Конспект занятия Тема «Собираем урожай»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема «Собираем урожай»
Учитель-логопед: Кузнецова Е.А.
Цель. Закрепить знания об овощах и фруктах.
Задачи: образовательные: уточнение и расширение представлений у детей об овощах;
коррекционные: активизация словаря по теме «Овощи»;
совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематического восприятия, развитие связной речи; развитие зрительного внимания, мелкой моторики, координации речи с движением;
воспитательные: воспитание уважения к старшим, уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование: различные фрукты и овощи.
Вводная беседа (оживление личного опыта детей, развитие связной речи, памяти, создание эмоционального фона восприятия картины)
Л: Посмотрите в окно и расскажите о том, что произошло в природе за последние дни. (На деревьях все больше красных, желтых листьев, когда дует ветер они кружатся в воздухе. Трава желтеет и засыхает, стало меньше цветов. Не видно бабочек и стрекоз. Птицы собираются в стаи и улетают на юг)
Л: Молодцы! Вы очень наблюдательны и хорошо рассказали об осенних изменениях в природе. В выходные дни многие из вас ездили на дачу, в деревню. Расскажите, что вы там делали. (Копали картошку, собирали яблоки).
Описание овощей и фруктов по схеме (развитие тактильных ощущений)
Л: Вы занимались уборкой урожая, собирали плоды и цветы, так же как и я. А сможете ли вы узнать, что выросло у меня на даче с закрытыми глазами? Закройте крепко глаза.
Попробуйте назвать описать какие овощи и фрукты я привезла. А поможет нам в этом вот такая схема ( Теремкова стр. 13 или Арбекова большая схема). Молодцы! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о уборке урожая. Составим рассказ по картине и узнаем много всего интересного.
Рассматривание картины и беседа по ней (Расширение и уточнение словаря по теме, развитие диалогической речи)
Внимательно рассмотрите картину.
Машины в поле, трактора,
Людей не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать (В. Нищев)
Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди, изображенные на ней. (Убирают урожай) Какие овощи они убирают (Они убирают капусту. Уже собрали баклажаны, картофель, помидоры) Какие фрукты они собирают? (Они собирают яблоки). Кого еще мы видим на картине и что они делают. (Мы видим ежика, который положил себе на спинку яблочко и понес его на зиму. Мы видим мальчика, который кормит капустой козочку.) Что изображено на заднем плане картины? (На заднем плане картины мы видим дом). Расскажите о погоде, небе, лесе. Какие они? (Стоит солнечный осенний день. Небо чистое. Вдалеке еловый лес.
Физкультминутка
Л: Вы были очень внимательны при рассмотрении картины, а теперь давайте немного отдохнем. К нам прилетели вот такие пчелки. Они очень трудолюбивые. Давайте наденем их на пальчики и повторим движения вместе с ними.
Составление плана и алгоритма рассказа
Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы. Посмотрите еще аз внимательно на картину и подготовьтесь к рассказыванию.
Игра с мячом «Маленькие повара» (совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже)
Л: Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, образовав словосочетание со словом, отвечающим на вопрос какой?
Из картофеля можно приготовить….. картофельное пюре
Из капусты можно приготовить …капустные катлеты
Из моркови можно приготовить…..морковную запеканку
Из свеклы можно приготовить… свекольный салат
Отлично! Вот такой обед мы приготовили.
Игра «Погрузи урожай» (совершенствование навыка слогового анализа)
Л: А сейчас вы должны будете погрузить урожай овощей в грузовики. Рассмотрите изображения, вспомните названия овощей. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названиях которых один слог. В синий два слога. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов. (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец, патиссон).
Упражнение «Подскажи словечко» (развитие речевого слуха, чувство рифмы)
Л: А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и подбирать рифму.
Сорвала я стручок
Надавила на бочок
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… (горох)
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу
У нее листочки с хрустом
А зовут ее.. (капуста)
А на этой грядке
Разыгрались в прядки
Зеленые хитрецы,
Молодые (огурцы)
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни
Как зеленый чурбачок,
Под названием …(кабачок)
Молодцы! Вы были очень внимательны и легко подобрали рифмы.
Упражнение «Скажи наоборот» (обогащение экспрессивной речи словами-антонимами)
Л: Теперь игра с мячом «Скажи наоборот». Я кидаю вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово-наоборот.
Помидор круглый, а огурец…овальный
Помидор мягкий, а огурец… твердый
Помидор гладкий, а огурец… пупырчатый
Очень хорошо!
Работа в тетради
Л: Послушайте загадку: В форме капли, цвета сливы, очень вкусный и красивый.
Это баклажан
Л: Верно. Сейчас я вам выдам листочки. Вы должны заштриховать изображение баклажана фиолетовым карандашом.
Упражнение «Капуста» (координация речи и движения)
Л: отгадайте загадку: Она растет у нас на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста)
Давайте заготовим капусту на зиму
Тук! Тук!Тук!Тук!
Раздается в доме стук
Мы капусту нарубили
Перетерли
Посолили
И набили плотно в кадку
Все теперь у нас в порядке (Ритмичные удары ребром ладони по столу, хватательные движения, Солим, удары обеими руками по столу. Отряхиваем руки)
Упражнение «Назови по-другому» (образование существительных с суффиксом чик)
Л: Я хочу поиграть с вами в мяч . Я называю овощ и бросаю мяч. Вы ловите мяч и образуете слово от названия этого овоща с частицей чик. Например помидор-помидорчик
Баклажан – баклажанчик
Укроп-укропчик
Патиссон-патиссончик
Перец- перчик
Очень хорошо! Это было сложное задание!
Подведение итогов
Вы запомнили, как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? (Катина называется: «Осенью в саду и огороде»)
Мне очень понравилось как вы работали на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай»
Конспект совместного занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему : "Собирай урожай". Закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Закрепление материала в игровой форме, с использованием увлек...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»
Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....
Конспект занятия на тему: «Собираем урожай» Во второй младшей группе
Это занятие проводилось для того чтобы,развить творческие, познавательные процессы детей. Дать представление о явлениях природы, об осени и овощах....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Собираем урожай"
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе "Собираем урожай"...
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке в старшей подгруппе Тема: «Собираем урожай. Фрукты»
материал будет полезен педагогам коррекционных групп для детей с нарушением зрения....
Конспект НОД к занятию по развитию речи по теме «Собираем урожай» (первая младшая группа)
ЦЕЛЬ ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ-ПОПОЛНЕНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по познавательному развитию( ФЭМП) на тему : " Собираем урожай овощей".
Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по познавательному развитию( ФЭМП) на тему : " Собираем урожай овощей"....