Фрагмент логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий с подгруппой детей старшей группы с ТНР на тему «Цветы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
с подгруппой детей старшей группы с ТНР на тему «Цветы»
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Общая продолжительность фрагмента занятия: 15 минут.
Возраст детей: 5 - 6 лет с ТНР.
Цель: уточнение и расширение представлений по теме «Цветы» с применением цифрового оборудования
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы»;
- познакомить с видами (луговые и садовые), названиями цветов;
Коррекционно-развивающие:
- пополнение и активизация словаря;
- развивать зрительное и тактильное восприятие;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного падежа;
- закреплять умение употреблять предлоги в речи;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
- воспитывать умение слушать друг друга, работать в команде.
Оборудование:
Интерактивный стол с образовательной программой «Школа профессора Дроздова. Логопедия», цветы из бумаги для дыхательной гимнастики, цветы из фоамирана (роза, тюльпан, нарцисс, мак, гвоздика, ромашка, незабудка, василек, одуванчик, колокольчик), «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, волшебные рамки из ковролина (гусеница Фифа и пчела Жужа).
ХОД
Звучит «Вальс цветов» Чайковского.
Учитель-логопед: Дети, вы слышите какая красивая музыка звучит? Это музыкальное произведение Чайковского «Вальс цветов».
Дети слушают музыку
Учитель-логопед: Как здесь красиво! Мы оказались с вами на цветочной поляне. Как много здесь цветов! Посмотрите какие красивые цветы! Пауза
А вот эти цветы еще не выросли, давайте им поможем. Вспомните, как «правильно нужно дышать».
Дыхательная гимнастика
Дети повторяют за учителем-логопедом: делают глубокий вдох носом, а выдох ртом.
Учитель-логопед: Следите, чтобы плечи не поднимались, а щеки не надувались.
Учитель-логопед предлагает подойти к интерактивному столу, на котором выведена артикуляционная гимнастика:
Учитель-логопед: Давайте разомнем наши язычки.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения: Лягушка, Лошадка, Грибок.
Учитель-логопед: Молодцы! Хорошо выполнили гимнастику!
Далее педагог открывает на цифровой программе Школа профессора Дроздова. Логопедия» карточки с изображением цветов: василек, мимоза, роза, мак, одуванчик, нарцисс, тюльпан.
Закрепление словаря
Учитель-логопед: Посмотрите внимательно на экран, что вы видите?
Дети разглядывают и называют цветы
Логопед: Как вы думаете, где растут роза, нарцисс, тюльпан и мак?
Ответы детей
Учитель-логопед: Верно, это цветы, которые растут в саду! Скажите, как можно назвать одним словом все цветы, которые растут в саду?
Ответы детей
Учитель-логопед: Правильно! Цветы, которые растут в саду, называются садовыми.
Учитель-логопед: Как вы думаете, а где растут одуванчик и василек?
Ответы детей
Учитель-логопед: Да, они растут на лугу, а если они растут на лугу, то как они называются?
Ответы детей
Учитель-логопед: Правильно, луговые! Какие вы молодцы!
Упражнение «Предлоги» и ориентация в пространстве
Дети переходят к импровизированному лугу и клумбе, на столе лежат цветы (роза, мак, нарцисс, тюльпан, гвоздика, незабудки, василек, одуванчик, колокольчик).
Учитель-логопед: Дети, посмотрите, как много разных цветов: и садовых, и луговых. Возьмите по 2 цветка и найдите им место, где они должны расти, в саду или на лугу.
Дети определяют, где должны расти цветы, если цветы расположены не верно, находят ошибки и высаживают цветы правильно.
Игра «Четвертый лишний» (обобщающие понятия)
Педагог выкладывает гусеницу с 4 цветками в ряд (розу, ромашку, гвоздику, тюльпан).
Учитель-логопед: Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости? Это гусеница Фифа. Она услышала, что вы говорите про цветы и тоже собрала себе букет. Какой цветок здесь лишний? Объясните, почему он лишний?
А еще к нам прилетела пчела Жужа, тоже с букетом. А тут какой цветок лишний? Объясните почему?
Ответы детей
Учитель-логопед: Наш волшебный помощник подготовил для вас задания. Слушайте внимательно!
Дети подходят к интерактивному столу с программой «Школа профессора Дроздова Логопедия» и выполняют тестовые задания, составленные учителем-логопедом
Тест:
- Где находится роза? (за коробкой).
- Над чем находится одуванчик? (над васильком).
- Под чем находится василек? (под одуванчиком).
Комбо тест
- Дуб, клен и осина – это деревья. А как можно одним словом назвать эти растения? (цветы).
- Отметь все цветы? (ромашка, одуванчик).
- Нажми на синюю кнопку, когда услышишь название какого-нибудь цветка. (василек).
- Расположи в самом верху розу, а в самом низу тюльпан, над тюльпаном размести василек, а под розой - одуванчик.
Учитель-логопед: Молодцы! Вы все отлично справились! Дети, где мы с вами побывали? О чем мы с вами сегодня говорили? У меня есть любимый цветок – роза. А у тебя, … (имя ребенка), какой любимый цветок. Педагог индивидуально спрашивает каждого ребенка
Я предлагаю вам вернутся в группу, где вы сможете нарисовать свой любимый цветок и подарить его маме. Скажите гостям: «До свидания». Пойдемте со мной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-817513-1474374580.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-607550-1590238198.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».
Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198852-1576201981.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1353226-1634026925.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-1307867-1662293465.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/28/picture-1494770-1701183798.gif)
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР старшей группы Тема: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. «Зимующие птицы»
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Учить детей составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, выделять предлоги из предложений.Учить образовывать однокоренные слова.Развивать...