказы-загадки об объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по сюжетной картине. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. | Интегрированное занятие «Как кузнечик помогал слабым» из цикла «Новые развивающие сказки» |
МАЙ. 2-я неделя | |
«Лето» Активизация освоенных ранее других частей речи. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм. Обучение составлению сложноподчиненных предложений. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова). Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, рассказы-загадки об объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по сюжетной картине. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. | Беседа и рассматривание картинок «Лето». |
МАЙ. 3-4-я неделя | |
Итоговая диагностика |
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР.
Образовательную деятельность в рамках области "Социально-коммуникативное развитие" проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников собучающимися с ТНР предполагает следующие направления работы:
• дальнейшее формирование представлений обучающихся о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов;н
• воспитание правильного отношения к людям, к вещам;
• обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения обучающихся.
• в процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у обучающихся активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогическими работниками группы и родителям (законным представителям).
Педагогические работники уделяют основное внимание формированию связной речи у обучающихся с ТНР, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.
Активными участниками образовательного процесса в области "Социальнокоммуникативное развитие" являются родители (законные представители)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
В образовательной области "Познавательное развитие" основной задачей образовательной деятельности с детьми являются создание условий для развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации.
Содержание образовательной области "Познавательное развитие" в этот период обеспечивает развитие у обучающихся с ТНР познавательной активности. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.
Образовательная область «Речевое развитие»
В образовательной области "Речевое развитие" основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря; - развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; ю
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области "Речевое развитие" является формирование связной речи обучающихся с ТНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление.
Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи обучающихся.
Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.
У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социальнокоммуникативного и других видов развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "Почему?..", "Когда?..", обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" основной задачей образовательной деятельности с детьми является создание условий для приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Большое значение для развития слухового восприятия обучающихся (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) имеет взаимодействие учителя-логопеда. Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
Образовательная область «Физическое развитие»
В области физического развития ребенка основной задачей образовательной деятельности являются создание условий для приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности, становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни. Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся, различные виды гимнастик), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники и развлечения.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Педагогическая диагностика развития обучающихся
Система мониторинга динамики развития обучающихся, динамики их образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
1) педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
2) детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
3) карты развития ребенка с ТНР;
4) различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной деятельности. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При необходимости используются специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Педагогическая диагностика проводится с периодичностью 2 раза в год (сентябрь – 3 недели, вторая половина мая - 2 недели).
Для организации и реализации коррекционной работы в учреждении функционирует «Психолого-педагогический консилиум» (ППк). ППк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
3.2. Примерная структура логопедического занятия
Занятия проводятся индивидуально , 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут. В середине каждого занятия проводится физкультминутка. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством импрессивной и экспрессивной речи.
Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение логопеда.
2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие речевой моторики;
5. Развитие дыхания: плавного спокойного выдоха, длительного выдоха без участия голоса.
6. Развитие элементарных произносительных навыков.
7. Развитие понимания обращённой речи.
8. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы или релаксации.
9. Развитие активной речи.
10.Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Выбор тематики занятий определяется календарно-тематическим планированием, степенью выраженности речевого дефекта детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее эффективных методов коррекционной работы. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка.
3.3. Учебно-методическое обеспечение
1. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018.
3. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 3. до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
4. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
5. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
6. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
7. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
8. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2019.
9. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
10. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
11. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
12. Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Cтаршая группа. Часть I — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018.
13. Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Старшая группа. Часть II — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018.
14. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
15. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
16. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
17. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021. 18. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
19. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
20. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2019.
21. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2019.
22. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
23. Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
24. Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (средняя группа)
Данная Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ту...