Карточки для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности
картотека по логопедии (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован учителям логопедам и педагогам групп компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar.docx28.83 КБ
Файл yanvar.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Январь, 2-я неделя

Лексическая тема «Мебель».

  Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о  домашней мебели по предложенному плану

Игра №23  «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)]

Педагог В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажет, где они стоят.

Педагог расставляет игрушки, а дети комментируют его действия,

1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.

2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.

3-й ребенок. Самолет висит над столом.

4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.

Игра № 24 «Что лишнее?» [Развитее зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.]

Воспитатель убирает картинки и помещает на наборное полотно комплект картинок: стул, шкаф, кресло, табурет.

Педагог. Посмотрите на картинки и подумайте, что здесь лишнее. Объясните, почему.

1-й ребенок. Здесь лишний шкаф. На нем нельзя сидеть, а на стуле, табурете и в кресле сидеть можно.

Педагог. Верно.

Педагог  убирает картинки и помещает па наборное полотно новый комплект картинок: красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.

2-й ребенок. Здесь лишний стол. На нем нельзя сидеть. А на диване, пуфе и кресле можно сидеть.

3-й ребенок. Можно рассуждать по-другому, Диван, кресло и стул - красные, а стол - коричневый, значит, лишний стол.

Педагог  убирает картинки и ставит на наборное полотно последний комплект картинок: деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.

4-й ребенок. Здесь лишний стул. Он пластмассовый, а стол, табурет и полка деревянные.

Игра с мячом № 25 «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Педагог. Давайте поиграем с музыкальным мячиком. Я буду называть предмет мебели и катить мяч одному из вас. Вы будете называть этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.

1-й ребенок. Синенький диванчик.

Педагог.  Мягкий пуф.

2-й ребенок. Мягонький пуфик.

Педагог.  Легкий стул.

3-й ребенок. Легонький стульчик.

Педагог. Тяжелый шкаф.

4-й ребенок. Тяжеленький шкафчик.

Игра № 26 «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Педагог. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.

Молоко блестит в стаканах,

Вишни стынут в киселе,

С тонкой корочкой румяной

Хлеб пшеничный …

Дети. На столе.

Педагог. Дядя Стена утром рано

Быстро вскакивал…

Дети. С дивана.

Педагог.         Кто, например, залез в буфет

Конфеты там  нашел

И все бумажки от конфет

Январь, 3-я неделя

Лексическая тема «Транспорт».

Предварительная работа. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище». Составление плана рассказа о транспорте.

Игра  № 27«Найди место». [Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт».

Педагог. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Игра № 28  «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]

Педагог. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.

1-й ребенок. Автобусы.

Педагог. Трамвай.

2-й ребенок. Трамваи.

Педагог. Самосвал.

3-й ребенок.  Самосвалы.

Педагог.  Корабль.

4-й ребенок. Корабли.

Педагог. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?

Дети. Автобусы, самосвалы.

Упражнение № 29 «Два и пять». [Совершенствование грамматическою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]

Педагог. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.

1-й ребенок.  Два самолета.

2-й ребенок.  Два автобуса.

3-й ребенок.  Два самосвала.

4-й ребенок.  Два трамвая.

Педагог Теперь возьмите карточки, на которых изображен  этот  же  транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.

1-й ребенок.  Пять  самолетов.

2-й ребенок. Пять автобусов.

3-й ребенок. Пять самосвалов.

4-й ребенок.  Пять трамваев.

        Упражнение № 3о  «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]

Педагог произносить названия  транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.

Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.

Педагог. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.

Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.

Педагог. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее?

Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус — пассажирский,

Игра  № 31 «Веселые гонки» (Совершенствование  грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками,  простых  предлогов).]

Педагог. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.

Дети выполняют действия и комментируют их.

1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.

2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.

3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.

4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Педагог.  Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?

Дети.  Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.

 Педагог  Все эти слова образованы от слова ехать,

Игра № 32  «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Педагог  предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.

Педагог. И последнее задание на сообразительность. Расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.

1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.

2-й ребенок.  Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,

3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья,

4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.

№ 33  Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

Педагог. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, Сначала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пассажирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расскажите, какой он.

1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал — грузовой транспорт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала большой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, кресло для водителя и пассажира.

Январь. 4-я неделя

Лексическая тема «Профессии на транспорте»

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе»

(«В самолете»). .  Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи.

        Игра  №34  «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме  творительного падежа).]

Педагог. Кого вы видите на картинках?

Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.

Педагог. Выберите профессию, которая вам нравится, Проведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

1-й ребенок.  Летчик управляет самолетом.

2-й ребенок. Капитан управляет  кораблем.

3-й ребенок. Машинист управляет поездом.

4-й ребенок. Шофер управляет машиной.

Игра с мячом   №35  «Кто  что делает?»  [Расширение словаря глаголов  по теме «Профессии на транспорте».  Развитие ловкости.]

  Педагог. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.

1-й ребенок.  Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Педагог. Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Педагог. Машинист.

3-й ребенок.  Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Педагог Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,

 №  36 Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие  связной  речи.]

Педагог. Посмотрите внимательно на  схему.  Составьте по ней план рассказа о профессии.

1-й ребенок.  Сначала мы должны сказать, как называется профессия.

2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.

3-й ребенок. Потом — что он  делает

4-й ребенок. И в конце мы расскажем, что ему нужно для работы.

Педагог дает детям две минуты для подготовки рассказов.

1-й ребенок.  Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Игра  №37  «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Педагог. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов  к слову машина. Как можно назвать  маленькую машину?

1-й ребенок.  Машинка.

Педагог.  А очень большую машину?

2-й ребенок. Машинища.

Педагог.  А как назвать человека, который водит поезд?

3-й ребенок. Машинист

Педагог.  А как называется масло  для  двигателя машины?

4-й ребенок. Машинное масло.

Педагог    Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

Упражнение   № 38  «Кто что делает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]

Педагог. Возьмите одну из картинок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и

Дети выполняют задание и комментируют свои  действия.

1-й ребенок.  Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.

2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.

3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.

4-й ребенок.  Шофер сидит в кабине и крутит руль

Упражнение  №39  «Кого куда». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед оценивает работу детей и предлагает  продолжить  игру.

Логопед.  А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы поместили.

1-й ребенок.  Я поставил фигурку летчика рядом с самолетом.

2-й ребенок.  Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.

3-й ребенок.  Я поставил фигурку машиниста на лесенку.

4-й ребенок.  Я посадил фигурку шофера в кабину.

Игра №4 о  «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]

Педагог помещает картинки на наборное полотно

педагог. Я хочу предложить вам поиграть  в игру «Четвертый лишний».  Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?

1-й ребенок.  Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

2-й ребенок.  Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.

3-й ребенок.  А я думаю, что здесь лишний водитель, потому  что в  этом  слове  нет  звука [т], а  в словах «машинист», «кондуктор»  и «капитан»  есть  звук [т]

Игра №41  «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).]

.

Педагог. У вас по две одинаковых картинки. Назовите их.

1-й ребенок.  Два  водителя.

2-й ребенок.   Два  капитана.

3-й ребенок.   Два  кондуктора.

4-й ребенок.    Два машиниста.

Педагог .  А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок.  Пять водителей.

2-й ребенок.  Пять капитанов.

3-й ребенок.  Пять кондукторов.

4-й ребенок.  Пять машинистов.

         

       



Предварительный просмотр:

Январь, 2-я неделя

Лексическая тема «Мебель».

  Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о  домашней мебели по предложенному плану

Игра №23  «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)]

Педагог В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажет, где они стоят.

Педагог расставляет игрушки, а дети комментируют его действия,

1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.

2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.

3-й ребенок. Самолет висит над столом.

4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.

Игра № 24 «Что лишнее?» [Развитее зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.]

Воспитатель убирает картинки и помещает на наборное полотно комплект картинок: стул, шкаф, кресло, табурет.

Педагог. Посмотрите на картинки и подумайте, что здесь лишнее. Объясните, почему.

1-й ребенок. Здесь лишний шкаф. На нем нельзя сидеть, а на стуле, табурете и в кресле сидеть можно.

Педагог. Верно.

Педагог  убирает картинки и помещает па наборное полотно новый комплект картинок: красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.

2-й ребенок. Здесь лишний стол. На нем нельзя сидеть. А на диване, пуфе и кресле можно сидеть.

3-й ребенок. Можно рассуждать по-другому, Диван, кресло и стул - красные, а стол - коричневый, значит, лишний стол.

Педагог  убирает картинки и ставит на наборное полотно последний комплект картинок: деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.

4-й ребенок. Здесь лишний стул. Он пластмассовый, а стол, табурет и полка деревянные.

Игра с мячом № 25 «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Педагог. Давайте поиграем с музыкальным мячиком. Я буду называть предмет мебели и катить мяч одному из вас. Вы будете называть этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.

1-й ребенок. Синенький диванчик.

Педагог.  Мягкий пуф.

2-й ребенок. Мягонький пуфик.

Педагог.  Легкий стул.

3-й ребенок. Легонький стульчик.

Педагог. Тяжелый шкаф.

4-й ребенок. Тяжеленький шкафчик.

Игра № 26 «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Педагог. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.

Молоко блестит в стаканах,

Вишни стынут в киселе,

С тонкой корочкой румяной

Хлеб пшеничный …

Дети. На столе.

Педагог. Дядя Стена утром рано

Быстро вскакивал…

Дети. С дивана.

Педагог.         Кто, например, залез в буфет

Конфеты там  нашел

И все бумажки от конфет

Январь, 3-я неделя

Лексическая тема «Транспорт».

Предварительная работа. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище». Составление плана рассказа о транспорте.

Игра  № 27«Найди место». [Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт».

Педагог. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Игра № 28  «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]

Педагог. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.

1-й ребенок. Автобусы.

Педагог. Трамвай.

2-й ребенок. Трамваи.

Педагог. Самосвал.

3-й ребенок.  Самосвалы.

Педагог.  Корабль.

4-й ребенок. Корабли.

Педагог. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?

Дети. Автобусы, самосвалы.

Упражнение № 29 «Два и пять». [Совершенствование грамматическою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]

Педагог. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.

1-й ребенок.  Два самолета.

2-й ребенок.  Два автобуса.

3-й ребенок.  Два самосвала.

4-й ребенок.  Два трамвая.

Педагог Теперь возьмите карточки, на которых изображен  этот  же  транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.

1-й ребенок.  Пять  самолетов.

2-й ребенок. Пять автобусов.

3-й ребенок. Пять самосвалов.

4-й ребенок.  Пять трамваев.

        Упражнение № 3о  «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]

Педагог произносить названия  транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.

Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.

Педагог. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.

Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.

Педагог. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее?

Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус — пассажирский,

Игра  № 31 «Веселые гонки» (Совершенствование  грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками,  простых  предлогов).]

Педагог. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.

Дети выполняют действия и комментируют их.

1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.

2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.

3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.

4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Педагог.  Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?

Дети.  Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.

 Педагог  Все эти слова образованы от слова ехать,

Игра № 32  «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Педагог  предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.

Педагог. И последнее задание на сообразительность. Расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.

1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.

2-й ребенок.  Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,

3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья,

4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.

№ 33  Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

Педагог. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, Сначала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пассажирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расскажите, какой он.

1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал — грузовой транспорт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала большой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, кресло для водителя и пассажира.

Январь. 4-я неделя

Лексическая тема «Профессии на транспорте»

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе»

(«В самолете»). .  Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи.

        Игра  №34  «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме  творительного падежа).]

Педагог. Кого вы видите на картинках?

Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.

Педагог. Выберите профессию, которая вам нравится, Проведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

1-й ребенок.  Летчик управляет самолетом.

2-й ребенок. Капитан управляет  кораблем.

3-й ребенок. Машинист управляет поездом.

4-й ребенок. Шофер управляет машиной.

Игра с мячом   №35  «Кто  что делает?»  [Расширение словаря глаголов  по теме «Профессии на транспорте».  Развитие ловкости.]

  Педагог. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.

1-й ребенок.  Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Педагог. Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Педагог. Машинист.

3-й ребенок.  Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Педагог Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,

 №  36 Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие  связной  речи.]

Педагог. Посмотрите внимательно на  схему.  Составьте по ней план рассказа о профессии.

1-й ребенок.  Сначала мы должны сказать, как называется профессия.

2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.

3-й ребенок. Потом — что он  делает

4-й ребенок. И в конце мы расскажем, что ему нужно для работы.

Педагог дает детям две минуты для подготовки рассказов.

1-й ребенок.  Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Игра  №37  «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Педагог. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов  к слову машина. Как можно назвать  маленькую машину?

1-й ребенок.  Машинка.

Педагог.  А очень большую машину?

2-й ребенок. Машинища.

Педагог.  А как назвать человека, который водит поезд?

3-й ребенок. Машинист

Педагог.  А как называется масло  для  двигателя машины?

4-й ребенок. Машинное масло.

Педагог    Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

Упражнение   № 38  «Кто что делает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]

Педагог. Возьмите одну из картинок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и

Дети выполняют задание и комментируют свои  действия.

1-й ребенок.  Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.

2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.

3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.

4-й ребенок.  Шофер сидит в кабине и крутит руль

Упражнение  №39  «Кого куда». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед оценивает работу детей и предлагает  продолжить  игру.

Логопед.  А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы поместили.

1-й ребенок.  Я поставил фигурку летчика рядом с самолетом.

2-й ребенок.  Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.

3-й ребенок.  Я поставил фигурку машиниста на лесенку.

4-й ребенок.  Я посадил фигурку шофера в кабину.

Игра №4 о  «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]

Педагог помещает картинки на наборное полотно

педагог. Я хочу предложить вам поиграть  в игру «Четвертый лишний».  Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?

1-й ребенок.  Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

2-й ребенок.  Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.

3-й ребенок.  А я думаю, что здесь лишний водитель, потому  что в  этом  слове  нет  звука [т], а  в словах «машинист», «кондуктор»  и «капитан»  есть  звук [т]

Игра №41  «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).]

.

Педагог. У вас по две одинаковых картинки. Назовите их.

1-й ребенок.  Два  водителя.

2-й ребенок.   Два  капитана.

3-й ребенок.   Два  кондуктора.

4-й ребенок.    Два машиниста.

Педагог .  А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок.  Пять водителей.

2-й ребенок.  Пять капитанов.

3-й ребенок.  Пять кондукторов.

4-й ребенок.  Пять машинистов.

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...