Логопедический досуг : " Ритмы и звуки природы"
методическая разработка по логопедии
Для того,чтобы разнообразить форму работы с детьми, можно выбрать досуг. Как интересно слушать звуки природы и самим их изображать! А как интересно быть в роли создателей музыкальных инструментов и музыкантов! А что вы скажете на то,что влруг можно превратиться в строителя Ритмограда ?! Все это можно сделать на одном досуге- весело,запоминающе и полезно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический досуг: " Ритмы и звуки природы" | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг: « Ритмы и звуки природы»
Цель: Пробуждать интерес к окружающему миру звуков, научить воспринимать художественные образы и изобразить их при помощи движений.
Задачи:
-Сформировать навыки и умения различать звуки.
- Развивать чувство ритма, внимание, восприятие.
- Закреплять представления о разнообразии звуков в природе.
Материалы и оборудование: Фонограмма шумов, звуков природы, аудиозапись пьесы «Птицы» Рамо. 2 стакана, 2 деревянных кубика, 2 ложки или горсть монет, листы бумаги на каждого ребёнка, шарик, стальная линейка, чайник с водой, кубики для « выстраивания Ритмограда».
Ход занятия
- Звки речевые и неречевые. Развитие слухового внимания.
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир звуков и ритмов природы.
А давайте минуточку помолчим и прислушаемся к тому,что вокруг нас. (Дети слушают).
Как вы думаете, этот мир без звуков или нет? А что вы услышали? (Ответы детей).
Ну,вот, вы слышите проезжающие машины, скрип стула, удар падающей монетки о пол. Эти звуки речевые или нет? ( ответ детей)
-Правильно,это неречевые звуки.
А за окном заплакал малыш громко « А-А-А», это какой звук?
( ответ детей)
Наши уши все время что-то слышат. Даже когда кажется, что вокруг тихо, все равно какой-нибудь звук да и слышим. Вы согласны?
Ребята, мир, который нас окружает, полон разных звуков.
- Внимательно послушайте рассказ:
Мы с родителями любим ходить в поход. Однажды, когда мы были на природе – хлынул дождь. И во время дождя прогремел гром. Я заметила, что каждый раз гром звучит по-разному. Например, гр-гр-гр-гр-гр, или словно большой великан перекатывает огромные валуны по небу, так ррорурррррр. Или страшно и неожиданно, резко затухая, БАБАХ-хххх!
В детстве я очень боялась грома. А вот дождь совсем другой. Иногда он легкий, летний и ласковый. И тогда словно поет кап-кап-кап.
А осенний – с длинными трелями, сносимый ветром, резкий и неожиданный, хлестанёт - шымшымшым.
Но когда дождь заканчивается, я всем рекомендую шагать по лужам, чтобы послушать их концерт. Чвоп -чвоп-чвоп-чвоп или чавк чавк чавк, а самые маленькие лужи чип-чип-чип-чип.
А если шаркать ногами по асфальту, то звук получается отвратительный, для взрослых, так моя бабушка совсем не любит. А мне нравится.
А еще я люблю слушать деревья. Как они шумят ветвями. Шуш-шуш-шуш.
Но больше всего я люблю слушать зимний ветер, когда вьюга, словно привидение за окном -вью-вью -вью.
Я так люблю слушать звуки природы, они всегда разные и у каждого свои.
Логопед: Ребята,скжите пожалуйста, когда я читала рассказ ,какие звуки вам слышались, были они похожи на настоящие? ( ответы детей)
Как завывает вьюга? А как шумят ветви? А чвакают лужи? Молодцы,вы можете передавать звуки природы своим голосом!
Мне бы очень хотелось, чтобы вы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес — это необыкновенное чудо природы и это наша Родина.
Давайте мы с вами споем замечательную песенку о нашей родине.
Песня «Родная песенка»
- Знакомство с народными инструментами.
Логопед: Человек всегда старался подражать звукам природы и родина народных инструментов – это лес!
Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей) (показ русской трещотки).
На поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», — догадался охотник. Какой инструмент мог у него получиться? (показ гуслей).
Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук). Если срезать этот стебелёк, сделать в нём несколько дырочек и подуть, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей) (показ дудочки).
А вот дятел стучит по сосне (изображение дятла + звук). Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей) (показ деревянных ложек).
Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
- Озвучивание рассказа с помощью музыкальных инструментов.
Логопед: Посмотрите, здесь лежат музыкальные инструменты. Давайте их назовем.
Дети: Маракас, колокольчик, барабан, шумящие коробочки, трещотка, бубенчики, палочки.
Логопед: Молодцы, наш секрет говорит о том, что музыкальные звуки некоторых инструментов очень схожи со звуками в явлениях природы. Например, на что похож звук барабана?
Дети: На стук дождя.
Логопед: А звук маракаса?
Дети: На шуршание листьев.
Логопед: Послушайте колокольчик, что вам он напоминает?
Дети: Разговор сверчков.
Логопед: А что напоминает звук бубенчиков?
Дети: Журчание ручья.
Логопед: Посмотрите, как много общего мы нашли в музыкальных звуках и явлениях природы. Предлагаю вам озвучить рассказ с помощью наших музыкальных инструментов, я буду читать текст, а вы в нужный момент оживляйте рассказ звучанием наших инструментов.
Рассказ "На заре" Сергей Прокофьев «Детская музыка»
Утро
Тихо. Все еще спят. Лишь чуть слышно как разговаривают сверчки. (колокольчик) Еще спящий ветерок чуть пошатнул верхушки деревьев. (шумящие коробочки) И ему игриво ответили сонные листья. (маракас) Где-то вдалеке стало слышно журчание ручейка. (бубенчики) И вот на небосклоне появились первые вестники утра, яркие лучики зари. (глиссандо на металлофоне или арфа) Зеленые листья травы весело скинули капельки росы и они рассыпались блестящими алмазами по тропинке ( колокольчики) Начиналось светлое, чистое, доброе утро земли! (все инструменты)
Логопед: Вот такая у нас получилась музыкально-литературная зарисовка!
- Игра « РУЧЕЙКИ – ОЗЁРА»
Поиграем-ка, друзья, в «Ручейки – озёра».
Лишь скажу я: «Ручейки!» - друг за другом все беги.
А скомандую «Озёра!» - пусть они возникнут скоро!
Нужно всем за руки взяться и в большой кружок собраться!
(Под музыку дети бегут друг за другом изображая ручеёк. С окончанием музыки останавливаются и перестраиваются в круг, взявшись за руки, изображая озеро).
- Игра «Угадай звуки»
Логопед : Посмотрите, пожалуйста, у меня есть разный природный материал: камушки, шишки, много рваной бумаги, маленькие орешки, я предлагаю вам сейчас послушать, как они умеют шуметь. Вот давайте послушаем, как шумят камешки, когда они бьются друг о друга. Звук громкий и чувствуется какая-то тяжесть, верно.
А сейчас давайте послушаем как шумят шишечки….правильно, звук совсем глухой…( и так с бумагой, орешками…)
Логопед: Теперь, пожалуйста, закройте глаза и настройте ваши уши на музыкальную волну. Я буду шуметь, а вы- угадывать, какой природный материал вы услышали.
- Развитие чувства ритма.
Ритмическое упражнение « Дождик»
Логопед: В чем мы слышим ритм? А ведь он во всем: стук сердца, прибой, день и ночь, капли дождя, и тд…
Давайте сейчас покажем дождик…( отхлопываем медленно, потом быстрее и быстрее. Ладошки , потом по коленям и… прыжок)
По столу отстукиваем ритм.
Строим Ритмоград и отхлопываем рисунок.
Логопед: Наконец-то мы подошли к самому интересному, к строительству Ритмограда! Вот у нас есть большие кубики,почти как на стройке, я предлагаю по желанию кому-то быть строителем,а кому-то музыкантом. Потом вы сможете поменяться ролями.
Итак, строитель берет кубики и строит ритмический рисунок из них. А музыкант отстукивает или отхлопывает заданный ритм.
-Молодцы! У всех замечательно получилось!
7. Изготовление из природного материала маракасов и игра на них.
А вы хотите стать настоящими волшебниками? Теми, кто создает инструменты? У меня есть небольшие контейнеры, и есть уже известный вам природный материал ( камешки, шишки, иголки сосны) Давайте же мы их заполним и пошумим как следует!
( Изготавливаем шумовые инструменты и играем на них под знакомую нам мелодию Banda Caliente)
- Заключение
Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, и чтобы их услышать, нужно только прислушаться. Вы здорово умеете отстукивать ритм. Вы хорошо можете слушать и слышать…Теперь у вас есть собственные шумовые инструменты. Дома поиграйте со звуками, послушайте, какие звуки живут у вас дома и там, где вы любите находиться : в парке, лесу, поле…
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический досуг "Путешествие в страну потерянных звуков"
Развлечение для детей с ТНР группы компенсирующей направленности....
Интегрированный логопедический досуг "Ловкие и любознательные искатели" (основная логопедическая задача - дифференциация звуков Л - ЛЬ)
Конспект совместной интегрированной деятельности в форме досуга учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительн...
Логопедический досуг. Дифференциация звуков Ш - Ж.
Задачи и цели логопедического досуга1. Закреплять произношение звуков ш, ж; дифференцировать данные звуки.2. Развивать слуховое внимание.3....
Совместная образовательная деятельность с детьми логопедический досуг «Забавные приключения со звуками С- СЬ»
Конспект совместной образовательной деятельность с детьми логопедический досуг «Забавные приключения со звуками С- СЬ»...
Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв» (Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)
Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»(Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.Зад...
Логопедический досуг «Играем со звуками, буквами и словами» для детей с ОНР в подготовительной к школе группе
В данной методической разработке представлен конспект итогового занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОНР...
Логопедический досуг. Экологическое развлечение «Мы - друзья природы»
Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках летней оздоровительной кампании...