Серия конспектов для занятий на формирование навыка дифференциации звуков [Б-Б'] изолированно, в слогах, словах, предложении
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юношева Анна Александровна

Представлена серия конспектов на формирование фонематического слуха посредством дифференциации звуков [Б-Б'] через символы-ассоциации "Фея" и "Полицейский".

Данные символы-ассоциации для детей с ТНР являются опорой:

- на акустические признаки (как говорит фея, как полицейский),

- артикуляционные (фея улыбается, у полицейского губы расслаблены),

- визуальные (фея в зеленой одежде, полицейский – в синей).

 

Отрывок занятия

игра "Комнаты Феи и Полицейского" на дифференцировку согласных звуков, оппозиционных по твердости-мягкости, в словах:

https://rutube.ru/video/private/82209b99c8e2b1421fb37a57dc9f2347/?p=xeGUlPy7IzkDvYgza9elhQ&r=plwd

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [б] – [б’] по твердости-мягкости изолированно и в слогах

Цель: формирование фонематического слуха на основе различения звуков [Б-Б’] изолированно и в слогах.

Задачи:

- уточнить акустические и артикуляционные признаки звуков Б и Б’;

- закрепить понятия «буква» и «звук»;

- закрепить понимание различительных особенностей артикуляции при произнесении твердых и мягких согласных звуков;

- формировать фонематический слух на основе дифференциации звуков Б и Б’ изолированно;

- формировать фонематический слух на основе дифференциации звуков Б и Б’ в слогах.

Оборудование:

демонстрационный материал: ассоциативные символы: Фея и Полицейский, зеленый и синий барабаны, буква Б, схемы звуков Б и Б’.  

Раздаточный материал: фишки-барабаны (зеленые и синие), дорожки, таблички-сигналы твердых и мягких согласных.

Ход занятия

        1.  Организационный момент

На доске картинки-символы Фея и Полицейский, два барабана: синий и зеленый.

- Ребята, посмотрите, что принесли нам сегодня Фея с Полицейским. (Барабаны) Это музыкальные инструменты наших героев. Давайте послушаем, как звучит барабан полицейского (логопед щелкает пальцем по синему барабану и говорит отрывисто: Б-Б-Б).

А теперь сами догадайтесь, как будет звучать барабан Феи? Для этого вам нужно улыбнуться, как Фея.

- Б’-Б’-Б’.

- Вы наверняка уже догадались, что за звуки мы будем слушать?

- Б и Б’.

2. Сообщение цели занятия:

- Правильно, сегодня мы будем слушать звуки Б и Б’.  

3. Знакомство с буквой Б:

- А это буква Б. Как вы думаете, на что похожа буква Б? Чем звуки отличаются от буквы? (Мы можем их слышать говорить, а букву видеть и писать).

4. Сравнение звуков по акустико-артикуляционным признакам:

Одной буквой Б, мы обозначаем два звука Б и Б’. Когда мы говорим эти звуки, встречает ли воздух преграду? (Да, губы смыкаются) Скажите еще раз Б…Б’…Б…Б’. Почувствуйте, как губы смыкаются и не дают выйти воздуху. Поднесите руку ко рту. Что происходит с воздухом? (Он выходит резким толчком, когда размыкаем губы). Значит звуки Б и Б’ какие? (Согласные).

Чем же различаются звуки Б и Б’? (Звук Б говорит Полицейский, губы расслаблены. Он твердый. Звук Б’ говорит Фея, губы улыбаются. Он мягкий).

А теперь давайте закроем уши и скажем Б. Прислушайтесь, слышите ли вы свой голос? Да. Положите ладошку на шею, еще раз скажите Б. Почувствуйте, как дрожат голосовые связки в шее. Что это значит? (Что звук Б звонкий). Давайте также послушаем звук Б’. Какой он? (Тоже звонкий)

5. Дифференциация звуков Б и Б’ по безмолвной артикуляции:

- Ребята, пока мы с вами слушали звуки Б и Б’ у Феи и Полицейского сломались барабаны. Чтобы они снова звучали, нам нужно разгадать шифр. Я буду показывать губами звук барабана. Ваша задача: догадаться что это за звук и положить на дорожку нужный барабан – синий, если это твердый звук Б Полицейского, зеленый, если мягкий Б’ Феи).

 

Давайте прочитаем получившийся шифр.

6. Дифференциация звуков Б и Б’ изолированно

Вы молодцы, почти разгадали шифр. Дальше нам могут помочь Фея с Полицейским. Слушайте внимательно, кто из них говорит звук и продолжайте выкладывать барабанчики.

Б-Б-Б’-Б-Б’-Б’.

 

7. Физминутка:

Шифр от барабанов я положила в конверт. Давайте передадим его Фее и Полицейскому. В этом нам поможет игра «Летает – ходит». Давайте вспомним, кто из наших героев летает (Фея)? Кто ходит (Полицейский).

Дети встают строем друг за другом, каждый ребенок не поворачиваясь передает конверт стоящему сзади: если слышит твердый звук Б, то наклоняясь вниз, если мягкий Б’ – сверху, через голову).

8. Дифференциация звуков Б и Б’ в слогах:

Теперь Фея с Полицейским могут сами играть на своих барабанах. Интересно, сможете ли вы услышать, чей барабан звучит? Барабан Феи звучит как? (Мягко) А Полицейского? (Твердо). Если вы услышите твердый звук Б, то подадите сигнал какого цвета? (Синий, как форма полицейского). Если мягкий Б’? (Зеленый, как платье Феи). 

Игра «Сигнальщики» на уровне слогов.

9. Отраженное повторение слоговых цепочек:

А сможете ли вы повторить ритм, который отстучали Фея и Полицейский?

Дети по одному повторяют за логопедом слоговые цепочки на звуки Б-Б’.

10. Подведение итогов:

Молодцы, назовите звуки, которые мы сегодня слушали? (Б и Б’)

Звук Б какой? (Дети рассказывают с опорой на схему: «Согласный, твердый, звонкий»).

Звук Б’ какой? (Согласный, мягкий, звонкий).

   



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [б] – [б’] по твердости-мягкости в словах

Цель: формирование фонематического слуха на основе различения звуков [Б-Б’] в словах.

Задачи:

- уточнить акустические и артикуляционные признаки звуков Б и Б’;

- формировать фонематический слух на основе дифференциации звуков Б и Б’ в словах;

- формировать навык определения наличия и позиции звуков Б и Б’ в словах;

- закреплять навык звукового анализа слов из трех звуков.  

Оборудование:

демонстрационный материал: ассоциативные символы: Фея и Полицейский, щенки Бом и Бим, буква Б, Конструктор согласных звуков «Звуковые цветочки».  

Раздаточный материал: комплект игры для сортировки «Две комнаты» на звуки Б-Б’, комплект «Игра с фонариками» на звуки Б-Б’.

Ход занятия

        1.  Организационный момент

На доске картинки-символы Фея и Полицейский, магнитные цветочки – конструкторы звуков.

- Ребята, посмотрите, что из леса принесла нам Фея и – волшебные цветочки. Давайте поможем их заполнить! Но как же нам узнать, что за звуки заколдованы в цветочках? (Нам поможет буква). Конечно, вот она (на доске появляется буква Б). Кто помнит, что это за буква? Какие звуки Фея и Полицейский обозначают буквой Б? (Полицейский – Б, Фея – Б’).

.

2. Сообщение цели занятия:

- Правильно, сегодня мы будем слушать звуки Б и Б’.  

3. Сравнение звуков по акустико-артикуляционным признакам:

Кто хочет заполнить цветочек для Полицейского?

- Звук Б согласный (ребенок крепит лепесток-символ согласного звука), потому что воздух встречает преграду – губы (ребенок выбирает лепесток с обозначением нужной преграды), твердый (лепесток-символ), потому что губы расслаблены (лепесток-символ), звонкий (лепесток-символ), потому что голосовые связки дрожат (лепесток-символ).

Кто хочет заполнить цветочек для Феи?

- Звук Б’ согласный, потому что воздух встречает преграду – губы, мягкий, потому что губы улыбаются, звонкий, потому что голосовые связки дрожат (цветок заполняется по аналогии с твердым звуком Б)

Посмотрите, что общего у звуков Б и Б’? (Согласные, одинаковые преграды, звонкие) Чем они различаются? (Твердый и мягкий)

4. Дифференциация звуков Б и Б’ в словах:

На доске появляются два щенка.

Ребята, посмотрите, кто это? Это щенки Бим и Бом. Как вы думаете, кто из наших героев назвал щенка именем Бим? (Фея, потому что первый звук Б’ – согласный, мягкий, звонкий). Конечно, это щенок Феи.

А чей тогда Бом? (Полицейского, потому что первый звук Б – согласный, твердый, звонкий).

У вас на столах лежат картинки. Бим и Бом их перепутали, пока играли. Давайте поможем Фее и Полицейскому навести порядок? Картинки Феи нужно сложить в ее комнату, а картинки полицейского -  в его. Как вы думаете, что за картинки принадлежат Полицейскому? (Со звуком Б), а Фее? (Со звуком Б’).

Картинки для сортировки: ботинки, будильник, яблоко, бинокль, лебедь, белка.

5. Физминутка:

Вы молодцы, навели порядок. Давайте теперь и сами поиграем с Феей и Полицейским в игру «Летай - маршируй». Когда вы услышите слоги с твёрдым звуком Б, значит вас зовет полицейский – маршируйте. Когда с мягким звуком Б’, значит Фея, машите руками, словно крыльями.

6. Определение местоположения звуков Б-Б’ в словах:

Здорово у нас получилось. Но посмотрите, что за пакеты у вас на столах? Это Фея и полицейский сходили в магазин за покупками. А Бим и Бом снова все перепутали. Давайте подсветим фонариками, что же спрятано в каждом пакете?

«Игра с фонариком»: а теперь ваша задача: назвать слово так четко, чтобы все услышали звук Б или Б’; назвать звук, который вы слышите; рассказать, какой это звук; фломастером отметить, где находится звук (в начале, середине или конце слова).

Слова: бант, яблоко, грибы, белка, кубик, голуби.

7. Звуковой анализ слов из трех звуков:

Полицейскому и Фее пора прощаться с вами, ребята. Давайте на прощание вспомним клички их щенят, но назовем их по звукам:

Б – согласный, твердый, звонкий; О – гласный, ударный; М – согласный твердый, звонкий.

Б’-И-М

8. Подведение итогов:

Молодцы, назовите звуки, которые мы сегодня слушали? (Б и Б’)

Звук Б какой? (Дети рассказывают с опорой на звуковые цветочки: «Согласный, потому что воздух встречает преграду, твердый, потому что губы расслаблены, звонкий, потому что губы улыбаются»).

Звук Б’ какой? (По аналогии со звуком Б).



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [б] – [б’] по твердости-мягкости в предложении

Цель: формирование фонематического слуха на основе различения звуков [Б-Б’] в словах и предложении.

Задачи:

- уточнить акустические и артикуляционные признаки звуков Б и Б’;

- формировать фонематический слух на основе дифференциации звуков Б и Б’ в словах, предложении;

- актуализировать знания детей о понятиях «рассказ», «предложение»;

- закреплять представления о словообразовании через сравнение глаголов с различными приставками;

- закрепить знания о пространственном значении предлога «под»;

Оборудование:

демонстрационный материал: ассоциативные символы: Фея и Полицейский, схема согласных звуков, картинки для демонстрации предложений, «Конструктор предложения и слова».  

Раздаточный материал: комплект игры для сортировки «Две комнаты» на звуки Б-Б’ с карточками: грибы, рябина, бинокль, ребенок, лебедь, папки «Конструктор предложения и слова».

Ход занятия

        1.  Организационный момент

На доске картинки-символы Фея и Полицейский, белка, барсук.

- Ребята, посмотрите, кого привели к нам Фея и Полицейский? (Белку и барсука). Назовите первый звук в слове Белка, в слове барсук. Как вы думаете, кто из животных больше нравится Полицейскому, а кто – Фее? (Полицейскому нравится барсук, потому что слово начинается на твердый звук Б, а Фее Белка, потому что слово начинается на мягкий звук Б’). 

2. Сообщение цели занятия:

- Вы догадались, что за звуки сегодня мы будем слушать? (Б и Б’).  

3. Сравнение звуков по акустико-артикуляционным признакам:

Давайте вспомним, звук Б какой? В этом вам поможет наша схема звуков.

- Звук Б согласный, потому что воздух встречает преграду – губы, твердый, потому что губы расслаблены, звонкий, потому что голосовые связки дрожат.

А теперь давайте расскажем про звук Б’?

- Звук Б’ согласный, потому что воздух встречает преграду – губы, мягкий, потому что губы улыбаются, звонкий, потому что голосовые связки дрожат.

4. Актуализация знаний о признаках рассказа и предложения:

Фея написала о них рассказ, послушайте (логопед читает и весит на доску картинку к каждому предложению):

Барсук и белка готовились к зиме. Барсук навел порядок в своей норе. Зима животным будет не страшна.

Как вы думаете, это рассказ? Из чего состоит рассказ? Предложения идут по порядку? (Не хватает предложения).  

Давайте его найдем! О ком должно быть это предложение? (О белке, потому что мы узнали, как готовится к зиме барсук, но не понятно, как готовится белка).

Как мы поймем, что нашли именно предложение? (Предложения состоят из слов, слова идут друг за другом по порядку, есть начало и конец).

 

5. Дифференциация звуков Б-Б’ в словах:

Посмотрите, у вас на столах лежат картинки, которые обозначают разные слова. Может среди них есть слово из недостающего предложения? (грибы, рябина, бинокль, ребенок, лебедь).

Давайте найдем лишнее слово. В этом нам поможет игра «Комнаты Феи и Полицейского».

(Дети распределяют слова по комнатам Полицейскому – с твердым звуком Б, Фее – с мягким Б’).

Назовите лишнее слово (грибы). Оно нам нужно для недостающего предложения.

6. Определение главной части слова и приставок в глаголах:

У нас уже есть слова: белка, грибы. Это предложение? (Нет, потому что слова не идут по порядку, нет смысла). Да и похоже, что здесь не хватает какого-то слова!

Но к счастью, у полицейского есть несколько версий, что это за слово (на доске появляются картинки):

Мама дочку из садика (что делает?) забрала

Девочка мишку на полку…  убрала

Золушка зернышки… перебрала

Белка запасы на зиму… собрала

Назовите одинаковую, главную, часть всех названных слов (брала)

Назовите маленькую часть слова, которую мы добавили?

Вы догадались, что за слово нужно нам для предложения?

7. Актуализация знаний о значении предлога ПОД:  

Теперь у нас есть слова «белка», «грибы», «собрала». Полицейский нашел еще два слова: «дубом» и «под». (вывешиваются картинки, обозначающие каждое слово).

Что это за слово ПОД?

(Это маленькое слово, ПОД – значит внизу).

8. Закрепление навыка исправления деформированного предложения:

Я еще раз назову слова, а вы подумаете, получилось ли у нас предложение? Почему не получилось? Давайте тогда поменяем слова местами так, чтобы слова в предложении шли по порядку. (Белка собрала грибы под дубом).

9. Составление графической схемы предложения:

Давайте составим схему предложения.

Работа у доски и в индивидуальных папках: дети называют каждое слово, называют действие это, предмет или маленькое слово, выкладывают соответствующий значок-домик.

10. Дифференциация звуков Б-Б’ в предложении:

А теперь давайте найдем все звуки Б и Б’ в нашем предложении.

11. Анализ рассказа:

Вы справились. И теперь мы можем, наконец, вставить недостающее предложение в наш рассказ. Послушайте, что у нас получилось:

Барсук и белка готовились к зиме. Барсук навел порядок в своей норе. Белка собрала грибы под дубом. Зима животным будет не страшна.

Куда мы вставим недостающую картинку?

Сколько предложений в рассказе?

12. Подведение итогов:

Назовите звуки, которые мы сегодня слушали? (Б и Б’)

Что общего у звуков Б и Б’? Чем они различаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по теме: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков с -ш в слогах, словах и словосочетаниях, может быть использовано логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего ...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»

Цель:Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.Задачи:выработать четкую дифференциацию звуков [П] ...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....

« Дифференциация звуков [З]- [З’] - [Ж] в слогах, словах и предложениях»

Цель: формирование навыка дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях...