Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
методическая разработка
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы по теме:
«Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- энурез;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Чтобы у детей не было выше перечисленных аффективных реакций, в доу мною используется психогимнастика. Специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду помогают ребенку избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным. Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений, использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений значительно возрастает, если используется музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды - эту работу мы проводим совместно с музыкальным руководителем. Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере.
Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо мне как педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:
- создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
- учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Задачи психологического сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психолого-педагогическая диагностика
Психолого-педагогическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще, логопедическую и медицинскую и проводится с целью:
- определения актуального уровня развития детей,
- его соответствия возрасту,
- выявления личностных особенностей ребенка;
- вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Диагностика проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Также в течение года мною изучается отношения в детском коллективе, совместно с воспитателями планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Отдельный вид диагностики, которую я провожу - это комплексная оценка готовности ребенка к школе . В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление. Цель комплекса методик: Определение уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- Беседа с ребенком
Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта.
- Методика «Картинки»
Цель: Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, а также со взрослыми.
- Тест «Определение умственной работоспособности»
Цель: Определение психологической готовности детей к школе (уровень развития сенсомоторной координации, особенности логического мышления)
Высокая умственная работоспособность – необходимоё условие развития ребёнка в детском саду и его успешного обучения в школе. Умственная работоспособность рассматривается, как многогранное свойство включающее ряд психических и физиологических параметров ( внимание, воля, выносливость)
- Тест на выявление школьной зрелости ребёнка « А. Керна в модификации И. Ирасека»
Цель: Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребёнка и его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Определение уровня развития вербального мышления детей, а также определение выявления школьной зрелости детей.
5. Методика диагностики мотивация учения у детей 6-7 лет. Тест «Беседа о школе» (Автор Т.А. Нежнова)
Цель: определение динамики «внутренней позиции» ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
6. Методика «Последовательность картинок»
Цель: Определение уровня развития логического мышления и речи
7. Методика «Четвертый лишний» Цель: Определение способности выделять существенные признаки и брать их за основу классификации. ( То есть ребёнок должен выделить лишний предмет, а оставшиеся назвать обобщающим словом.)
8.Рисовальный тест Куглера. Цель: оценка уровня развития мелкой моторики.
9. Тест Фонетика. Цель: оценить особенности фонематического слуха (звуко-буквенного анализа).
10. Тест Зрительная память. Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
11. Тест Слуховая память Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
По результатам психолого-педагогической диагностики проводятся индивидуальные консультации с воспитателями и с родителями, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми.
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, которая направлена мною на специфическую помощь этим детям.
Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
- коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.
Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами
Содержание моей работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам и решает следующие задачи:
- Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей с нарушениями речи;
- Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Работа педагога-психолога с родителями
Практика работы с родителями детей с ОНР показывает, что многие родители:
- испытывают неуверенность и тревогу за будущее ребенка, его успехи,
- часто уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности, и приводит к высокой тревожности и подавленности детей.
- очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.
Для родителей характерны, как правило, две педагогические позиции:
- часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности, к проявлению которых ребенок не созрел. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности и приводит к высокой тревожности и подавленности детей;
- однако, большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка.
Все это приводит к различным нарушениям детско-родительских отношений. Эти и другие проблемы негативно сказываются на развитие ребенка с ОНР, и его эмоциональное благополучие . В связи с этим, в доу ведется работа направленная на:
- установление партнерских отношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
- повышение компетентности родителей и их психолого-педагогическое просвещение.
- формирование адекватной оценки состояния ребенка и его возможностей и формированию адекватных требований к нему.
Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.
Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
Психолого-педагогическая помощь семьям детей с общим недоразвитием речи
бакалаврская работа .Защита 2015...
статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."
В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи
Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...