Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Маркова Светлана Петровна

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие в старшей логопедической группе

МБДОУ «Д/сад комбинированного вида № 47»

Учитель-логопед Маркова С.П.

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Цель: Развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анализа.

Задачи обучения:

  • учить узнавать гласные звуки  по беззвучной артикуляции (зрительный самоконтроль);
  • воспроизводить  слоговые цепочки с общим гласным и согласным звуками, отхлопывать слоги с выделением ударного слога голосом;
  • закреплять понятия  «звук», «буква» «гласный звук»;
  • соотносить  гласный  звук  и букву;
  • закреплять  понятия: в начале слова (первый звук), в конце слова (последний звук), в середине слова;
  • определять  ударный  гласный  звук  в начале, конце слова и в середине  односложного слова (произносительный и слуховой самоконтроль).
  • узнавать  «зашумленные» буквы;
  • определять, на какую букву похож предмет.
  •  вырабатывать  произнесение  гласных  с  разной  интонацией  и силой  голоса.

Оборудование:

-  конверты для индивидуальной работы на местах с «рожицами» гласных звуков и буквы;

- карточки для определения места звука в слове;

- картинки, слова которых начинаются и заканчиваются ударным гласным звуком;

- карточки с зашумленными и недописанными  гласными буквами;

- портреты человечков - звуков: Ах, Ох, Ух, Их.

- корзинка с грибами, на грибах наклеены картинки с односложными словами.

Этапы занятия

Ход занятия

I. Организационный момент и тема занятия.

II. Игра «Эхо» Повторить и отхлопать слоговые цепочки.  Определить гласный звук.

III. Работа с конвертами.

1) Закреплять понятия  «звук», «буква» «гласный звук»;

2. Закреплять понятия  места звука в слове

3. Придумать слова, начинающиеся на данный гласный звук.

 4. Определять  ударный  гласный  звук    в конце слова. (По картинкам)

IV. Буквоежка.

Работа с зашумленными и недописанными буквами.

V. Физминутка

VI. «Наши друзья» «Угощение для друзей»

Выделение гласного из середины односложного слова.

VII. Невероятная история»

Произнесение  гласных  с  разной  интонацией  и силой  голоса.

VIII. Итог занятия

Построение детей «паровозиком». Поезд отправляется в страну знаний, в город звуков и букв.

Пассажиру разрешается занять свое место, если правильно  произнесет  звук по беззвучной артикуляции.

та-та-ТА,  какой гласный здесь повторяется?

то-ТО-то

ТУ-ту-ту

1. Достать и разложить попарно звуки и буквы.

- Что обозначают «рожицы»? (звуки).

- Что написано на карточках? (буквы).

- Что знаем про звуки и буквы?

- Как назвать одним словом эти звуки и буквы? (гласные)

- Выложите столько звуков, сколько я произнесу: АУ, ИА.

2. Каждый звук в слове имеет свое место.

Назовите место звука в слове по карточке:

3. Покажите звук /У/, придумайте слово, которое начинается на этот звук. (Такое же задание на др. гласные)

4. Произнеси слово так, чтобы хорошо было слышно последний звук, что это за звук? Покажите  этот звук.

1. Ко мне в гости приходил Буквоежка, посмотрите, что он натворил.

Буквоежка съел часть буквы. Какая это буква, покажите свою такую же букву.

Какую букву Буквоежка зачеркнул? Покажите.

2. На какую букву похожи эти предметы? (картинки)

                        «Буквы»

В старом дереве дупло                 (отхлопать ритм – 4 хлопка)

Это домик буквы О.                     (руки полукругом над головой)

Рядом  с нею  на суку                   (отхлопать ритм – 4 хлопка)

Примостилась буква У.                (руки вытянуть вперед)

В гости к ним издалека                (отхлопать ритм – 4 хлопка)

Прибежала буква А.                     (бег на месте, показать А)

Буквы стали веселиться:              (покрутить кистями рук)

И смеяться,                                    (улыбнуться всем,

и кружиться.                                        покрутиться на месте)

То попрыгают немножко,            (4 прыжка на месте)

То похлопают в ладошки,            (4 хлопка  в ладоши)

То присядут, отдохнут,                (присесть на корточки)

То опять плясать начнут.             (поплясать на месте)

Портреты друзей Ах, Ох, Ух, Их.  

- Осень приготовила урожай грибов. Эти грибы можно есть, значит, они какие? (съедобные)

Еще эти грибы необычные, с картинками. Что бы определить кому из друзей, какой грибок достанется, надо пропеть слово и определить гласный звук.

 

Читает взрослый:                                                 Произносят дети  на одном   выдохе:

Однажды в лес пошли гулять -                                  А. И. О. У.

Ты можешь их пересчитать -                         1. 2. 3. 4.

Из чащи выбежал медведь -                         А! И! О! У!  (Испугано прокричать)

И начал страшно так реветь -                                 -АИОУ!!!   (Грубым голосом)

И все попрятались они -                                          А. И. О. У.   (произнести шепотом)

Теперь внимательно взгляни, где они?                        - А - сидит в тАзу,

                                                      - И – под Ивами внизу,

                                                      - О – залезла в нОрку,

                                                      - У – в травке на лУгУ,

Молчит, и больше ни  гу-гу!

С какими  звуками  и буквами  мы сегодня работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа ) "Путешествие в страну Знаний" с ИКТ

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:1. Образовательные:формировать навык чтения слов  и предложений;закреплять навык звукобуквенного а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок»       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....