Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пастухова Светлана Вячеславовна

Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана

 «Цветущие яблони»

 

Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана

 «Цветущие яблони»

Цель: развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

учить образовывать прилагательные от существительных;

познакомить с механизмом построения сложных прилагательных;

отрабатывать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

Коррекционно-развивающие:

способствовать творческому развитию детей;

развивать воображение;

расширять поисковую методологию подбора слова;

закреплять умение составлять образные характеристики объектов;

описывать картину с точки зрения восприятия изображённого различными анализатором;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

знакомить с произведениями живописи;

Материалы и оборудование: ИКТ, картина И. Левитана, предметы.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане», рассматривание цветущих деревьев и кустарников.


 

1.Слышаться звуки ежа

В.

- ребята, что это за звуки? (ответы детей)

Мне кажется, эти звуки исходили из картины

Я догадалась, кто это, вот послушайте загадку:

- Маленький лесной зверёк, На спине несёт листок, Нос смешной, сам весь в иголках, Будто родственник он ёлки. (Ёж)

- Фыркает, когда сердит. Весь колючками покрыт. С головы до ножек Зверёк этот… (Ёжик)

Посмотрите на экран
Дети комментируют, что происходит на экране: слайд «ёж спит », «ёж просыпается». Вывод: наступила весна.

2.Беседа. Признаки весны (слайд с таблицей «Признаки весны»)

3. Игра « Что не так?».

Задание (слайд корзина и яблоки)

4. Ребус (слайд яблоня - цветы - яблоки). Какие времена года зашифрованы в фотографии.

5. Динамическое упражнение.        

Яблоня в разные времена года. ( Движения тела + мимика)

6. Работа с картиной.

А сейчас я предлагаю вам более детально рассмотреть

репродукцию картины Исаака Ильича Левитана.

Называется она «Цветущие яблони». Мы уже с вами знакомились с творчеством Левитана и рассматривали его живописные произведения. Напомните, как они называются («Золотая осень», «Золотая осень. Слобода», «Одуванчики», «Автопортрет Исаака Левитана»). Но вернемся к картине «Цветущие яблони». По рассказам, к художнику пришел его друг с приглашением на день рождения к его дочери, которой исполнялось 10 лет. Друг просил его непременно быть на торжестве. Художник захотел подарить девочке какой-нибудь этюд. Долго пересматривал холсты.

 - Это все слишком мрачное для подарка такой юной особе, - сокрушался художник. Но один холст показался ему достаточно радостным. Это был пейзаж с цветущими яблонями. Автор сделал на нем такую надпись: «Милой деточке Анюрке». Вот такая история этой картины.

 Ответьте на вопросы:

— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

— Где происходит действие картины?

— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)? Как можно описать деревья? Небо? Как вы думаете, кто хозяин этого сада? Что за домик стоит за деревьями?

— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?

— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?

— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Яблоньки расположены все рядом. Их стволы тоненькие, и видно, что они молодые, устремлены высоко вверх, тянутся к небу. Небо на картине голубое, чистое, прозрачное. Особенно красиво на этом голубом фоне смотрятся ветви яблонь, которые усыпаны белоснежными цветами. Зеленых листочков на ветвях совсем мало. Издалека их и не видно.  Земля в саду покрыта изумрудным ковром из молодой травы. В тени эта трава темно-зеленая, на солнечном месте — сине-зеленая и ярко-зеленая.  Вдали виднеется дом, по которому понимаешь, что пейзаж сельский. Явно в этом строении живет садовник, который  ухаживает за садом. На переднем плане Левитан, очень уютно расположил старую, деревянную скамейку. Кто-то приходит в этот сад просто отдохнуть, посидеть и насладиться весной и ароматом цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи согревают вас.

Снежно-белые метели

Вновь укрыли старый сад,

Из весенней колыбели

Льётся нежный аромат.

В белом кружевном наряде

Яблонька прекрасней всех,

И в её лукавом взгляде

Слышится весенний смех.

Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

7. Упражнение.

Образование прилагательных от существительных.

Посмотрите на экран. В картинках зашифрованы слова- признаки предметов.

- Цветок. Цветок, какой? (розовый)

- Курица - яйцо-белок. Белок, какой? (белый)

- Кружево, какое? (кружевное)

- Духи - запах. Запах, какой? (ароматный)

- Букет, какой? (ароматный)

- Молодая женщина, стала кем? Бабушкой. Бабушка, какая? (старая)

- Старая женщина, была какой? (молодой)

- Ложка, какая? (деревянная)

- Ком, какой? (снежный)

- Стекло, какое? (прозрачное)

- Подснежник, какой цветок? (весенний)

- Круг, какой? (голубой)

- Браслет, какой? (изумрудный)

- Брошь, какая? (изумрудная)

- Воздушный шарик, какой? (воздушный, голубой)

- Перо, какое? (легкое)

8. Дыхательное упражнение: дуем на перья.

Когда дуем на перо, выдуваем, что? (воздух).

Можно сравнить воздух с пером? Тогда воздух, какой? (легкий)

9. Дидактическая игра.

Пробуем, нюхаем зефир, подбираем признаки (сладкий, воздушный, ароматный).

10.Образование сложных прилагательных:

Посмотрите на экран. В картинках зашифрованы слова

- Зефир - (розовый и белый, соединяем 2 половинки, получается бело - розовый цвет;

- Одежда (что именно изображено? Два комплекта одежды: белая футболка и к ней белая юбка, розовая футболка и к ней розовая юбка. А если разъединить эти комплекты, какое тогда слово зашифровано? ( Бело-розовый);

- белый и снег – белоснежный (по опорным предметам);

- белый кружевной (по опорным предметам);

- синий и зелёный – сине-зеленый (по опорным предметам);

- два зелёных круга, разного оттенка темно-зеленый и светло- зеленый;

11. Логоритмическая пауза

Жил в саду колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах)

Только носом двигать — Шмыг-шмыг-шмыг. ( Выдох носом 3 раза)

А ребята в сад пришли,

Ежика в саду нашли, (Шагают на месте)

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)

Научили бегать… (Бегут на месте)

12. Упражнение.

Составляем словосочетания: + словоизменение по роду и числу: Перед каждым ребенком лежат карточки (мнемотехника по предметам), которые помогают вспомнить слова-признаки.

В.

- Ребята, давайте более детально рассмотрим пейзаж Исаака Левитана «Цветущие яблони».  Я буду  показывать фрагменты картины, небо, яблони, траву, скамейку, сад. А вы будете подбирать подходящие образные выражения и признаки.  А помогать вам будут картинки - подсказки, которые мы с вами разгадали.

- Сад, яблоневый, цветущий, какой: бело-розовый, легкий, воздушный, белоснежный, ароматный, кружевной, зелёный, молодой, цветущий, яблоневый (слайд);

- Дерево, яблоня, нарядная, одета в цветочный наряд, платье, какое?  - розово - белое, легкое, воздушное, белоснежное, ароматное, молодое, кружевное, светло-зеленое (слайд);

- Цветы - розово-белые, легкие, воздушные, белоснежные, ароматные кружевные (слайд);

- Трава – молодая, темно-зелёная, светло-зелёная, изумрудная;

- Скамейка – старая, деревянная;

- Небо – весеннее, прозрачное, голубое, лёгкое, воздушное.

Итог

- Молодцы ребята, справились и разгадали все мои загадки! С какой новой живописной работой Исаака Левитана  вы сегодня познакомились? (ответы детей). Какие  слова и словосочетания вам больше всего понравились? Картина Левитана «Цветущие яблони» радует меня своим весенним пейзажем. Художнику удалось передать всю красоту цветения яблони. А какие эмоции вызывает картина у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект нод Знакомство с репродукцией картины Ф. В. Сычкова "Астры".

Эта работа способствует знакомству с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова,  пониманию детьми эстетической ценности натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета. Развиватьтворческо...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект НОД в старшей, подготовительной группе "Знакомство с репродукцией картины Н.В.Овчинникова "И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе"

Знакомство дошкольников с репродукцией картины Н.В. Овчинникова: «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе» (старшая - выпускная группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»

Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»...