Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию творческих способностей и ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_konstruirovaniyu_2020_god.docx | 735.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида»
Принято Педагогическим советом МАДОУ №51 протокол № 1 от «___»________2020г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МАДОУ №51 Заведующим __________О. В. Морозова от «_____»_______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
«Полёт в будущее»
Срок реализации программы 1 год
Авторы – составители:
Воспитатели МАДОУ № 51 «Вишенка»
Панова О. А., Григорьева С. П.,
Учитель-логопед МАДОУ №51 «Вишенка»
Зайцева Д. П.
Верхняя Салда
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Актуальность Программы | 4 |
1.3. | Направленность Программы | 5 |
1.4. | Новизна Программы | 6 |
1.5. | Цели и задачи Программы | 7 |
1.6. | Возраст обучающихся | 8 |
1.7. | Особенности возрастной группы детей | 8 |
1.8. | Сроки и форма реализации Программы | 9 |
1.9. | Планируемый результат освоения Программы | 9 |
2. | Содержательный раздел | 11 |
2.1. | Реализация содержания Программы «Полёт в будущее» в образовательном процессе учреждения | 11 |
2.2. | Содержание Программы | 12 |
2.3. | Формы организации образовательного процесса | 13 |
2.4. | Режим занятий | 14 |
2.5. | Мониторинг результатов освоения Программы | 14 |
2.6. | Учебный план Программы «Полёт в будущее» | 15 |
2.7. | Перспективный план Программы «Полёт в будущее» | 16 |
2.8. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 17 |
2.9. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 17 |
2.10. | Система взаимодействия с родителями | 18 |
3. | Организационный раздел | 19 |
3.1. | Организация психолого- педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка | 19 |
3.2. | Формы работы с детьми | 19 |
3.3. | Организация развивающей предметно- пространственной среды | 20 |
3.4. | Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников | 21 |
3.5. | Методическое обеспечение | 22 |
3.6. | Материально- техническое оснащение | 22 |
3.7. | Кадровые условия реализации Программы | 24 |
3.8. | Финансовые условия реализации Программы | 25 |
Список литературы | 26 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная образовательная программа «Полёт в будущее» (далее Программа) технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является модульной.
Программа «Полёт в будущее» входит в вариативную часть сформированной участниками образовательных отношений Общей образовательной программы дошкольного образования муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида» (далее учреждение).
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию творческих способностей и ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Программа разработана с учётом:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г.№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Письма Минобразования РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся;
- Закона Свердловской области от 21 декабря 2015 года №151- ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», проектом «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренным Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 – УГ» о проекте «Уральская инженерная школа»;
- Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Вишенка» комбинированного вида»;
- Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»;
- Адаптированной основной образовательной программы Н.В. Нищевой.
1.2. Актуальность Программы
Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).
Значение конструктивной деятельности велико, т.к. оно приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что положительно влияет на речь.
В процессе конструктивно - игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Также немаловажным направлением развития детей дошкольного возраста является профориентационная работа, так как в непрерывной системе образования детский сад является первоначальным звеном. В Свердловской области находится множество промышленных городов, одним из таких является город Верхняя Салда. В последние годы в нашем городе профильные классы с физико-математическим уклоном приобрели еще большую популярность, так как дети начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем важным внедрение в процесс образовательной деятельности дошкольников занятий, которые направленны на профориентацию, формирование мотивации к техническому образованию, к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла, а также развития творческой, познавательной активности, определенных задачами в рамках ФГОС дошкольного образования.
Актуальность программы определяется:
- эффективным влиянием конструирования на развитие мышления, памяти, логики и речи у детей с ТНР;
- ситуацией социально – экономической политики Свердловской области, направленной на обеспечение условий для подготовки рабочих и инженерных кадров, что отражено в комплексной программе «Уральская инженерная школа» утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014г. №453-УГ.
- востребованностью градообразующего предприятия города Корпорация ВСМПО- АВИСМА в инженерных кадрах и высококвалифицированных рабочих.
- удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста в техническом творчестве.
1.3. Направленность Программы
Программа носит технический характер и направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности дошкольника, его интереса к техническому обучению, к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла.
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе и познавательного развития. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
В детском саду с детьми подготовительного к школе возраста с ТНР ведётся разнообразная работа (непосредственная образовательная деятельность подгрупповая и индивидуальная, самостоятельные игры детей с различными видами конструктора, конструирование, создание поделок из бумаги, картона, природного материала) с использованием конструктивных игр и конструирования, учитывающая особенности этих детей.
В работе по использованию конструктивных игр и конструирования с детьми с ТНР отчётливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т. д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, что является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста.
При планомерной работе у детей отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.
1.4. Новизна Программы
Новизна данной Программы опирается на ориентацию дошкольной организации, на социальный запрос градообразующего предприятия города Верхняя Салда и Свердловской области в целом, на образовательную политику области, а также на решения задач комплексной программы «Уральская инженерная школа».
Данная программа строится на системно-деятельном подходе, который предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка.
Важнейшей отличительной особенностью является то, что работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется как через совместную деятельность педагога с детьми, так и через самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к техническому образованию, инженерным дисциплинам, а также систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.
В системе используются конструкторы нового поколения (LEGO, магнитный конструктор BLOGS, электронный конструктор «Эврики», конструктор «Знаток klikko» и др.), которые дают возможность воплотить все идеи в реальность, вызывают множество положительных эмоций, а также эффективно влияют на развитие речи, мышления и логики детей с ТНР.
В основу программы заложены следующие принципы:
- Принцип нормативности – соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, закону Российского Федерации «Об образовании в Российской федерации».
- Принцип преемственности - предусматривает объективную связь между реализацией комплексной программой Свердловской области «Уральская инженерная школа, программой профориентации школ города.
- Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
- Принцип системно-деятельного подхода – содержание реализуется в разных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями и речевыми возможностями дошкольников.
- Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативности и творческих способностей на основе его учёта его интересов, потребностей.
- Игровые принципы заключаются в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребёнка делается на игровую деятельность.
- Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
1.5. Цели и задачи Программы
Цель: создание условий для развития у детей с ТНР инженерного и конструкторского мышления, математических представлений и интереса к техническому образованию.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- развитие творческого воображения и познавательной активности;
- воспитание чувства товарищества, чувства сопричастности к общему делу;
- развитие умения слышать и выполнять инструкции педагога.
Развивающие задачи:
- развитие мышления, логики и пространственных представлений;
- развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения доводить дело до конца;
- развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей;
- формирование предпосылок основ инженерного мышления, навыков начального программирования и моделирования.
Обучающие задачи:
- формирование системы умений и навыков на основе технического
конструирования и робототехники;
- способствование ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе ознакомления с инженерными и рабочими профессиями, раскрытие значимости профессиональной деятельности взрослых для общества, развитие интереса к профессии родителей;
- стимулирование мотивации детей к получению элементарных научно-технических знаний;
- способствование развитию интереса к технике, конструированию, программированию, развитию конструктивных, инженерных и вычислительных навыков.
1.6. Возраст обучающихся
Программа адресована детям подготовительного к школе возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет. Дети объединяются в подгруппы 6-8 человек.
1.7. Особенности возрастной группы детей
Дети с ТНР отстают от нормотипичных сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Дошкольники с ТНР используют меньшее количество деталей, и на создание определенного объекта у данных детей уходит больше времени, нежели у их сверстников без речевых нарушений.
Также следует отметить моторную неловкость, трудности скрепления деталей. Им тяжелее удерживать мелкие детали конструктора, чем детям с нормальным речевым развитием.
В использовании речи в процессе конструирования также выявлены значительные отличия. На вопросы педагогов дети отвечают скованно, робко, их речь состоит из простых слов и нераспространенных предложений. Если нормотипичные дети, строя коллективную постройку, общаются друг с другом, то дошкольники с ТНР чаще всего выполняют работу молча.
Необходимо отметить, что дети с нормальным речевым развитием строят более сложные постройки, используют в своих постройках больше интересных элементов, их идеи отличаются оригинальностью, чего нельзя сказать о детях с ТНР, которые в основном строят что-то простое, например, самолёт или корабль. Эти данные свидетельствуют о меньшей продуктивности творческого конструирования с детей с речевыми патологиями.
Подводя итог, мы видим, что у детей с тяжелыми нарушениями речи творческое конструирование сформировано на более низком уровне, чем у детей с нормальным речевым развитием. Дети с патологиями речи менее успешно справляются с заданиями, не всегда могут четко и грамотно рассказать о своей постройке, об этапах ее планирования, используют меньшее количество деталей, но затрачивают на постройку больше времени. Однако следует отметить повышение речевой активности у детей с ТНР в процессе конструирования, что, несомненно, является хорошей базой для коррекционной работы по развитию речи.
1.8. Сроки и форма реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 занятий в год, продолжительность 1 занятия 25 – 35 минут. Содержание Программы ориентировано на возрастные особенности и речевые возможности каждого ребенка. Программа реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности, совместно - партнёрская деятельность, самостоятельная деятельность ребёнка. Каждый ребёнок задействован в процессе изучения теоретического и практического материала. Занятие проводится 1 раз в неделю.
1.9. Планируемый результат освоения Программы «Полёт в будущее»
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
Дети: результатом образовательной деятельности дошкольников являются целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- анализировать образец постройки, рисунок с изображением конструкции;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, фотографии;
- работать коллективно, активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами;
- конструировать по собственному замыслу, используя свое воображение.
Педагогические работники:
- сформированность профессиональной компетенций в части создания психолого-педагогических условий с детьми по формированию технических навыков у детей дошкольного возраста, формированию представлений по инженерным дисциплинам, математике, формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- повышение творческого потенциала педагогических кадров;
- обеспечение использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий, создание методической копилки дополнительного образования в детском саду.
Родители (законные представители):
- широкий диапазон знаний в области методов и технологий технического развития личности ребёнка;
- возможность участия в воспитательном процессе.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Реализация содержания Программы «Полёт в будущее» в образовательном процессе учреждения
Программа «Полёт в будущее» является вариативной частью, сформированной участниками образовательных отношений, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования организации.
Содержание Программы разработано с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям, а именно:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на:
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к себе и своим товарищам;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- развитие представлений о социокультурных ценностях нашей страны, региона и города.
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2.2. Содержание Программы
Программа структурирована по двум модулям: теоретический и практический. Каждый модуль направлен на освоение и реализацию задач Программы «Полёт в будущее».
Теоретический модуль ориентирован на получение элементарных представлений о производстве и истории градообразующего предприятия «Корпорация ВСМПО - АВИСМА», о профессиях родителей, работающих на предприятии. Также в данном модуле детей знакомят с воздушным транспортом и его строением.
Содержание теоретического модуля. В данный блок входят беседы, экскурсии, выставки, просмотры видеороликов о заводе и профессиях родителей, о профессиях, связанных с авиационной областью, просмотры фильмов, мультфильмов о строении самолетов и вертолетов, рассматривание картинок и альбомов «Воздушные виды транспорта», чтение рассказов о летчиках-испытателях.
Практический модуль включает в себя совместную деятельность взрослого и ребёнка в сюжетно-ролевых и дидактических играх, а также самостоятельную деятельность в свободной деятельности, которая позволяет закрепить полученную информацию и формирует у ребёнка интерес к пройденным темам. Данный модуль ориентирован на развитие у детей технических навыков с использованием конструкторов LEGO, «Эврики», «Знатон klikko», магнитного конструктора «BLOGS», деревянного конструктора и других. Деятельность практического модуля направлена на стимулирование конструктивного воображения при создании постройки с опорой на чертёж или схему. Ребенок учится анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением, а также учится планированию и созданию собственной модели и совместных проектов. Модуль ориентирован на получение элементарных научно – технических знаний в области математики и геометрии, разработка и создание моделей на основе вышеперечисленных конструкторов.
Содержание практического модуля. Данный блок наполнен практическими действиями. Ребенку дается возможность самостоятельного воплощения своих возможностей применять полученные знания в области технического конструирования, проявить свои творческие возможности, самореализовать свои потребности.
2.3 Формы организации образовательного процесса:
Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- Объяснительно – иллюстративные (методы обучения, при использовании которых воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
- Репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- Частично поисковые (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным др.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям и речевым возможностям детей. Содержание организационных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажам. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованные, музыкальные, изобразительные и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
2.4. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения.
Возрастная категория | Дети 6-7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 мин (академический час) |
2.5. Мониторинг результатов освоения Программы базируются на основе педагогического мониторинга, который включает в себя: беседы, наблюдения, результаты участия в выставках разных уровней и мероприятий.
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Основные методы сбора информации о ребёнке
- Систематическое наблюдение;
- Сохранение продуктов детской деятельности;
- Беседы с родителями, анкеты;
- Рассказы детей;
- Фотографии;
- Аудиозаписи и видеозаписи
Оценочный материал
Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника, ориентированной на задачи Программы (Таблица 1)
№№ | Параметры | Критерии | Показатели | Методы |
1 | Система знаний умений и навыков | Знание и владение сведениями технического направления | Уровень усвоения теоретического материала, уровень личных достижений | беседа |
2 | Общая компетенция | Развитие технического мышления | Навыки сборки схемы, в том числе с использованием мелких деталей | Анализ готового изделия, наблюдение |
Развитие мелкой моторики | ||||
Развитие коммуникативных качеств | Уровень общительности и культура общения в группе | Наблюдение | ||
3 | Социальная воспитанность | Приобщение к научным ценностям и достижениям современной техники | Желание изучать достижения технику | Беседа |
Положительное отношение к труду | Увлеченность выполнением работы | Анализ готового изделия, наблюдение | ||
Формирование первоначальных профессиональных предпочтений | Желание получить позитивный результат | Наблюдение |
Итоговой формой реализации Программы является - выставки технического творчества воспитанников, фотовыставки на сайте ДОУ (май месяц).
2.6. Учебный план Программы «Полёт в будущее» для детей 6-7 лет
Учебный модуль | Количество занятий |
Теоретический модуль | 10 |
Практический модуль | 26 |
Всего | 36 |
2.7 Перспективный план Программы «Полёт в будущее»
Наименование темы | Количество занятий | Форма проведения |
Модуль №1. Теоретический. | ||
«Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | беседа |
Разговор о трудолюбии | 1 | беседа, чтение художественной литературы |
Знакомство с предприятием «Корпорация ВСМПО – АВИСМА» «Где работают наши родители?» | 1 | видеоролик и беседа |
«Титановая эпоха» (беседа о производстве, знакомство с техническими машинами предприятия) | 1 | беседа и видеоролик |
Знакомство с профессиями авиационной области | 1 | видеофильм |
Знакомство с воздушным транспортом | 1 | беседа и рассматривание альбома «Воздушный транспорт» |
«Почему летают самолеты?» | 1 | видеоролик |
Знакомство со строением самолета | 1 | беседа и рассматривание схем и чертежей |
«Правила безопасности при конструировании» | 1 | беседа |
Знакомство с видами конструктора | 1 | рассматривание |
Модуль №2. Практический. | ||
«Воздушный транспорт» (магнитный конструктор «BLOGS») | 2 | конструирование |
«Военная наземная техника» (магнитный конструктор «BLOGS») | 2 | |
«Самолёты и вертолёты» (с помощью конструктора «Знаток klikko») | 2 | |
«Водный транспорт» (с помощью конструктора «Знаток klikko») | 3 | |
«Наземный транспорт» (электронный конструктор «Эврики») | 3 | |
«Самолёты и вертолеты» (электронный конструктор «Эврики») | 2 | |
«Самолёты и вертолёты» («Лего») | 2 | |
«Мой город» («Лего») | 2 | |
«Детский сад будущего» («Лего») | 3 | |
«Завод» («Лего») | 3 | |
«Аэропорт» («Лего Сити») | 2 |
2.8. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
В процессе работы по программе используются только элементарные научно -технические представления. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- в процессе работы не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они безопасны для детей;
- при организации конструктивной деятельности используется безопасные конструкторы и игровое оборудование.
При проведении занятий необходимо придерживаться следующей структуры:
- Постановка проблемы.
- Поиск путей решения проблемы.
- Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.
- Фиксация результата.
- Обсуждение увиденных полученных результатов.
- Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
2.9. Способы и направления поддержки детской инициативы
- поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
- побуждать детей выдвигать объяснения, предположения, догадки;
- давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах;
- давать детям возможность применять свои знания;
- принимать участие в конкурсе;
- оформить фотовыставки.
2.10. Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- участие родителей в образовательном процессе;
- участие родителей в изготовлении альбомов о своей профессии;
- проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии технического творчества;
- оформление папок передвижек;
- участие родителей в выставках технического творчества;
- проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров-практикумов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
- формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста;
- профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по программе.
- Формы работы с детьми
- «Игры эксперименты» - это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определённым предметом на основании сюжета;
- простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск;
- игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних предметов другими (реальные и условные);
- «игра этюд» - это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям
Развивающая предметно-пространственная среда программы «Полёт в будущее» предусматривает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, группы, кабинета и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы;
- материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
При создании РППС мы придерживались требований ФГОС дошкольного образования:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой
- полифункциональной
- доступной
- безопасной
При проектировании РППС учтено целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
В помещении имеется компьютерно-техническое оснащение, которое используется:
- для демонстрации детям познавательных мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
- для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
- для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
Для обеспечения преемственности работы, создания условий для реализации возможностей ребенка в группах, в распоряжении детей имеются конструкторы разных видов и разных размеров, наборы пособий для развития кинестетических способностей.
Для подгрупповой работы оборудован специальный кабинет «Конструктивной деятельности». Кабинет профильный и имеет методическое обеспечение, которое позволяет в полном объёме реализовать задачи Программы.
- Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Образование детей строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Направления взаимодействия с семьей | Формы взаимодействия | Формы отчета | |
Традиционные | Инновационные | ||
Познавательное направление содействует повышению психолого-педагогической культуры родителей. | - родительские собрания в формате онлайн (организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием Программы); - тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей); - индивидуальные консультации (квалифицированные ответы специалистов ДОУ). | -выставки детских работ (индивидуальных, коллективных), объединенных одной тематикой; - индивидуальные выставки детских работ на свободные темы; - мастер-классы (позволяют показать родителям различные приемы ознакомления детей с профессиями); - презентация Программы (информация о содержании работы с детьми). | -выставки детского творчества; -фотовыставки детского творчества на сайте ДОУ. |
Наглядно-информационное направление. | - информационные проспекты для родителей, - организация дней (недель) открытых дверей, - открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. | организация детских выставок, при участии и совместной работе с родителями. | выставки творчества. |
Информационно-аналитическое направление (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности). | - проведение социологических опросов. | анкеты. | оформление стендов. |
- Методическое обеспечение
На занятиях для каждого воспитанника педагог создаёт такие условия, в которых ребёнок может проявлять творческую индивидуальность.
Педагог подбирает для ребёнка вид конструктора и материалы в соответствии с психолого- педагогическими особенностями воспитанника (типа характера, особенностью нервной системы).
- Материально - техническое оснащение
Материально-техническая обеспеченность образовательного процесса является одним из главных условий, обеспечивающий высокий уровень качества образования. Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.
Для образовательной деятельности используются следующие объекты:
Функциональные помещения | Функциональное использование | Техническое обеспечение |
Музыкальный зал | Предназначен для организации и проведения музыкально-художественной деятельности детей, совместных мероприятий с родителями, конференций, форумов, выставок. |
|
Групповые помещения | Предназначены для организации и проведения воспитательно-образовательного процесса, игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. |
|
Методический кабинет | Используется для организации различных форм методической работы с педагогами , родителями (законными представителями), обобщения и распространения передового педагогического опыта. | компьютер -1 ноутбук – 3 принтер -2 сканер -3 фотоаппарат -2 видеокамера - 1 |
Кабинет конструктивной деятельности | Предназначен для групповых и индивидуальных занятий по конструированию. | стеллажи для пособий -3 столы -4 экран -1 ноутбук -1 проектор -1 конструкторы разных видов (ЛЕГО, магнитные, электронные, деревянные, механические) конструкторы klikko 10 , электронные конструкторы 6, конструктор «Городок» 5, магнитный конструктор 2, механический конструктор 4, электронный конструктор «Эврики». Имеются настольные модули для проведения игр с песком – 4 шт. для обыгрывания построек. Схемы Чертежи Альбомы видов конструкций. |
- Кадровые условия реализации Программы
Организация полностью укомплектована кадрами. Сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив.
Заведующий МАДОУ имеет высшее образование, общий стаж в должности более 5 лет.
В МАДОУ работает 21 педагог.
Основные услуги: воспитание, обучение, присмотр, уход.
Основные виды деятельности: Согласно действующему Уставу организации, социальный заказ, определяющий ведущую деятельность учреждения, сформулирован как:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программу «Полёт в будущее» реализуют 11человек из них 8 педагогов.
Общее количество педагогов, реализующих программу данного направления | 8 педагогов |
Педагогический состав | Педагог-психолог-1 Инструктор по физической культуре 1 Музыкальные руководители -1 Воспитатели -5 |
Административный состав | Заведующий-1 Зам. зав. по АХЧ-1 |
Квалификационный ценз педагогов | |
Высшая квалификационная категория | 3 |
Первая квалификационная категория | 5 |
СЗД | 0 |
Без категорий | 0 |
Образовательный ценз педагогов | |
Высшее педагогическое образование | 3 |
Среднее специальное образование | 5 |
Возрастной ценз педагогов | |
Старше 55 лет | 2 |
46-55 лет | 1 |
36-45 лет | 2 |
26-35 лет | 2 |
До 25 лет | 1 |
Педагогический стаж | |
Свыше 20 лет | 1 |
15-20 лет | 3 |
| 4 |
0-5 лет | 0 |
3.8. Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражен в муниципальном задании МАДОУ. Указанные нормативы определяются:
- в соответствии со Стандартом, с учетом типа учреждения;
- обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности;
- расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
- расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном, дидактических материалов, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды.
Список литературы
- Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Просвещение, 2000.
- Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.
- Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1984.
- Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технических кружков.– М.: Просвещение, 1981.
- Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004.
- Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО. – 2005.
- Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учеб.метод. пособ. для психологов и педагогов // Г.В. Резапкина. – М.: «Генезис». – 2006.
- Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб. метод. пособ. 2-е изд // С.Н. Чистякова. – М.: Академия. – 2014.
- Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: учеб.метод. пособ // под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Академия. – 2014.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
- Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.
Интернет-ресурсы:
- Банк интерактивных профессиограмм [Электронный ресурс] – Форма доступа: http://prof.labor.ru
- Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) [Электронный ресурс]– Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru
- Словари и энциклопедии на Академике[Электронный ресурс] – Форма доступа: http://dic.academic.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
«Букет белых роз из ватных дисков» Программа краткосрочной образовательной практики Технической направленности для детей старшего дошкольного возраста
quot;Букет белых роз из ватных дисков"...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа «А» комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа «А» комбинированной направленностидля детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"
Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....