«Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»
материал по развитию речи (средняя группа)
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается сообщение из опыта работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности».
Слайд 2.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Слайд 3.
Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого мы решаем следующие задачи:
– Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;
- Развитие всех компонентов устной речи:
грамматический строй речи,
связная речь;
- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
- Развитие мелкой моторики рук.
Слайд 4.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 9 различных видов детской деятельности, таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
Слайд 5.
Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:
• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.
• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.
• игры - драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;
• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.
Слайд 6.
Игра – одно из важнейших средств развития связной речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.
Слайд 7.
Познавательно-исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная и самостоятельная деятельность детей. В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с другом (диалог) или рассказать всем (монолог).
Слайд 8.
Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи, являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика после сна, подвижные игры.
Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме.
Слайд 9.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут разные деревья. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Слайд 10.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности мы учим детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Слайд 11.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Слайд 12.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. В группе имеется книжный уголок. Это необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляются различные книги, портреты писателей. В детском саду мы знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Художественная литература служит действенным примером нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
Слайд 13.
Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.
Слайд 14.
При формировании у детей навыков самообслуживания необходимо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений, проводится словарная работа (т.е. оречевление всех действий).
Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т.д.
В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие).
Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время прогулки дети подметают и поливают площадку, помогают воспитателю расчищать от мусора дорожки, учатся выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. В ходе данной работы мы воспитываем у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учим их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам.
Слайд 15. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Подготовила:воспитатель первой категорииЗахарова И.В....
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...
Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».
Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение зам...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием стано...
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр "
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр"...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Кубик Блума.
laquo;Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметьмного ума, чтобы пользоваться им»Г. Гегель.Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальн...