Статья "Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития позитивного творческого мышления" (// Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): сборник материалов VII Международной научно-практической конференции)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Веретенникова Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития творческого мышления (сказкотерапия и методы теории решения изобретательных задач - ТРИЗ). Уровень развития связной речи ребёнка тесно связан с его мышлением, восприятием и наблюдательностью. Современные психологи и педагоги в своих исследованиях отмечают, что дальнейшее полноценное обучение в школе дошкольников с общим недоразвитием речи возможно только при условии специально организованного речевого обучения связной речи. Мы предположили, что слиянием двух технологий, сказкотерапии и теории решения изобретательных задач, сможем развить образное мышление через слово; сформировать умение соединять сюжеты хорошо знакомых сказок и на их основе создавать новые произведения. Подбор методик речевого развития творческого характера играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Ключевые слова: творческое мышление, общее недоразвитие речи, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, нарушение, выполнение заданий, уровень развития, речевое развитие, старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kadyrov_sbornik.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Веретенникова Н. В., воспитатель, магистрант,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, г. Белгород

e-mail: super.veret2012@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития творческого мышления (сказкотерапия и методы теории решения изобретательных задач - ТРИЗ). Уровень развития связной речи ребёнка тесно связан с его мышлением, восприятием и наблюдательностью. Современные психологи и педагоги в своих исследованиях отмечают, что дальнейшее полноценное обучение в школе дошкольников с общим недоразвитием речи возможно только при условии специально организованного речевого обучения связной речи. Мы предположили, что слиянием двух технологий, сказкотерапии и теории решения изобретательных задач, сможем развить образное мышление через слово; сформировать умение соединять сюжеты хорошо знакомых сказок и на их основе создавать новые произведения. Подбор методик речевого развития творческого характера играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Ключевые слова: творческое мышление, общее недоразвитие речи, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, нарушение, выполнение заданий, уровень развития, речевое развитие, старший дошкольный возраст.

DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDRENWITH A GENERAL UNDEVELOPMENT OF SPEECH THROUGH

METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING

Veretennikova N.V., kindergartener, undergraduate,

Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod e-mail: super.veret2012@yandex.ru

Annotation. The article deals with the problem of the development of coherent speech of older preschoolers with general speech underdevelopment through methods of developing creative thinking (fairy tale therapy and methods of the theory of solving inventive tasks – TRIZ). The level of development of a child's coherent speech is closely related to his thinking, perception and observation. Modern psychologists and teachers in their research note that further full-fledged education in school for preschool children with general underdevelopment of speech is possible only under the condition of specially organized speech training for coherent speech.We assumed that by merging two technologies, fairy tale therapy and the theory of inventive problem solving, we would be able to develop figurative thinking through the word; to form the ability to connect the plots of well-known fairy tales and create new works based on them.The selection of methods of speech development of a creative nature plays an important role in the development of verbal and logical thinking, providing great opportunities for the child to independently express his thoughts, consciously reflect various connections and relationships between objects and phenomena in speech, contributing to the activation of knowledge and ideas about the world around.

Keywords: creative thinking, general underdevelopment of speech, child, experimental group, control group, violation, task completion, level of development, speech development, senior preschool age.

Введение. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями связной речи. В воспитании и обучении порастающего поколения прослеживается пугающая тенденция: книги все чаще уходят на третий, или даже десятый план, а их место, как правило, занимает экран телевизора или компьютера. Это приводит к низкому уровню развития связной речи наших детей, оскудению словарного запаса и, как следствие, к неспособности к образному мышлению и творческой деятельности.

Дети становятся потребителями готовой интеллектуальной продукции, чужой фантазии, и перестают быть творцами. В 2012 году академик Давид Иосифович Фельдштейн на заседании РАО обозначил проблему, которая выявилась при обследовании познавательной сферы старших дошкольников. У большинства детей было отмечено:

  • значительное снижение уровня детской любознательности,
  • детского воображения,
  • отсутствие плана действий.

Так в 2012 году с предложенными заданиями справились не более 10% детей, а в 70-х годах 20 века это было нормой. Среди причин такого положения ученые называют не только увлечение гаджетами наших детей, но и то, что большинство педагогов работает, прежде всего, на информирование детей. Поиск детьми ответов на собственные вопросы чаще всего не учитывается: «Запомни то, что сказал взрослый, повтори ближе к тексту, и ты будешь хорошим учеником». Но современный человек живет в эпоху быстро

меняющейся информации, которой очень и очень много. И здесь важно научиться критически мыслить, отбирать нужное.

Цель исследования: изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и обосновать необходимость применения методик формирования позитивного творческого мышления в организации коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи.

Рассматриваемая нами проблема относится к числу наиболее значимых и достаточно разработанных в теории и практике логопедии, но в современных обстоятельствах массового распространения «компьютерного мышления» возникает необходимость поиска новых путей развития связной речи детей, в том числе, через организацию занятий по обучению дошкольников с ОНР с использованием методов формирования творческого мышления (сказкотерапии и ТРИЗ).

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. подобрать методики для выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  2. выявить уровень развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  3. обосновать необходимость использования методик формирования творческого мышления (сказкотерапия и ТРИЗ) в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР.

Методика и организация исследования. Проблема развития связной речи особенно остро касается старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а один из путей ее решения – развитие и обогащение речи дошкольников с ОНР посредством методик развития позитивного творческого мышления.

По мнению подавляющего большинства психологов, у дошкольников сначала формируются представления о себе, а уже потом начинают складываться социальные отношения с окружающими людьми. Если ребенок не умеет ясно и четко выражать свои мысли, это отрицательно сказывается на его взаимоотношениях как с детским коллективом, так и со взрослыми. И, как следствие, в поведении ребенка наблюдается отстраненность, замкнутость или даже враждебность, как реакция на неприятие. Сказка – очень эффективный инструмент, который влияет не только на познание ребёнка, но и на его эмоции. Это наиболее важно для организации коррекционно- логопедической работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения. Задача педагогов, используя игровые ситуации, так включить ребёнка в сложную работу по исправлению недостатков речи, чтобы он этого даже не заметил.

Для изучения уровня развития связной речи нами были использованы следующие методики:

  1. Методика «Окончание рассказа по заданному началу», предложенная В.П. Глуховым.
  2. Методика «Метод каталога», предложенная Э. Кунце.

Исследовательская работа по выявлению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 21 «Ивушка» г. Губкина Белгородской области.

В диагностике приняли участие дошкольники подготовительных групп в количестве 12 человек- 6 старших дошкольников с нормой речевого развития и 6 старших дошкольников с ОНР, III уровень речевого развития. Все испытуемые – 7 года жизни. Для получения наиболее полных и правдивых результатов диагностики всем детям были обеспечены равные условия.

Методика №1 - «Окончание рассказа по заданному началу» (В.П. Глухов).

Цель задания: определить уровень развития связной речи, логического мышления и творческих способностей старших дошкольников в решении поставленной задачи.

Инструкция: ребенку показывают картинку «Две клумбы» (из пособия Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»). На данной картине изображен кульминационный момент сюжетного действия рассказа. Далее дважды зачитывается текст готового рассказа, а ребёнку предлагается придумать его продолжение.

Возможные вопросы по содержанию картинки:

  1. Как ты думаешь, в какое время года происходят события?
  2. Что изображено на картинке?
  3. Чем заняты девочки?
  4. Что произошло после дождя, когда девочки вышли в сад?

Оценка развития речевого творчества дошкольников проводилась на основе анализа количественных и качественных показателей.

Методика №2 - «Метод каталога» (Э. Кунце).

Цель – определение уровня умения старших дошкольников сочинять сказки с элементами творчества (фантазирование, додумывание, искажение). Для выполнения этого задания используются картинки, на которых изображены герои из разных сказок (не менее четырех). Детям предлагается разложить картинки с героями в любой последовательности, а потом связать их        в        единый        сюжет.        При        затруднениях        можно        помочь        наводящими вопросами: с чего все началось? А что произошло дальше? С кем они

встретились? Чем же все закончилось?

Результаты исследования и их обсуждение. Для фиксации полученных результатов уровня развития связной речи с элементами творчества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормой речевого развития были оформлены протоколы обследования по представленным методикам.

Таблица 1.1. Протокол обследования уровня развития творческих умений и навыков рассказывания ребенка старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи «Окончание рассказа по заданному началу»

Показатели

Дети

Способы

творческих действий

Знаковое

выражение творчества

Качество детского

художественно- словесного продукта

Общая сумма

Полина Л., ОНР.

1

1

о

2

Миша К. , ОНР

0

0

1

1

Миша В., ОНР

1

1

0

3

Даша Б., ОНР

2

1

2

5

Вика П., ОНР

1

0

1

2

Катя Т., ОНР

1

1

1

3

Полина С.

2

2

2

6

Теона Я.

1

2

1

4

Степа М.

2

2

2

6

Олег В.

2

2

2

6

Милена С.

2

2

2

6

Лена Я.

2

2

2

6

Гистограмма уровня развития творческого мышления и навыков связной речи старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи по методике «Окончание рассказа по заданному началу»

100%

ОНР Норма

Низкий        Средний        Высокий

рис.1.1

Полученные результаты:

  • 83% детей с нормой речевого развития показали высокий уровень умений составлять связные рассказы с элементами творчества;
  • 17% детей с нормой речевого развития показали средний уровень;
  • 83% детей с ОНР показали низкий уровень умений составлять связные рассказы с элементами творчества;
  • 17% детей с ОНР показали средний уровень.

Выводы по результатам диагностического исследования по методике

«Окончание рассказа по заданному началу»:

  1. Дошкольники с нормой речевого развития, которые показали высокий уровень развития творческого мышления и навыков развития связной речи, самостоятельно составили текст рассказа, соблюдая логику сюжета, используя элементы сочинительства и творческой импровизации.
  2. Дети с нормой речевого развития, которые показали средний уровень развития творческого мышления и навыков развития связной речи, также составили рассказ самостоятельно, присутствовали элементы творчества, но были замечены небольшие языковые трудности в сохранении логики повествования, а также недостаточно богатый словарный запас.
  3. У дошкольников с ОНР показатели намного ниже. У пяти человек из шести отмечен низкий уровень творческого мышления. Эти дети не смогли составить самостоятельно связный рассказ с логическим сюжетом, а ограничились лишь отдельными предложениями.
  4. Один ребенок с ОНР показал средний уровень. Связный рассказ был составлен при помощи воспитателя.

Миша К. показал самый низкий уровень развития творческих умений и навыков связной речи. У него нарушена способность логического изложения текста, постоянно требовалась помощь взрослого. Рассказ не был закончен. Одной из главных причин можно назвать скудный лексический запас.

Таблица 2.1. Протокол обследования уровня умений составлять творческие рассказы детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи «Метод каталога»

Показатели

Дети

Способы творческих действий

Знаковое выражение творчества

Качество детского художественно- словесного

продукта

Общая сумма

Полина Л., ОНР.

1

1

2

4

Миша К. , ОНР

1

0

2

3

Миша В., ОНР

2

1

2

5

Даша Б., ОНР

2

2

2

6

Вика П., ОНР

1

0

2

3

Катя Т., ОНР

1

1

2

4

Полина С.

2

2

2

6

Теона Я.

2

2

2

6

Степа М.

2

2

2

6

Олег В.

2

2

2

6

Милена С.

2

1

2

5

Лена Я.

2

2

2

6

Гистограмма уровня развития творческого мышления и навыков связной речи старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи по методике «Метод каталога»

100%

0%

ОНР Норма

Низкий        Средний        Высокий

Рис. 2.1

Полученные результаты:

  • 83% дошкольников с нормой речевого развития показали высокий уровень умений составлять связные рассказы с элементами творчества;
  • 17% дошкольников с нормой речевого развития показали средний уровень;
  • 17 % дошкольников с ОНР показали высокий уровень умений составлять связные рассказы с элементами творчества;
  • 50%        дошкольников        с        ОНР        показали        средний        уровень        умений составлять связные рассказы с элементами творчества;
  • 33% дошкольников показали низкий уровень.

Во второй методике все дети (с нормой речевого развития и с ОНР) показали более высокий результат. Дети проявляли хорошие способности к импровизации, к фантазированию. Легко применяли известные персонажи в своих сочинениях.

Выводы. Диагностика показала наличие испытуемых с ОНР с высоким, средним и низким уровнями развития творческого рассказывания, из чего можно сделать выводы, что использованные методы сказкотерапии и ТРИЗ дают детям большие возможности для творчества, фантазирования. Однако умения детей составлять собственные рассказы недостаточно развиты, из чего можно сделать вывод о необходимости использованием методов формирования творческого мышления (сказкотерапии и ТРИЗ) для организации занятий по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР.

Гистограмма сравнения полученных данных детей с ОНР по двум методикам:

100%

0%

«Окончание рассказа

по заданному началу» «Метод каталога»

Низкий          Средний

 рис. 2.2


         

Высокий

        

Старшие дошкольники с нормой речевого развития и с ОНР способны к самостоятельным логическим размышлениям и выводам с опорой на уже полученные ранее знания. И именно это время, когда уже есть определенный багаж знаний, но нет в голове заученных речевых штампов, является самым благоприятным и плодотворным для развития детской фантазии, творческого мышления. Задача педагога – создать творческую атмосферу, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свои способности, в том числе, свой ораторский талант.

Очень важно среди огромного количества методик и технологий по развитию речи найти ту, которая развивает не только речь, а учит, прежде всего, мыслить самостоятельно, развивает фантазию каждого ребёнка с опорой на его индивидуальность.

Список литературы

  1. Альтшуллер, Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. / Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск: 1991. – 206 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл.В. В. Давыдова].
  • 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
  1. Гин, А.А. "Да" и "нет" говорите… // Педагогика + ТРИЗ": Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 2. - Гомель: ИПП "Сож", 1997. - 122 с.
  2. Гин, С.И. Мир фантазии. - Гомель, 1995. Гин С.И. Мир человека. – Гомель: 1993. - 238 с.
  3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
  4. Гин, С. И.Триз-педагогика: учим креативно мыслить / Анатолий Гин.

— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 96 с.

  1. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.– 1993. – №2 – с. 54-63.
  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2013. – 314 с.
  2. Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: 2000.- 86 с.
  3. Мурашковска, И. Н. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке: (Для воспитателей, учителей и родителей). - СПб. : Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995. - 39 с.
  4. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // "Педагогика + ТРИЗ": Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 2. - Гомель: ИПП "Сож", 1997. - 315 с.
  5. Протодьяконова, Н. В. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Протодьяконова, Н. Э. Куликовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 844-846. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15073/
  6. Сидорчук, Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск: 1997. - 223 с.

Сидорчук, Т.А.Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. – М.: 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...