Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) позволяют сделать вывод о необходимости разработки  индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с ОНР (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи.

 

Ключевые слова: грамматика, дети с ОНР (III уровень), синтаксис, словообразование, словоизменение, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yarmuhametova_g.r._po_programme.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЯРМУХАМЕТОВА Г. Р.,

магистрант,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет;

                                                                                    usulja@mail.ru

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) позволяют сделать вывод о необходимости разработки  индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с ОНР (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи.

 

Ключевые слова: грамматика, дети с ОНР (III уровень), синтаксис, словообразование, словоизменение, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения.

Yarmukhametova Gulfia ,

Master's student,

South Ural State

Humanitarian and Pedagogical University;

usulja@mail.ru

Annotation: the article presents the results of a study of the grammatical structure of speech in older preschool children with onr (level iii). the revealed features of the grammatical side of speech in older preschool children with onr level iii allow us to conclude that it is necessary to develop an individual program of psychological and pedagogical support for an older preschooler with onr (level iii) in the process of correcting the grammatical structure of speech.

Keywords: grammar, children with ONR (level III), syntax, word formation, inflection, individual program of psychological and pedagogical support.

Стремительные изменения в обществе требуют от педагогов-практиков постоянного развития и повышения профессиональной квалификации, мобильности и гибкости, готовности к сотрудничеству с детьми и педагогами. На новые реалии реагирует и образование, приоритетными задачами которого являются воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В образовании происходят различные изменения, связанные с развитием общества и науки, которые затрагивают системное обновление содержания дошкольного образования, создание и практическую реализацию обновленных федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, совершенствование методов и форм обучения. И одним из направлений реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является полноценное и качественное развитие всех сторон речи ребёнка [10].

Исследования отечественных психолингвистов Д.Н. Богоявленского, Н.С. Валгиной, В.Н. Виноградова, Н.И. Жинкина, А.А. Залевской, С.Н. Цейтлин, Ф.А. Сохина, Т.В. Черниговской и др. на основе изучения и анализа процессов формирования мыслительных операций дошкольников в контексте развития речевых навыков подчеркивали важность реализации работы над грамматикой языка, являющегося родным для ребенка. Современные исследователи также отмечают важность работы над грамматикой в системе языкового развития дошкольников.  

Особую актуальность приобретают вопросы развития грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

Отечественные логопеды Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. подчеркивают особенности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень): умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса было проведено исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). С этой целью применили методику Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [9].  

Исследование уровня развития грамматического строя речи показало, что данная сторона речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) сформирована недостаточно. Обследование понимания грамматических форм показало, что у детей с ОНР (III уровень) отмечаются незначительные трудности в понимании грамматических форм. Наибольшие затруднения отмечаются в понимании логико-грамматических конструкций, определяющих отношения.

Обследование синтаксического оформления показало: старшие дошкольники с ОНР (III уровень) испытывают затруднения при составлении предложений, отмечаются нарушения синтаксической структуры предложения – упрощение синтаксической схемы предложения, пропуск главных и второстепенных членов предложения, нарушение порядка слов, трудности в составлении сложных предложений с союзом. Наряду с правильными высказываниями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении.

Обследуя операцию словоизменения у старших дошкольников с ОНР (III уровень), отметили унификацию места ударного слога, неправильное употребление падежных окончаний имен существительных, особенно в форме множественного числа, замены окончаний и предлогов.

Наблюдаются нарушения согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже, что проявляется в неправильном употреблении падежных, родовых окончаний. согласования имени существительного с притяжательным местоимением.

Ошибки проявляются в неправильном употреблении местоимения в зависимости от числа и рода имени существительного, наблюдаются нарушения согласования имени существительного с числительным в именительном и родительном падеже.

Дошкольники с ОНР (III уровень) понимают и могут самостоятельно образовывать новые слова по некоторым, наиболее распространенным образовательным моделям. Но выявлены и некоторые особенности операции словоизменения разных частей речи: замены уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительного и прилагательного, неправильное использование суффиксов при образовании прилагательных от существительных, значительные трудности в глагольном словообразовании.

Поиск путей преодоления выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) определил необходимость разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения в процессе коррекции грамматического строя речи.

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка является одним из приоритетных направлений в образовании детей в контексте ФГОС ДО и положениях, представленных в приказе «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа состоит из структурных компонентов по шести разделам, предложенных Н.В. Микляевой [11].

Раздел 1. Целевой включает описание общих сведений о ребенке, заключение и рекомендации ПМПК, психолого-педагогическую характеристику, сведений о включении в образовательный процесс, общих задач на период реализации индивидуальной программы.

Раздел 2. Диагностический включает первичную, промежуточную и итоговую диагностику.

Раздел 3. Организационно-технологический, педагогический предполагает описание общих и специальных условий организации коррекционно-педагогического процесса, включающих среду и учебное пространство и материально-технических условий, а также педагогических технологий, методов, методик, системы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Раздел 4. Содержательный включает описание включает описание трех подразделов: комплексирование программ, этапы реализации индивидуальной программы, содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Раздел 5. Сотрудничество с семьей.

 В этом разделе указываются задачи, проводимые мероприятия, сроки и ответственные различных мероприятий, проводимых с семьей сопровождаемого ребенка.

Раздел 6.  Мониторинг индивидуального развития.  

В этот раздел вносятся результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения индивидуальной программы родителями и специалистами.

Компоненты всей программы согласуются между собой, а после ее реализации проводится контрольный эксперимент. Итоговый контроль согласуется с методистом ДОУ, воспитателями, педагогом-психологом, специалистами коррекционного профиля (логопедом). С результатами работы обязательно знакомят родителей (законных представителей) ребенка.

Компоненты индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения гармонично дополняют друг друга, позволяя эффективно корректировать все стороны развития ребёнка, что обеспечивает положительный результат коррекции грамматического строя речи.

Литература

1. Богоявленский Д.М. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение. 1966. 307 с.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык. М.: Логос, 2002. 528 с.

3. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. 783 с.

4. Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество. М.: Лабиринт, 1998. 364 с.

5. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 340 с.

6. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. М.: Гнозис,  2005. 542с.

7. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2011.

8. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. М.: Владос, 2003. Кн. 5. С.125 –144.

9. Методы обследования речи детей / [Г.В. Чиркина и др.]. М. : Аркти, 2003. 239 с.

10. Микляева Н.В. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования / Н.В. Микляева, Л.С. Львова, А.А. Маринюк, И.Ф. Слепцова. М.: Аркти, 2013. 112 с.

11. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Микляева. М. : Юрайт, 2019. 362 с.

12. Никашина Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии. Москва, 2003. С.153-157.

13. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. 223 с.

14. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

15. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос,  2000. 240с.

 16. Черниговская Т.В.  Как научить мозг учиться. М.: Прямая речь. 2015. 177 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ)

В книге представлена логопедическая работа по фор-мированию лексики и грамматического строя у дошкольни-ков с общим недоразвитием речи. Предназначается специа-листам, а также широкому кругу читателей....