Карточки для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности
картотека по логопедии (старшая группа)
Материал адресован учителям логопедам и педагогам групп компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanvar.docx | 28.83 КБ |
yanvar.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Январь, 2-я неделя
Лексическая тема «Мебель».
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о домашней мебели по предложенному плану
Игра №23 «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)]
Педагог В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажет, где они стоят.
Педагог расставляет игрушки, а дети комментируют его действия,
1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.
2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.
3-й ребенок. Самолет висит над столом.
4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.
Игра № 24 «Что лишнее?» [Развитее зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.]
Воспитатель убирает картинки и помещает на наборное полотно комплект картинок: стул, шкаф, кресло, табурет.
Педагог. Посмотрите на картинки и подумайте, что здесь лишнее. Объясните, почему.
1-й ребенок. Здесь лишний шкаф. На нем нельзя сидеть, а на стуле, табурете и в кресле сидеть можно.
Педагог. Верно.
Педагог убирает картинки и помещает па наборное полотно новый комплект картинок: красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.
2-й ребенок. Здесь лишний стол. На нем нельзя сидеть. А на диване, пуфе и кресле можно сидеть.
3-й ребенок. Можно рассуждать по-другому, Диван, кресло и стул - красные, а стол - коричневый, значит, лишний стол.
Педагог убирает картинки и ставит на наборное полотно последний комплект картинок: деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.
4-й ребенок. Здесь лишний стул. Он пластмассовый, а стол, табурет и полка деревянные.
Игра с мячом № 25 «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Педагог. Давайте поиграем с музыкальным мячиком. Я буду называть предмет мебели и катить мяч одному из вас. Вы будете называть этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.
1-й ребенок. Синенький диванчик.
Педагог. Мягкий пуф.
2-й ребенок. Мягонький пуфик.
Педагог. Легкий стул.
3-й ребенок. Легонький стульчик.
Педагог. Тяжелый шкаф.
4-й ребенок. Тяжеленький шкафчик.
Игра № 26 «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]
Педагог. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.
Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный …
Дети. На столе.
Педагог. Дядя Стена утром рано
Быстро вскакивал…
Дети. С дивана.
Педагог. Кто, например, залез в буфет
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Январь, 3-я неделя
Лексическая тема «Транспорт».
Предварительная работа. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище». Составление плана рассказа о транспорте.
Игра № 27«Найди место». [Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт».
Педагог. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.
1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.
2-й ребенок. Корабль плывет в море.
3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.
4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.
Игра № 28 «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]
Педагог. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.
1-й ребенок. Автобусы.
Педагог. Трамвай.
2-й ребенок. Трамваи.
Педагог. Самосвал.
3-й ребенок. Самосвалы.
Педагог. Корабль.
4-й ребенок. Корабли.
Педагог. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?
Дети. Автобусы, самосвалы.
Упражнение № 29 «Два и пять». [Совершенствование грамматическою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]
Педагог. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.
1-й ребенок. Два самолета.
2-й ребенок. Два автобуса.
3-й ребенок. Два самосвала.
4-й ребенок. Два трамвая.
Педагог Теперь возьмите карточки, на которых изображен этот же транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.
1-й ребенок. Пять самолетов.
2-й ребенок. Пять автобусов.
3-й ребенок. Пять самосвалов.
4-й ребенок. Пять трамваев.
Упражнение № 3о «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]
Педагог произносить названия транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.
Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.
Педагог. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.
Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.
Педагог. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее?
Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус — пассажирский,
Игра № 31 «Веселые гонки» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов).]
Педагог. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.
Дети выполняют действия и комментируют их.
1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.
2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.
3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.
4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.
Педагог. Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?
Дети. Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.
Педагог Все эти слова образованы от слова ехать,
Игра № 32 «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]
Педагог предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.
Педагог. И последнее задание на сообразительность. Расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.
1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.
2-й ребенок. Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,
3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья,
4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.
№ 33 Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.
Педагог. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, Сначала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пассажирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расскажите, какой он.
1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал — грузовой транспорт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала большой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, кресло для водителя и пассажира.
Январь. 4-я неделя
Лексическая тема «Профессии на транспорте»
Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе»
(«В самолете»). . Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи.
Игра №34 «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Педагог. Кого вы видите на картинках?
Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.
Педагог. Выберите профессию, которая вам нравится, Проведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.
1-й ребенок. Летчик управляет самолетом.
2-й ребенок. Капитан управляет кораблем.
3-й ребенок. Машинист управляет поездом.
4-й ребенок. Шофер управляет машиной.
Игра с мячом №35 «Кто что делает?» [Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». Развитие ловкости.]
Педагог. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.
1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.
Педагог. Капитан.
2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.
Педагог. Машинист.
3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.
Педагог Водитель трамвая.
4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,
№ 36 Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]
Педагог. Посмотрите внимательно на схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.
1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.
2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.
3-й ребенок. Потом — что он делает
4-й ребенок. И в конце мы расскажем, что ему нужно для работы.
Педагог дает детям две минуты для подготовки рассказов.
1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.
Игра №37 «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]
Педагог. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?
1-й ребенок. Машинка.
Педагог. А очень большую машину?
2-й ребенок. Машинища.
Педагог. А как назвать человека, который водит поезд?
3-й ребенок. Машинист
Педагог. А как называется масло для двигателя машины?
4-й ребенок. Машинное масло.
Педагог Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.
Упражнение № 38 «Кто что делает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]
Педагог. Возьмите одну из картинок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1-й ребенок. Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.
2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.
3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.
4-й ребенок. Шофер сидит в кабине и крутит руль
Упражнение №39 «Кого куда». [Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед оценивает работу детей и предлагает продолжить игру.
Логопед. А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы поместили.
1-й ребенок. Я поставил фигурку летчика рядом с самолетом.
2-й ребенок. Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.
3-й ребенок. Я поставил фигурку машиниста на лесенку.
4-й ребенок. Я посадил фигурку шофера в кабину.
Игра №4 о «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]
Педагог помещает картинки на наборное полотно
педагог. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?
1-й ребенок. Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.
2-й ребенок. Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.
3-й ребенок. А я думаю, что здесь лишний водитель, потому что в этом слове нет звука [т], а в словах «машинист», «кондуктор» и «капитан» есть звук [т]
Игра №41 «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).]
.
Педагог. У вас по две одинаковых картинки. Назовите их.
1-й ребенок. Два водителя.
2-й ребенок. Два капитана.
3-й ребенок. Два кондуктора.
4-й ребенок. Два машиниста.
Педагог . А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.
1-й ребенок. Пять водителей.
2-й ребенок. Пять капитанов.
3-й ребенок. Пять кондукторов.
4-й ребенок. Пять машинистов.
Предварительный просмотр:
Январь, 2-я неделя
Лексическая тема «Мебель».
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о домашней мебели по предложенному плану
Игра №23 «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)]
Педагог В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажет, где они стоят.
Педагог расставляет игрушки, а дети комментируют его действия,
1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.
2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.
3-й ребенок. Самолет висит над столом.
4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.
Игра № 24 «Что лишнее?» [Развитее зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.]
Воспитатель убирает картинки и помещает на наборное полотно комплект картинок: стул, шкаф, кресло, табурет.
Педагог. Посмотрите на картинки и подумайте, что здесь лишнее. Объясните, почему.
1-й ребенок. Здесь лишний шкаф. На нем нельзя сидеть, а на стуле, табурете и в кресле сидеть можно.
Педагог. Верно.
Педагог убирает картинки и помещает па наборное полотно новый комплект картинок: красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.
2-й ребенок. Здесь лишний стол. На нем нельзя сидеть. А на диване, пуфе и кресле можно сидеть.
3-й ребенок. Можно рассуждать по-другому, Диван, кресло и стул - красные, а стол - коричневый, значит, лишний стол.
Педагог убирает картинки и ставит на наборное полотно последний комплект картинок: деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.
4-й ребенок. Здесь лишний стул. Он пластмассовый, а стол, табурет и полка деревянные.
Игра с мячом № 25 «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Педагог. Давайте поиграем с музыкальным мячиком. Я буду называть предмет мебели и катить мяч одному из вас. Вы будете называть этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.
1-й ребенок. Синенький диванчик.
Педагог. Мягкий пуф.
2-й ребенок. Мягонький пуфик.
Педагог. Легкий стул.
3-й ребенок. Легонький стульчик.
Педагог. Тяжелый шкаф.
4-й ребенок. Тяжеленький шкафчик.
Игра № 26 «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]
Педагог. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.
Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный …
Дети. На столе.
Педагог. Дядя Стена утром рано
Быстро вскакивал…
Дети. С дивана.
Педагог. Кто, например, залез в буфет
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Январь, 3-я неделя
Лексическая тема «Транспорт».
Предварительная работа. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище». Составление плана рассказа о транспорте.
Игра № 27«Найди место». [Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт».
Педагог. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.
1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.
2-й ребенок. Корабль плывет в море.
3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.
4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.
Игра № 28 «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]
Педагог. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.
1-й ребенок. Автобусы.
Педагог. Трамвай.
2-й ребенок. Трамваи.
Педагог. Самосвал.
3-й ребенок. Самосвалы.
Педагог. Корабль.
4-й ребенок. Корабли.
Педагог. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?
Дети. Автобусы, самосвалы.
Упражнение № 29 «Два и пять». [Совершенствование грамматическою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]
Педагог. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.
1-й ребенок. Два самолета.
2-й ребенок. Два автобуса.
3-й ребенок. Два самосвала.
4-й ребенок. Два трамвая.
Педагог Теперь возьмите карточки, на которых изображен этот же транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.
1-й ребенок. Пять самолетов.
2-й ребенок. Пять автобусов.
3-й ребенок. Пять самосвалов.
4-й ребенок. Пять трамваев.
Упражнение № 3о «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]
Педагог произносить названия транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.
Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.
Педагог. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.
Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.
Педагог. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее?
Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус — пассажирский,
Игра № 31 «Веселые гонки» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов).]
Педагог. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.
Дети выполняют действия и комментируют их.
1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.
2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.
3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.
4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.
Педагог. Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?
Дети. Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.
Педагог Все эти слова образованы от слова ехать,
Игра № 32 «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]
Педагог предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.
Педагог. И последнее задание на сообразительность. Расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.
1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.
2-й ребенок. Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,
3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья,
4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.
№ 33 Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.
Педагог. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, Сначала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пассажирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расскажите, какой он.
1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал — грузовой транспорт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала большой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, кресло для водителя и пассажира.
Январь. 4-я неделя
Лексическая тема «Профессии на транспорте»
Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе»
(«В самолете»). . Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи.
Игра №34 «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Педагог. Кого вы видите на картинках?
Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.
Педагог. Выберите профессию, которая вам нравится, Проведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.
1-й ребенок. Летчик управляет самолетом.
2-й ребенок. Капитан управляет кораблем.
3-й ребенок. Машинист управляет поездом.
4-й ребенок. Шофер управляет машиной.
Игра с мячом №35 «Кто что делает?» [Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». Развитие ловкости.]
Педагог. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.
1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.
Педагог. Капитан.
2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.
Педагог. Машинист.
3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.
Педагог Водитель трамвая.
4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,
№ 36 Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]
Педагог. Посмотрите внимательно на схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.
1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.
2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.
3-й ребенок. Потом — что он делает
4-й ребенок. И в конце мы расскажем, что ему нужно для работы.
Педагог дает детям две минуты для подготовки рассказов.
1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.
Игра №37 «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]
Педагог. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?
1-й ребенок. Машинка.
Педагог. А очень большую машину?
2-й ребенок. Машинища.
Педагог. А как назвать человека, который водит поезд?
3-й ребенок. Машинист
Педагог. А как называется масло для двигателя машины?
4-й ребенок. Машинное масло.
Педагог Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.
Упражнение № 38 «Кто что делает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]
Педагог. Возьмите одну из картинок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1-й ребенок. Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.
2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.
3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.
4-й ребенок. Шофер сидит в кабине и крутит руль
Упражнение №39 «Кого куда». [Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед оценивает работу детей и предлагает продолжить игру.
Логопед. А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы поместили.
1-й ребенок. Я поставил фигурку летчика рядом с самолетом.
2-й ребенок. Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.
3-й ребенок. Я поставил фигурку машиниста на лесенку.
4-й ребенок. Я посадил фигурку шофера в кабину.
Игра №4 о «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]
Педагог помещает картинки на наборное полотно
педагог. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?
1-й ребенок. Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.
2-й ребенок. Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.
3-й ребенок. А я думаю, что здесь лишний водитель, потому что в этом слове нет звука [т], а в словах «машинист», «кондуктор» и «капитан» есть звук [т]
Игра №41 «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).]
.
Педагог. У вас по две одинаковых картинки. Назовите их.
1-й ребенок. Два водителя.
2-й ребенок. Два капитана.
3-й ребенок. Два кондуктора.
4-й ребенок. Два машиниста.
Педагог . А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.
1-й ребенок. Пять водителей.
2-й ребенок. Пять капитанов.
3-й ребенок. Пять кондукторов.
4-й ребенок. Пять машинистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам групп компенсирующей напрвленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам группы...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности...