"Комплексное воздействие на дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи"
консультация по логопедии
Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи понимают лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи понимают лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Основные задачи коррекционно-воспитательной работы является устранение речевых дефектов, а также психологических изменений и отклонений у детей, страдающих общим нарушением речи.
Педагогическими средствами логопед воспитывает у ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.
Формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста:
• психолого-педагогическое изучение детей с ОНР;
• организация и использование в логопедической работе содружественной деятельности разных специалистов (врачей, воспитателей, музыкального работника, психолога, коррекционного педагога, инструктора по ЛФК, массажиста);
• консультативно-методическая работа с микросоциальным окружением ребенка с ОНР (прежде всего, работа с родителями);
• система логопедических занятий;
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения.
В логопедической работе осуществляется тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя
Основные направления:
• коррекционно-воспитательное;
• общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений.
Основными задачами в коррекционной работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений является всесторонняя коррекция речи, неречевых процессов и формирование личности ребенка. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами функции логопеда и воспитателя четко разделяются.
Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение 15 дней.
Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в логопедической группе.
Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию и совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
Логопед проводит занятия фронтальные (4-5 детей) и индивидуальные по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной речи, воспитатель проводит ежедневные занятия в вечерние часы.
Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают коррекционные задачи.
На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка. Для этого я разработала систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия специалистов.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления речевых нарушений и закрепить учебный материал логопедических занятий, развивать у детей способность применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения.
Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда - пример совместной работы логопеда и воспитателя. Еженедельно в конце рабочей недели логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми.
В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения:
- по отработке артикуляционных упражнений;
- для автоматизации поставленных звуков;
- на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;
- для развития фонематического слуха;
- по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Коррекционная работа представлена тремя этапами: подготовительным, основным и заключительным, решаются следующие цели:
- познакомить детей с различными звуками; научить различать речевые и неречевые, гласные и согласные звуки;
- отработать произношение гласных и согласных звуков; выработать умение дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; сформировать навыки фонематического анализа и синтеза;
- обобщить и закрепить навыки, полученные детьми в ходе реализации коррекционной программы.
Огромную роль в коррекционно-образовательном процессе играют медицинский персонал, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог, а также семья и ее воздействие.
Конечная цель комплексной методики, включающей мероприятия терапии речевого нарушения, — полная социальная реабилитация ребенка с ОНР. В структуру этого понятия входит оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению, активной общественной деятельности в условиях общеобразовательной массовой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127505-1350643623.jpg)
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-386434-1405689845.jpg)
Игровые методы и приёмы, направленные на автоматизацию звукопроизношения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Интересные игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-364103-1518979795.jpg)
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1346442-1697653923.jpg)
Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-1031401-1523864032.jpg)
Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"
Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-920271-1706716148.jpg)
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»
1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606826-1426169533.jpg)
Игрушка-перекидушка как средство развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Моторные навыки – это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все – от ходьбы до письма.Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на о...