Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая система, разработанная Г. А, Каше, в настоящее время успешно применяется во многих специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи. Ее система коррекционного обучения рассчитана для детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание в лексико-грамматическом развитии. Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, – в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму. Представленный конспект по обучению грамоте детей с ФФНР разработан в соответсвии с системой Г. А. Каше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_kashe_ag_konspekt.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
Тема: дифференциация звуков «т» и «д»
Группа: подготовительная
Задачи:
- образовательные: сравнение звуков «д» и «т»; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов;
- развивающие: развивать умения и навыки в составлении предложений, развитие внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (дождь, дом, дым, телефон, тарелка, торт, помидор, ведро, одуванчик, дуб, тыква, матрешка, молоток и т.д.).
Ход занятия:
Этап, задача | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Оргмомент II. Постановка цели занятия Произнесение звуков «д» и «т» III. Дифференциация звуков «д» и «т» в слогах IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками «д» и «т» V. Физминутка. VI. Дифференциация звуков «д» и «т» в словах VII. Анализ двусложных и односложных слов. VIII. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над. IX. Подведение итога занятия | - Дети, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. А начну я его с загадок: По крыше – ручьи, В лужах – пузыри! Не боимся и идем! По лужам под летним... Выставляем предметные картинки на наборном полотне Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… Из трубы выходит что-то. Нам поймать его охота! Но уходит в небеса, От него лишь полоса! Он всегда неуловим, Потому что это... - Давайте вместе произнесем: дождь, дом, дым. - Скажите, что общего у этих слов? Делаем вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук «д». - Мы этот звук изучали с вами вчера. А какой он? - Почему звук «д» называется звонким? - Приложите руки к горлу, скажем все вместе «д». У отдельных ребят проверить правильность произнесения. - Посмотрите на эти картинки. Что объединяет их? Делаем вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук «т». - Давайте произнесем этот звук. - Обратите внимание как мы его произносим, может кто-то догадался какой он? - А как вы догадались? - Верно, звук «т» глухой. Сегодня мы и будем работать над этими звуками – «д-т» - Давайте хором произнесем сначала звук «д». Еще раз потрогайте ваше горлышко – оно звенит. - А теперь произнесем вместе звук «т». Тоже приложите ладошку к горлышку, оно не вибрирует, значит звук «т» глухой. - Оля еще раз скажи, про какие звуки мы говорим и какие они. Теперь давайте поиграем. Игра «Наоборот» - Встаньте и образуйте вокруг меня кружок. - Я сейчас буду бросать мяч и называть слог, а вы мне в ответ бросаете мяч обратно и называете слог «наоборот» - изменяете звонкий звук «д» на «т» или, если я называю слог со звуком «т», вы мне отвечаете слог со звуком «д». Показывается пример с одним из детей. Слоговые сочетания: «та – да»; «до – то»; «ту – ду» и т.п. Если, кто-либо из детей допустил ошибку, выполняет дополнительное задание – придумывает слово на звуки «д» и «т». Игра «Телефон» - Я буду каждому из вас произносить сочетания слогов, а вы должны их повторить Слоговые сочетания: «та – да»; «до – то»; «ту - ту – ду» и т. п. - Хорошо мы поиграли. Теперь присядем на свои места. - Посмотрите на свои столы, я вам выдала каждому по 2 карточки, переворачивать их нельзя! Что на них вы не видите, а там изображенных предметов начинаются на звук «д» или «т». - Вам необходимо на счет «раз» их открыть, самостоятельно произнести слова и выделить первый звук, а по счету «три» к доске должны выйти все, у кого слова начинаются звук, который я назову. - И так… раз…. три….к доске выходят все, у кого слова начинаются на «д». - Встаньте в ряд и поочередно покажите свои картинки и произнесите слова. Молодцы. Садитесь на свои места. А теперь не зевайте «три», бегите сюда все, у кого слова начинаются на звук «т» - Тоже произнесите поочереди, что у вас изображено на картинках. - Молодцы. Идите на свои места. - Давайте встанем у ваших мест и проведем дыхательное упражнение «Ветер и листья» Дыхательное упражнение «Аромат цветов» - Как из красного стакана, Выпью запах из тюльпана. Вот спасибо! Как я рад – Очень вкусный аромат!. - Садитесь на свои места и продолжим наше занятие. - Сейчас я каждому из вас поочереди буду показывать картинку, вы должны встать, назвать, что изображено, какой из звуков (глухой «т» или звонкий «д») есть в этом слове и на каком месте он находится. В случае затруднения вспоминаем, как определить звонкий или глухой звук. 1. Составляются схема слова дом, стол, утка, помидор. В каждом слове выделяется изучаемый звук – «т» или «д», указывается, звонкий он или глухой. 2. Игра «Живые звуки». Для анализа можно на этом занятии взять слова кот, дым, бок, бык. - Я вам буду произносить звуки, а вы должны составить слово. Односложные слова составляются из данных звуков, например, детям предлагается составить слово из звуков «д, м, о». В других случаях звуки даются в нужной последовательности (например, «к, о, т»), а дети «прочитывают» слово. С помощью сюжетных картинок дети самостоятельно составляют предложения по опорным словам, например: дерево, на, дятел, сидеть. – на дереве сидел дятел. - Какие звуки мы сегодня повторяли? - Какой из этих звуков звонкий? - А звук «т»? - Придумайте по два слова – со звуком «т» и со звуком «д». | Дети сидят за столами - Дождём - Дом - Дым Предположения детей.
- Звонкий - Произносим его с голосом, звонко, громко
- Телефон, тарелка, торт. Дети произносят звук «т» - Тихий - глухой - Звук с произносится без голоса - Звук «б» – звонкий, «т» – глухой» Дети встают в круг Дети слушают инструкцию и смотрят пример. Играют Садятся на свои места. Слушают инструкцию Дети выходят к доске и произносят слова. Дети выходят к доске и произносят слова. После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»). Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!». Садятся на места. Выполняют задание При составлении схем дети указывают количество слогов в слове, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук, называют ударный гласный. Дети составляют слова Дети составляют предложения - «д» и «т» - «д» - Глухой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе
Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе
Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа
Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте Подготовительная логопедическая группа Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
Конспект занятия...
Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»
Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа
Закрепить умение определять местоположения звука в слове; Упражнять в звуковом анализе слов; Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; Закрепить понятие у детей давать основные характ...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа.
Закрепить умение определять местоположения звука в слове; Упражнять в звуковом анализе слов; Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; Закрепить понятие у детей давать основные характери...