Рабочая программа учителя-логопеда для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Наталья Геннадьевна Тастанбекова

Рабочая программа учителя-логопеда для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tnr_4-5_.docx753.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user12\Pictures\img266.jpg1 Целевой раздел

 1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цель и задачи реализации рабочей программы

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

 1.1.3 Характеристика особенностей развития детей

 1.1.4 Планируемые результаты освоения программы

2  Содержательный раздел

2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

 2.2. Преемственность в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и педагогов

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.4. Примерное комплексно-тематическое планирование

 3 Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

3.2 Обеспечение методическими материалами и средствами коррекционно-образовательного процесса

Используемая литература

 Приложение 1

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л.С. Выготского, Н.Г. Морозовой, Р.Е. Левиной, М.С. Певзнер, Н.С. Жуковой, Ю.Ф. Гаркуши и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционной работы с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии и учета сензитивного периода развития.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Программа определяет содержание и организацию коррекционноразвивающей деятельности с детьми 4 - 5 - летнего возраста для детей с нарушением речи МАДОУ детский сад «Радуга» с.Майма и обеспечивает коррекционно-развивающую направленность деятельности учителя-логопеда с учётом особенностей речевого развития воспитанников с нарушениями речи.

Программа направлена на создание оптимальных условий для оказания логопедической помощи детям с целью устранения речевых недостатков.

 Программа обеспечивает:

- разностороннее развитие воспитанника с речевыми расстройствами в различных видах деятельности;

 - образовательную деятельность и работу по коррекции нарушений речи детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и развитие индивидуальных способностей детей.

 Программа составлена сроком на один учебный год.

1.1.1. Цель и задачи реализации рабочей программы

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 4 до 5 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка.

 Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Задачи рабочей программы

1. Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.

2. Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.

 3. Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.

4. Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.

5. Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

 6. Совершенствовать навыки связной речи детей.

 7. Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

 - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество с семьями воспитанников.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка.

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), общим недоразвитием речи (ОНР) – это дети с поражением центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных умственных отклонений в развитии и к своеобразному формированию психики.

У детей с первым уровнем речевого развития активный словарь находится в зачаточном состоянии, он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Звуковые комплексы непонятны окружающим и часто сопровождаются жестами. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети не используют. Наблюдается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено. Для детей с первым 7 уровнем речевого развития характерно непонимание значение грамматических изменений слова в роде, падеже и числе. Фразовая речь полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Бедность словаря не позволяет определить состояние звукопроизношения. Звуковой анализ слова детям недоступен, они не могут выделить отдельные звуки в слове.

У детей со вторым уровнем речевого развития активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет прилагательных и наречий. Наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам. Существительные употребляются в именительном падеже, а глаголы – в инфинитиве или в форме 3 лица настоящего времени. У детей начинает формироваться фразовая речь. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение существительных и глаголов по числам. Прилагательные используются значительно реже, они могут не согласовываться с другими словами в предложении. Предлоги в речи часто заменяются или опускаются, союзы и частицы не используются. Способами словообразования дети не пользуются. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь. Звукопроизношение нарушено значительно. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением речи существует резкое расхождение. Но отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слова. Наибольшие затруднения вызывает произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных, а также трех- и четырехсложных слов. Недостаточное усвоение звукового состава слова задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.

У детей с третьим уровнем речевого развития на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Словарный запас ограничен, поэтому отмечается неточный выбор слов, замены происходят по смысловому и звуковому признаку. Грамматические формы сформированы еще недостаточно. Способами словообразования дети почти не пользуются. Отмечаются трудности подбора  однокоренных слов. Много грамматических ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение и замена окончаний существительных, неправильное согласование существительных с прилагательными, глаголами и местоимениями, не различение вида глаголов, ошибочное ударение в слове. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Большие затруднения вызывают построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, часто отсутствует правильная связь между словами. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Уже редко наблюдаются перестановки звуков и слогов. Понимание обиходной речи в основном хорошее. Ошибки возникают из-за недостаточного различения грамматических форм, оттенков значения однокоренных слов и причинно следственных связей

1.1.4  Планируемые результаты освоения программы

 Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и имеют свои отличительные особенности.

Ребенок:

 - проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо конкретной цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

 - различает словообразовательные модели и грамматические формы 9 слов в импрессивной речи;

 - использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

 - пересказывает с помощью взрослого небольшую сказку, рассказ;

 - составляет описательный рассказ по вопросам, ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

- различает на слух нарушенные и ненарушенные в произношении звуки;

 - владеет простыми формами фонематического анализа;

 - использует различные виды интонационных конструкций.

2. Содержательный раздел

2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным. Основным предметом коррекционной деятельности логопеда является ОО «Речевое развитие». Работа в рамках данной образовательной области подразделяется на два этапа.

Подготовительный этап.

- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных и освоение новых (овал, прямоугольник) геометрических форм. Закрепление усвоенных величин предметов. Сравнение предметов по величине. Закрепление усвоенных и освоение новых цветов и цветовых оттенков (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Обучение определению пространственных отношений, выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела. Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Развитие кинестетической организации движений пальцев рук по подражанию и самостоятельно. Формирование кинестетического анализа и синтеза. Подготовка артикуляторного аппарата с помощью специальных методов. 10 Формирование нормативных артикуляторных укладов. Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.

- Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Обучение решению задач в уме, опираясь на образные представления о предметах. Формирование основы словеснологического мышления. Развитие устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения. Формировать умения составлять рассказ по серии картинок, вербально обосновав свое решение.

- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по речевой инструкции.

- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). Обучение распознаванию звуков речи, умению правильно слушать и слышать речевой материал.

Основной этап

 - Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.

- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.

- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Обучение изменению существительных единственного и множественного числа по падежам с предлогами и без предлогов. Совершенствование навыков употребления глаголов повелительного и изъявительного наклонения. Обучение согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах. Совершенствование употребления предложных конструкций.

 - Формирование синтаксической структуры предложений. Обучение распространению предложений за счет однородных членов. Обучение употреблению простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием союзов.

 - Формирование связной речи. Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных ситуациях. Обучение пересказу сказок и рассказов, составлению описательных  рассказов и рассказов по сериям сюжетных картинок.

 - Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация. Развитие простых форм фонематического анализа. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов. Формирование общих представлений о выразительности речи. Знакомство с различными видами интонаций, средствами их выражения и их дифференциацией.

- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического и речевого дыхания. Развитие основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях.

2.2. Преемственность в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и педагогов

Между учителем-логопедом и воспитателем группы дошкольной образовательной организации, воспитанники которых посещают занятия, существует взаимодействие. Учитель-логопед выдает воспитателям рекомендации по совершенствованию речи ребенка в условиях группы.

 Рекомендации содержат материал для осуществления воспитателями:

 - развития фонематического слуха и формирование фонематического восприятия;

- расширения и активизации словарного запаса детей;

 - развития монологической речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок;

 - проведения повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности ребенка и осуществления контроля над правильным использованием поставленных или исправленных звуков.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

После проведения логопедического обследования учитель-логопед предоставляет родителям (законным представителям) полную и подробную информацию о речевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учительлогопед подробно разъясняет индивидуальный план коррекционных занятий с ребенком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы учителя-логопеда и родителей (законных представителей).

Формы работы с родителями (законными представителями):

 1. Информационные-информационные плакаты, папки; индивидуальные беседы/консультации.

2. Практические занятия с ребёнком в присутствии родителей (законных представителей).

 3. Семинары-практикумы.

2.4. Примерное комплексно - тематическое планирование коррекционной работы

 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

• Обследование состояния речи детей.

 • Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

• Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

1. Развитие речи:

1) Лексика. Лексические темы:

Сентябрь

1- неделя «До свидания, лето»

 2 – неделя «Здравствуй, Осень»

3 - неделя «Осенние цветы»

 4 – неделя «Осень. Приметы осени»

Октябрь

 1- неделя «Деревья осенью»

2 – неделя «Лес. Грибы. Ягоды»

 3 - неделя «Огород. Овощи»

 4 – неделя «Сад. Фрукты»

Ноябрь

 1- неделя «Перелетные птицы»

 2 – неделя «Одежда»

3 – неделя «Обувь»

4 – неделя «Мебель»

2). Грамматический строй речи:

− Практическое усвоение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 − Практическое овладение существительными единственного и множественного числа.

 − Усвоение притяжательных местоимений «мой» и «моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

− Употребление существительных в винительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном и множественном  числе.

 − Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-ого лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3его лица единственного числа настоящего времени.

3). а) Развитие связной речи:

 − Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы.

 − Овладение навыком составления простых предложений по вопросам и по демонстрации действий.

 − Составление простых предложений по картинке.

б) Развитие фонетико-фонематической стороны речи:

1) Уточнение произношения гласных [а, у, о, и уа, ау, иа].

 2) Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

3) Уточнение произношения наиболее легких согласных [м, мь`, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь].

4) Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков (артикуляционная гимнастика)

5) Выделение гласных из ряда звуков, изодно- и двухсложных слов.

4. Развитие общих речевых навыков, мелкой и общей моторики:

 1) Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2) Формировать мягкую атаку голоса при произношении гласных.

 3) Учить детей изменять силу голоса: громко, средне, тихо.

4) Обводить, закрашивать и штриховать по трафаретам.

 5) Составлять фигуры и узоры из элементов.

 6) Работать со шнуровкой и мозаикой.

7) Игры и упражнения для пальцев рук.

5. Работа над слоговой структурой слова.

1) Работа над односложными словами.

2) Работа над двусложными словами, состоящих из двух открытых слогов.

3) Двусложными словами с закрытым слогом.

6. Звукопроизношение:

Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих или неправильно  произносимых звуков.

2 период (декабрь, январь, февраль)

1. Развитие речи.

 1) Лексика. Лексические темы:

 Декабрь

 1 - неделя «Посуда»

2 – неделя «Зима. Признаки зимы»

3 - неделя «Зимующие птицы»

 4 – неделя «Новогодний праздник»

 5 - неделя «Зимние забавы»

Январь

1 - неделя «Дикие животные»

 2 – неделя «Детеныши диких животных»

3 - неделя «Домашние животные»

 Февраль

 1- неделя «Детеныши домашних животных»

 2 – неделя «Домашние птицы»

3 - неделя «Профессии»

 4 – неделя «Папин праздник»

2) Грамматический строй речи:

 − Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени.

 − Практическое усвоение окончание глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

 − Образование существительных единственного числа и множественного числа с помощью суффиксов (-онок-енок) в именительном и родительном падежах.

 − Практическое употребление в речи простых предлогов.

3) Связная речь:

− Закрепление навыков построения предложения из 3-4 слов.

 − Составление описания предметов по картинке.

 − Дословный пересказ небольших рассказов и сказок.

 − Заучивание простых стихов.

4. Фонетико - фонематическая сторона речи:

1) Уточнение произношения согласных звуков к, к`, г, г`, х, х`, ф, ф`, в, в`, й.

2) Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих в произношении звуков.

5. Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика:

1) Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха, длительность выдыхания на счет 4.

2) Обработка слитности 3-4 гласных.

 3) Работа нал силой выдоха

4) Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.

5) Продолжать развитие пальчиковой моторики.

 6) Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

7) Работа по развитию конструктивногопраксиса.

 8) Складывание фигур из частей.

6. Работа над слоговой структурой слова.

 1) Работа над двусложными словами, состоящих из двух открытых слогов.

2) Двусложными словами с закрытым слогом.

7. Звукопроизношение:

Постановка и закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

3 период (март, апрель, май)

Март

1- неделя «Мамин праздник»

2 – неделя «Весна. Признаки весны»

 3 - неделя «Первоцветы»

 4 – неделя «Комнатные растения»

 5 – неделя «Книжкина неделя»

Апрель

1- неделя «Птицы прилетели»

 2 – неделя «Космос»

3 - неделя «Рыбы»

 4 – неделя «Насекомые»

 Май

1- 2 неделя «Семья»

 3 – 4 неделя «Наш город. Моя улица»

 5 – неделя «Лето. Цветы на лугу»

2). Грамматический строй речи:

 − Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

− Практическое употребление приставочных глаголов движения.

 − Расширение и закрепление знания значения предлогов в-из, поднад, за- перед.

 − Усвоение простых антонимов.

3). Связная речь:

 − Работа над диалогической речи

 − Учить задавать вопросы и отвечать на них.

− Пересказ небольших текстов.

− Составление небольшого рассказа-описания предмета.

1. Фонетико-фонематическая сторона речи:

 1) Закрепление правильного произношения звуков, поставленных во 2 периоде работы.

 2) Постановка и первоначальное закрепление согласных звуков.

3) Выделение гласных звуков.

4) Выделение ударного гласного в начале слова

2. Общие речевые навыки и моторика:

 1) Продолжить работу над сильным длительным выдохом.

 2) Начать работу над модуляцией голоса.

 3) Работа по воспитанию правильного ритма и темпа речи.

 4) Воспитание правильной интонационной выразительности.

 5) Продолжать развитие пальчиковой моторики.

6) Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

 7) Работа по развитию конструктивногопраксиса.

 8) Складывание фигур из частей.

9) Шнуровка.

3. Работа над слоговой структурой слова.

1. Работа над трехсложными и четырехсложными (с открытыми слогами) словами.

2. Работа над двусложными словами, состоящими из закрытых слогов.

4. Звукопроизношение:

 Постановка и закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков

3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Наименование

Количество

1

Рабочий стол

1

2

Рабочий стул

1

3

Шкаф для пособий

1

4

Детский стол

2

5

Детский стул

5

6

Зеркало настенное

1

7

Комплект дидактического материала (пособия, игры)

1

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 Наиболее важным специфическим требованием организации работы с детьми дошкольного возраста является полноценное использование игрового дидактического материала, прежде всего полифункционального игрового оборудования, которое способствует не только поддержанию внимания и интереса детей в процессе коррекционно-развивающих занятий, образовательных ситуаций и игр, но и непосредственно служит развитию у них восприятия, внимания, памяти, мышления.

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

 Оснащение помещения логопедического кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Подготовительный этап.

Игры и игровые упражнения на формирование:

 1. Слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительнопространственных представлений: «Теремок», «Что лежит в коробке?», «Кто сказал мяу?», «Где позвонили?», «Кто пришел в гости к мишке?», «Лягушка», «Будь внимательным», «Телефон», «Угадай по описанию», «Парочки», «Чего не стало?», «Что забыл нарисовать художник?», «Веселое домино» и так далее. 2. Общей, ручной и артикуляционной моторики: «Кидаем мячики», «Повтори за мной», «Зеркало», «Запретные движения», «Горячий мячик», «Солнышко, заборчик», «Бежит ежик по дорожке», «Посчитай горошки», «Метро», «Волшебные узелки», «Пальчики здороваются», «Артикуляционные считалочки», «Сказки про язычок» и так далее.

 3. Мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: «Времена года», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Путаница», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Сравни», «Разложи правильно» и так далее.

 4. Слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Курочка и цыплята», «Хлопки», «Молоточки», «Дятел» и так далее.

 5. Сенсорно-перцептивного уровня восприятия: «Эхо», «Телефон», «Повтори, как я» и так далее.

Основной этап

 Игры и игровые упражнения для:

1. Коррекции лексико-грамматического строя речи: «Маловато будет», «Волшебная шляпа», «Резиночки», «Помоги поросенку», «Жадная принцесса», «Великан и гном», «Хвастливые животные», «Угостим зайчиху и зайчонка», «Куда поехала машинка», «Найди теленку его маму», тематические лото («Посуда», «Мебель», «Одежда» и так далее), «Три медведя», «Наоборот».

2. Коррекции нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции: «Задуй упрямую свечу», «Снежинки», «Забей мяч в ворота», «Бабочки», «Тихо-громко», «Мама и малыш», «Ворона», «Дровосеки», «В лесу», «Часики».

 3. Развития связного высказывания: «Доскажи и повтори», «Опиши игрушку», «Вам посылка», «Что ты загадал?», «Найди по описанию», «Разложи картинки правильно».

 4. Коррекции фонетической стороны речи: «Помоги Незнайке», «Глупый зайчонок», «Добавь словечко», «Найди ошибку», «Назови первый звук», «Скажи правильно».

Использованная литература:

 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

Гозмяк О.С. Говорим правильно в 5-6 (6-7) лет. Конспекты фронтальных занятий 1, 2, 3 периоды обучения в старшей, подготовительной к школе логогруппе. М. 2017.

Гозмяк О.С. Говорим правильно в 5-6 (6-7) лет. Альбом №1,2,3 упражнений по обучению детей старшей, подготовительной к школе группы. 2017г.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.

Крупенчук О.И.. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2003.

 Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

 Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М.: АРКТИ, 2005.

 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010 Логопедия.

Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2015.

Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

 Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.

 Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.

 Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Месяц

Лексическая тема

Формирование фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь Диалогическая речь

Сентябрь

1-2 неделя

Обследование

Осень. Приметы осени

(3-4 нед.)

Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе.

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

Октябрь

Деревья осенью (1 неделя)

Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (берёза, рябина, дуб, клён, ель, жёлтый, зелёный, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Рассматривание листьев деревьев. Беседа

Лес. Грибы. Ягоды (2 неделя)

Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка образование множественного числа имен существительных, образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода.

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

Огород. Овощи (3 неделя)

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Закрепление и расширение представлений об овощах, их цвете, форме, вкусе. Образование множественного числа существительных. Обучение использованию прилагательного желтый в речи. Согласование прилагательного желтый с существительными в роде, числе, падеже; употребление имен существительных в форме винительного падежа. Образование формы родительного падежа существительных образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

Чтение логопедом «Желтой сказки» и беседа по ней.

Сад. Фрукты (4 неделя)

Формирование понятия о речевых и неречевых звуках. Выделение звука [а] из ряда гласных звуков и закрытых слогов

Расширение словаря по теме Закрепление навыка различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам. Формирование навыка образования множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыка образование имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Беседа по плакату «Что растет в моем саду».

Ноябрь

Перелетные птицы (1 неделя)

Выделение звука [у] из ряда гласных звуков

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о перелетных птицах, о частях тела. Формирование обобщающего понятия перелетные птицы. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыка образование множественного числа имен существительных, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов). Совершенствование навыка употребления простых предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Повторение описательного рассказа логопеда о ласточке. Рассматривание картины «Птицы прилетели»

Одежда (2 неделя)

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду звуков. Дифференциация звуков [а]—[у] в словах.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда. Уточнение и расширение словаря по теме. Уточнение и расширение глагольного словаря по теме. Совершенствование навыка образования имен существительных во множественном числе, образование имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Формирование навыка образования формы родительного падежа имен существительных множественного числа

Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке». Подготовка к составлению рассказа по картине. Повторение после логопеда рассказа- описания об одежде.

Обувь (3 неделя)

Дифференциация звуков [а]—[у] в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Формирование навыка различения одежды и обуви. Совершенствование навыка образования формы имен существительных во множественном числе, слоговой структуры слов. Закрепление представления о зеленом цвете. Обучение использованию прилагательного зеленый в речи. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Рассказывание логопедом «Зеленой сказки» и беседа по ней. Обучение составлению рассказа-описания из двух предложений по образцу Составление предложений из трех слов по сюжетным картинкам.

Мебель (4 неделя)

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду слов

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыка образования формы имен существительных во множественном числе, слоговой структуры слов, понимания и употребления некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия, согласование прилагательных с существительными в единственном числе в именительном падеже, образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

Обучение повторению рассказа-описания о стуле вслед за логопедом.

Декабрь

Посуда (1 неделя)

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду слов.

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыка образования имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода.

Повторение описательного рассказа о чайнике вслед за логопедом. Составление загадок- описаний по образцу со зрительной опорой.

Зима. Признаки зимы (2 неделя)

Выделение звука [о] из ряда гласных звуков. Выделение звука [о] в начале слова.

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа.

Составление рассказа «Находка» по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Зимующие птицы (3 неделя)

Дифференциация звуков [а]—[у]—[о] в словах. Совершенствование слоговой структуры слова.

Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыка образования и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа. Совершенствование навыка образования и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Совершенствование навыка употребления имен существительных в форме родительного падежа, винительного падежа единственного и множественного числа, согласование числительных с существительными.

Повторение рассказа- описания о снегире после логопеда со зрительной опорой.

Рассматривание картины «У кормушки» и беседа по ней.

Новогодний праздник (4 неделя)

Выделение звука [и] из ряда гласных звуков. Выделение звуков [а]—[у]—[о] —[и] в словах.

Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи :употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах, элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти), употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном наклонении, предложно-падежные конструкции, навыков ориентировки в пространстве.

Рассматривание картины «У елки» и беседа по ней. Повторение рассказа- описания о елочной игрушке после логопеда

Январь    

Дикие животные (1 неделя)

Дифференциация звуков [а] - [о] в словах. Дифференциация звуков [и]—[у] в словах. Совершенствование слоговой структуры слова.

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи: предложно- падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят, образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, согласование числительных с существительными.

Выразительное рассказывание логопедом сказки «Заюшкина избушка» и беседа по ней. Пересказ сказки по ролям

Детеныши диких животных (2 неделя)

Дифференциация звуков [ а] - [ о] в словах. Дифференциация звуков [ и]—[ у] в словах. Совершенствова-ние слоговой структуры слова.

Уточнение и расширение словаря по теме «Детеныши диких животных». Формирование обобщающего понятия детеныши диких животных.

Продолжение совершенствования грамматического строя речи: предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, - ят, образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, согласования числительных с существительными.

Чтение логопедом рассказа «Медвежья семья» И. Соколова-Микитова Беседа по рассказу.

Домашние животные (3 неделя)

Работа над слоговой структурой слова

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят, предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными, элементарных математических навыков (счет в пределах пяти).

Беседа о домашних животных с использованием фигурок. Выразительное рассказывание логопедом сказки «Семеро козлят» и беседа по ней. Пересказ сказки.

Февраль

Детеныши домашних животных (1 неделя)

Работа над слоговой структурой слова

Формирование представлений о детенышах домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия детеныши домашних животных.

Рассматривание картины «Кошка с котятами» и беседа по ней.

Домашние птицы (2 недели)

Звук и буква А

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.

Рассматривание картины «Птичий двор» и беседа по ней. Повторение рассказа- описания о петушке вслед за логопедом.

Профессии (3 неделя)

Звук и буква У

Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.

Рассматривание картинки «В магазине» и беседа по ней. Чтение логопедом «Белой сказки» и беседа по ней.

Папин праздник (4 неделя)

Звук и буква О

Формирование представлений о празднике «День защитника Отечества». Уточнение и расширение словаря по теме.

Рассматривание картины «Пограничник». Составление описательного рассказа о пограничнике.

Март

Мамин праздник. Профессии мам (1 неделя)

Звук и буква И

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Беседа о профессиях мам. Составление рассказа « Кому, что нужно?» из двух предложений.

Весна. Признаки весны (2 неделя)

Совершенствование навыка чтения слияний гласных.

Формирование словаря по теме «Весна» (солнышко, весна, проталинка, мать-и мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя). Уточнение и расширение представлений о ранней весне и её признаках.

Составление предложений с опорой на картинки.

Первоцветы (3 неделя)

Анализ и синтез слияний гласных звуков [а]—[у]— [о]—[и] и согласного [т] Совершенствование навыка чтения.

Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных). Образование и употребление формы множественного числа имен существительных

Составление рассказа о подснежнике. Рассматривание картины «Ранняя весна» и беседа по ней.

Комнатные растения (4 неделя)

Звук и буква П

Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Составление рассказа- описания о фиалке по данному логопедом плану.

Апрель

Перелетные птицы (1 неделя)

Формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи образование существительных с суффиксом – ат. Составление простых распространенных предложений.

Беседа по картине «Птицы прилетели». Рассказывание сказки «Гуси- лебеди» логопедом с иллюстрированием на наборном полотне. Пересказ сказки детьми.

Космос (2 неделя)

Звук и буква Н

Формирование представлений о космосе. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия космос. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах).

Составление рассказа- описания о космонавте по данному логопедом плану.

Рыбы (3 неделя)

Звук и буква М

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)

Беседа по картине «Золотая рыбка». Составление описательного рассказа о золотой рыбке.

Насекомые (4 неделя )

Закрепление знания буквы М и умения находить ее среди других букв

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме). Формирование обобщающего понятия насекомые.

Рассматривание картины «Насекомые» и беседа по ней. Составление описательных рассказов.

Май

Моя семья (1-2 недели)

Звук и буква К

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах).употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами употребление существительных в форме родительного падежа.

Беседа по картине «Семья». Составление рассказа «Моя семья».

3-4 недели

Обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (средняя группа)

Данная Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ту...