Интегрированный логопедический досуг "Ловкие и любознательные искатели" (основная логопедическая задача - дифференциация звуков Л - ЛЬ)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект совместной интегрированной деятельности в форме досуга учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительной к школе группы "Ловкие и любознательные искатели". Досуг показан на окружном семинаре - практикуме для педагогов ЮВАО города Москвы 3 апреля 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №264
ЮВОУО ДО ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект
совместной интегрированной деятельности в форме досуга учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительной к школе группы «Ловкие и любознательные искатели»
Москва, апрель 2013 г.
Интегрированный логопедический досуг «Ловкие и любознательные искатели»
(для детей подготовительной к школе группы)
Цель: развитие комуникативной компетенции у детей с нарушениями ОДА и речевыми недостатками.
Задачи: - дифференциация звуков Л – ЛЬ;
- активизация речевой деятельности детей;
- закрепление правильного звукопроизношения;
- развитие умения работать командой;
- создание положительного эмоционального настроя.
Реализация поставленных цели и задач достигается в процессе интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество»; интеграции и координации деятельности специалистов (учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей).
Подготовительная работа с детьми: лепка из глины предметов, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ (образовательная область «Художественное творчество»); подготовка спектакля и выступления оркестра (образовательная область «Музыка»).
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА.
Дети входят в зал, встают перед гостями, здороваются.
- Организационный момент. Игра «Цветная лента». Логопедическая задача: образование уменьшительно-ласкательной формы имён детей.
Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Коммуникация»: развитие коммуникативных умений детей; формирование доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование: разноцветная лента с липучками (цвета, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ). Психолог: Давайте представим друг друга нашим гостям. А поможет нам вот эта лента. Она очень длинная и состоит из множества коротких цветных ленточек. Я буду разматывать длинную ленту, а вы беритесь за короткие ленточки. Скажите, какого цвета короткая ленточка, за которую вы держитесь. Ответы детей: Моя ленточка белого цвета. У меня зелёная ленточка. Психолог: А теперь сделаем из ленты кольцо. Вот как мы все объединились, все друг друга видим. Посмотрите на своего соседа слева и назовите его по имени ласково. Ответы детей: Машенька, Сашенька, Алиночка… Психолог: Теперь наши гости знают, как вас зовут.
- Основная часть. 1. Показ детьми спектакля «Лягушата и лисята» (по сказке Г. Юдина «Лягушонок и лисёнок»). Логопедическая задача: развитие интонационной выразительности связной речи; погружение в тему досуга (текст насыщен словами со звуками Л – ЛЬ). Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие артистических и музыкальных способностей детей: внимания, воображения, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики, интонации; отработка певческих навыков (дыхание, артикуляция, звуковедение); совершенствование пространственного ориентирования, умения двигаться по кругу парами. Оборудование: декорации к спектаклю – болото, лес; поделки из глины (заранее сделанные детьми в совместной творческой деятельности с воспитателями); элементы костюмов (шапочки); музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитеь: Вот мы и познакомились. Уважаемые гости! Наши дети подготовили для вас небольшой спектакль «Лягушата и лисята». Предлагаем вам посмотреть спектакль и получить массу положительных эмоций. Дети надевают шапочки – элементы костюмов и показывают спектакль. 2. Введение в тему. Логопедическая задача: уточнение характеристики заданных звуков. Задача, реализуемая в процессе освоения образовательной области «Познание»: расширение кругозора детей. Логопед: Мы увидели, какие вы талантливые. А сейчас я предлагаю вам стать искателями. Кто такие искатели? Ответы детей: Искатели – это те, кто что-то ищут. Логопед: Вы сегодня будете искать звуки Л и ЛЬ. Но чтобы их найти, надо уточнить, что вы знаете об этих звуках. Ответы детей: Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом. Звук ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.
- Деление на команды. Логопедические задачи: закрепление цветовых символов, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки; развитие фонематического слуха. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Познание»: формирование желания объединиться для совместного решения поставленной проблемы, воспитание доброжелательности, расширение кругозора. Оборудование: синие и зелёные медали по количеству детей в непрозрачной коробочке. Логопед: Давайте разделимся на две команды: одна команда будет искать звук Л, а другая – звук ЛЬ. Разделиться на команды нам помогут медали. Как вы думаете, медали каких цветов находятся в этой коробочке? Ответы детей: Синего и зелёного. Логопед: По цвету медали вы поймёте, какой звук будете искать. А где расположится каждая команда, вы узнаете, если внимательно меня выслушаете. Одна команда сядет на лавочке около болота, а другая – на стульчиках возле леса. Дети вытягивают медали за ленточки и садятся на места. Логопед: Дорогие искатели звуков Л и ЛЬ! Любые поиски проходят успешно, если искатели ловкие и любознательные. А кого так называют - ловкие? Ответы детей: Ловкие – это те, у кого всё получается быстро и хорошо, кто может найти выход из любой затруднительной ситуации. Логопед: А кого называют так - любознательные? Ответы детей: Любознательные любят знания, любят узнавать новое. Логопед: Предлагаю так и назвать команды: «Ловкие» и «Любознательные». Какой звук будет искать команда «Ловкие» и почему? Ответы детей: Команда «Ловкие» будет искать звук Л, потому что в слове ловкие слышится этот звук. Логопед: Какой звук будет искать команда «Любознательные» и почему? Ответы детей: Команда «Любознательные» будет искать звук ЛЬ, потому что в слове любознательные слышится этот звук. Логопед: Вас сегодня ждут разнообразные конкурсные испытания. Итак, отправляемся на поиски звуков Л и ЛЬ!
- Конкурсные испытания.
- «Вспоминалочки» . Логопедическая задача: развитие вербальной памяти. Логопед: Первое задание называется «Вспоминалочки». Вспоминайте и называйте слова со своим звуком из спектакля «Лягушата и лисята». Дети из каждой команды по очереди называют слова. Логопед: Вы отлично справились с этим испытанием!
- «Ловишки». Логопедическая задача: упражнение в синтезе двух звуков в слог. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Физическая культура»: развитие ловкости, координации движений, упражнение в перебрасывании мяча снизу . Оборудование: массажный мяч красного цвета (символизирует гласный звук). Логопед: Следующий конкурс называется «Ловишки». Будем ловить мяч. Я буду каждому из вас бросать мяч и называть гласный звук. Вы присоединяйте этот гласный звук к звуку своей команды, называйте получившийся слог и бросайте мяч обратно. Мяч надо бросать двумя руками снизу. Начинаем! А! Ответы детей: Ла! (Ля!) Логопед: Вы замечательно выполнили это задание!
- «Новоселье». Логопедические задачи: упражнение в делении слов на слоги, в определении позиции звука в слове. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Познание»: расширение кругозора, поиск принципа выполнения задания. Оборудование: два магнитных мольберта, трёхэтажные плоскостные магнитные домики (синий и зелёный) с тремя прорезанными окошками на каждом этаже, картинки-магнитики, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ (слова из одного, двух и трёх слогов; позиция звука – в начале, середине и конце слова). Логопед: Следующий конкурс называется «Новоселье». А что такое новоселье? Ответы детей: Это переселение на новое место жительства, в новый дом. Логопед: Как называют тех, кто заселяется в новый дом? Ответы детей: Новосёлы. Логопед: Наши новосёлы – это картинки, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ. Строители построили для них два дома. Сколько этажей в каждом доме? Ответы детей: В каждом доме три этажа. Логопед: Значит, это какие дома? Ответы детей: Это трёхэтажные дома. Логопед: Сколько окон на каждом этаже? Ответы детей: На каждом этаже три окна. Логопед: Как вы думаете, по каким правилам надо заселить жильцов в эти дома? (дети предлагают свои варианты) Логопед: Вы будете подходить по одному игроку от каждой команды к столу, на котором лежат картинки. Надо выбрать картинку со своим звуком, по количеству слогов определить, на каком этаже будет жить картинка, а по месту звука в слове – где на этаже расположится картинка (в начале, середине или конце этажа). Ответы детей: В слове лук один слог, звук Л слышится в начале слова. Логопед: Вы молодцы!
- «Запевалочки». Логопедические задачи: развитие слухового внимания, вербальной памяти; упражнение в воспроизведении заданного ритмического рисунка. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие музыкальной памяти, чувства ритма, интонационной выразительности. Музыкальный руководитель: Следующий конкурс называется «Запевалочки». Я буду исполнять песенки-чистоговорки. Команда должна чётко и выразительно повторить песенку со своим звуком и правильно передать ритм. Чистоговорки: Ля – ля – ля - зелёные поля. Ло – ло – ло - от солнышка тепло. Лы – лы, лы - лы – лы - Мила вымыла полы. Лю – лю – лю, лю – лю – лю - малину летом я люблю. Ла – ла – ла, ла – ла – ла - Клава в лодочке плыла. Ле – ле, ле – ле - ле - лежит линейка на столе. Музыкальный руководитель: Вы восхитительно спели песенки!
- «Ласковые слова». Логопедическая задача: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Задача, реализуемая в процессе освоения образовательной области «Здоровье»: укрепление физического здоровья (массаж ладоней). Оборудование: видеоряд анимационных картинок, массажные мячики синего и зелёного цветов. Логопед: Для следующего испытания я приглашаю вас сесть перед экраном. Команда «Ловкие» сядет на лужайке около болота, а команда «Любознательные» - на полянке возле леса. Каждой команде я дам массажный мячик. «Ловкие» получают синий мячик, а «Любознательные» - зелёный. (логопед даёт мячики первым игрокам команд) Игрок, у которого в руках мячик, во время выполнения задания массирует свои ладони. Конкурс называется «Ласковые слова». На экране будут появляться картинки. Игрок, у которого в руках массажный мячик, должен определить, в названии какой картинки слышится звук его команды, назвать ласково предмет, изображённый на картинке, и передать мячик следующему игроку. Картинки будут сопровождаться звуком. Пока картинка звучит, игроки думают. Когда звук прекратится, надо называть ласковое слово. Ответы детей в ходе выполнения задания: Лягушечка. Колпачок. Лампочка. Колясочка. И т.д. Логопед: Какие вы все ласковые! Справились с заданием!
- «Выкладывание слов». Логопедическая задача: упражнение в выкладывании слов из заданного набора букв в соответствии со звуковой схемой. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Коммуникация», «Социализация»: формирование умения договариваться между собой, слушать друг друга при решении поставленной проблемы. Оборудование: два одинаковых набора букв ( А И Л П ), на экране: сначала схема слова, затем картинки – отгадки (пила, липа). Логопед: Следующее испытание называется «Выкладывание слов». Каждая команда получает конверт с одинаковым набором букв. Из этих букв надо выложить слово. Слова должны быть разные, но звуковая схема у этих слов одинаковая (на экране появляется схема). Команда «Ловкие» должна выложить слово, в котором слышится звук Л, а команда «Любознательные» должна выложить слово, в котором слышиться звук ЛЬ. (После выполнения задания логопед уточняет у детей значение выложенных слов и показывает картинки-отгадки.) Логопед: Вы великолепно выполнили это задание!
- «Следопыты». Логопедические задачи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных; упражнение в определении наличия заданного звука в названии предмета, упражнение в использовании различных грамматических конструкций при составлении фраз. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Познание», «Физическая культура», «Здоровье»: расширение кругозора, развитие ловкости, координации движений, равновесия, закрепление правильной осанки, профилактика косолапости. Оборудование: на столе лукошко с предметами, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ, среди них несколько предметов, в названии которых не слышатся эти звуки; две ортопедические дорожки со следами (синяя и зелёная). Логопед: Следующее испытание называется «Следопыты». Следопыт – это кто? Ответы детей: Следопыт – это тот, кто ищет по следам. Логопед: Что можно определить по следам? Ответы детей: По следам можно узнать,какой зверь здесь проходил. Логопед: Назовите животных, которые могут жить в нашем лесу. В названии этих животных должны слышаться звуки Л и ЛЬ. Ответы детей: Лось. Белка. Волк. Олень. Лиса. Логопед: Чьи следы могут увидеть следопыты каждой команды? Ответы детей: Волчьи, лосиные, беличьи, лисьи, оленьи. Инструктор по физической культуре: Вы будете следопытами. А искать по следам вам надо предметы со звуками Л и ЛЬ. Эти предметы находятся в лукошке, которое стоит на столе. Вы сейчас пойдёте по дорожкам со следами. Мальчики, выберите для своих команд дорожки нужного цвета и разложите их. Команды, стройтесь перед своей дорожкой. По сигналу первые игроки команд начинают идти по следам, подходят к столу с лукошком, ищут в лукошке предмет, в названии которого слышится нужный звук, берут его, возвращаются и садятся. После этого в путь отправляются следующие игроки. По дорожке надо идти, хорошо выворачивая стопы. Руки на поясе. Не забывайте держать спину. Дети выполняют задание. Логопед: А теперь давайте проверим, как следопыты справились с этим испытанием. Называйте свой предмет и выделяйте голосом нужный звук. Ответы детей: Юла. Неваляшка. Флажок. И т.д. Логопед: Молодцы, все нашли предметы правильно. Пожалуйста, подумайте и скажите, для чего нужен ваш предмет. Ответы детей: Ключом открывают замок. В блокноте можно рисовать и писать. И т.д. (дети кладут предметы обратно в лукошко) Логопед: Вы справились со всеми испытаниями, нашли звуки Л и ЛЬ. Вы очень умелые искатели!
- Выступление оркестра. Логопедическая задача: называние музыкальных инструментов, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие умения передавать настроение мелодии в процессе игры на музыкальных инструментах; совершенствование чувства ритма. Музыкальный руководитель: Уважаемые гости! Предлагаем вам послушать выступление нашего ансамбля музыкантов.(дети с музыкальными инструментами располагаются перед зрителями) Музыканты, назовите, пожалуйста, свои музыкальные инструменты. Ответы детей: Металлофоны, ксилофоны, колокольчики. Музыкальный руководитель: Маша, объяви, пожалуйста, какое произведение вы будете исполнять. Маша: Дмитрий Шостакович «Вальс – шутка». Дети исполняют музыкальное произведение.
- Заключительная часть. Логопед: Дорогие дети! Вы сегодня славно потрудились и, конечно, заслужили награды. Медали у вас уже есть, а сейчас я вручу вам призы. Это школьные принадлежности, названия которых начинаются со звуков Л и ЛЬ. Отгадайте, какие призы вы получите? Ответы детей: Ластики и линейки.
Логопед вручает детям призы, дети прощаются с гостями и выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"
Тема. Звуки К - Т. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков. Задачи образовательные: 1. Повторить характе...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Данный проект предназначен для того, чтобы путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных дидактических игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й...