Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по логопедии
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_doshkolnikov_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Речь — необходимое средство коммуникации любого человека. Нарушения речи очень многообразны по своим проявлениям. Существуют недостатки, касающиеся лишь произношения, другие захватывают процессы фонемообразования и выражаются в затруднениях звукового анализа [10]. А есть нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, оно получило название общее недоразвитие речи [1][27].
Данное нарушение может выступать как самостоятельная патология, так и являться следствием других, более сложных дефектов: ринолалия, дизартрия, алалия. Предпосылками речевых патологий являются различные факторы, как биологического, так и социального характера.
Неблагоприятные факторы, приводящие к речевой патологии, могут действовать в разных периодах: перинатальном (токсикоз беременности, хронические заболевания матери, заболевания матери во время беременности, воздействие лекарственных препаратов и химических веществ, резус-конфликты и другие); натальном (затяжные обезвоженные роды, быстрые стремительные роды, асфиксия, черепно-мозговые травмы и другие); постнатальном (биологические - менингиты, энцефалиты, опухоли головного мозга и социальные – педагогическая запущенность, дефицит общения с взрослым, неблагоприятная речевая среда и другие) [54].
Нельзя сказать о влиянии одной причины на развитие речи ребенка, как правило, это целый комплекс причин.
На протяжении долгого времени, теоретическое изучение общего недоразвития речи являлось объектом внимания многих ученых. Данной проблемой занимались ведущие исследователи в области логопедии: Р. Е. Левина [25], Т. В. Туманова [27], Т. Б. Филичева [27,52,53], Г. В. Чиркина [10].
Несмотря на различную природу дефекта, у детей с ОНР отмечаются типичные особенности речевой деятельности: более позднее начало речи, аграмматизмы, отставание экспрессивной речи, недостаточная речевая активность.
Общее недоразвитие речи может быть разной степени выраженности. Р. Е. Левина различает три уровня, Т. Б. Филичева выделила четвертый.
Первый характеризуется почти полным отсутствием речевых средств общения. Активный словарь ограничен небольшим количеством нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При восприятии же обращенной речи, доминирующим оказывается лексическое значение. Для передачи информации дети пользуются жестами, мимикой. Речь понятна окружающим лишь в конкретной ситуации. Ограничено восприятие и воспроизведение слоговой структуры слова.
Для второго уровня характерна возросшая речевая активность. Появляется фразовая речь, ребенок много говорит, но нет согласованности слов между собой, искаженность в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный, но он все равно отстает от возрастной нормы. В речи дети используют только простые предложения, состоящие из двух, трех слов. Пассивный словарь развивается за счет различия некоторых грамматических форм.
Наиболее подробно охарактеризуем третий уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное значение и употребление многих слов, недостаточная сформированность грамматических форм и категорий языка, встречающаяся в ошибках согласования и управления.
Проявляются недостатки произношения отдельных звуков и слогов, особенно со стечением согласных. Из-за пробелов в грамматике, фонетике и лексике происходит недостаточно полное понимание литературных произведений.
При построении произвольной связной речи дети не могут связно излагать свои мысли, так как отсутствует правильная грамматическая связь, не передается логика событий. Сложные предложения заменяются более простыми.
Происходит замена слов как по звуковым, так и смысловым признакам. Наибольшую часть речевого запаса составляют существительные и глаголы. Из прилагательных употребляются преимущественно качественные, а относительные и притяжательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Дети активно употребляют местоимения, но речь обедняется редким употреблением наречий.
На этом уровне возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети ищут правильное применение того или другого из них.
Бедность словарного запаса обуславливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечаются ошибки в словоизменении, нарушается синтаксическая связь слов в предложении [27].
В работах многих авторов (В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, Н. В. Рыжова, Н. А. Стародубова, Г. Р. Шашкина) указывается, что у детей с ОНР III уровня имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития.
Характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-логического мышления, моторики. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в неточности, слабости, ограниченности движений, это приводит к дефектному произношению, смазанности речи. Словесно - логическое мышление ниже возрастной нормы, наблюдаются затруднения при классификации предметов и признаков. Умозаключения не связаны друг с другом и бедны. Нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность [29].
В познавательно- личностном общении с взрослыми некоторые дети начинают отвлекаться, говорить на посторонние темы, другие же, наоборот, ведут себя спокойно, тихо, но на вопросы взрослых не отвечают, а иногда даже не слушают.
В общении между собой одни дети чрезмерно возбудимы, подвижны, трудно управляемы, другие вялы, не проявляют интереса к играм [21].
В начале XX века Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется развернутой фразовой речью, остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. На первый взгляд речь производит вполне благоприятное впечатление, дети охотно вступают в диалог, но остаточные явления аграмматизмов присутствуют [27].
Итак, при ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, но в зависимости от уровня варьируется степень тяжести. При третьем уровне общего недоразвития обиходная речь детей развернута, грубых лексических и грамматических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя. На первый взгляд, они несущественны, но их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение в школе. Степень усвоения учебного материала низкая, несмотря на внешнюю сформированность речи. Правила усваиваются плохо, поэтому ОНР III уровня необходимо вовремя диагностировать и устранять.
[1]Далее общее недоразвитие речи- ОНР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи
АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...
Психолого-педагогическая помощь семьям детей с общим недоразвитием речи
бакалаврская работа .Защита 2015...
Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи
Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"
Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в ...
Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...
Статья "Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи"
Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...