Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей сТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Общая тема | Месяц Тема Неделя | Лексико-грамматический строй | |
ОСЕНЬ | Сентябрь 1 неделя СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗДРАВСТ- ВУЙ, ДЕТСКИЙ САД | Обследование | |
ОСЕНЬ | Сентябрь 2 неделя САД –ФРУКТЫ, ОГОРОД - ОВОЩИ | Обследование | |
ОСЕНЬ | Сентябрь 3 неделя ДЕРЕВЬЯ, КУСТАР НИКИ | Развитие понимания устной речи. Продолжать знакомить детей с понятием «слово» (слово – предмет) одушевленный/неодушевленный предмет (Кто? Что?) Формировать навык образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к растениям (дубовый, березовый) Деревья, деревьев (много деревьев) Стихотворение «Около деревни шесть больших деревьев» Сказка «История о деревьях»(дубовый, кленовый, березовый) (Куликовская Т.А., стр.53) Поговорка Без ветра деревья не качаются. Игра «Я деревьев много знаю» (Куликовская Т.А., стр.54) | |
ДЕНЬ ДОШКОЛЬНОГО РАБОТНИКА | Сентябрь 4 неделя ПОМЕЩЕ НИЯ ДЕТ.САДА | Развитие понимания устной речи. Слово – действие Составление простого предложения (Кто? (Что?) Что делает? и определения количества слов в предложении. В яслях, яслей, яслями, яслям Стихотворение «В яслях могут малыши» Рассказ «История о том, как маленький мальчик Володя накормил котёнка» (Куликовская Т.А., стр.109) Скороговорка В яслях Вася играет с Асей. Игра «В яслях взяли малыши» (Куликовская Т.А., стр.109) Дверей, дверям, дверями, дверьми, о дверях Стихотворение «На дверях висит замок» Рассказ «История о том, как Дружок дорогу домой нашёл» (Куликовская Т.А., стр.108) Чистоговорка Стоит муравей у закрытых дверей. Откройте ему муравейник скорей! Пословица Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась. (Куликовская Т.А., стр.108) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 1 неделя БАБУШКИ И ДЕДУШКИ СЕМЬЯ | Развитие понимания устной речи. Слово – признак. (Какой? Какая? Какое?). Составление словосочетаний: какая? Кто? Кто? Какая? Фамилия, фамилию Стихотворение «Я фамилию свою» Рассказ «История о ласковой фамилии» (Куликовская Т.А., стр.19) Считалка «Знаешь ты, и знаю я» (Куликовская Т.А., стр.20) День рождения (мой день рождения) Стихотворение «День рождения был мой» Рассказ «История про Зайкин день рождения» (Куликовская Т.А., стр.20) Игра«В день рождения, друзья» (Куликовская Т.А., стр.20) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 2 неделя МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА | Закреплять умение определять количество слов в предложении и закреплять навык составления предложений из 3 слов по модели: Кто? (Что?) Что делает? Что? Стихотворение «Экскаватор черпал грунт» (Куликовская Т.А., стр.80) Рассказ «Миша строит дом» (Косинова Е.М., Грамматическая тетрадь 1, стр.15) Квартал Стихотворение «Квартал» Вопросы Сколько кварталов прошёл Рома? Почему Рома не устал? (Куликовская Т.А., стр.91,92) Рассказ «История о самом красивом квартале» Игра «Мы гуляем по кварталам» (Куликовская Т.А., стр.92) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 3 неделя ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ЛИЦА И ТЕЛА.ГИГИЕНА | Формировать навык использования в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой-моя», «мое» с сочетании с существительными мужского, женского, среднего рода Уши, ушей, ушам, ушами, об ушах Стихотворение «Мы спросили у Ванюши» вопросы Для чего надо мыть уши? Сколько ушей у двух собак? (Куликовская Т.А., стр.21) Сказка «История о длинных и коротких ушах» Пословица : Уши обманывают, глаза правдивы. Игра «Раз, два, три, четыре» (Куликовская Т.А., стр.21) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 4 неделя ЯГОДЫ, ГРИБЫ | Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед.ч. и мн.ч. настоящего времени (собирай – собирает) Продолжать формировать понимание обобщающего значения слов (ягоды, грибы) Класть, кладу, кладём, кладёшь, кладёте, кладёт, кладут, клади, кладите Стихотворение «Земляника» (Куликовская Т.А., стр.5) Сказка «История о длинных и коротких ушах» Пословица : Уши обманывают, глаза правдивы. Игра «Раз, два, три, четыре» (Куликовская Т.А., стр.21) Положи, положите Стихотворение «Положи грибы в корзину» Задание Положи в корзину… (Куликовская Т.А., стр.17) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 5 неделя МЕБЕЛЬ | Формировать навык составления простого предложения с использованием предлогов «на», «под», «в». На Игра «Солнечный зайчик» Рассказ«Кот Васька » (Яцель О.С. стр.5) Под Игра «Куда закатился мяч» Рассказ«Зайчик» (Яцель О.С. стр.7) В Игра «Буратино в гостях» Рассказ «Где был Буратино» (Яцель О.С. стр.6,7) Табурет Стихотворение «Я присел на табурет» Вопросы Почему мам рассердилась? Есть ли у тебя дома табурет? (Куликовская Т.А., стр.16) Сказка «История про старый Табурет» Чистоговорка Примерь берет, смастери табурет. Игра «Приходил к нам старый дед» (Куликовская Т.А., стр.17) | |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Ноябрь 1 неделя ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. НАША РОДИНА - РОССИЯ | Формировать навык согласования существительного и глагола в ед.ч. и мн.ч. Подбор антонимов Стихотворение «Родина» (Е.А.Алябьева,стр.29) Езжайте, поезжай Стихотворение «Езжайте на север, езжайте на юг» Задание Закончи предложения: Бабушка сказала мне: «поезжай в…» В газете напечатали объявление: «Езжайте на …» (Куликовская Т.А., стр.12) Пословица : Поезжай на день, а хлеба бери на неделю. Игра «Езжайте по нашей стране» (Куликовская Т.А., стр.13) | |
ОСЕНЬ | Ноябрь 2 неделя ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ТКАНИ | Закреплять навык изменения существительных по категории падежа (винительный, дательный, творительный) Приставочные глаголы Сказка «Маленькая портниха» (Васильева Е.В.,с.1) Снимаю, снимаешь, сними, снимите Стихотворение «Одежда» Вопрос Зачем дома нужно снимать верхнюю одежду? (Куликовская Т.А., стр.26) Сапог (без сапог) Стихотворение «Без сапог» Вопросы Почему нельзя пройти без сапог по глубоким лужам? Когда мы ходим без сапог? (Куликовская Т.А., стр.29) Рассказ «История о паре резиновых сапог» Поговорка Портной без порток, сапожник без сапог. Игра «Пара новеньких сапог» (Куликовская Т.А., стр.29) Туфля, туфли (Куликовская Т.А., стр.59) Шарф, шарфы, шарфу ,о шарфе, шарфы, шарфов, шарфами, о шарфах (Куликовская Т.А., стр.104) | |
ОСЕНЬ | Ноябрь 3 неделя ПЕРЕЛЕТ НЫЕ ПТИЦЫ | Формировать навык словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-) Сказка «История о том, почему у Гуся вытянулась шея» (Куликовская Т.А., стр.82) Пословицы Чужая беда – что с гуся вода Дожидаясь гуся, не упусти утку Игра «Как у гуся шея выше» (Куликовская Т.А., стр.83) Сказка «История по цапель» (Куликовская Т.А., стр.47) | |
ДЕНЬ МАТЕРИ | Ноябрь 4 неделя ПОСУДА | Закреплять у детей навык составления простых предложений по модели: существительное Им.п.+согласованный глагол+2 зависимых от глагола дополнений (Папа режет хлеб ножом) Блюдца, блюдец (много блюдец) Стихотворение «Положи на полку блюдца» Вопросы Сколько блюдец ты поставишь на стол, чтобы напоить чаем всех, кто живет с тобой? Почему нельзя ставить чашки без блюдец? (Куликовская Т.А., стр.49) Рассказ «История о блюдцах» Поговорка Красивые блюдца чаще бьются. Игра «В нашем доме много блюдец» (Куликовская Т.А., стр.50) | |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 1 неделя СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | 1.Формировать навык различения и выделения в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного 2.Формировать навык составления предложения с однородными определениями. 3.Подбор родственных слов Стихотворение «Зимушка-зима» Е.А.Алябьева, стр.4 Искра Игра «Снег идет , и снег кружится» (Куликовская Т.А., стр.93) Надевать/одевать Стихотворение «Я надел свое пальтишко» Игра «Не замерзнем мы зимой» (Куликовская Т.А., стр.34) | |
ЗИМУШКА-ЗИМА | Декабрь 2 неделя ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | 1.Познакомить детей с предлогом «с»( «со»),формировать навык его употребления в речи и дифференциации с предлогом «на». 2.Учить выделять предлог как отдельное служебное слово и формировать навык составления предложений с предлогами «на», «с», «со». На, с/со Рассказ«Кот и воробей» (Яцель О.С. стр.5) | |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 3 неделя ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ | 1.Формировать навык образования наиболее употребительных притяжательных прилагательных. 2.Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,-еньк, ат-, ят Сказка «История о том, как Заяц надевает белую шубку» (Куликовская Т.А., стр.33) Надевает Сказка «История о том, почему Зайцу стало завидно» (Куликовская Т.А., стр.87) Завидно | |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 4 неделя НОВОГОД НИЙ ПРАЗДНИК | 1.Формировать навык образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам (бумажный, стеклянный, деревянный) 2.Упражнять детей в составлении предложений с использованием предлогов («на, под ,в ,с, со») в сочетании с соответствующими падежными формами существительных «на, под ,в ,с, со» Сказка «Зайчишка» (Яцель О.С. стр.7) Вручим, вручишь, вручите, вручит, вручат Стихотворение «Дед Мороз придёт зимой» (Куликовская Т.А., стр.93) Игра «Скоро будет Новый год» (Куликовская Т.А., стр.94) | |
КАНИКУЛЫ | Январь 1 неделя КАНИКУЛЫ | ||
КАНИКУЛЫ | Январь 2 неделя КАНИКУЛЫ | ||
НАР.КУЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Январь 3 неделя РОЖДЕСТВО. КОЛЯДКИ КНИГИ, ДЕТ.ПОЭТЫ, ПИСАТАЛИ | 1.Формировать понимание и навык употребления наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый-злой) 2.Формировать навык составления сложносочиненного предложения с противительным союзом «а» Рассказ«История о том, как Лёша научился читать стихи» (Куликовская Т.А., стр.79) Стихотворение «Начал Лёша стих читать» (Куликовская Т.А., стр.81) | |
ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ | Январь 4 неделя ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА | 1.Упражнять в составлении двух (трех) форм одних и тех же глаголов (лепи - лепит –леплю) 2. Формировать навык составления распространенного предложения с соединительным союзом «и» Лепи - лепит – леплю Рассказ«Во дворе» (Косинова Е.М. стр.44) | |
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ | Февраль 1 неделя БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРО- ПРИБОРЫ | 1.Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. 2.Формировать навык составления сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Стихотворение «Стирка в доме начата» (Куликовская Т.А., стр.106) Сказка «История о том, как Катя была занята» (Куликовская Т.А., стр.106) Игра «Маша стиркой занята» (Куликовская Т.А., стр.107) | |
ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ | Февраль 2 неделя ТРАНСПОРТ. ПДД | 1.Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок (выехал, подъехал, въехал…) 2. Закреплять навык составления распространенных предложений за счет введения в него однородных сказуемых. Стихотворение «Авария» (Е.В.Васильева, стр.8) Сказка «Путешествие маленькой машинки» (Васильева Е.В., стр.5) Пословицы (Е.В.Васильева, стр.8) Игры «Назови профессии», «Четвертый лишний», «Назови виды транспорта», «Подбери больше слов». (Васильева Е.В., стр.5,6) | |
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА | Февраль 3 неделя НАШИ ПАПЫ ПРОФЕССИИ | 1.Упражнять детей в согласовании имен числительных с именами существительными 2.Упражнять в составлении простых предложений с использованием категории творительного падежа существительного (Танкист управляет танком)
| |
НАР.КЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Февраль 4 неделя МАСЛЕНИЦА РУССКАЯ НАР. ИГРУШКА | 1.Упражнять детей в образовании относительных прилагательных со значением соотнесённости к различным материалом. 2.Упражнять детей в составлении сложносочиненного предложения с противительным союзом «а»и с использованием слов сначала – потом | |
МЕЖД.ЖЕНСК. ДЕНЬ | Март 1 неделя НАШИ МАМЫ ПРОФЕССИИ МАМ | 1.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (- ин..) 2.Формировать навык преобразования предложения за счет изменения вида глагола (Мама варила суп. Мама сварила суп) Стихотворение «Я по мамочке скучаю» (Т.А.Куликовская, стр.9) Сказка «Парикмахер» Игра «В руки ножницы возьмём» (Т.А.Куликовская, стр.27) Сказка «Маленькая портниха» (Васильева Е.В. стр.1) | |
ВЕСНА | Март 2 неделя ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ | 1.Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже с основой на мягкий согласный (весенний, весенняя, весеннюю) 2.Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что Сказка «Весенние подарки» (Т.А.Куликовская, стр.61) Народная мудрость Весна на поля - вари щи из щавеля. Стихотворение «Весна» Алябьева, стр.33 | |
ВЕСНА | Март 3 неделя ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ | 1.Упражнять в образовании наиболее употребительных притяжательных прилагательных 2.. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,-еньк, ат-, ят Сказка с элементами драматизации «Мамы и малыши» (Яцель О.С.,стр.16) | |
ВЕСНА | Март 4 неделя ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ? ПРОДУКТЫ ИЗ МУКИ | 1.Формировать навык образования однокоренных слов. 2. Формировать навык составления сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы» Печём, печёшь, печёте, печёт Стихотворение «Печет мышка пирожок» Сказка «История о том, как Мышка испекла торт» (Куликовская Т.А., стр.13,14) Чистоговорка Печёт Фомич в печи кулич Пословица У ленивого и крыша течёт, и печь не печет. Игра «Мы печём пирожки» (Куликовская Т.А., стр.14) | |
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ | Апрель 1 неделя НАША ПИЩА ЗДОРОВЬЕ | 1.Упражнять детей в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания. 2.Формировать навык составления предложения с противительным союзом «или» Стихотворение «Много дел у Кати» Рассказ «История о делах» Чистоговорка Николай дела уладил: Съел повидло, съел оладьи И на лавке посидел. Вот он сделал сколько дел (Куликовская Т.А., стр.35) Игра «Мы печём пирожки» (Куликовская Т.А., стр.14) | |
МОЙ ГОРОД | Апрель 2 неделя МОЯ ПЛАНЕТА КОСМОС | 1.Расширять значение предлогов: «к» употребление с дательным падежом, «от» - с родительным. 2.Упражнять детей в использовании предлогов «к», «от» в составе простого предложения и определении количества слов нем. Сказка «Космическое путешествие Незнайки» (Яцель О.С. стр.15) | |
ВЕСНА | Апрель 3 неделя ТРУД ЧЕСЛОВЕКА ВЕСНОЙ ИНСТРУМЕНТЫ | 1.Формировать умение изменять форму глаголов 3 лица ед.ч. на форму 1 лица ед.ч (и мн.ч.): идет – иду – идешь – идем в составе предложения. 2.Упражнять в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам. Сажает – сажаю – сажаешь – сажаем Посадит – посадим Стихотворение «По весне пойдет Федот и посадит огород» (Куликовская Т.А., стр.36) Вопросы Что сделает Федот? Что посадит Федот на огороде? Сказка «История о том, кто посадит огород» (Куликовская Т.А., стр.37) | |
НАР.КУЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Апрель 4 неделя ПАСХА | 1.Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже с основой на твердый согласный (пасхальный, пасхальное) 2.Формировать навыки составления предложений с использованием согласования прилагательных с основой на твердый согласный с существительными | |
ОБИТАТЕЛИ АКВАРИУМА | Апрель 5 неделя ОБИТАТЕЛИ РЕК И ОЗЕР | 1.Совершенствовать навык употребления простых предлогов в соответствующих падежах. 2.Упражнять в образовании глаголов с разными приставками. Течёт, течём, течёте, течёшь Простые предлоги Стихотворение «Речка быстрая течёт» (Куликовская Т.А., стр.28) Вопросы Что может течь? Куда течёт речка? Сказка «История о том, почему Речка быстро течёт» (Куликовская Т.А., стр.28) | |
ВЕСНА | Май 1 неделя ДЕНЬ ПОБЕДЫ | 1.Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в косвенных падежах. 2.Формировать навык составления сложноподчиненного предложения с придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (Я хочу, чтобы…) | |
ВЕСНА | Май 2 неделя НАСЕКОМЫЕ | 1.Упражнять детей в образовании существительных в форме мн.ч.+мн.ч.Р.п.. 2.Упражнять детей в составлении предложений с использованием простых предлогов (по модели). Гусеницы, гусениц Стихотворение «Ищет гусеница ужин» (Куликовская Т.А., стр.89) Вопросы Видел ли ты гусениц? Чем опасны гусеницы? Сказка «История о Гусенице» (Куликовская Т.А., стр.90) Чистоговорка Гусеница цепко Цепляется за ветку. От скворцов скрывается – Ей скворцы не нравятся. Игра «Гусеницы и бабочки» (Куликовская Т.А., стр.90) | |
ЛЕТО | Май 3 неделя ЦВЕТЫ | Обследование
| |
ЛЕТО | Май 4 неделя СКОРО ЛЕТО! ПРИЗНАКИ ЛЕТА | Обследование |
Планирование работы
по использованию различных литературных жанров и форм
при формировании лексико-грамматического строя речи
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весеннее путешествие»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме "Весна"...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...