«Развитие диалогической речи как вида связной речи детей дошкольного возраста по средствам фразового конструктора»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
1.Работа по формированию диалогической речи как компонента связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.
2
.В своей работе по развитию диалогической речи у детей ОВЗ я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога.
3.Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Для формирования высказывания используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, предложенные Бардышевой Т.Ю, Моносовой Т.Н., опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
4.Пособие ФК направлено на решение следующих задач:
Ø Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
Ø Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
Ø Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
Ø Формирование связности и четкости высказывания;
Ø Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
Ø Работа над пониманием сказанного.
5.Предлагаю вашему вниманию настольную игру «Фразовый конструктор». Она состоит:
• из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.);
• игровое поле.
В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения разного типа.
6.Игра полезна для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом. Яркие картинки и оригинальный крепёж элементов на липучках делают занятия с альбомом невероятно интересными и полезными. Развиваем мелкую моторику внимание, память, мышление, воображение и связную речь. Игру не сложно сделать своими руками. Дети с большим интересом увлекаются игрой, благодаря простой, доступной и игровой форме легко справляются со сложными темами.
7.На начальном этапе ребёнок учится составить предложение из двух слов «Мама идет. Папа копает. Мальчик несёт.» И т.д. Ребёнок проговаривает фразу, учится подбирать картинки самостоятельно. Затем игра усложняется и ребёнок проговаривает фразу в прошедшем, настоящем и будущем времени. У нас происходит диалог: «Что папа делал? Папа копал. Что папа делает? Папа копает. Что папа будет делать? Папа будет копать.» и т.д.
8.Дальше ребёнок составляет предложение из 3х слов: «Бабушка ест салат. Девочка ловит мяч.» Также предлагаем ребёнку проговорить фразу в прошедшем и будущем времени.
Предложения из 4х слов составляются с предлогом НА или ПО. Ребёнок учится использовать в речи предлоги.
9. игра «Муравей»
10. В следующей игре ребёнок играет с помощью схем. Здесь предлагается 8 вариантов составления предложений: кто - что делает - чем; кто – что делает – кому. и т.д.
11. И что самое важное: игры на липучках – альтернатива гаджетам! Без сомнения, играя дома с ребёнком, он отдаст предпочтение ярким картинкам и увлекательному процессу, в ходе которого развивается речь ребёнка.
12. Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи планирую приготовить игру, где предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Собака лежит в песочнице. Рыжая собака лежит в песочнице. Кто лежит в песочнице? Какая собака лежит в песочнице? Что делает собака? Девочка катается на самокате. И тд.
13, 14,15.Для оптимизации коррекционного процесса предлагаю родителям быть активными участниками. Ведь известно, что эффективность логопедических занятий зависит от усилий не только ребёнка, но и родителей, а так же других членов семьи.
16. Работа с альбомом может идти по нескольким направлениям:
- выбор изображения к заданной фразе;
- подбор слова к заданным изображениям;
- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-857393-1519143632.jpg)
Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-251666-1673193466.jpg)
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-550299-1418499143.jpg)
Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»
В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000632-1516806519.jpg)
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) Чтобы правильно организовать познавательно – речев...
"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1282566-1608722891.jpg)
Семинар -практикум для педагогов "Развитие связной речи детей дошкольного возраста нетрадиционными средствами".
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речев...