Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Д и Т» (старшая логопедическая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Занятие по обучению грамоте проведено в марте 2024 года в старшей логопедической группе детского сада. В занятии использованы стихи, загадки, дидактические игры, тематическая физминутка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию
Городское методическое объединение воспитателей средних групп
северной территориальной зоны
Конспект
занятия по обучению грамоте
Тема: «Звуки Д и Т»
Подготовила: воспитатель дошкольного отделения МОУ «СОШ № 24»
Бельских Юлия Николаевна
Подольск, 2024
Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей.
Программные задачи:
Задачи:
Предметные:
- дать детям акустические характеристики звукам [Д] и [Т]. Обучить детей находить в этих характеристиках сходства и отличия;
- закрепить у детей знания о строении предложения. Обучать подсчёту слов в предложениях;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие слогового синтеза.
Метапредметные:
- уточнять и расширять словарь детей;
- развивать дыхание и голос;
- развивать навыки звукобуквенного анализа.
Личностные:
- воспитывать у детей умение прислушиваться к собственной речи и речи других детей.
Оборудование и материалы:
ТСО, презентация
Раздаточный материал:
Сигнальные картинки для каждого ребёнка с изображением дерева и травы.
Предварительная работа:
Чтение книги С.Я. Маршака «Про все на свете»
Ход:
- Мотивационно-ориентировочный этап:
Приветственный момент:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Однажды иду я по улице (появляется изображение на экране – Слайд 1), посмотрела направо, а там – дерево. Это дуб. И в нем – дупло. Под деревом – дрова. На дереве – дятел. Как начал он стучать по дереву: д-д-д.
Посмотрела налево. А там – трава. Тропинка. Тюльпаны растут. И такса едет на такси. А у такси мотор работает тихо-тихо: т-т-т.
Странно, - подумала я.
И снова посмотрела направо…
Поисковый этап
- Кто может назвать, какие предметы я увидела справа?
- Что общего у всего, что было справа?
- Как вы думаете, что я еще могла там увидеть?
Дети. Дом, дорогу, диван…
- А что было слева?
- Что общего у всех этих предметов?
- Что еще я могла увидеть слева?
Дети. Телефон, трубу, тарелку…
- Какие звуки слышались справа?
Ребенок. Д-д-д.„
- А какие слева?
Ребенок. Т-т-т...
Педагог. Послушай внимательно, похожи ли эти звуки? Чем отличаются?
Ребенок. Сходство в том, что эти звуки согласные твердые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой.
Напоминаем!
Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется дрожание.
Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.
Проверь себя! Сравни звуки.
• Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
• Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т].
Практический этап
Игра «Эхо»
Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.
Повтори слоги:
да — та та — да — та — да
та — да да — та — да — та
да — та — да да — та — та — да
то — до — то то — до — то — до
ты — ды — ты ду — ту — ту — ду
Игра «Угадай, чье слово».
Цель: определение первого звука в слове.
Материалы: картинки с изображениями дерева и травы.
Если слово начинается на звук [д] — поднимай картинку с изображением дерева, а если на [т] — картинку с изображением травы.
Слова: Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.
Дети встают в один ряд. Тот, кто поднял правильную картинку, делает шаг вперед.
Игра «Собери слово».
Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.
Добавь слоги:
-да или -та: пого.., ва.., побе.., комна.., воро.., во.., лопа.., посу..
-ды или -ты: огоро.., ко.., еле.., цве.., тру.., пирами.., само-ле.., заво.., коф.., сала.., похо.., тор..
Игра «Будь внимательным».
Цель: различение звуков [д] и [т] в словах-паронимах.
Точка — дочка, толк — долг, катушка — кадушка, том — дом, Толя — доля, вода — вата, тушь — душ, тоска — доска, плоты — плоды.
Дети сидят на стульях. Задание – услышишь Д – встань. Услышишь Т – оставайся сидеть.
Дидактическая игра «Найди пару».
Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу.
Назовем мы книжку... (том).
Для жилья построим... (дом).
Вот тележка — это... (тачка).
Дом в саду зовется... (дачка).
По реке плывут... (плоты).
Зреют на ветвях... (плоды).
Физминутка
Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т] в сочетании с движениями.
Сначала воспитатель произности чистоговорку – дети повторяют. Потом воспитатель произносит те же слова с движением – дети повторяют с движением:
да — да — да — бежит вода; (дети бегут на месте)
та — та — та — хвост пушистый у кота; (дети хлопают в ладоши)
ду — ду — ду — дети бегают в саду; (дети бегут на месте)
ту — ту — ту — дали молока коту; (дети хлопают в ладоши над головой)
ды — ды — ды — нет воды; (дети разводят согнутые перед грудью руки в стороны)
ты — ты — ты — во дворе цветы. (дети вращают руками вперед и назад)
Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т]. Посчитать количество слов в предложении. Один ребенок повторяет предложение, четко проговаривая слова, а дети вместе с воспитателем прохлопывают в ладоши каждое слово.
Работа в парах. Каждый ребенок поворачивается к соседу, произносит предложение и прохлопывает слова, а сосед считает хлопки. Потом они меняются. Второй ребенок говорит и хлопает, а первый считает. Воспитатель спрашивает, сколько слов получилось.
Возле дома лежит собака Том.
Няня нянчит Дашу и Никиту.
Мама купила Тане медальон.
У белки теплое, уютное дупло на дубе.
Пуховая подушка лежит на тахте.
В кадушке солят капусту.
Тоня надела домашние тапочки.
Света нюхает духи.
Вита сидит за столом и ест медовик.
У Наташи модная дубленка.
- А теперь выучим скороговорку.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
- Что такое «долото»? Это инструмент для обработки дерева (слайд 2).
Топали да топали,
Дотопали до тополя.
Дотопали до тополя,
Да ноги-то оттопали.
Рефлексивно-оценочный:
- С какими звуками мы сегодня познакомились? Что о них узнали? Как отличить звонкий звук от глухого?
- Посмотрите вокруг и назовите предметы на Д. А теперь – на Т.
И еще раз повторим скороговорку.
Последующая работа:
На прогулке дети выполняют задания: посмотри вокруг и назови три предмета на Т, три предмета на Д.
Игры с мячом «Скажи наоборот» Воспитатель кидает мячик и говорит слог с Д или Т. Ребенок мяч ловит и кидает обратно. Он должен сказать слог наоборот – вместо ДА – ТА и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»
Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...
Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [Т, Ть]
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [Т, Ть]...