Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Цветущие яблони».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Екатерина Александровна

Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Цветущие яблони».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Цветущие яблони».

Цель: формирование навыка описательного рассказа по пейзажу.

Задачи:

Образовательные:

-  формировать умение составления описательного рассказа по картине-пейзажу.

- обогащение словаря новой лексикой.

Развивающие

        - развивать наблюдательность и зрительное внимание.

        - закреплять навыки работы со схемой.

        - развивать художественно- эстетическое восприятие.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о пейзаже, биографии и творчестве И.И. Левитана; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Цветущие яблони»; наблюдение во время прогулки за плодовыми растениями.

Методы и приемы: словесные (беседа, составление рассказа),наглядные (прослушивание музыкального произведения, иллюстрирование, демонстрация), практические (физкультминутка).

        Материалы и оборудование: демонстрационный материал: репродукция картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Весна».

        Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 20 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

  1. Вводная часть

Логопед: Здравствуй! Внимательно послушайте стихотворение И.Н. Бунина, и скажите какому времени года он его посвятил:

«Когда деревья в светлый майский день
Дорожки осыпают белым цветом,

И ветерок в аллее, полной светом,
Струит листвы узорчатую тень,
Я свой привет из тихих деревень
Шлю девушкам и юношам-поэтам:
Пусть встретит жизнь их ласковым приветом,
Пусть будет светел их весенний день,
Пусть их мечты развеет белым цветом!»

Ребенок: И.Н. Бунин посвятил свое стихотворение весне!

     Логопед: Правильно!

  1. Основная часть

1. Предварительная беседа

Логопед: скажи о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?

Ребенок: Мы говорили о творчестве И.И. Левитана.

Логопед: А что ты запомнил о его биографии и работах?

Ребенок: Основная тема картин И.И. Левитана – русская природа. Его считают мастером пейзажа.

Логопед: Молодец! А ты догадался, о какой картине мы с тобой сегодня поговорим?

Ребенок: Мы поговорим о картине «Цветущие яблони».

Логопед: Да, правильно! Сегодня мы будем учиться составлять описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Цветущие яблони» .

2. Рассматривание картины

Логопед: А сейчас давай еще раз посмотрим на картину. (Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Весна»). Попробуем войти в картину. Закрой глаза и послушай чудесную классическую музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас таинственный аромат цветущих яблонь. Вокруг летают насекомые, птицы поют свои весенние песни. Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучики ласкают и согревают нас. Что ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Что видишь вокруг себя?

Ребенок: Мы слышим пение птиц. Чувствуем запахи цветов. Вокруг себя видим много зелени.

Логопед: Открой глаза. Понравилось путешествие в картину?

Ребенок: Мне понравилось путешествие в картину!

        Логопед: Так, какое же время года изображено на картине? По каким признакам можно это определить?

        Ребенок: Весна, потому что яблони в цвету, и трава сочных красок.

        Логопед: Где происходит действие картины?

        Ребенок: Действие картины происходит в деревне.

        Логопед: Что изображено на картине (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)?

        Ребенок: На переднем плане расположена деревянная лавочка, вокруг нее сочная зеленая трава; в центральной части цветущие белым цветом яблони, на заднем виднеется голубое небо и деревянные дома.

        Логопед: Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?

        Ребенок: В самом центре мы видим цветущие яблони.

        Логопед: Какие краски использует художник для изображения весенней природы?

        Ребенок: Для изображения весенней природы художник использует ярко зеленые, желтые, нежно - голубые краски.

3. Физкультминутка

Логопед: А сейчас давай встанем со своего места, и будем выполнять движения вслед за мной.

Солнце, солнце высоко(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,(Ходьба по кругу).

(Картотека физкультминуток Г. Лобановой)

4. Упражнения по картине

Логопед: Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам: небо, сад, яблони, трава, скамейка.

Ребенок: небо - весеннее, голубое, прозрачное, бездонное; сад - зеленый, цветущий, яблоневый; яблони - нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд; трава - молодая, изумрудно - зеленая, свежая; скамейка - старая, деревянная, потемневшая от времени.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед: Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план:

1. Название картины, ее автор и жанр.

2. Место действия.

3. Время действия.

4. Композиция картины.

5. Цветовая палитра.

6. Отношение к картине.

(Ребенок представляет свой рассказ)

  1. Заключительная часть

Логопед: С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?

Ребенок: Мы познакомились с творчеством И.И. Левитана.

Логопед: Как называется картина, которую мы подробно изучили и рассмотрели?

Ребенок: Картина, которую мы рассматривали называется «Цветущие яблони».

Логопед: Что понравилось на занятии?

Ребенок: Рассматривать картину под музыку, описывать детали.

Логопед: Ты большой  молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»

Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной....