Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв» (Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»

(Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слова, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов. Выделять первый звук из слов, составлять слово по первым звукам предложенных слов. Развивать звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую и монологическую  речь. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.

Коррекционно – развивающие:

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,  

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, упражнять в координации речи с движениями. Развивать эмоционально - волевую сферу.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, самостоятельность, чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.  Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картинках, любовь к природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_dosug_volshebnyy_mir_zvukov_i_bukv.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»

(Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слова, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов. Выделять первый звук из слов, составлять слово по первым звукам предложенных слов. Развивать звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую и монологическую  речь. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.

Коррекционно – развивающие:

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,  

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, упражнять в координации речи с движениями. Развивать эмоционально - волевую сферу.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, самостоятельность, чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.  Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картинках, любовь к природе.

Дизайн предметно – игровой среды: 

* музыка для входа в зал - песня «Чему учат в школе»;

* воздушный шар с телеграммой (письмо-записка);

* билеты (талончики с нарисованной слоговой схемой на каждого ребенка);

* игрушки  (заяц, кот, мышка, лиса, тигр, слон, утка, мишка, собака, волк, белка, еж);

* таблички с заглавными буквами имени каждого ребёнка;

* слово ТРАП;

* ворота «Звукоград» из спортивного оборудования;

* карточки со звуками (О, Т, А, У, И, М, Н, В, С, З);

* воздушные шары по количеству детей, с напечатанными слогами;    

* сухой бассейн с разноцветными шарами;

* магнитная доска, маркер, недописанное слово «ШКОЛА»;

* музыка для релаксации (звуки природы);

* шапочки сказочных героев (мышка, зайка, медведь, лиса, волк);

* рюкзак, букварь, альбом, краски,    

* проектор с картинками (густые леса,  голубая  река, зеленые поля, прекрасные дома, высокие деревья, горный хребет, прозрачное горное озеро, цветочная поляна).

Ход досуга:

I. Организационный момент.

Звучит музыка (песня «Чему учат в школе»).

В зал, украшенный воздушными шарами, входит учитель - логопед с детьми (под музыку).

Учитель - логопед: Дети, посмотрите здесь много гостей, поздоровайтесь.

Лопается один из шаров, в нем приглашение: 

Учитель – логопед читает (или ребенок):

ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПРИГЛАШАЮ ВАС В СТРАНУ БУКВАРИЮ. ЗДЕСЬ ВАС ЖДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ.   

ЖДУ ВАС В ГОСТИ.           Тибурано              

            

Учитель - логопед: Ребята, а вы поняли, от кого это письмо?

Дети делают разные предположения, логопед наводит на мысль, что это сказочный персонаж. Дети дают ответ – это Буратино.

Учитель - логопед: Ребята, а какую ошибку допустил Буратино, подписывая это письмо? (Он переставил слоги в своём имени).

Учитель - логопед: Молодцы! Ну что же, примем приглашение Буратино? Отправимся в страну Букварию? (ДА!!!)

Учитель - логопед:   А хотите ли вы узнать, кто является жителями страны Букварии? Для этого посмотрите на картинки (включить на оптимьюзик картинки: БАНТ-УТКА-КНИГА-ВОРОНА-НОТЫ).

Если мы с вами из каждой картинки выделим первый звук, а потом их все соединим, то узнаем, кто живет в стране Букварии.

Но будьте внимательны, из последней картинки мы выделяем последний звук.

Картинки: БАНТ-УТКА-КНИГА-ВОРОНА-НОТЫ поочерёдно появляются на экране оптимьюзик.  

Дети выделяют первый звук из названий картинок и записывают на  доске соответствующую букву. Получается слово БУКВЫ.

II. Путешествовать будем на ковре-самолёте. 

Дидактическая игра  «Пройди через ворота» (придумай слово на соответствующий звук).  

В этом городе живут волшебные звуки и буквы. Чтобы попасть на ковер - самолет, надо пройти через звуковые ворота. (Дети берут символ звука, придумывают слово на заданный звук и  проходят через ворота).

Учитель - логопед: - Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое.

Дидактическая игра  «Подбери слово к слоговой схеме» (выбрать игрушку).  

Учитель - логопед:  Чтобы попасть на ковер - самолет, надо, получив билет (талончик с нарисованной слоговой схемой), выбрать себе попутчика (игрушку) в соответствии с билетом.

Заяц           кот        мышка        поросёнок         тигр                  корова

Слон         утка       мишка         собака              белка                кенгуру

 Учитель - логопед:  Вы прекрасно справились с заданием. Прошу всех на ковер-самолет и усаживайтесь на своё место.

III. Полет на ковре – самолёте.   (Звучит релаксационная музыка).  

Учитель - логопед:  Сейчас вы внимательно смотрите, и слушайте, о чем я вам буду рассказывать.

«Мы летим над густыми лесами,  голубыми  реками, зелеными полями. Ребята, посмотрите, какие прекрасные дома  и высокие деревья мы видим. Вдали виднеется целый горный хребет, а рядом с ним прозрачное горное озеро. Какую красивую цветочную поляну мы с вами пролетаем!

Все цветы слились в один большой разноцветный ковер, который так красочно смотрится и радует нас!

Ну что ж, вот мы уже и приземляемся, а значит, начинается наше путешествие!»

Учитель - логопед:  - Чтобы сойти с самолета нам нужен… Дети задумались. А чтобы вы отгадали это слово, вам нужно собрать его из букв.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

На доске висят карточки с буквами Т, Р, А, П. Дети собирают слово ТРАП.

(На экране появляется картинка ТРАП – презентация 2).

Дидактическая игра  на внимание «Твердый - мягкий»

Учитель - логопед:  - Ребята, наши попутчики хотят поиграть с нами.   Определите первый звук в названии попутчика – игрушки и встаньте под определенный цвет огонька (если твердый согласный – к синему огоньку, если мягкий согласный – к зеленому огоньку).

Учитель - логопед: - Ребята! Впереди горы.

(На экране появляется картинка – ГОРЫ).

- Чтобы нам перебраться через них, мы с вами как альпинисты должны будем идти друг за другом по цепочке. А поскольку мы с вами находимся в стране Букварии, нам в этом деле помогут буквы.

Дидактическая игра «Цепочка слов»:

На столе разложены картинки.

Учитель - логопед: - Дети вы должны выложить картинки на магнитной доске таким образом, чтобы название следующей картинки начиналось на последний звук предыдущей.  

Картинки: УЗЕЛ-ЛОДКА-АРБУЗ-ЗАБОР-РЫСЬ-САНКИ-ИНДЮК-КУРТКА-АВТОБУС-СОВА-АПЕЛЬСИН-НОСКИ  (Или Карандаш – шапка – ананас – сом – мост – танк – кубики – иголка – арбуз – змея).

Ребенок ставит картинку и садится на свое место.

Дидактическая игра  на внимание «Эхо» (дети повторяют последний слог слова из фразы).
Учитель - логопед:-  Послушайте, какое эхо в горах. Эхо тоже хочет с нами поиграть. Поиграем?
Собирайся, детвора! (-ра, -ра, -ра) –
отстукивание деревянными ложками
Начинается игра! (-ра, -ра, -ра)
Да ладошек не жалей! (-лей, -лей, -лей) –
отхлопывание ладошками.
Бей в ладошки веселей! (-лей, -лей, -лей)
Сколько времени сейчас? (-час, - час, -час) –  
отстукивание деревянными      
Сколько будет через час? (-час, - час, -час)      
ложками по столу                                                                       

И неправда, будет два! (-два, -два, -два) - оттопывание ногами
Думай, думай голова!  (-ва, -ва, -ва)
Как поет в селе петух? (-тух, -тух, -тух) –
щелчки пальцами.
Да не филин, а петух! (-тух, -тух, -тух)
Вы уверены, что так? (-так, -так, -так) –
отстукивание молоточками.  

А на самом деле как? (-как, -как, -как).

IV. Перебрались через горы, оказались на берегу моря,  где на острове находится чудесная страна Буквария.

(На экране появляется картинка МОРЕ).  

Попасть на остров нам поможет КИТ.

Подходят  к сухому бассейну.  

Дидактическая игра  «Звуковой анализ слова»

Учитель – логопед:         

- Ребята, так как КИТ не умеет ни читать, ни писать, он просит сосчитать,  сколько звуков в его имени и выложить его имя из разноцветных шариков, поможем КИТУ?

- Какого цвета нужно взять шарики?

- Скажите, сколько слогов в слове КИТ? (Один слог, т.к. мы слышим один гласный звук).

- Какой первый звук? (Кь)  Дайте характеристику звука Кь.

- Какой второй звук? (И)    Дайте характеристику звука И.

- Какой третий звук?  (Т)   Дайте  характеристику звука Т.

- Сколько звуков в слове?   - Сколько гласных?

- Сколько согласных?          - Сколько красных?

- Сколько синих?                  - Сколько зеленых?

Молодцы, мы с вами справились с заданием.

Дидактическая игра  «Допиши Буквы» (на магнитной доске маркером).

Учитель – логопед:   - А теперь давайте отправимся туда, где  мы  возможно встретим нашего Буратино!

- Как вы думаете, куда мы с вами пойдем?

Дети делают разные предположения, логопед предлагает восстановить слово, написанное на доске.

- В слове не дописаны  разные элементы букв.

Дети восстанавливают слово и читают его. (ШКОЛА).

Звучит музыка – Ритмическая мозаика №4

 VI. Инсценировка «Хвастунишка». (Картинка – лесная полянка).

 Учитель - логопед:   Ребята, в волшебной и удивительной стране Букварии живут разные сказочные герои. И они, как и вы,  осенью пойдут в школу. Давайте заглянем на полянку, где собрались зверята и показывают друг другу, что им родители к школе приготовили.

Зайчонок:    Мне мама ранец купила.  

Мышка:      А мне краски разноцветные.

Лисичка:     А мне букварь с разноцветными картинками.

Волчёнок:    А мне альбом.

Учитель – логопед:   Все ребята хотят в школу.

Медвежонок:  Эка невидаль, школа, я и без школы всё знаю!

Зайчонок:  - И рисовать умеешь?

Мышка:  - И писать умеешь?

Волчёнок:  - И буквы знаешь?

Медвежонок:  - Я всё знаю, всё умею.

Лисичка: - Тогда прочитай. Что здесь написано (подаёт букварь).

Учитель – логопед:   - Взял медвежонок букварь (звери улыбаются). А вы, ребята,  догадались, почему звери рассмеялись?  (Мишка держал букварь вверх ногами).

VII.  Дидактическая игра  «Воздушные шары» (звук ветра). 

Учитель - логопед: Подул сильный ветер. Все шарики запутались.

Берите каждый по шарику. На них написаны слоги. Найдите себе пару, составьте слова.  Два шарика – одно слово.  

Учитель – логопед:  - Ой, ребята! Я не заметила, оказывается, здесь лежит еще одно письмо от Буратино.

Я прошу у Вас прощенья, что не застали Вы меня. Много дел, но очень рад, что Вы здесь, что все задания  смогли Вы выполнить, - ждёт Вас награда!  Буратино.

(К письму прилагается коробка с угощениями).  

IX. Итог.

Учитель – логопед:    - Ребята, вам понравилось в стране Букварии?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Какие задания вам было интересно выполнять?

- Ну а теперь вам пора обратно в детский сад.

Устраивайтесь поудобнее на ковёр-самолёт, закрыли глазки и «полетели».

(Звучит спокойная музыка - релаксация)

- Вот мы и дома.

- Посмотрите, Буратино приготовил приз для вас в этой коробке.

- Спасибо вам. Молодцы, ребята.

     Ребята, взявшись  за  руки,  под  музыку выходят из зала.

(Песня «Чему учат в школе»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг на тему: «Приключения на «Поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков. Задачи:·         Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.·...

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе

Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей  с буквой [В]  как письменным обозначением звука [...

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы, учителя-логопеда Пятаковой Галины Владимировны

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" , для детей подготовительной к школе группы,  учителя-логопеда  Пятаковой Галины Владимировны...

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление Пятаковой Галины Владимировны

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление  Пятаковой Гали...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...

Учебная Программа дополнительного образования по курсу "Учим звуки и буквы" для детей подготовительной к школе группы

Основной целью данной программы является работа над звуковой культурой речи, над развитием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Основное содержание - обучение дошкольников...