Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)
Виды детской деятельности
· Коммуникативные
· Познавательно-исследовательская
· Восприятие художественной литературы
· Музыкально-художественное
· Игровая
Цели и задачи
Коммуникация:
1. Формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона. Картины Левитана «Весна. Большая вода» .
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
4. Упражнять в образовании новых слов – причастий.
5.. Воспитывать любовь к родному краю.
6, Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
Методы и приемы
· Слушание
· Беседы по картинам
· Метод ТРИЗ словесная игра «Хорошо/Плохо»
· Художественное слово
· ТРИЗ дид. игра «Подзорная труба»
· Физкультминутка «Веснянка»
· Сюрпризный момент
· Словесная игра «Скажи иначе»
· Повествовательное рассказывание
· Словесная игра «Волшебная цепочка»
· Физкультминутка «Деревцо»
· Составление рассказа по цепочке
· Рассказ перевоплощения
Планируемые результаты
· Знают жанры изобразительного искусства
· Название картин и имена художников
· Составляют описательные рассказы по картине, употребляют в речи эмоционально – окрашенную лексику
· Самостоятельно выполняют рисунок разными способами
· Оценивают и анализируют рисунки сверстников
Материал: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», запись А. Вивальди «Весна», корзина тюльпанов (оригами), театрализованные атрибуты.
Предварительная работа: Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки. Беседа о весне.
Ход мероприятия:
Организационный момент
1. : Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Ребята к нам в д.с. пришли много гостей давайте подарим им свои улыбки и поздороваемся с гостями.
А сейчас присаживайтесь на стульчики, и я предлагаю послушать музыку.
Звучит музыка
-Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? Что она изображает? (о весне)
-Ребята, а вам нравится весна? (да/нет) Мнения разошлись.
-Я предлагаю вам поиграем в игру «хорошо – плохо».
-Чем вам не нравится весна? (сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т.е. все это ранняя весна)
-А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится? (теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.)
Воспитатель: Хорошо ребята понятно , вам больше нравится поздняя весна как сейчас..
2. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…
Какие замечательные строки написал поэт Иван Саввич Никитин.
- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
3. Предлагаю рассмотреть картину Левитана. Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Посмотрите на эту картину и скажите
- Какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).
- Когда бывает половодье? (В апреле, весной )
- Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
4. А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину.
- Как мы это сделаем?
Ребенок: «Посмотрим в подзорную трубу»
- Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: Что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Кто что увидел?
- Я хочу услышать, что увидела Аня?
- «Ёлочку, вот она елочка пушистая стоит в воде, наверное стоит на горке, раньше была маленькая, а сейчас выросла большая. Сейчас она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились»
- Илюша что увидел?
- Я увидел лодочку, наверно кто-то переплыл и оставил её, и ушел, она стоит рядом с берегом и может уплыть. Еще я вижу, что она без весел и очень старая, наверно дедушкина.
- Артем что увидел в подзорную трубу?
- Я увидел березку, небо, воду и тд.
Воспитатель: хорошо, ребята, молодцы. Каждый увидел, что-то свое.И это замечательно .
5. Ребята, скажите, что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)
Вот это солнышко пришло к нам в гости.
- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.
Воспитатель: Выходите ко мне
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу друг за другом, на носочках)
Прилетели сто грачей
(бегут, взмахивая руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки расцветают.
(встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх)
Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.
6. Солнышко еще хочет поиграть с вами в игру «Скажи иначе»
- Послушайте, как скажу я, а вы скажите иначе, изменив слово на действие.
В эту игру мы с вами не раз играли, кому солнышко даст лучик, тот и отвечает.
· Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.
· Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.
· Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.
· Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.
· На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.
Воспитатель: Молодцы ребята, получилось!
7. Молодцы! Справились. Но я попробую усложнить для вас задание. Попробуйте раскрасить яркими словесными красками нашу картину. Поиграем в игру «Волшебная цепочка»
- Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу
На картине изображен день. (а вы сейчас мне скажите какой день?)
- На картине изображен весенний солнечный день. (Ж)
- По небу плывут облака.
- По голубому небу плывут белые облака. (Б,Г)
- Вода затопила низины.
- Холодная вода затопила низины, лес, дома. (С)
- По берегу легли тени.
- По рыжему берегу легли темные тени. (Ор)
- Березки стоят в воде.
- Белые березки стоят в холодной воде. (Б)
- Вдалеке виднеются домишки.
- Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде. (Кор)
Воспитатель: Приглашаю вас отдохнуть
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше
8. Ребята предлагаю еще раз посмотрим на картину Левитана «Весна. Большая вода». И попробуем составить рассказ по ней все вместе. Я начну, а вы продолжаете.
На картине «Весна. Большая вода.» худ Левитан изобразил реку во время разлива.
- Погода на этой картине ясная, солнечная, теплая.
- По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков.
- На первом плане я вижу голубую воду. В ней отражаются деревья.
- Слева рыжий изогнутый берег, по нему лежат тени от стволов березок.
- У берега стоит старая лодка, наверно ее унесло течением.
- В середине картины видна березовая роща, еще без листьев.
- Среди тонких березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина.
- Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке, остальные утонули.
Воспитатель: Замечательно.
9. Ребята, а может кто-то еще хочет рассказать свой рассказ о картине.
Может кто-то хочет в кого-то превратиться и переместиться в эту картину? Выбирайте сами свой образ
Лиза. А можно я превращусь в березку?
- Я тоненькая березонька, стою в этой воде, вода холодная, скоро распустятся зеленые листики, я буду радовать всех кто будет ко мне приходить.
Илюша. А я белое облако…
Артем. Лодочка
Даша. Елочка.
Воспитатель: Мне понравилось, а вам? Каждый раз ребята вы меня радуете и удивляете своими рассказами.
10. Итог:
- С какой картиной И. И. Левитана мы познакомились на занятиях?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое).
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник
- Я порошу каждого из вас взять цветочек, и с помощью его цвета показать свое настроение.
- Предлагаю всем вместе спеть песню о весне
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)
Виды детской деятельности
- Коммуникативные
- Познавательно-исследовательская
- Восприятие художественной литературы
- Музыкально-художественное
- Игровая
Цели и задачи
Коммуникация:
1. Формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона. Картины Левитана «Весна. Большая вода» .
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
4. Упражнять в образовании новых слов – причастий.
5.. Воспитывать любовь к родному краю.
6, Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
Методы и приемы
- Слушание
- Беседы по картинам
- Метод ТРИЗ словесная игра «Хорошо/Плохо»
- Художественное слово
- ТРИЗ дид. игра «Подзорная труба»
- Физкультминутка «Веснянка»
- Сюрпризный момент
- Словесная игра «Скажи иначе»
- Повествовательное рассказывание
- Словесная игра «Волшебная цепочка»
- Физкультминутка «Деревцо»
- Составление рассказа по цепочке
- Рассказ перевоплощения
Планируемые результаты
- Знают жанры изобразительного искусства
- Название картин и имена художников
- Составляют описательные рассказы по картине, употребляют в речи эмоционально – окрашенную лексику
- Самостоятельно выполняют рисунок разными способами
- Оценивают и анализируют рисунки сверстников
Материал: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», запись А. Вивальди «Весна», корзина тюльпанов (оригами), театрализованные атрибуты.
Предварительная работа: Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки. Беседа о весне.
Ход мероприятия:
Организационный момент
- : Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Ребята к нам в д.с. пришли много гостей давайте подарим им свои улыбки и поздороваемся с гостями.
А сейчас присаживайтесь на стульчики, и я предлагаю послушать музыку.
Звучит музыка
-Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? Что она изображает? (о весне)
-Ребята, а вам нравится весна? (да/нет) Мнения разошлись.
-Я предлагаю вам поиграем в игру «хорошо – плохо».
-Чем вам не нравится весна? (сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т.е. все это ранняя весна)
-А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится? (теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.)
Воспитатель: Хорошо ребята понятно , вам больше нравится поздняя весна как сейчас..
- Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…
Какие замечательные строки написал поэт Иван Саввич Никитин.
- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
- Предлагаю рассмотреть картину Левитана. Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Посмотрите на эту картину и скажите
- Какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).
- Когда бывает половодье? (В апреле, весной )
- Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
- А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину.
- Как мы это сделаем?
Ребенок: «Посмотрим в подзорную трубу»
- Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: Что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Кто что увидел?
- Я хочу услышать, что увидела Аня?
- «Ёлочку, вот она елочка пушистая стоит в воде, наверное стоит на горке, раньше была маленькая, а сейчас выросла большая. Сейчас она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились»
- Илюша что увидел?
- Я увидел лодочку, наверно кто-то переплыл и оставил её, и ушел, она стоит рядом с берегом и может уплыть. Еще я вижу, что она без весел и очень старая, наверно дедушкина.
- Артем что увидел в подзорную трубу?
- Я увидел березку, небо, воду и тд.
Воспитатель: хорошо, ребята, молодцы. Каждый увидел, что-то свое.И это замечательно .
- Ребята, скажите, что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)
Вот это солнышко пришло к нам в гости.
- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.
Воспитатель: Выходите ко мне
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу друг за другом, на носочках)
Прилетели сто грачей
(бегут, взмахивая руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки расцветают.
(встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх)
Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.
- Солнышко еще хочет поиграть с вами в игру «Скажи иначе»
- Послушайте, как скажу я, а вы скажите иначе, изменив слово на действие.
В эту игру мы с вами не раз играли, кому солнышко даст лучик, тот и отвечает.
- Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.
- Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.
- Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.
- Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.
- На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.
Воспитатель: Молодцы ребята, получилось!
- Молодцы! Справились. Но я попробую усложнить для вас задание. Попробуйте раскрасить яркими словесными красками нашу картину. Поиграем в игру «Волшебная цепочка»
- Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу
На картине изображен день. (а вы сейчас мне скажите какой день?)
- На картине изображен весенний солнечный день. (Ж)
- По небу плывут облака.
- По голубому небу плывут белые облака. (Б,Г)
- Вода затопила низины.
- Холодная вода затопила низины, лес, дома. (С)
- По берегу легли тени.
- По рыжему берегу легли темные тени. (Ор)
- Березки стоят в воде.
- Белые березки стоят в холодной воде. (Б)
- Вдалеке виднеются домишки.
- Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде. (Кор)
Воспитатель: Приглашаю вас отдохнуть
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше
- Ребята предлагаю еще раз посмотрим на картину Левитана «Весна. Большая вода». И попробуем составить рассказ по ней все вместе. Я начну, а вы продолжаете.
На картине «Весна. Большая вода.» худ Левитан изобразил реку во время разлива.
- Погода на этой картине ясная, солнечная, теплая.
- По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков.
- На первом плане я вижу голубую воду. В ней отражаются деревья.
- Слева рыжий изогнутый берег, по нему лежат тени от стволов березок.
- У берега стоит старая лодка, наверно ее унесло течением.
- В середине картины видна березовая роща, еще без листьев.
- Среди тонких березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина.
- Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке, остальные утонули.
Воспитатель: Замечательно.
- Ребята, а может кто-то еще хочет рассказать свой рассказ о картине.
Может кто-то хочет в кого-то превратиться и переместиться в эту картину? Выбирайте сами свой образ
Лиза. А можно я превращусь в березку?
- Я тоненькая березонька, стою в этой воде, вода холодная, скоро распустятся зеленые листики, я буду радовать всех кто будет ко мне приходить.
Илюша. А я белое облако…
Артем. Лодочка
Даша. Елочка.
Воспитатель: Мне понравилось, а вам? Каждый раз ребята вы меня радуете и удивляете своими рассказами.
- Итог:
- С какой картиной И. И. Левитана мы познакомились на занятиях?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое).
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник
- Я порошу каждого из вас взять цветочек, и с помощью его цвета показать свое настроение.
- Предлагаю всем вместе спеть песню о весне
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410107-1393149644.jpg)
Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
Открытое занятие в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-293761-1389957020.jpg)
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Весна – большая вода»
Педагогом представлен план-конспект для подготовительной к школе группы по рассматириванию репродукции И.И. Левитана "Весна-большая вода"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745540-1454065285.jpg)
Рассматривание картины И.И,Левитана "Весна.Большая вода."
Вначале занятия детям было предложено послушать музыкальную композицию Ф.Мендельсона "Весна".Дети познакомились с портретом великого русского художника-пейзажиста И.И.Левитана и сохотой расс...
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"
Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296993-1607446977.jpg)
Конспект НОД по речевой деятельности на дидактической основе. Тема: «Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Образовательная область «Речевое развитие» для детей дошкольного возраста (6-7лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-662202-1442214312.jpg)
Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
Методическая разработка по развитию речи для старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/15/picture-1458551-1676481961.jpg)
ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).
Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...