Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
методическая разработка

Мурушкина Наталия Борисовна

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме:

«Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи»

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, страхи;
  • неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • энурез;
  • повышенная обидчивость, ранимость;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Чтобы  у детей не было выше перечисленных аффективных  реакций,  в доу мною используется психогимнастика.                              Специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду помогают ребенку избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным. Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений, использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений значительно возрастает, если используется музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды - эту работу мы проводим совместно с музыкальным руководителем. Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.

Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере.

Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо мне как педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:

  • создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
  • учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
  • повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Задачи психологического сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:

  • психологическое просвещение и профилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование.

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще, логопедическую и медицинскую и проводится с целью:

  • определения актуального уровня развития детей,
  • его соответствия возрасту,
  • выявления личностных особенностей ребенка;
  • вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.

Диагностика проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Также в течение года мною изучается отношения в детском коллективе, совместно с воспитателями планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.

Отдельный вид диагностики, которую я провожу - это комплексная оценка готовности ребенка к школе .                                                        В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.                                                                                          Цель комплекса методик:                                                                                                                                                                                 Определение уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 

  1. Беседа с ребенком

Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта.

  1. Методика «Картинки»

 Цель:  Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, а также со взрослыми.

  1. Тест «Определение умственной работоспособности»

Цель: Определение психологической готовности детей к школе (уровень развития сенсомоторной координации, особенности логического мышления)

Высокая умственная работоспособность – необходимоё условие развития ребёнка в детском саду и его успешного обучения в школе. Умственная работоспособность рассматривается, как многогранное свойство включающее ряд психических и физиологических параметров ( внимание, воля, выносливость)

  1. Тест  на выявление школьной зрелости ребёнка « А. Керна в модификации И. Ирасека»

 Цель:  Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребёнка и его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Определение уровня развития вербального мышления детей, а также определение выявления школьной зрелости детей.

5. Методика диагностики мотивация учения у детей 6-7 лет.  Тест «Беседа о школе» (Автор Т.А. Нежнова)

 Цель:  определение динамики «внутренней позиции» ребенка при переходе от дошкольного к младшему  школьному  возрасту.

    6. Методика «Последовательность картинок»

 Цель: Определение уровня развития логического мышления и речи

   

  7. Методика «Четвертый лишний»                                                                                      Цель: Определение способности выделять существенные признаки и брать их за основу классификации. ( То есть ребёнок должен выделить лишний предмет, а оставшиеся назвать обобщающим словом.)

       8.Рисовальный тест Куглера.                                                                                                         Цель: оценка уровня развития мелкой моторики.

      9. Тест Фонетика.                                                                                                               Цель: оценить особенности фонематического слуха (звуко-буквенного анализа).

      10. Тест  Зрительная память.                                                                                          Цель:  определение объема произвольного зрительного запоминания.

     11. Тест Слуховая память                                                                                                Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.

 По результатам психолого-педагогической диагностики проводятся индивидуальные консультации с воспитателями и с родителями, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми.

Психологическая коррекция и развитие.

Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, которая направлена мною на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.

Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами

Содержание моей работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам и решает следующие задачи:

  • Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей с нарушениями речи;
  • Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;

Работа педагога-психолога с родителями

Практика работы с родителями детей с ОНР показывает, что многие родители:

  • испытывают неуверенность и тревогу за будущее ребенка, его успехи,
  • часто уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности, и приводит к высокой тревожности и подавленности детей.
  • очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

Для родителей характерны, как правило, две педагогические позиции:

  • часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности, к проявлению которых ребенок не созрел. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности и приводит к высокой тревожности и подавленности детей;
  • однако, большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка.

Все это приводит к различным нарушениям детско-родительских отношений. Эти и другие проблемы негативно сказываются на развитие ребенка с ОНР, и его эмоциональное благополучие . В связи с этим, в доу ведется работа направленная на:

  • установление партнерских отношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
  • повышение  компетентности родителей и их психолого-педагогическое просвещение.
  • формирование адекватной оценки состояния ребенка и его возможностей и формированию адекватных требований к нему.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."

В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...