Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья по логопедии на тему
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_statya_lyutaeva_o.a._mbdou_detskiy_sad_65_-_tsrr.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Лютаева,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»
(г. Бийск)
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
В статье рассказывается об основных направлениях работы формирования структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений.
Развивать связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо не только для преодоления у них системного недоразвития речи, но и для готовности детей к обучению в школе. От того как овладели дошкольники связной речью во многом зависит их успешность последующего обучения в школе.
Формирование устной речи – это сложный и длительный процесс. Освоение структуры предложений разных типов – это одно из ведущих звеньев в овладении родной речью, как в норме, так и при различных речевых нарушениях. Предложение - в развитии речи ребенка играет огромную роль. Об этом подчеркивают в своих работах многие специалисты (А.Н.Гвоздев, В.К.Воробьёва, Н.С.Жукова, В.П.Глухов, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичевар).
Актуальность данной проблемы определяется и введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где одной из важных задач является развитие речи дошкольника. Таким образом, цель нашей работы была следующая: формировать различные типы предложений в системе работы по развитию у дошкольников связной речи.
Данную работу можно разделить на четыре этапа. В работе используются графические схемы-модели предложений, карточки для работы с предлогами и предметные картинки.
На первом этапе учили дошкольников составлять простое двусоставное предложение по предложенной схеме-модели и предметным картинкам. В данный период большое внимание уделялось словам-действиям: уточнялось их лексическое значение и привлекалось внимание к согласованию подлежащего и сказуемого. Первоначально учитель-логопед учил ребенка отвечать на вопросы. Перед ребенком выкладывались предметные картинки, с изображением одушевленных и неодушевленных предметов. Педагог просил дошкольника рассмотреть и назвать предметные картинки, а затем знакомил с графической схемой-моделью предложения. На схеме вместо звездочки слева нужно было выбрать и подставить картинку, а вместо полоски справа придумать слово-действие. Глаголы также выбирались сначала по вопросам взрослого («автобус что делает?» - «едет»), а потом самостоятельно. Составленное предложение ребенок полностью проговаривал («автобус едет»).
Затем проводился анализ предложения. Аналогично проводилась работа с другими предметными картинками. У ребенка активизировался глагольный словарь на этом этапе работы с помощью вопросов педагога. Когда были составлены все предложения, педагог просил вспомнить ребенка, какие слова-действия выполнялись.
На втором этапе работы ребенка учили составлять предложения из трех слов без предлога по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам. В данный период работы предполагалась отработка двух типов предложных конструкций.
1.Существительное в именительном падеже + глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).
Перед ребенком выкладывались предметные картинки. Их нужно было рассмотреть и назвать. Затем дошкольника знакомили с новой графической схемой-моделью предложения. Слева вместо звездочки предлагалось вставить картинку, про которую можно спросить «Кто это?». Справа вместо звездочки вставлялась любая из оставшихся картинок. Затем педагог спрашивал: «Что кушает мальчик?». Ответив на вопрос логопеда, ребенок проговаривал все предложение целиком: «Мальчик кушает хлеб». Далее проводился анализ предложения. С оставшимися картинками ребенок аналогично составлял предложения самостоятельно или с помощью вопросов. В конце ребенка просили повторить, что кушал мальчик: «Мальчик кушал сыр, кашу, хлеб и др.». Так параллельно с работой над предложением отрабатывалось согласование имени существительного с глаголом 3-го лица прошедшего времени.
2. Существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание - у, -ю). Задания проводились аналогичные предыдущим по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам: «Мальчик кушает картошку», «Мальчик несет удочку». В данном случае составляли предложные конструкции со следующими глаголами: варит, моет, чистит, стирает, гладит, вяжет, шьёт, читает, кушает, ловит, сажает, несет, лепит, рисует и др.
На третьем этапе обучали дошкольника составлять предложения из 4-х слов без предлога по предложенной схеме-модели и предметным картинкам.
На данном этапе работы отрабатывались три типа предложных конструкций.
1. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается)
Учитель-логопед представлял ребенку графическую схему-модель и предметные картинки. Ребенок рассматривал и называл картинки (например, с изображением мамы, корзины, яблок, груш, слив). Вместо первой звездочки дошкольник подставлял картинку с изображением предмета, про который можно сказать «Кто это?». Вместо второй звездочки логопед подставлял картинку с изображением мешка. Вместо третьей звездочки ребенок выбирал и подставлял любую из оставшихся картинок, и составлял предложение с выбранными картинками, и словом-действием собрала («Мама собрала мешок яблок»). Далее проводился анализ предложения.
С оставшимися картинками слива и груша составлялись аналогичные предложения. Затем меняли картинку с изображением мамы на другую (с изображением папы, дедушки, бабушки) и составляли аналогичные предложения.
2. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный и дательный падеж имен существительных единственного числа). Занятия проводились аналогично, как и предыдущие.
Перед ребенком выкладывались графические схемы-модели и предметные картинки. Далее проводилось составление и анализ предложений следующего плана: «Бабушка (папа, мама) читает книгу (журнал) внучке (дочке). Предложения составлялись с такими глаголами как, дарит, подаёт, наливает, шьёт, вяжет, пишет, одевает и др. Точно так же по данной схеме составлялись предложения с существительными во множественном числе. Например: «Папа дарит шары детям», «Бабушка покупает конфеты внукам».
3. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный и творительный падеж имен существительных единственного числа)
Аналогично предыдущим составлялись предложения по предложенной выше схеме и предметным картинкам. Например: «Папа рубит дрова топором», «Мама режет торт ножом». Предложения по данной схеме составлялись с такими глаголами как, рисует (карандашом, кисточкой), гладит (рукой, утюгом), чистит (щеткой), рубит (топором), пилит (пилой), ловит (удочкой, сачком), кушает (ложкой, вилкой) и другие.
Далее составлялись предложения аналогичные выше предложенной схеме, где вставлялись глаголы и существительные во множественном числе.
На четвертом этапе работы дошкольников учили составлять простое предложение с разными предлогами из четырех слов по заданной схеме-модели, графическим изображением предлогов и предметным картинкам.
При работе с предлогами соблюдалась последовательность. Первоначально закреплялись и уточнялись значения предлогов. Педагог демонстрировал с одним предметом различные действия и одновременно знакомил ребенка с графической моделью, обозначающей конкретный предлог. Например, логопед ставит матрешку на стол и говорит об этом ребенку, при этом акцентируя внимание на предлоге. Потом дошкольника просили поставить матрешку на другие предметы (на стул, на полку и т.д.). Таким образом, закрепляли значение конкретного предлога. На одном занятии отрабатывался один предлог.
Затем ребенку предлагалась схема-модель предложения, предметные картинки и изображение предлога в графическом виде. В схему предложения вместо звездочки слева подставлялась предметная картинка, а справа вместо короткой полоски подставлялось графическое изображение предлога. Дошкольник по ним составлял, а затем проводил анализ предложения. Например: «Мальчик сидит на стуле», «Конфета лежит на столе» и другие. Точно так же составлялись и отрабатывались предложения по данной схеме с глаголами и существительными во множественном числе. Таким образом, проводилась аналогичная работа с другими предлогами. Далее предлоги, которые имели противоположное значение, предъявлялись и отрабатывались парами на одном занятии. Например: «Лампа висит над столом», «Кошка сидит под столом». Каждый этап работы над предложением заканчивался заданием по работе над деформированным предложением. Например: «Стол лежит на конфете», «Стул сидит на мальчике».
Таким образом, такая поэтапная работа способствовала формированию у дошкольников с общим недоразвитие речи предложений грамматически правильно оформленных, а значит, помогала формировать у них основы связной речи.
Литература.
1.Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет [Текст] / Н.Е.Ильякова. - М.: «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.
2.Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
3.Хрестоматия по логопедии [Текст]: X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает многие задачи....
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...