Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_zachet.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Планирование непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности
для детей старшей группы «Рассказывание по картине
И.И. Левитана «Золотая осень»
Время обучения: с 10.10.16-14.10.16
Выполнила: Евдокимова
Елена Владимировна
воспитатель
СП «Детский сад №30»
ГБОУ СОШ №29
г.о. Сызрань Самарской области
г. Самара 2016г.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе «Рассказывание по картине
И.И. Левитана «Золотая осень»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Задачи:
Речевое развитие:
- Побуждать детей к активной речевой деятельности. Учить отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Учить анализировать свои ответы, свою работу и работу своих товарищей.
- Воспитывать культуру речевого общения, умение вести диалог с
воспитателем и со сверстниками.
- Учить детей подбирать прилагательные в описании осени.
- Активизировать в речи детей слова: багрец и золото, холодные и теплые тона, радостное, взволнованное, восхищённое, спокойное.
- Обогатить словарь детей словами: пейзажная живопись, увядающая трава, березовая роща, кроны деревьев, пашня, излучина реки.
Познавательное развитие:
- Знакомство детей с художником И.И. Левитана, с его творчеством.
- Обобщать и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать положительный эмоциональный настрой на
образовательную деятельность.
- Побуждать детей включаться в совместную деятельность со взрослым и сверстниками. Способствовать установлению эмоционального доверительного контакта детей с педагогом и друг с другом.
Художественно-эстетическое развитие:
- Познакомить детей с музыкой П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
- Совершенствовать умение детей в создании коллажа, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме.
Методы и приемы:
- Наглядные – рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
- Словесные – чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», беседа по картине, вопросы, объяснения, указания.
- Практические – дидактическая игра «Какая осень?», аппликация из осенних листьев «Осенний коллаж».
Материалы: осенние листочки, клей, кисточки, тряпочки
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», мольберт, магнитофон, корзина, мультимедийное оборудование, презентация, лист ватмана с подготовленным фоном.
Аудиозапись: П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», Пол Маориат «Токкато».
Предварительная работа: разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная деятельность | Беседа по картине И.И. Левитана «Осень золотая» Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым беседу |
Игровая | Дидактическая игра: «Какая осень?» Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительному «Осень какая?». |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Цель: Знакомство с художником И.И. Левитаном, его творчеством. 2. Рассматривание картинок об осени. Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. |
Восприятие художественной литературы | Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Цель: сформировать положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность. |
Музыкальная | Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Цель: создать эмоциональный настрой на рассматривание картины |
Изобразительная | Аппликация «Осенний коллаж» Цель: закреплять умение детей делать коллективную аппликацию из природного материала. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. - Кто догадался, о каком времени года идет речь? Как вы догадались? А что значат слова багрец и золото? | Прослушивание стихотворения, ответы на вопросы по тексту. | Умение анализировать стихотворение, выделять главное. Активизировать речь детей словами: багрец и золото. |
2 | - Правильно. Но не только поэты любили описывать это прекрасное время года, но и художники и музыканты. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года») - Радостно или грустно звучала эта музыка? - Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. А какое настроение у вас появляется после прослушивания музыки? Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) - Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. - Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? ( Березки) - Расскажите о них. Какие они? - А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. - А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? (Речка.) - Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо? (Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.) - А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золотом листву, жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. - Что вам хочется сделать, глядя на эту картину? | Дети слушают музыку, рассматривают картину. Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию музыки. Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают более детально картину, что на переднем плане, что на заднем плане. Анализируют замысел художника, художественные приемы. Отвечают на вопросы по картине. | Умение видеть красоту картины и воспринимать музыкальное произведение. Умение анализировать музыкальное произведение используя слова: радостно, грустно, восхищённое, спокойное. Умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Активизация словаря детей словами: теплые, холодные тона, передний план, задний план, осень золотая, березовая роща. Обогащение словаря детей словами: увядающая трава, пышные кроны деревьев, излучина речки, зеленая пашня. Умение отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым предложением, рассказывая об увиденном. |
3 | Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки. Давайте с вами ребятки сейчас встанем, пройдемся по лесу под звуки музыки и соберем осенние листья (Звучит музыка Пол Маориата «Токкато»). Дети, вот мы с вами собрали осенние листочки, а теперь давайте их сложим в корзину, они нам еще пригодятся. - А сейчас поиграем в игру: «Какая осень». Вставайте в полукругом, я буду показывать вам осенние картины (показ презентации с осенними картинами), а вы будите мне говорить, какая осень на них изображена. Например: солнечная, радостная, веселая. Еще какая? | Дети собирают осенние листья под звуки музыки. Дети рассматривают слайды и называют описательные прилагательные | Эстетическое восприятие окружающей действитель-ности, умение действовать сообща Активизация словаря: дождливая, унылая, золотая, солнечная, радостная, веселая и т. д.) |
4 | Молодцы, ребятки! Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспомина-ния, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас мы с вами вместе как художники, попро-буем изобразить золотую осень с помощью осенних листьев и создадим осенний коллаж. | Коллективное изготовление осеннего коллажа | Умение детей создавать совместные работы. Умение детей делать коллаж, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме. |
5 | Итог: - Прекрасный осенний ковер у нас получился! Предлагаю вам показать нашу работу мамам и папам. - А сейчас давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии. Какую картину рассматривали? Кто автор? Какую музыку слушали? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто хорошо, по вашему мнению, сегодня занимался? Почему вы так думаете? | Формировать умение отвечать на вопросы распространён-ным предложением, анализировать проделанную работу свою и своих товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»
Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажно...
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»
Программное содержание:Образовательные: Обучать детей составлять небольшие описательные рассказы, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять с...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»...
Конспект открытого ООД по развитию речи на тему: составление описательного рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.Задачи: Образовательные:учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, использу...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описательный рассказ про журавля»
Учить детей составлять индивидуальные описательные рассказы по опорным схемам про Журавля....