Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа (подготовительная группа)

Панова Олеся Анатольевна

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию творческих способностей и ранней   профориентации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_konstruirovaniyu_2020_god.docx735.72 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ http://rostec.ru/content/images/other/AVISMA/KMO_127398_01532_0h%20copy.jpg

ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

       «Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида»

Принято

Педагогическим советом МАДОУ №51

протокол № 1  от «___»________2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МАДОУ №51

Заведующим __________О. В. Морозова

 от «_____»_______2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

«Полёт в будущее» http://icdn.lenta.ru/images/0000/0190/000001902409/original_1358709417.jpghttp://che.uralinform.ru/media/photo/big/previewservices_15_tcm239-194601.jpg

Срок реализации программы 1 год

                   Авторы –  составители:

                                                Воспитатели МАДОУ № 51 «Вишенка»

                                                       Панова О. А., Григорьева С. П.,

                                                       Учитель-логопед МАДОУ №51 «Вишенка»

                                                       Зайцева Д. П.

Верхняя Салда

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Актуальность Программы

4

1.3.

Направленность Программы

5

1.4.

Новизна Программы

6

1.5.

Цели и задачи Программы

7

1.6.

Возраст обучающихся

8

1.7.

Особенности возрастной группы детей

8

1.8.

Сроки и форма реализации Программы

9

1.9.

Планируемый результат освоения Программы

9

2.

Содержательный раздел

11

2.1.

Реализация содержания Программы «Полёт в будущее» в  образовательном процессе учреждения

11

2.2.

Содержание Программы

12

2.3.

Формы организации образовательного процесса

13

2.4.

Режим занятий

14

2.5.

Мониторинг результатов освоения Программы

14

2.6.

Учебный план Программы «Полёт в будущее»

15

2.7.

Перспективный план Программы «Полёт в будущее»

16

2.8.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

17

2.9.

Способы и направления поддержки детской инициативы

17

2.10.

Система взаимодействия с родителями

18

3.

Организационный раздел

19

3.1.

Организация психолого- педагогических условий, обеспечивающих  развитие ребенка

19

3.2.

Формы работы с детьми

19

3.3.

Организация развивающей предметно- пространственной среды

20

3.4.

Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников

21

3.5.

Методическое обеспечение

22

3.6.

Материально- техническое оснащение

22

3.7.

Кадровые условия реализации Программы

24

3.8.

Финансовые условия реализации Программы

25

Список литературы

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая дополнительная образовательная программа «Полёт в будущее» (далее Программа) технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является модульной.

    Программа «Полёт в будущее» входит в вариативную часть сформированной участниками образовательных отношений Общей образовательной программы дошкольного образования муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида» (далее учреждение).

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию творческих способностей и ранней   профориентации детей дошкольного возраста.

Программа разработана с учётом:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г.№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письма Минобразования РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся;
  • Закона Свердловской области от 21 декабря 2015 года №151- ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», проектом «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренным Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 – УГ» о проекте «Уральская инженерная школа»;
  • Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Вишенка» комбинированного вида»;
  • Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»;
  • Адаптированной основной образовательной программы Н.В. Нищевой.

  1.2. Актуальность Программы 

          Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).

Значение конструктивной деятельности велико, т.к. оно приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что положительно влияет на речь.

В процессе конструктивно - игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Также немаловажным направлением развития детей дошкольного возраста является профориентационная работа, так как в непрерывной системе образования детский сад является первоначальным звеном. В Свердловской области находится множество промышленных городов, одним из таких является город Верхняя Салда. В последние годы в нашем городе профильные классы с физико-математическим уклоном приобрели еще большую популярность, так как дети начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем важным внедрение в процесс образовательной деятельности дошкольников занятий, которые направленны на профориентацию, формирование мотивации к техническому образованию, к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла, а также развития творческой, познавательной активности, определенных задачами в рамках ФГОС дошкольного образования.

        Актуальность программы определяется:

  1. эффективным влиянием конструирования на развитие мышления, памяти, логики и речи у детей с ТНР;
  2. ситуацией социально – экономической политики Свердловской области, направленной на обеспечение условий для подготовки рабочих и инженерных кадров, что отражено в комплексной программе «Уральская инженерная школа» утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014г. №453-УГ.
  3. востребованностью градообразующего предприятия города Корпорация ВСМПО- АВИСМА в инженерных кадрах и высококвалифицированных рабочих.
  4. удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста в техническом творчестве.

1.3. Направленность Программы

     Программа носит технический характер и направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности дошкольника, его интереса к техническому обучению, к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла.

Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе и познавательного развития. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

В детском саду с детьми подготовительного к школе возраста с ТНР ведётся разнообразная работа (непосредственная образовательная деятельность подгрупповая и индивидуальная, самостоятельные игры детей с различными видами конструктора, конструирование, создание поделок из бумаги, картона, природного материала) с использованием конструктивных игр и конструирования, учитывающая особенности этих детей.

В работе по использованию конструктивных игр и конструирования с детьми с ТНР отчётливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т. д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, что является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста.

При планомерной работе у детей отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.

1.4. Новизна Программы

Новизна данной Программы опирается на ориентацию дошкольной организации, на социальный запрос градообразующего предприятия города Верхняя Салда и Свердловской области в целом, на образовательную политику области, а также на решения задач комплексной программы «Уральская инженерная школа».

Данная программа строится на системно-деятельном подходе, который предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка.

Важнейшей отличительной особенностью является то, что работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется как через совместную деятельность педагога с детьми, так и через самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к техническому образованию, инженерным дисциплинам, а также систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.

В системе используются конструкторы нового поколения (LEGO, магнитный конструктор BLOGS, электронный конструктор «Эврики», конструктор «Знаток klikko» и др.), которые дают возможность воплотить все идеи в реальность, вызывают множество положительных эмоций, а также эффективно влияют на развитие речи, мышления и логики детей с ТНР.

    В основу программы заложены следующие принципы:  

  • Принцип нормативности – соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, закону Российского Федерации «Об образовании в Российской федерации».
  • Принцип преемственности - предусматривает объективную связь между реализацией комплексной программой Свердловской области «Уральская инженерная школа, программой профориентации школ города.
  • Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
  • Принцип системно-деятельного подхода – содержание реализуется в разных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями и речевыми возможностями дошкольников.
  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативности и творческих способностей на основе его учёта его интересов, потребностей.
  • Игровые принципы заключаются в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребёнка делается на игровую деятельность.
  • Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.   

 

1.5. Цели и задачи Программы

Цель: создание условий для развития у детей с ТНР инженерного и конструкторского мышления, математических представлений и интереса к техническому образованию.


Задачи:  

Воспитательные задачи:

  • развитие творческого воображения и познавательной активности;
  • воспитание чувства товарищества, чувства сопричастности к общему делу;
  • развитие умения слышать и выполнять инструкции педагога.

Развивающие задачи:

  • развитие мышления, логики и пространственных представлений;
  • развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения доводить дело до конца;
  • развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей;
  •  формирование предпосылок основ инженерного мышления, навыков начального программирования и моделирования.

Обучающие задачи:

  • формирование системы умений и навыков на основе технического

конструирования и робототехники;

  • способствование ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе ознакомления с инженерными и рабочими профессиями, раскрытие значимости профессиональной деятельности взрослых для общества, развитие интереса к профессии родителей;
  • стимулирование мотивации детей к получению элементарных научно-технических знаний;
  • способствование развитию интереса к технике, конструированию, программированию, развитию конструктивных, инженерных и вычислительных навыков.

1.6.  Возраст обучающихся

Программа адресована детям подготовительного к школе возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет. Дети объединяются в подгруппы 6-8 человек.

1.7. Особенности возрастной группы детей

Дети с ТНР отстают от нормотипичных сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Дошкольники с ТНР используют меньшее количество деталей, и на создание определенного объекта у данных детей уходит больше времени, нежели у их сверстников без речевых нарушений.

Также следует отметить моторную неловкость, трудности скрепления деталей. Им тяжелее удерживать мелкие детали конструктора, чем детям с нормальным речевым развитием.

В использовании речи в процессе конструирования также выявлены значительные отличия. На вопросы педагогов дети отвечают скованно, робко, их речь состоит из простых слов и нераспространенных предложений. Если нормотипичные дети, строя коллективную постройку, общаются друг с другом, то дошкольники с ТНР чаще всего выполняют работу молча.

Необходимо отметить, что дети с нормальным речевым развитием строят более сложные постройки, используют в своих постройках больше интересных элементов, их идеи отличаются оригинальностью, чего нельзя сказать о детях с ТНР, которые в основном строят что-то простое, например, самолёт или корабль. Эти данные свидетельствуют о меньшей продуктивности творческого конструирования с детей с речевыми патологиями.

Подводя итог, мы видим, что у детей с тяжелыми нарушениями речи творческое конструирование сформировано на более низком уровне, чем у детей с нормальным речевым развитием. Дети с патологиями речи менее успешно справляются с заданиями, не всегда могут четко и грамотно рассказать о своей постройке, об этапах ее планирования, используют меньшее количество деталей, но затрачивают на постройку больше времени. Однако следует отметить повышение речевой активности у детей с ТНР в процессе конструирования, что, несомненно, является хорошей базой для коррекционной работы по развитию речи.

1.8. Сроки и форма реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 занятий в год, продолжительность 1 занятия 25 – 35 минут. Содержание Программы ориентировано на возрастные особенности и речевые возможности каждого ребенка. Программа реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности, совместно - партнёрская деятельность, самостоятельная деятельность ребёнка. Каждый ребёнок задействован в процессе изучения теоретического и практического материала. Занятие проводится 1 раз в неделю.

1.9. Планируемый результат освоения Программы «Полёт в будущее»

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Дети: результатом образовательной деятельности дошкольников являются целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

  • соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • создавать различные конструкции одного и того же объекта;
  • анализировать образец постройки, рисунок с изображением конструкции;
  • планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
  • создавать постройки по рисунку, фотографии;
  • работать коллективно, активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами;
  • конструировать по собственному замыслу, используя свое воображение.

Педагогические работники:

  • сформированность профессиональной компетенций в части создания психолого-педагогических условий с детьми по формированию технических навыков у детей дошкольного возраста, формированию представлений по инженерным дисциплинам, математике, формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • повышение творческого потенциала педагогических кадров;
  • обеспечение использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий, создание методической копилки дополнительного образования в детском саду.

Родители (законные представители):

  • широкий диапазон знаний в области методов и технологий технического развития личности ребёнка;
  • возможность участия в воспитательном процессе.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Реализация содержания Программы «Полёт в будущее» в образовательном процессе учреждения

Программа «Полёт в будущее» является вариативной частью, сформированной участниками образовательных отношений, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования организации.

Содержание Программы разработано с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям, а именно:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: 

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к себе и своим товарищам;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  •  развитие представлений о социокультурных ценностях нашей страны, региона и города.

Образовательная область «Речевое развитие» включает: 

  • владение речью как средством общения;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: 

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

  • правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.2. Содержание Программы

Программа структурирована по двум модулям: теоретический и практический. Каждый модуль направлен на освоение и реализацию задач Программы «Полёт в будущее».

Теоретический модуль ориентирован на получение элементарных представлений о производстве и истории градообразующего предприятия «Корпорация ВСМПО - АВИСМА», о профессиях родителей, работающих на предприятии. Также в данном модуле детей знакомят с воздушным транспортом и его строением.

Содержание теоретического  модуля.  В данный блок входят беседы, экскурсии, выставки, просмотры видеороликов о заводе и профессиях родителей, о профессиях, связанных с авиационной областью, просмотры фильмов, мультфильмов о строении самолетов и вертолетов, рассматривание картинок и альбомов «Воздушные виды транспорта», чтение рассказов о летчиках-испытателях.

Практический модуль включает в себя совместную деятельность взрослого и ребёнка в сюжетно-ролевых и дидактических играх, а также самостоятельную деятельность в свободной деятельности, которая позволяет закрепить полученную информацию и формирует у ребёнка интерес к пройденным темам. Данный модуль ориентирован на развитие у детей технических навыков с использованием конструкторов LEGO, «Эврики», «Знатон klikko», магнитного конструктора «BLOGS», деревянного конструктора и других. Деятельность практического модуля направлена на стимулирование конструктивного воображения при создании постройки с опорой на чертёж или схему. Ребенок учится анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением, а также учится планированию и созданию собственной модели и совместных проектов. Модуль ориентирован на получение элементарных научно – технических знаний в области математики и геометрии, разработка и создание моделей на основе вышеперечисленных конструкторов.

Содержание практического модуля. Данный блок наполнен практическими действиями. Ребенку дается возможность самостоятельного воплощения своих возможностей применять полученные знания в области технического конструирования, проявить свои творческие возможности, самореализовать свои потребности.  

2.3 Формы организации образовательного процесса:

Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • Объяснительно – иллюстративные (методы обучения, при использовании которых воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • Репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • Частично поисковые (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным др.

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям и речевым возможностям детей. Содержание организационных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажам. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованные, музыкальные, изобразительные и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

2.4. Режим занятий 

Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения.

Возрастная категория

Дети 6-7 лет

Подготовительная к школе группа

30 мин (академический час)

2.5. Мониторинг результатов освоения Программы базируются на основе педагогического мониторинга, который включает в себя: беседы, наблюдения, результаты участия в выставках разных уровней и мероприятий.

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Беседы с родителями, анкеты;
  • Рассказы детей;
  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи

Оценочный материал

Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника, ориентированной на задачи Программы (Таблица 1)

№№

Параметры

Критерии

Показатели

Методы

1

Система знаний умений и навыков

Знание и владение сведениями  технического направления

Уровень усвоения теоретического материала, уровень личных достижений

беседа

2

Общая компетенция

Развитие технического мышления

Навыки сборки схемы, в том числе с использованием мелких деталей

Анализ готового изделия, наблюдение

Развитие мелкой моторики

Развитие  коммуникативных качеств

Уровень  общительности и культура общения в группе

Наблюдение

3

Социальная воспитанность

Приобщение к научным ценностям и достижениям современной техники

Желание изучать достижения  технику

Беседа

Положительное отношение к труду

Увлеченность выполнением работы

Анализ готового изделия, наблюдение

Формирование первоначальных профессиональных предпочтений

Желание получить позитивный  результат

Наблюдение

Итоговой формой реализации Программы является - выставки технического творчества воспитанников, фотовыставки на сайте ДОУ (май месяц).

2.6. Учебный план Программы «Полёт в будущее» для детей 6-7 лет

Учебный модуль

Количество занятий

Теоретический модуль

10

Практический модуль

26

Всего

36

2.7 Перспективный план Программы «Полёт в будущее»

 

Наименование темы

Количество занятий

Форма проведения

Модуль №1. Теоретический.

«Все профессии важны, все профессии нужны»

1

беседа

Разговор о трудолюбии

1

беседа, чтение художественной литературы

Знакомство с предприятием «Корпорация ВСМПО – АВИСМА» «Где работают наши родители?»

1

видеоролик и беседа

«Титановая эпоха» (беседа о производстве, знакомство с техническими машинами предприятия)

1

беседа и видеоролик

Знакомство с профессиями авиационной области

1

видеофильм

Знакомство с воздушным транспортом

1

беседа и рассматривание альбома «Воздушный транспорт»

«Почему летают самолеты?»

1

видеоролик

Знакомство со строением самолета

1

беседа и рассматривание схем и чертежей

«Правила безопасности при конструировании»

1

беседа

Знакомство с видами конструктора

1

рассматривание

Модуль №2. Практический.

«Воздушный транспорт» (магнитный конструктор «BLOGS»)

2

конструирование

«Военная наземная техника» (магнитный конструктор «BLOGS»)

2

«Самолёты и вертолёты» (с помощью конструктора «Знаток klikko»)

2

«Водный транспорт» (с помощью конструктора «Знаток klikko»)

3

«Наземный транспорт» (электронный конструктор «Эврики»)

3

«Самолёты и вертолеты» (электронный конструктор «Эврики»)

2

«Самолёты и вертолёты»

(«Лего»)

2

«Мой город» («Лего»)

2

«Детский сад будущего» («Лего»)

3

«Завод» («Лего»)

3

«Аэропорт» («Лего Сити»)

2

2.8.  Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В процессе работы по программе используются только элементарные научно -технические представления. Их элементарность заключается:

  • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  •  в процессе работы не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они безопасны для детей;
  • при организации конструктивной деятельности используется безопасные конструкторы и игровое оборудование.

    При проведении занятий необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.
  4. Фиксация результата.
  5. Обсуждение увиденных полученных результатов.
  6. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

2.9.  Способы и направления поддержки детской инициативы

  • поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
  • побуждать детей выдвигать   объяснения, предположения, догадки;
  • давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах;
  • давать детям возможность применять свои знания;
  • принимать участие в конкурсе;
  • оформить фотовыставки.

2.10. Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

  • участие родителей в образовательном процессе;
  • участие родителей в изготовлении альбомов о своей профессии;
  • проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии технического творчества;
  • оформление папок передвижек;
  • участие родителей в выставках технического творчества;
  • проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров-практикумов.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

  1. личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков;
  2. ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
  3. формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
  4. создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  5. сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
  6. участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста;
  7. профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по программе.

  1.  Формы работы с детьми

  • «Игры эксперименты» - это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определённым предметом на основании сюжета;
  • простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск;
  • игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних предметов другими (реальные и условные);
  • «игра этюд» - это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

  1.  Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям

Развивающая предметно-пространственная среда программы «Полёт в будущее» предусматривает:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, группы, кабинета и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы;
  • материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

При создании РППС мы придерживались   требований ФГОС дошкольного образования:

  1. содержательно-насыщенной;
  2. трансформируемой
  3. полифункциональной 
  4. доступной 
  5. безопасной 

При проектировании РППС учтено целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

В помещении имеется компьютерно-техническое оснащение, которое используется:

  • для демонстрации детям познавательных мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
  • для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
  • для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

     Для обеспечения преемственности работы, создания условий для          реализации возможностей ребенка в группах, в распоряжении детей имеются конструкторы разных видов и разных размеров, наборы пособий для развития кинестетических способностей.                                                                                                                            

   Для подгрупповой работы оборудован специальный кабинет «Конструктивной деятельности». Кабинет профильный и имеет методическое обеспечение, которое позволяет в полном объёме реализовать задачи Программы.

  1.  Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Образование детей строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Направления взаимодействия

с семьей

Формы взаимодействия

Формы отчета

Традиционные

Инновационные

Познавательное направление содействует повышению психолого-педагогической культуры родителей.

- родительские собрания в формате онлайн (организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием Программы);

- тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей);

- индивидуальные консультации (квалифицированные ответы специалистов ДОУ).

-выставки детских работ (индивидуальных, коллективных), объединенных одной тематикой;

- индивидуальные выставки детских работ на свободные темы;

- мастер-классы (позволяют показать родителям различные приемы ознакомления детей с профессиями);

- презентация Программы (информация о содержании работы с детьми).

-выставки детского творчества;

-фотовыставки детского творчества на сайте ДОУ.

Наглядно-информационное направление.

- информационные проспекты для родителей,

- организация дней (недель) открытых дверей,

- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

организация детских выставок, при участии и совместной работе с родителями.

выставки творчества.

Информационно-аналитическое направление (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).

- проведение социологических опросов.

анкеты.

оформление стендов.

  1. Методическое обеспечение

На занятиях для каждого воспитанника педагог создаёт такие условия, в которых ребёнок может проявлять творческую индивидуальность.

Педагог подбирает для ребёнка вид конструктора и материалы в соответствии с психолого- педагогическими особенностями воспитанника (типа характера, особенностью нервной системы).

  1.  Материально - техническое оснащение

    Материально-техническая обеспеченность образовательного процесса является одним из главных условий, обеспечивающий высокий уровень качества образования. Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

  Для образовательной деятельности используются следующие объекты:

Функциональные помещения

Функциональное использование

Техническое обеспечение

Музыкальный зал

Предназначен  для  организации  и  проведения музыкально-художественной  деятельности  детей, совместных мероприятий с родителями, конференций, форумов, выставок.

  • музыкальный центр-1
  • приставка DVD -1
  • мультимедийная установка -1
  • экспозиционный экран -1
  • видеомагнитофон - 1
  • Пианино -1
  • Различные виды театра, ширмы.
  • Шкаф для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутов .

Групповые

помещения

Предназначены для организации и проведения воспитательно-образовательного процесса, игровой,

совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

  • интерактивная доска – 3
  • ноутбук – 3                  
  • телевизор – 9            
  • магнитофон - 9

Методический

кабинет

Используется  для  организации  различных  форм методической работы с педагогами , родителями (законными  представителями),  обобщения  и распространения передового педагогического  опыта.

компьютер -1

ноутбук – 3

принтер -2

сканер -3

фотоаппарат -2

видеокамера - 1                 

Кабинет конструктивной деятельности

Предназначен для групповых  и индивидуальных занятий по конструированию.

стеллажи для пособий -3

столы -4

экран -1

ноутбук -1

проектор -1

конструкторы разных видов

(ЛЕГО, магнитные, электронные, деревянные, механические)

конструкторы klikko 10 , электронные конструкторы  6, конструктор «Городок» 5, магнитный конструктор 2,

механический конструктор 4,

электронный конструктор «Эврики».

Имеются настольные модули для проведения игр с песком – 4 шт. для обыгрывания построек.

Схемы

Чертежи

Альбомы видов конструкций.

  1. Кадровые условия реализации Программы

Организация полностью укомплектована кадрами. Сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив.

Заведующий МАДОУ имеет высшее образование, общий стаж в должности более 5 лет.

В МАДОУ работает 21 педагог.

Основные услуги: воспитание, обучение, присмотр, уход.

Основные виды деятельности: Согласно действующему Уставу организации, социальный заказ, определяющий ведущую деятельность учреждения, сформулирован как:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программу «Полёт в будущее» реализуют 11человек из них 8 педагогов.

Общее количество педагогов, реализующих программу данного направления

8 педагогов

Педагогический состав

Педагог-психолог-1

Инструктор по физической культуре 1

Музыкальные руководители -1

Воспитатели -5

Административный состав

Заведующий-1

Зам. зав. по АХЧ-1

Квалификационный ценз педагогов

Высшая квалификационная категория

                                     3

Первая квалификационная категория

5

СЗД

0

Без категорий

0

Образовательный ценз педагогов

Высшее педагогическое образование

3

Среднее специальное образование

5

Возрастной ценз педагогов

Старше 55 лет

2

46-55 лет

1

36-45 лет

2

26-35 лет

2

До 25 лет

1

Педагогический стаж

Свыше 20 лет

1

15-20 лет

3

  1. лет

4

0-5 лет

0

3.8. Финансовые условия реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации Программы опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражен в муниципальном задании МАДОУ. Указанные нормативы определяются:

  • в соответствии со Стандартом, с учетом типа учреждения;
  • обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности;
  • расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
  • расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном, дидактических материалов, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды.

Список литературы

  1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.
  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.
  4. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1984.
  5. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технических кружков.– М.: Просвещение, 1981.
  6. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004.
  8. Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО. – 2005.
  10. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учеб.метод. пособ. для психологов и педагогов // Г.В. Резапкина. – М.: «Генезис». – 2006.  
  11. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб. метод. пособ. 2-е изд // С.Н. Чистякова. – М.: Академия. – 2014.
  12. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: учеб.метод. пособ // под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Академия. – 2014.
  13.  Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
  14.  Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
  15.  Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  16.  Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  17.  Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
  18.  Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Банк интерактивных профессиограмм [Электронный ресурс] – Форма доступа:  http://prof.labor.ru
  2. Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) [Электронный ресурс]– Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru
  3. Словари и энциклопедии на Академике[Электронный ресурс] – Форма доступа: http://dic.academic.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание  и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание  и специфику организации образовательного процесса в группе комбинированной направлености для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа «А» комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе  группа «А» комбинированной направленностидля детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....