Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана
«Цветущие яблони»
Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана
«Цветущие яблони»
Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
учить образовывать прилагательные от существительных;
познакомить с механизмом построения сложных прилагательных;
отрабатывать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;
Коррекционно-развивающие:
способствовать творческому развитию детей;
развивать воображение;
расширять поисковую методологию подбора слова;
закреплять умение составлять образные характеристики объектов;
описывать картину с точки зрения восприятия изображённого различными анализатором;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
знакомить с произведениями живописи;
Материалы и оборудование: ИКТ, картина И. Левитана, предметы.
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане», рассматривание цветущих деревьев и кустарников.
1.Слышаться звуки ежа
В.
- ребята, что это за звуки? (ответы детей)
Мне кажется, эти звуки исходили из картины
Я догадалась, кто это, вот послушайте загадку:
- Маленький лесной зверёк, На спине несёт листок, Нос смешной, сам весь в иголках, Будто родственник он ёлки. (Ёж)
- Фыркает, когда сердит. Весь колючками покрыт. С головы до ножек Зверёк этот… (Ёжик)
Посмотрите на экран
Дети комментируют, что происходит на экране: слайд «ёж спит », «ёж просыпается». Вывод: наступила весна.
2.Беседа. Признаки весны (слайд с таблицей «Признаки весны»)
3. Игра « Что не так?».
Задание (слайд корзина и яблоки)
4. Ребус (слайд яблоня - цветы - яблоки). Какие времена года зашифрованы в фотографии.
5. Динамическое упражнение.
Яблоня в разные времена года. ( Движения тела + мимика)
6. Работа с картиной.
А сейчас я предлагаю вам более детально рассмотреть
репродукцию картины Исаака Ильича Левитана.
Называется она «Цветущие яблони». Мы уже с вами знакомились с творчеством Левитана и рассматривали его живописные произведения. Напомните, как они называются («Золотая осень», «Золотая осень. Слобода», «Одуванчики», «Автопортрет Исаака Левитана»). Но вернемся к картине «Цветущие яблони». По рассказам, к художнику пришел его друг с приглашением на день рождения к его дочери, которой исполнялось 10 лет. Друг просил его непременно быть на торжестве. Художник захотел подарить девочке какой-нибудь этюд. Долго пересматривал холсты.
- Это все слишком мрачное для подарка такой юной особе, - сокрушался художник. Но один холст показался ему достаточно радостным. Это был пейзаж с цветущими яблонями. Автор сделал на нем такую надпись: «Милой деточке Анюрке». Вот такая история этой картины.
Ответьте на вопросы:
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)? Как можно описать деревья? Небо? Как вы думаете, кто хозяин этого сада? Что за домик стоит за деревьями?
— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?
— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?
— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Яблоньки расположены все рядом. Их стволы тоненькие, и видно, что они молодые, устремлены высоко вверх, тянутся к небу. Небо на картине голубое, чистое, прозрачное. Особенно красиво на этом голубом фоне смотрятся ветви яблонь, которые усыпаны белоснежными цветами. Зеленых листочков на ветвях совсем мало. Издалека их и не видно. Земля в саду покрыта изумрудным ковром из молодой травы. В тени эта трава темно-зеленая, на солнечном месте — сине-зеленая и ярко-зеленая. Вдали виднеется дом, по которому понимаешь, что пейзаж сельский. Явно в этом строении живет садовник, который ухаживает за садом. На переднем плане Левитан, очень уютно расположил старую, деревянную скамейку. Кто-то приходит в этот сад просто отдохнуть, посидеть и насладиться весной и ароматом цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи согревают вас.
Снежно-белые метели
Вновь укрыли старый сад,
Из весенней колыбели
Льётся нежный аромат.
В белом кружевном наряде
Яблонька прекрасней всех,
И в её лукавом взгляде
Слышится весенний смех.
Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
7. Упражнение.
Образование прилагательных от существительных.
Посмотрите на экран. В картинках зашифрованы слова- признаки предметов.
- Цветок. Цветок, какой? (розовый)
- Курица - яйцо-белок. Белок, какой? (белый)
- Кружево, какое? (кружевное)
- Духи - запах. Запах, какой? (ароматный)
- Букет, какой? (ароматный)
- Молодая женщина, стала кем? Бабушкой. Бабушка, какая? (старая)
- Старая женщина, была какой? (молодой)
- Ложка, какая? (деревянная)
- Ком, какой? (снежный)
- Стекло, какое? (прозрачное)
- Подснежник, какой цветок? (весенний)
- Круг, какой? (голубой)
- Браслет, какой? (изумрудный)
- Брошь, какая? (изумрудная)
- Воздушный шарик, какой? (воздушный, голубой)
- Перо, какое? (легкое)
8. Дыхательное упражнение: дуем на перья.
Когда дуем на перо, выдуваем, что? (воздух).
Можно сравнить воздух с пером? Тогда воздух, какой? (легкий)
9. Дидактическая игра.
Пробуем, нюхаем зефир, подбираем признаки (сладкий, воздушный, ароматный).
10.Образование сложных прилагательных:
Посмотрите на экран. В картинках зашифрованы слова
- Зефир - (розовый и белый, соединяем 2 половинки, получается бело - розовый цвет;
- Одежда (что именно изображено? Два комплекта одежды: белая футболка и к ней белая юбка, розовая футболка и к ней розовая юбка. А если разъединить эти комплекты, какое тогда слово зашифровано? ( Бело-розовый);
- белый и снег – белоснежный (по опорным предметам);
- белый кружевной (по опорным предметам);
- синий и зелёный – сине-зеленый (по опорным предметам);
- два зелёных круга, разного оттенка темно-зеленый и светло- зеленый;
11. Логоритмическая пауза
Жил в саду колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать — Шмыг-шмыг-шмыг. ( Выдох носом 3 раза)
А ребята в сад пришли,
Ежика в саду нашли, (Шагают на месте)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать… (Бегут на месте)
12. Упражнение.
Составляем словосочетания: + словоизменение по роду и числу: Перед каждым ребенком лежат карточки (мнемотехника по предметам), которые помогают вспомнить слова-признаки.
В.
- Ребята, давайте более детально рассмотрим пейзаж Исаака Левитана «Цветущие яблони». Я буду показывать фрагменты картины, небо, яблони, траву, скамейку, сад. А вы будете подбирать подходящие образные выражения и признаки. А помогать вам будут картинки - подсказки, которые мы с вами разгадали.
- Сад, яблоневый, цветущий, какой: бело-розовый, легкий, воздушный, белоснежный, ароматный, кружевной, зелёный, молодой, цветущий, яблоневый (слайд);
- Дерево, яблоня, нарядная, одета в цветочный наряд, платье, какое? - розово - белое, легкое, воздушное, белоснежное, ароматное, молодое, кружевное, светло-зеленое (слайд);
- Цветы - розово-белые, легкие, воздушные, белоснежные, ароматные кружевные (слайд);
- Трава – молодая, темно-зелёная, светло-зелёная, изумрудная;
- Скамейка – старая, деревянная;
- Небо – весеннее, прозрачное, голубое, лёгкое, воздушное.
Итог
- Молодцы ребята, справились и разгадали все мои загадки! С какой новой живописной работой Исаака Левитана вы сегодня познакомились? (ответы детей). Какие слова и словосочетания вам больше всего понравились? Картина Левитана «Цветущие яблони» радует меня своим весенним пейзажем. Художнику удалось передать всю красоту цветения яблони. А какие эмоции вызывает картина у вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
Конспект нод Знакомство с репродукцией картины Ф. В. Сычкова "Астры".
Эта работа способствует знакомству с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова, пониманию детьми эстетической ценности натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета. Развиватьтворческо...
«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»
Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...
Конспект НОД в старшей, подготовительной группе "Знакомство с репродукцией картины Н.В.Овчинникова "И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе"
Знакомство дошкольников с репродукцией картины Н.В. Овчинникова: «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе» (старшая - выпускная группа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности для детей 6-7 лет В области: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А. А. Леонова: «Выход человека в открытый космос».
Рассматривание репродукции картины А. А. Леонова: «Выход человека в открытый космос», ее цветовой гаммы, сюжета....
Конспект Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»
Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»...