Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Д и Т» (старшая логопедическая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бельских Юлия Николаевна

Занятие по обучению грамоте проведено в марте 2024 года в старшей логопедической группе детского сада. В занятии использованы стихи, загадки, дидактические игры, тематическая физминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию

Городское методическое объединение воспитателей средних групп

северной территориальной зоны

Конспект

занятия по обучению грамоте

Тема: «Звуки Д и Т»

Подготовила: воспитатель дошкольного отделения МОУ «СОШ № 24»

Бельских Юлия Николаевна

Подольск, 2024

Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей.

Программные задачи:

Задачи:

Предметные:

- дать детям акустические характеристики звукам [Д] и [Т]. Обучить детей находить в этих характеристиках сходства и отличия;

- закрепить у детей знания о строении предложения. Обучать подсчёту слов в предложениях;

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие слогового синтеза.

Метапредметные:

- уточнять и расширять словарь детей;

- развивать дыхание и голос;

- развивать навыки звукобуквенного анализа.

Личностные:

- воспитывать у детей умение прислушиваться к собственной речи и речи других детей.

Оборудование и материалы:

ТСО, презентация

Раздаточный материал:

Сигнальные картинки для каждого ребёнка с изображением дерева и травы.

Предварительная работа:

Чтение книги С.Я. Маршака «Про все на свете»

Ход:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап:

Приветственный момент:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Однажды иду я по улице (появляется изображение на экране – Слайд 1), посмотрела направо, а там – дерево. Это дуб. И в нем – дупло. Под деревом – дрова. На дереве – дятел. Как начал он стучать по дереву: д-д-д.

Посмотрела налево. А там – трава. Тропинка. Тюльпаны растут. И такса едет на такси. А у такси мотор работает тихо-тихо: т-т-т.

Странно, - подумала я.

И снова посмотрела направо…

  1. Поисковый этап

- Кто может назвать, какие предметы я увидела справа?

- Что общего у всего, что было справа?

- Как вы думаете, что я еще могла там увидеть?

Дети. Дом, дорогу, диван…

- А что было слева?

- Что общего у всех этих предметов?

- Что еще я могла увидеть слева?

Дети. Телефон, трубу, тарелку…

- Какие звуки слышались справа?

Ребенок. Д-д-д.„

- А какие слева?

Ребенок. Т-т-т...

Педагог. Послушай внимательно, похожи ли эти звуки? Чем отличаются?

Ребенок. Сходство в том, что эти звуки согласные твердые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой.

Напоминаем!

Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется дрожание.

Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

Проверь себя! Сравни звуки.

•        Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

•        Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т].

  1. Практический этап

Игра «Эхо»

Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.

Повтори слоги:

да — та та — да — та — да

та — да да — та — да — та

да — та — да да — та — та — да

то — до — то то — до — то — до

ты — ды — ты ду — ту — ту — ду

Игра «Угадай, чье слово».

Цель: определение первого звука в слове.

Материалы: картинки с изображениями дерева и травы.

Если слово начинается на звук [д] — поднимай картинку с изображением дерева, а если на [т] — картинку с изображением травы.

Слова: Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.

Дети встают в один ряд. Тот, кто поднял правильную картинку, делает шаг вперед.

Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.

Добавь слоги:

-да или -та: пого.., ва.., побе.., комна.., воро.., во.., лопа.., посу..

-ды или -ты: огоро.., ко.., еле.., цве.., тру.., пирами.., само-ле.., заво.., коф.., сала.., похо.., тор..

Игра «Будь внимательным».

Цель: различение звуков [д] и [т] в словах-паронимах.

Точка — дочка, толк — долг, катушка — кадушка, том — дом, Толя — доля, вода — вата, тушь — душ, тоска — доска, плоты — плоды.

Дети сидят на стульях. Задание – услышишь Д – встань. Услышишь Т – оставайся сидеть.

Дидактическая игра «Найди пару».

Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу.

Назовем мы книжку... (том).

Для жилья построим... (дом).

Вот тележка — это... (тачка).

Дом в саду зовется... (дачка).

По реке плывут... (плоты).

Зреют на ветвях... (плоды).

Физминутка

Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т] в сочетании с движениями.

Сначала воспитатель произности чистоговорку – дети повторяют. Потом воспитатель произносит те же слова с движением – дети повторяют с движением:

да — да — да — бежит вода; (дети бегут на месте)

та — та — та — хвост пушистый у кота; (дети хлопают в ладоши)

ду — ду — ду — дети бегают в саду; (дети бегут на месте)

ту — ту — ту — дали молока коту; (дети хлопают в ладоши над головой)

ды — ды — ды — нет воды; (дети разводят согнутые перед грудью руки в стороны)

ты — ты — ты — во дворе цветы. (дети вращают руками вперед и назад)

Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т]. Посчитать количество слов в предложении. Один ребенок повторяет предложение, четко проговаривая слова, а дети вместе с воспитателем прохлопывают в ладоши каждое слово.

Работа в парах. Каждый ребенок поворачивается к соседу, произносит предложение и прохлопывает слова, а сосед считает хлопки. Потом они меняются. Второй ребенок говорит и хлопает, а первый считает. Воспитатель спрашивает, сколько слов получилось.

Возле дома лежит собака Том.

Няня нянчит Дашу и Никиту.

Мама купила Тане медальон.

У белки теплое, уютное дупло на дубе.

Пуховая подушка лежит на тахте.

В кадушке солят капусту.

Тоня надела домашние тапочки.

Света нюхает духи.

Вита сидит за столом и ест медовик.

У Наташи модная дубленка.

- А теперь выучим скороговорку.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

- Что такое «долото»? Это инструмент для обработки дерева (слайд 2).

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

Дотопали до тополя,

Да ноги-то оттопали.

  1. Рефлексивно-оценочный:

- С какими звуками мы сегодня познакомились? Что о них узнали? Как отличить звонкий звук от глухого?

- Посмотрите вокруг и назовите предметы на Д. А теперь – на Т.

И еще раз повторим скороговорку.

Последующая работа:

На прогулке дети выполняют задания: посмотри вокруг и назови три предмета на Т, три предмета на Д.

Игры с мячом «Скажи наоборот» Воспитатель кидает мячик и говорит слог с Д или Т. Ребенок мяч ловит и кидает обратно. Он должен сказать слог наоборот – вместо ДА – ТА и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [Т, Ть]

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [Т,  Ть]...