Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филина Татьяна Владимировна

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя  

в подготовительной к школе группе

Общая

тема

Месяц

Тема

Неделя

Лексико-грамматический строй

ОСЕНЬ

Сентябрь

1 неделя

СЕЗОННЫЕ

ИЗМЕНЕНИЯ,

ДЕНЬ

ЗНАНИЙ

Обследование

ОСЕНЬ

Сентябрь

2 неделя

ОСЕННЯЯ

ЯРМАРКА

ТРУД

ЧЕЛОВЕКА

ОСЕНЬЮ

Обследование

ОСЕНЬ

Сентябрь

3 неделя

ХВОЙНЫЕ,

ЛИСТВЕННЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

Обследование

В тетради и папке взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей

Стихотворение «В березовой роще», Алябьева Е.А.,стр.7

Стихотворение «Дубрава», стр.7 Алябьева Е.А.,стр.7

(относительные прилагательные, родственные слова)

ДЕНЬ

ДОШКОЛЬНОГО

РАБОТНИКА

Сентябрь

4 неделя

ПРОФЕССИИ

РАБОТНИКОВ

ДЕТ.САДА

Обследование

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Октябрь

1 неделя

БАБУШКИ И

ДЕДУШКИ

СЕМЕЙНЫЕ

ТРАДИЦИИ

Формировать навык образования сравнительной степени прилагательных.

Стихотворение «Слабее» (Куликовская Т.А., стр.31)

Пословица Чем красивее роза, тем длиннее у неё шипы

Игра «Кто красивее из нас»

(Куликовская Т.А., стр.64)

Совершенствовать навык употребления в речи притяжательных прилагательных (суффикс –ин)

Скучать по кому-то (по чему-то)

Стихотворение «Я по мамочке скучаю»

Сказка «История о двух путешественниках»

Поговорка :Чего не знаю, по тому и не скучаю.

Игра «Лисенок скучает по маме-лисице»

(Куликовская Т.А., стр.9)

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Октябрь

2 неделя

МОЙ ГОРОД,

МОЯ СТРАНА

Дать понятие о синонимических отношениях слов. Упражнять в подборе синонимов и практическом их употреблении в речи.

Стихотворение «Праздник»

(Е.А.Алябьева, стр.37)

 Познакомить детей с предлогом над и формировать навык его употребления в речи.

Закреплять навык распространения предложений за счет введения в них однородных определений

Езжайте, поезжай

Стихотворение «Езжайте на север, езжайте на юг» 

Задание

Закончи предложения:

Бабушка сказала мне: «поезжай в…»

В газете напечатали объявление: «Езжайте на …»

(Куликовская Т.А., стр.12)

Пословица : Поезжай на день, а хлеба бери на неделю.

Игра «Езжайте по нашей стране»

(Куликовская Т.А., стр.13)

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Октябрь

3 неделя

ЧЕЛОВЕК

(ЭМОЦИИ,

ДЕЯТЕЛЬ

НОСТЬ,

УВЛЕЧЕНИЯ)

Развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений: «широкая душа», «сгореть от стыда».

Формировать навык употребления возвратных глаголов.

Формировать у детей навык преобразования одной грамматической формы в другую (пение – певец  - петь).

Подбор антонимов

«Хорошее и плохое»

Алябьева Е.А., стр.29

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Октябрь

4 неделя

ЯГОДЫ,

ГРИБЫ

ДОМАШНИЕ

ЗАГОТОВКИ

Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ев, -н.

Сказка «История о банке с вареньем»

(Куликовская, стр.64)

Сказка «История о бочковых огурцах»

Стихотворение «Бочковый грибок»

(Куликовская, стр.84)

Игра «За грибами мы ходили»

(Куликовская, стр.85)

Формировать навык образования сложных составных прилагательных (темно-зеленый, ярко-красный).

Учить детей дифференцировать предлоги над - под.

Рассказ «Маша-растеряша» (О.С.Яцель, стр.8)

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Ноябрь

1 неделя

ДЕНЬ НАРОДНОГО

ЕДИНСТВА.

МОСКВА – СТОЛИЦА РОССИИ

Познакомить детей с предлогами у, около, возле и формировать навык их употребления в речи.

Упражнять детей в употреблении предлогов у, около, возле на новом лексическом материале (музей, театр, выставка)

Рассказ «Незнайка в Москве» (по О.С.Яцель),стр.22

ОСЕНЬ

Ноябрь

2 неделя

АТЕЛЬЕ,

ШВЕЯ,

САПОЖНИК

Формировать умение преобразовывать названия профессий м.р. в названия профессий ж.р. (портной – портниха).

Грамматические сказки (Е.В.Васильева, стр.1)

Дать понятие о несклоняемых существительных и формировать навык их употребления в речи.

Носков (без носков), чулок (без чулок)

Стихотворение «Петя ходит без носков»

Вопросы

Как Петя укрепляет здоровье?

Сколько носков в двух парах?

Рассказ «История двух носков»

(Куликовская Т.А., стр.6)

Чистоговорка: Связал сурок сто пар носков

Игра «Кошка ходит без носков»

Стихотворение «Нет у Машеньки чулок»

Вопросы

Чего нет у Машеньки?

Сколько чулок в одной паре?

Сказка «История о том, как Сороконожка собиралась на прогулку»

(Куликовская Т.А., стр.7)

Народная мудрость

В мороз без чулок не ходи за порог

Игра «Вяжет бабушка чулки»

(Куликовская Т.А., стр.8)

Пальто

(Куликовская Т.А., стр.55)

Пиджак

(Куликовская Т.А., стр.43)

ОСЕНЬ

Ноябрь

3 неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

ПТИЦЫ

ВОДО-

ПЛАВАЮЩИЕ

ПТИЦЫ

Познакомить детей с процессом словосложения (образование сложных прилагательных: длинноногая, короткохвостая).

Сказка «История про длинноногих цапель»

(Куликовская, стр.47)

 Познакомить детей с предлогами до, к, от и формировать навык их употребления в речи.

Гусь, гусю, гусем, о гусе, гусей, гусям, гусями, о гусях

Сказка «История о Гусе»

(Куликовская Т.А., стр.82)

Пословицы

Чужая беда – что с гуся вода.

Дожидаясь гуся, не упусти утку.

Игра «Как у гуся»

(Куликовская Т.А., стр.83)

МИР

ВОКРУГ

МЕНЯ

Ноябрь

4 неделя

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Формировать навык дифференцированного использования в речи простых и сложных предлогов (под – из-под).

Упражнять в образовании категорию существительных Р.п.,мн.ч..

Столяр, столяры

Стихотворение «К нам вчера столяр пришёл»

Вопросы

Что сделал столяр?

Что ещё могут делать столяры?

Рассказ «История о Столяре»

(Куликовская Т.А., стр.70,71)

Пословица

Столяр хвалится не топором, а столом.

Игра «Взяли в руки столяры…»

(Куликовская Т.А., стр.71)

ДЕНЬ

МАТЕРИ

Ноябрь

5 неделя

В МИРЕ

ПОСУДЫ

Познакомить детей с употреблением обобщающих понятий на основе их тонких дифференциаций (кухонная посуда, столовая посуда…)

Упражнять в образовании относительных прилагательных с различными значениями соотнесения.

Познакомить детей с предлогом без и формировать навык его употребления в речи.

Образование существительных с помощью суффиксов –ниц, -ник

Сказка «Про посуду», Т.Шуйская

ЗИМУШКА-

ЗИМА

Декабрь

1 неделя

ПРИРОДНЫЕ

ЯВЛЕНИЯ

Продолжать знакомить детей со способами образования сложных слов (существительные: снегопад, снегоход…)

Упражнять детей в подборе родственных слов.

Стихотворение «Снегурочка»

Е.А.Алябьева, стр.4

Стихотворение «Ледокол»

Е.А.Алябьева, стр.5

Синонимы

Стихотворение«Зима», Алябьева Е.А., стр.41

ЗИМУШКА-ЗИМА

Декабрь

2 неделя

ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ

Учить употреблять существительные с увеличительным значением.

Упражнять детей в употреблении предлогов на, по, с(со) .

Упражнять в подборе родственных слов

Сказка «Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся», Т.Шуйская

ЗИМУШКА-

ЗИМА

Декабрь

3 неделя

ДИКИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ХОЛОДНЫХ

СТРАН

Совершенствовать умение детей образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ов, -й.

 Познакомить детей с предлогом между и формировать навык его употребления в речи.

ЗИМУШКА-

ЗИМА

Декабрь

4 неделя

НОВОГОДНИЙ

ПРАЗДНИК

Упражнять детей в подборе синонимов и их практическом употреблении в речи.

 Познакомить детей с предлогами перед, вокруг и формировать навык их употребления в речи.

Стихотворение «Праздник», Алябьева, стр.37

КАНИКУЛЫ

Январь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ

Январь

2 неделя

КАНИКУЛЫ

НАР.КУЛЬТ.

ТРАДИЦИИ

Январь

3 неделя

РОЖДЕСТВО.

КОЛЯДКИ

БИБЛИОТЕКА,

КНИГИ

Дать понятие о многозначности слов (существительные)

 Познакомить детей с предлогами про, о, об(обо) и формировать навык их употребления в речи.

Сказка «История об удивительном зонте»

(Куликовская, стр.81)

ЗИМНИЕ

ИГРЫ И ЗАБАВЫ

Январь

4 неделя

ЗИМНИЕ ВИДЫ

СПОРТА

Формировать у детей умение объяснять образование существительных слов с опорой на словообразовательную структуру (хоккеист – спортсмен, который играет в хоккей).

 Познакомить детей с предлогами через, сквозь и формировать навык их употребления в составе предложения. Упражнять в употреблении предлога между.

НЕДЕЛЯ

ЗДОРОВЬЯ

Февраль

1 неделя

БЕЗОПАС-

НОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

ЭЛЕКТРО-

ПРИБОРЫ

Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов.

Стихотворение «В доме есть водопровод»

(Куликовская, стр.88)

Познакомить детей с предлогом для и формировать навык его употребления в речи.

Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом чтобы (для того, чтобы)

ПРОФЕССИИ

НА ТРАНСПОРТЕ

Февраль

2 неделя

ТРАНСПОРТ

БЕЗОПАС-

НОСТЬ

НА ТРАНСПОРТЕ

Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов-глаголов (въехал – выехал).

Учить детей дифференцированно употреблять предлоги за – из-за.

Упражнять в подборе антонимов (глаголы, существительные)

Стихотворение «Транспорт», Алябьева, стр.32

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА

ОТЕЧЕСТВА

Февраль

3 неделя

ДЕНЬ

ЗАЩИТНИКА

ОТЕЧЕСТВА

НАША

АРМИЯ

Совершенствовать навык согласования числительных с прилагательными и существительными.

Упражнять детей в употреблении предлогов в(во),из.

НАР.КЛЬТ.

ТРАДИЦИИ

Февраль

4 неделя

МАСЛЕНИЦА

ПРИКЛАДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО,

ПРОМЫСЛЫ

Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.

Упражнять детей в распространении предложений за счет введения однородных членов предложения.

МЕЖД.ЖЕНСК.

ДЕНЬ

Март

1 неделя

МЕЖД.

ЖЕНСКИЙ

ДЕНЬ

Упражнять в подборе родственных слов.

Стихотворение «Беспорядок»

(Е.А.Алябьева, стр.48)

ВЕСНА

Март

2 неделя

ПРИЗНАКИ

ВЕСНЫ

Упражнять детей в подборе синонимов (прилагательные, глаголы).

Стихотворение «Весной»

(Е.А.Алябьева, стр.51)

Стихотворение «Весна пришла»

(Е.А.Алябьева, стр.44)

ВЕСНА

Март

3 неделя

ЖИВОТНЫЕ

ЖАРКИХ

СТРАН

Упражнять детей в употреблении существительных мн.ч., Р.п..

Закрепление названий животных жарких стран

Упражнять в подборе антонимов

Стихотворение «Засуха»

Е.А.Алябьева, стр.45

Б.Житков «Красавица»

ВЕСНА

Март

4 неделя

ХЛЕБ –ВСЕМУ ГОЛОВА

ЗЛАКИ

1.Упражнять детей в употреблении относительных прилагательных.

2.Упражнять в подборе родственных  слов

Стихотворение «Хлеб»

Алябьева Е.А., стр.5

НЕДЕЛЯ

ЗДОРОВЬЯ

Апрель

1 неделя

ФИЗКУЛЬТУРА И

ЗДОРОВЬЕ

ЛЕТНИЕ

ВИДЫ

СПОРТА

Упражнять детей преобразовании существительных, обозначающих лица по их деятельности ( м.р. в ж.р.)

МОЙ ГОРОД

Апрель

2 неделя

ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О КОСМОСЕ?

Упражнять детей в образовании падежных форм прилагательных с существительными мн.ч. в составе предложения.

ВЕСНА

Апрель

3 неделя

СЕЛЬХОЗ

РАБОТЫ

ОРУДИЯ ТРУДА

Упражнять детей в образовании слов с уменьшительным, увеличительным значением.

Сказка «История о том, кто посадит огород»

Куликовская Т.А., стр.37

НАР.КУЛЬТ.

ТРАДИЦИИ

Апрель

4 неделя

ПАСХА

Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы слов в другие (веселье – веселый – веселящийся).

ВЕСНА

Май

1 неделя

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Закреплять умение употреблять обобщающие понятия на основе их тонких дифференциаций.

ВЕСНА

Май

2 неделя

СКОРО В ШКОЛУ!

ШКОЛЬНЫЕ

ПРИНАДЛЕЖ-

НОСТИ

Совершенствовать навык объяснения и практического употребления слов переносного значения (работать спустя рукава)

Упражнять в употреблении существительных мн.ч. Р.п.

«История о цветных карандашах»

(Куликовская Т.А., стр.8)

Упражнять в согласовании числительных с существительными

Стихотворение «Пять цветных карандашей»,

Игра «Принесите мне скорей пять цветных карандашей»

(Куликовская Т.А., стр.8)

ВЕСНА

Май

3неделя

ОБИТАТЕЛИ

МОРЕЙ

И

ОКЕАНОВ

1.Совершенствовать навык употребления приставочных глаголов

2.Упражнять в согласовании числительных с существительными

3.Названия обитателей морей и океанов

Сказка «История о пожилом Крабе»

Куликовская Т.А., стр.73

Сказка «История о том, как  Ракушка держит свой дом закрытым»

Куликовская Т.А., стр.99

ЛЕТО

Май

4 неделя

САД, ПАРК,

ЛУГ, ЛЕС

Обследование

ЛЕТО

Май

5 неделя

ВРЕМЕНА

ГОДА

КАЛЕНДАРЬ

Обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей сТНР...