Подгрупповое занятие по теме: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Подгрупповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков с -ш в слогах, словах и словосочетаниях, может быть использовано логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.zanyatie_22.11.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
Цель. Учить дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
-уточнить артикуляцию звуков [С] и [Ш];
- учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное произношение слов;
- формировать фонематический слух;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- способствовать формированию грамматического строя речи;
- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
Для детей: индивидуальные зеркала, сосновые шишки, корзинки, раздаточный материал (табло, карточки с картинками),
Для учителя: акустико-артикуляционный образ звуков [С] и [Ш], картинки с изображением предметов (насосы, змейки), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Психологический настрой.
- Настал новый день, встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу.
- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя красоту, доброту, здоровье, а выдохнем через ротик все обиды, злость, огорчения
II. Основная часть
1. Создание мотивационного поля
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам сегодня в гости.
По деревьям ловко скачет,
И в дупло запасы прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей, дружок! (Белка)
- Что вы знаете о белках?
- Послушайте, какая история произошла с белочкой.
Приближалась зима. Белка запаслась уже грибами, ягодами осталось место в дупле и для сосновых шишек, которые обещала ей знакомая сосна. Белочка взяла корзинку и побежала к сосне, но на сосне шишек не оказалось.
- Как же так - спросила белка у сосны, - а где же шишки?
- Ветер сорвал все мои шишки и спрятал их в лесу.
- Ребята, что же делать белочке? Без шишек ей зиму не перезимовать!? (Белочке надо помочь, собрать шишки по лесу). Вы поможете белочке?
2. Сообщение темы занятия.
- Скажите, кто пообещал белке шишки? (Сосна)
- Какие звуки повторяются в слове сосна?
- Что пообещала сосна белке? (Шишки)
- Какие звуки повторяются в слове шишки?
- Кто из вас может сказать, с какими звуками будем сегодня играть?
- Вручаю вам корзинки для шишек. Чтобы помочь белочке, отыскать шишки в лесу, вам надо будет очень постараться, ветерок просто так вам шишки не отдаст, надо будет выполнить много его заданий и самое главное четко, правильно произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях. Вы готовы?
- Первое задание от ветерка, нужно выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для губ: заборчик – окошечко
Упражнение для язычка: горка – чашечка внутри.
4. Дыхательная гимнастика.
«Снежинка» - подуть на снежинку так, чтобы она улетела с варежки.
«Фокус» - язычок сделать «чашечкой», подуть на ватку, чтобы она полетела вверх.
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает вам по одной шишке.
- Второе задание от ветерка, нужно рассказать в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок при произнесении звуков [С], [Ш] и какая у этих звуков воздушная струя.
5. Артикуляция звуков [С] и [Ш].
- Скажите, на что похожи звуки [С] и [Ш]? (Звук [С] похож на песенку насоса, а звук [Ш] похож на песенку Змеи).
–Произнесите звук [С], понаблюдайте: Что делают губы? (Работа с зеркалом) (Губы улыбаются)
- Произнесите звук [Ш] (Губы вытягиваются вперед, как «Окошечко»).
- Где находиться язык при произнесении звука [С]? Звука [Ш]?
- А какая воздушная струя у звука [С]? У звука [Ш]? (При произношении звуков подставляем ладошку к губам). (Когда мы произносим звук [С], воздушная струя холодная, а когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая).
Микроитог. Скажите, похожи или отличаются положения губ, язычка; воздушная струя при произнесении звуков [С] и [Ш].
- Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.
- Третье задание от ветерка, нужно выполнить задания на развитие фонематического слуха.
6. Развитие фонематического слуха.
6.1. «Выложи узор».
- Я буду произносить звуки, слоги, а вы выложите узор из символов. С-насос, звук Ш-змея. (Должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется детям для сравнения).
Изолированно: с-ш-ш-с-с-ш
В слогах: ша-са-со-шо-ши-су
6.2. «Редактор»
- Ветерок предлагает вам поиграть в игру «Редактор», зачеркивайте картинки, которые начинаются на звук [С] и обводи в кружок те, которые начинаются на звук [Ш].
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.
- Четвертое задание от ветерка, нужно четко, правильно произнести звуки [С] и [Ш] изолированно и в слогах.
7. Дифференциация звуков [С-Ш] в изолированном произнесении, в слогах.
7.1. «Шифровка».
- Ветерок зашифровал звуки [С] и [Ш] при помощи стрелочек и думает, что вы не сможете догадаться где какой звук, запутаетесь и неправильно произнесете звуки и не сможете помочь белочке.
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает еще по одной шишке.
7.2. Физминутка. Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах.
Дидактическая игра «Эхо»
- Вставайте, поиграем в игру «Эхо». Выполните движения в соответствии с текстом, повторяя как эхо последний слог.
Мы шагаем не спеша - ша – ша – ша
Голубые небеса - са – са – са
Птичкам крошек накрошу - шу – шу – шу
И водички принесу - су – су – су
Надо спрятать нам носы - сы – сы – сы
Наши детки хороши - ши – ши – ши
Нам сказали от души – ши-ши-ши
7.3. Дидактическая игра «Повтори, не ошибись!»
- Белочка любит прыгать не только с дерева на дерево по веткам, но и по пенькам. Попрыгаем вместе с белочкой и произнесем слоги.
Шка-шка-ска
Ско-ско-шко
Ски-шки-ски
Шты – сты- шты
Ста –ста-шта
Шту-сту-шту
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает еще по одной шишке.
- Следующее задание от ветерка, нужно четко, правильно произнести звуки [С] и [Ш] в словах.
8. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
8.1. Дидактическая игра «Исправь слова»
- Ветерок переставил звуки [C] и [Ш] в словах. Я буду говорить слова неправильно, а вы исправьте меня:
Шушки – сушки, штаруска – старушка, шолныско – солнышко, шыниска – сынишка, шоловуска – соловушка, паштусок – пастушок, масиништ – машинист, путесештвие – путешествие, дусиштый – душистый, пусиштый – пушистый.
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает еще по одной шишке.
8.2. Игра-упражнение «Путаницы или старушка-растеряша»
- Выложите картинки в следующей последовательности: старушка, сушки, подушка, ушки, старушка, подушка, пышки, миска.
- Я буду читать стихотворение, а вы смотрите на картинки и называете их последовательно, добавляя последнее слово в строчке.
Как – то вечером … старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на … подушке
Лапкой моет… ушки.
Ложится спать, кряхтя… старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка … пышки
И сложила пышки в … миску.
Разыграть «беспорядок» в доме у старушки – перемешать все картинке и выложить их в свободной последовательности. Теперь читать стихотворение вместе с ребенком отраженно, называя последовательно выложенные картинки.
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает еще по одной шишке.
8.3. Дидактическая игра «Собери картинку».
- Перед вами игровое поле с 15 картинками. Рядом с полем 15 маленьких карточек с такими же картинками. Ваша задача взять в руки одну карточку, без ошибки произнести словосочетание. Отыскать картинку в игровом поле и положить картинку лицом к лицу.
(С обратной стороны карточки будет фрагмент большого изображения. Когда дети правильно произнесут все слова и положат все картинки на свои места, получится иллюстрация)
- Что изображено на картинке? (Белочка с бельчатами).
Микроитог. Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.
III. Рефлексия
- Посчитаем, сколько шишек вы заработали для белочки.
(Одна сосновая шишка, две сосновые шишки, три сосновые шишки и т.д).
- Белочка благодарит вас за помощь. Теперь запасов белочке хватит на всю зиму и не страшны ей будут морозы.
- Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."
Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....
План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях"
План-конспект индивидуального логопедического занятия....
Технологическая карта логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Р] -[Л] в слогах, словах, во фразе"
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...