Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя
в подготовительной к школе группе
Общая тема | Месяц Тема Неделя | Лексико-грамматический строй |
ОСЕНЬ | Сентябрь 1 неделя СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ДЕНЬ ЗНАНИЙ | Обследование |
ОСЕНЬ | Сентябрь 2 неделя ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА ТРУД ЧЕЛОВЕКА ОСЕНЬЮ | Обследование |
ОСЕНЬ | Сентябрь 3 неделя ХВОЙНЫЕ, ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ | Обследование В тетради и папке взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей Стихотворение «В березовой роще», Алябьева Е.А.,стр.7 Стихотворение «Дубрава», стр.7 Алябьева Е.А.,стр.7 (относительные прилагательные, родственные слова) |
ДЕНЬ ДОШКОЛЬНОГО РАБОТНИКА | Сентябрь 4 неделя ПРОФЕССИИ РАБОТНИКОВ ДЕТ.САДА | Обследование |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 1 неделя БАБУШКИ И ДЕДУШКИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ | Формировать навык образования сравнительной степени прилагательных. Стихотворение «Слабее» (Куликовская Т.А., стр.31) Пословица Чем красивее роза, тем длиннее у неё шипы Игра «Кто красивее из нас» (Куликовская Т.А., стр.64) Совершенствовать навык употребления в речи притяжательных прилагательных (суффикс –ин) Скучать по кому-то (по чему-то) Стихотворение «Я по мамочке скучаю» Сказка «История о двух путешественниках» Поговорка :Чего не знаю, по тому и не скучаю. Игра «Лисенок скучает по маме-лисице» (Куликовская Т.А., стр.9) |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 2 неделя МОЙ ГОРОД, МОЯ СТРАНА | Дать понятие о синонимических отношениях слов. Упражнять в подборе синонимов и практическом их употреблении в речи. Стихотворение «Праздник» (Е.А.Алябьева, стр.37) Познакомить детей с предлогом над и формировать навык его употребления в речи. Закреплять навык распространения предложений за счет введения в них однородных определений Езжайте, поезжай Стихотворение «Езжайте на север, езжайте на юг» Задание Закончи предложения: Бабушка сказала мне: «поезжай в…» В газете напечатали объявление: «Езжайте на …» (Куликовская Т.А., стр.12) Пословица : Поезжай на день, а хлеба бери на неделю. Игра «Езжайте по нашей стране» (Куликовская Т.А., стр.13) |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 3 неделя ЧЕЛОВЕК (ЭМОЦИИ, ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ, УВЛЕЧЕНИЯ) | Развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений: «широкая душа», «сгореть от стыда». Формировать навык употребления возвратных глаголов. Формировать у детей навык преобразования одной грамматической формы в другую (пение – певец - петь). Подбор антонимов «Хорошее и плохое» Алябьева Е.А., стр.29 |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Октябрь 4 неделя ЯГОДЫ, ГРИБЫ ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ | Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ев, -н. Сказка «История о банке с вареньем» (Куликовская, стр.64) Сказка «История о бочковых огурцах» Стихотворение «Бочковый грибок» (Куликовская, стр.84) Игра «За грибами мы ходили» (Куликовская, стр.85) Формировать навык образования сложных составных прилагательных (темно-зеленый, ярко-красный). Учить детей дифференцировать предлоги над - под. Рассказ «Маша-растеряша» (О.С.Яцель, стр.8) |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Ноябрь 1 неделя ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. МОСКВА – СТОЛИЦА РОССИИ | Познакомить детей с предлогами у, около, возле и формировать навык их употребления в речи. Упражнять детей в употреблении предлогов у, около, возле на новом лексическом материале (музей, театр, выставка) Рассказ «Незнайка в Москве» (по О.С.Яцель),стр.22 |
ОСЕНЬ | Ноябрь 2 неделя АТЕЛЬЕ, ШВЕЯ, САПОЖНИК | Формировать умение преобразовывать названия профессий м.р. в названия профессий ж.р. (портной – портниха). Грамматические сказки (Е.В.Васильева, стр.1) Дать понятие о несклоняемых существительных и формировать навык их употребления в речи. Носков (без носков), чулок (без чулок) Стихотворение «Петя ходит без носков» Вопросы Как Петя укрепляет здоровье? Сколько носков в двух парах? Рассказ «История двух носков» (Куликовская Т.А., стр.6) Чистоговорка: Связал сурок сто пар носков Игра «Кошка ходит без носков» Стихотворение «Нет у Машеньки чулок» Вопросы Чего нет у Машеньки? Сколько чулок в одной паре? Сказка «История о том, как Сороконожка собиралась на прогулку» (Куликовская Т.А., стр.7) Народная мудрость В мороз без чулок не ходи за порог Игра «Вяжет бабушка чулки» (Куликовская Т.А., стр.8) Пальто (Куликовская Т.А., стр.55) Пиджак (Куликовская Т.А., стр.43) |
ОСЕНЬ | Ноябрь 3 неделя ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВОДО- ПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ | Познакомить детей с процессом словосложения (образование сложных прилагательных: длинноногая, короткохвостая). Сказка «История про длинноногих цапель» (Куликовская, стр.47) Познакомить детей с предлогами до, к, от и формировать навык их употребления в речи. Гусь, гусю, гусем, о гусе, гусей, гусям, гусями, о гусях Сказка «История о Гусе» (Куликовская Т.А., стр.82) Пословицы Чужая беда – что с гуся вода. Дожидаясь гуся, не упусти утку. Игра «Как у гуся» (Куликовская Т.А., стр.83) |
МИР ВОКРУГ МЕНЯ | Ноябрь 4 неделя ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ? | Формировать навык дифференцированного использования в речи простых и сложных предлогов (под – из-под). Упражнять в образовании категорию существительных Р.п.,мн.ч.. Столяр, столяры Стихотворение «К нам вчера столяр пришёл» Вопросы Что сделал столяр? Что ещё могут делать столяры? Рассказ «История о Столяре» (Куликовская Т.А., стр.70,71) Пословица Столяр хвалится не топором, а столом. Игра «Взяли в руки столяры…» (Куликовская Т.А., стр.71) |
ДЕНЬ МАТЕРИ | Ноябрь 5 неделя В МИРЕ ПОСУДЫ | Познакомить детей с употреблением обобщающих понятий на основе их тонких дифференциаций (кухонная посуда, столовая посуда…) Упражнять в образовании относительных прилагательных с различными значениями соотнесения. Познакомить детей с предлогом без и формировать навык его употребления в речи. Образование существительных с помощью суффиксов –ниц, -ник Сказка «Про посуду», Т.Шуйская |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 1 неделя ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | Продолжать знакомить детей со способами образования сложных слов (существительные: снегопад, снегоход…) Упражнять детей в подборе родственных слов. Стихотворение «Снегурочка» Е.А.Алябьева, стр.4 Стихотворение «Ледокол» Е.А.Алябьева, стр.5 Синонимы Стихотворение«Зима», Алябьева Е.А., стр.41 |
ЗИМУШКА-ЗИМА | Декабрь 2 неделя ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | Учить употреблять существительные с увеличительным значением. Упражнять детей в употреблении предлогов на, по, с(со) . Упражнять в подборе родственных слов Сказка «Почему птицы не все на юг улетают, или |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 3 неделя ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН | Совершенствовать умение детей образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ов, -й. Познакомить детей с предлогом между и формировать навык его употребления в речи. |
ЗИМУШКА- ЗИМА | Декабрь 4 неделя НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК | Упражнять детей в подборе синонимов и их практическом употреблении в речи. Познакомить детей с предлогами перед, вокруг и формировать навык их употребления в речи. Стихотворение «Праздник», Алябьева, стр.37 |
КАНИКУЛЫ | Январь 1 неделя КАНИКУЛЫ | |
КАНИКУЛЫ | Январь 2 неделя КАНИКУЛЫ | |
НАР.КУЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Январь 3 неделя РОЖДЕСТВО. КОЛЯДКИ БИБЛИОТЕКА, КНИГИ | Дать понятие о многозначности слов (существительные) Познакомить детей с предлогами про, о, об(обо) и формировать навык их употребления в речи. Сказка «История об удивительном зонте» (Куликовская, стр.81) |
ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ | Январь 4 неделя ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА | Формировать у детей умение объяснять образование существительных слов с опорой на словообразовательную структуру (хоккеист – спортсмен, который играет в хоккей). Познакомить детей с предлогами через, сквозь и формировать навык их употребления в составе предложения. Упражнять в употреблении предлога между. |
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ | Февраль 1 неделя БЕЗОПАС- НОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ ЭЛЕКТРО- ПРИБОРЫ | Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов. Стихотворение «В доме есть водопровод» (Куликовская, стр.88) Познакомить детей с предлогом для и формировать навык его употребления в речи. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом чтобы (для того, чтобы) |
ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ | Февраль 2 неделя ТРАНСПОРТ БЕЗОПАС- НОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ | Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов-глаголов (въехал – выехал). Учить детей дифференцированно употреблять предлоги за – из-за. Упражнять в подборе антонимов (глаголы, существительные) Стихотворение «Транспорт», Алябьева, стр.32 |
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА | Февраль 3 неделя ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА НАША АРМИЯ | Совершенствовать навык согласования числительных с прилагательными и существительными. Упражнять детей в употреблении предлогов в(во),из. |
НАР.КЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Февраль 4 неделя МАСЛЕНИЦА ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОМЫСЛЫ | Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных. Упражнять детей в распространении предложений за счет введения однородных членов предложения. |
МЕЖД.ЖЕНСК. ДЕНЬ | Март 1 неделя МЕЖД. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ | Упражнять в подборе родственных слов. Стихотворение «Беспорядок» (Е.А.Алябьева, стр.48) |
ВЕСНА | Март 2 неделя ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ | Упражнять детей в подборе синонимов (прилагательные, глаголы). Стихотворение «Весной» (Е.А.Алябьева, стр.51) Стихотворение «Весна пришла» (Е.А.Алябьева, стр.44) |
ВЕСНА | Март 3 неделя ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН | Упражнять детей в употреблении существительных мн.ч., Р.п.. Закрепление названий животных жарких стран Упражнять в подборе антонимов Стихотворение «Засуха» Е.А.Алябьева, стр.45 Б.Житков «Красавица» |
ВЕСНА | Март 4 неделя ХЛЕБ –ВСЕМУ ГОЛОВА ЗЛАКИ | 1.Упражнять детей в употреблении относительных прилагательных. 2.Упражнять в подборе родственных слов Стихотворение «Хлеб» Алябьева Е.А., стр.5 |
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ | Апрель 1 неделя ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЛЕТНИЕ ВИДЫ СПОРТА | Упражнять детей преобразовании существительных, обозначающих лица по их деятельности ( м.р. в ж.р.) |
МОЙ ГОРОД | Апрель 2 неделя ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О КОСМОСЕ? | Упражнять детей в образовании падежных форм прилагательных с существительными мн.ч. в составе предложения. |
ВЕСНА | Апрель 3 неделя СЕЛЬХОЗ РАБОТЫ ОРУДИЯ ТРУДА | Упражнять детей в образовании слов с уменьшительным, увеличительным значением. Сказка «История о том, кто посадит огород» Куликовская Т.А., стр.37 |
НАР.КУЛЬТ. ТРАДИЦИИ | Апрель 4 неделя ПАСХА | Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы слов в другие (веселье – веселый – веселящийся). |
ВЕСНА | Май 1 неделя ДЕНЬ ПОБЕДЫ | Закреплять умение употреблять обобщающие понятия на основе их тонких дифференциаций. |
ВЕСНА | Май 2 неделя СКОРО В ШКОЛУ! ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖ- НОСТИ | Совершенствовать навык объяснения и практического употребления слов переносного значения (работать спустя рукава) Упражнять в употреблении существительных мн.ч. Р.п. «История о цветных карандашах» (Куликовская Т.А., стр.8) Упражнять в согласовании числительных с существительными Стихотворение «Пять цветных карандашей», Игра «Принесите мне скорей пять цветных карандашей» (Куликовская Т.А., стр.8) |
ВЕСНА | Май 3неделя ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ | 1.Совершенствовать навык употребления приставочных глаголов 2.Упражнять в согласовании числительных с существительными 3.Названия обитателей морей и океанов Сказка «История о пожилом Крабе» Куликовская Т.А., стр.73 Сказка «История о том, как Ракушка держит свой дом закрытым» Куликовская Т.А., стр.99 |
ЛЕТО | Май 4 неделя САД, ПАРК, ЛУГ, ЛЕС | Обследование |
ЛЕТО | Май 5 неделя ВРЕМЕНА ГОДА КАЛЕНДАРЬ | Обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий «В стране добрых дел» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Конспект даст возможность грамотно построить работу по развитию и формированию лексико - грамматических категорий...

Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
В данном материале описывается актуальность инновационной технологии, решаемые задачи и способы работы в этом направлении....
Презентация к конспекту занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/11/29/konspekt-zanyatiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматическ...

Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....

Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Планирование работы по использованию различных литературных жанров и форм при формировании лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей сТНР...