«Развитие диалогической речи как вида связной речи детей дошкольного возраста по средствам фразового конструктора»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Пляшник Эльвира Ахатовна

1.Работа по формированию диалогической речи как компонента связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

2

.В своей работе по развитию диалогической речи  у детей ОВЗ я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога.

 

3.Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Для формирования высказывания используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, предложенные Бардышевой Т.Ю, Моносовой Т.Н., опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

 

4.Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

Ø Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;

Ø Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Ø Формирование связности и четкости высказывания;

Ø Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

Ø Работа над пониманием сказанного.

 

5.Предлагаю вашему вниманию настольную игру «Фразовый конструктор». Она состоит:

•        из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.);

•        игровое поле.

В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения разного типа.

 

 6.Игра полезна для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом. Яркие картинки и оригинальный крепёж элементов на липучках делают занятия с альбомом невероятно интересными и полезными. Развиваем мелкую моторику внимание, память, мышление, воображение и связную речь. Игру не сложно сделать своими     руками.   Дети с большим интересом увлекаются игрой, благодаря простой, доступной и игровой форме легко справляются со сложными темами.

 

   7.На начальном этапе ребёнок учится составить предложение из двух слов «Мама идет. Папа копает. Мальчик несёт.» И т.д. Ребёнок проговаривает фразу, учится подбирать картинки самостоятельно. Затем игра усложняется и  ребёнок проговаривает фразу в прошедшем, настоящем и будущем времени. У нас происходит диалог: «Что папа делал? Папа копал. Что папа делает? Папа копает. Что папа будет делать? Папа будет копать.» и т.д.

 

  8.Дальше ребёнок составляет предложение из 3х слов: «Бабушка ест салат. Девочка ловит мяч.» Также предлагаем ребёнку проговорить фразу в прошедшем и будущем времени.

   Предложения из 4х слов составляются с предлогом НА или ПО. Ребёнок учится использовать в речи предлоги.

 

 9. игра «Муравей»

 

10. В следующей игре ребёнок играет с помощью схем. Здесь предлагается 8 вариантов составления предложений: кто -  что делает - чем; кто – что делает – кому. и т.д.

 

 11. И что самое важное: игры на липучках – альтернатива гаджетам! Без сомнения, играя дома с ребёнком, он отдаст предпочтение ярким картинкам и увлекательному процессу, в ходе которого развивается речь ребёнка.

 

12. Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи планирую приготовить игру, где предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Собака лежит в песочнице.  Рыжая собака лежит в песочнице. Кто лежит в песочнице? Какая собака лежит в песочнице? Что делает собака? Девочка катается на самокате. И тд.

 

13, 14,15.Для оптимизации коррекционного процесса предлагаю родителям быть активными участниками. Ведь известно, что эффективность логопедических занятий зависит от усилий не только ребёнка, но и родителей, а так же других членов семьи.

 

16. Работа с альбомом может идти по нескольким направлениям:

- выбор изображения к заданной фразе;

- подбор слова к заданным изображениям;

- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya.pdf1.45 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»

В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

Семинар -практикум для педагогов "Развитие связной речи детей дошкольного возраста нетрадиционными средствами".

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речев...