Конспект занятия составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Екатерина Александровна

Составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места».

Цель: формирование навыка рассказа - рассуждения.

Задачи:

Образовательные:

-  формировать умение составлять рассказ – рассуждение.

- обогащение словаря детей новой лексикой.

Развивающие:

        - развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

         - развивать лексико- грамматический строй речи.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: 12 занятий по теме «Картины русских художников».

Методы и приемы: Словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (физкультминутка).

        Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков. «Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков.  «Девочка с куклой» В.А. Тропин.  «Веселые зрители» С.А. Григорьев.

        Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты

Ход

  1. Вводная часть

Логопед: Здравствуйте ребята! Мы с вами познакомились с творчеством многих известных русских художников. Теперь послушайте загадки, отгадав которые мы узнаем какие инструменты помогают художнику в работе.

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я?

Дети: Кисть.

Логопед: Правильно! Слушайте следующую:

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны…

Дети: Палитры.

Логопед: Правильно! Молодцы!

Нанесет она узор,

Очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит.

Дети: Акварель.

Логопед: Правильно!

II. Основная часть

  1. Предварительная беседа

Логопед: Какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали! А сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею (В группе выставлены картины с предыдущих занятий). Скажите, вы узнали эти картины? Сейчас по очереди вы будете вставать со своих мест и подходить к картине, которую узнали.

Дети:«Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков.

«Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков.  «Девочка с куклой» В.А. Тропин.  «Веселые зрители» С.А. Григорьев.

        Логопед: Молодцы! Все картины мы с вами вспомнили!

2. Рассматривание картин

Логопед: Художники изображают в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека. Отсюда возникло деление картин по жанрам. Ребята, что же такое натюрморт?

Дети: Натюрморт – это изображение красивых вещей и предметов.

Логопед: Правильно! А что такое пейзаж?

Дети: Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.

Логопед: Молодцы! А что такое портрет?

Дети: Портрет – это изображение человека.

Логопед: Молодцы! Все запомнили! Сейчас я раздам каждому из вас по три флажка, а вам надо будет подойти к картине – натюрморту и поставить красный флажок, картине- пейзажу зеленый и портрету синий. Но отвечать необходимо целым предложением. Послушайте мой образец: Я ставлю синий флажок картине В. А. Серова «Девочка с персиками», потому что это портрет.

Дети: Я ставлю красный флажок картине И. И. Машкова «Рябинка», потому что это натюрморт.

Логопед: Молодцы! Вы все правильно распределили!

3. Физкультминутка

Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:

Художник картину всю ночь рисовал,

(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)

Работал на совесть, покоя не знал.

(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)

И вот за окошком высокие ели,

(Поднимают руки вверх)

Пушистые ели,

(Руки в стороны)

А потом мы увидели небосвод,

(Поднимают руки вверх)

Где звезда веселый танец свой ведет,

(Кружатся)

Снежинки летели прямо на нас -

(Делают «фонарики»)

Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.

(Выставляют поочередно руки вперед)

(А. Умрихина)

4. Упражнение

        Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я буду бросать вам мячик и говорить существительное в единственном числе, а вы мне во множественном. Картина.

Дети: Картины.

Логопед: Натюрморт.

Дети: Натюрморты.

Логопед: Портрет.

Дети: Портреты.

Логопед: Пейзаж.

Дети: Пейзажи.

Логопед: Художник.

Дети: Художники.

5.Составление рассказа

        Логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ - рассуждение. По плану: вопрос, доказательство, рассуждение, вывод. Вопрос у нас будет следующий: Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, что бы я изобразил? Следующее слово – доказательство. Как вы понимаете это слово?

        Дети: Доказать – это значит объяснить почему мы выбрали именно это место.

        Логопед: Правильно! Потом будут ваши рассуждения и в конце короткий вывод. Пока вы собираетесь с мыслями и придумываете свое любимое место, я расскажу вам про свое:

        Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, я бы нарисовала пруд у бабушки в деревне, потому что с этим местом у меня связаны все времена года. Почему же это место так дорого мне?

Зимой я катаюсь на пруду на коньках, весной ловлю рыбу, летом купаюсь, а осенью собираю около него грибы. Почему бы я нарисовала именно это место? Потому что я часто бываю на этом пруду и смогу отобразить на картине все его детали. Я запомню этот пруд на всю жизнь, потому что я наблюдала его перемены во все времена года!

6.Рефлексия детей

        Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– чем понравился рассказ?

– о чем удалось интересно рассказать?

– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Вам понравилось занятие?

Дети: Очень понравилось!

Логопед: Чему мы сегодня научились?

Дети: Мы научились составлять рассказ – рассуждение.

Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

Конспект занятия "Составление рассказа о зиме", с опорой на теневой план

Развитие связной речи младших дошкольников, формирование умения составлять рассказ с опорой на теневой план....

Конспект занятия составление рассказа по картине

Составление рассказа по картине "Зимние забавы"...

Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Закрепления умения составлять рассказ по сюжетной картине....

Конспект занятия "Составление рассказа "Скворечник"

Конспект логопедического занятия по развитию речи Тема: составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин....

Конспект занятия "Составление рассказа о любимой игрушке"

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа о любимой игрушке" для детей 4-5 лет...