Развитие связной речи у дошкольников с ОНР посредством «фразового конструктора»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Представлена работа по развитию связной монологической речи с помощь моделирования схем предложений и текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР посредством «фразового конструктора»
Важной частью развития ребенка является его речевое развитие, следовательно развитие речи являет одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста. К концу дошкольного периода у детей должна быть сформирована связная монологическая речь. Связная монологическая речь является наиболее сложной формой речи. Полноценное развитие связной речи находится в прямой взаимосвязи с уровнем сформированности лексических и грамматических средств языка ребенка.
Связная монологическая речь является наиболее сложной формой речи. Развитие связной речи развивается происходит при условии совместного развития речи и мышления ребенка. Полноценная связная речь невозможна без использования интонации, логических ударений, достаточно словарного запаса слов разных частей речи, усвоения грамматического строя языка, умения связывать слова в предложения, а также без умения выстраивать сложные предложения и объединять предложения.
Развитие связной речи является одним из основных направлений работы с дошкольниками с ОНР. Развитая связная речь способствует успешному обучению ребенка в школе, а также социальной адаптации ребенка, поскольку связная речи выполняет ряд функций: обобщающую, регулирующую и коммуникативную. Благодаря развитой связной речи ребенок может развиваться как личность, так как он увереннее чувствует себя при общении со сверстниками и взрослыми. Связная речь является определяющей для речевого и умственного развития.
У дошкольников с ОНР III уровня наблюдается ограниченный активный словарь; в речевых высказываниях встречаются лексические ошибки по типу смешения некоторых слов по их значению, а также непонимания принципа выделения части предмета и, как следствие, ее замены на название самого предмета; отмечаются трудности планирования высказываний и их оформления; смысловые пропуски; фрагментарность речь; нарушение связанности и последовательности высказываний; а также недостаточный уровень развития фразовой речи. Анализ методик по развитию связной речи показал, что использование элементов наглядного моделирования может способствовать коррекции недостатков связной речи у дошкольников.
Изучив работы Глухова В.П., Воробьевой В.К., Филичевой Т.Б., Жуковой Н.С. и др., посвященные развитию связной речи, пришли к выводу, что наглядные материалы, модели, схемы помогают дошкольникам планировать и грамотно строить свои высказывания, что облегчает процесс овладения связной речью.
В работе по коррекции недостатков связной речи используется модернизированный фразовый конструктор. Фразовый конструктор способствует актуализации активного и пассивного словаря; установлению лексико-грамматических связей в предложении; развитию навыка построения развернутых предложений; формированию связности и логики построения высказываний. Схемы и символы фразового конструктора являются наглядной опорой при составлении рассказов и пересказов. Преимуществом данного средства является то, что дети не заучивают предложения, а запоминают основы построения предложений и самостоятельно их составляли.
Работа проводится в 2 этапа. На подготовительном этапе решаются задачи по обучению дошкольников составлению сложных предложений. Основной этап осуществляется на занятиях в ходе упражнений на составление рассказов по серии сюжетных картинок, рассказов по многофигурным картинам и составление пересказов, где опорой служил модифицированный фразовый конструктор. На карточках конструктора изображаются символы предметов, действий, предлогов, различных дополнений по лексическим темам. Работа строится на основе наглядного моделирования. С помощью графической схемы предложения и картинок-символов дети могут планировать свои предложения, грамотно их выстраивать, затем последовательно называть предложения в тексте.
Занятия по обучению пересказу направлены на развитие внимания и памяти, обогащение словарного запаса, усвоение норм построения предложений и текстов. Структура занятий включает в себя организационную часть, чтение произведения педагогом, обсуждение текста, выделение главных частей, составление предложений с использованием символов, пересказ текса детьми с опорой на картинки-символы.
Наглядное изображение предложений позволяет детям правильно составлять пересказ, а символы служат опорой для грамотного построения каждого предложения.
Занятия по обучению рассказыванию по картине строятся по следующему плану: подготовка к восприятию картины, предварительное ознакомление с темой; разбор содержания картины; составление предложений по картине и их графическое оформление (схема предложения и символы слов); составление связных и целостных рассказов, с грамматически правильно оформленными и последовательными предложениями, базирующимися на ранее придуманных; анализ рассказов детей, дополнения.
Благодаря модернизированному фразовому конструктору, дошкольники составляют адекватные, развернутые законченные предложения; активный словарь увеличивается; пересказы становятся более подробными и последовательными; рассказы более информативные, дети строят более сложные предложения, чаще употребляют в рассказах прилагательные, наречия и предлоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

«Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»
Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...
Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»
Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

Статья "Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития позитивного творческого мышления" (// Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): сборник материалов VII Международной научно-практической конференции)
В статье рассматривается проблема развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития творческого мышления (сказкотерапия и методы теории решения изобрет...

«Развитие диалогической речи как вида связной речи детей дошкольного возраста по средствам фразового конструктора»
1.Работа по формированию диалогической речи как компонента связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познава...