Игрушка-перекидушка как средство развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Моторные навыки – это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все – от ходьбы до письма.
Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь, все ее компоненты. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Мелкая моторика отвечает не только за речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно дошкольник, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты воображение, память, мышление, внимание, связная речь, координация в пространстве.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти.
Существуют множество игр и игрушек, которые помогают развивать мелкую моторику рук. Я хочу вам представить деревянную игрушку головоломку, имеющую множество названий. Это и бегунок, и змейка, и лестница Иакова, и клик-клак. Мы с детьми называем ее – перекидушка.
У этой классической игрушки, которую можно приобрести в различных интернет-магазинах, шесть пар деревянных пластин, которые соединены между собой особым способом тремя рядами атласной ленты. С помощью такой конструкции можно демонстрировать только каскадный спуск деревянных пластин.
Но, если добавить еще одну пару квадратов, увеличив их до семи, то функциональность игрушки изменяется. Теперь с помощью ее можно делать разнообразные фигурки. Такую игрушку можно приобрести на специальных ярмарках народных умельцев или изготовить самостоятельно.
Игрушка-перекидушка не только развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, что имеет положительное влияние на формирование графомоторных навыков и стимулирует, активизирует речевые зоны коры головного мозга ребёнка, но и:
- активизирует словарь по разным лексическим темам;
- развивает высшие психические функции детей (внимание, восприятие, воображение, память, логическое мышление);
-формирует пространственные представления (вверх/низ, право/лево);
- формирует способность простого счета, отсчитывания по образцу и названному числу.
После первичного знакомства детей с перекидушкой, видя их неподдельное удивление и желание сделать так же, я провожу с родителями семинар-практикум «Роль мелкой моторики в речевом развитии дошкольников. Одним из результатов его становится то, что родители поддерживают мою инициативу по поводу пополнения развивающей среды группы игрушками-перекидушками и получают рекомендации, как изготовить их самостоятельно.
На начальном этапе, когда у каждого из детей появляется своя личная перекидушка, они знакомятся, как устроена игрушка, как выглядит в собранном и разобранном виде. Затем дети учатся простым игровым действиям: разворачивать «дорожку» из пластин, превращать ее в «кубик», приводить игрушку в движение, держа верхнюю пластину по бокам и наклоняя ее вперед (упражнение «Здравствуй, перекидушка!»).
Я презентую новую для детей игрушку, отмечаю, что она находится в речевом центре группы в свободном доступе. Вместе с детьми мы определяем правила пользования игрушкой. Например, можно играть не только своей, но и перекидушкой товарища, нельзя сильно растягивать ее в стороны, чтобы не сломать, нужно после игры возвращать ее на место и т.д.
Основной этап – этап конструирования с помощью перекидушки отдельных фигур и серии из 3-4 фигур.
После того, как дети освоили основные, базовые фигуры, они объединяются в небольшие комплексы речевых упражнений, которые сопровождаются соответствующими по смыслу авторскими стихотворными текстами. Для лучшего запоминания дети пользуются карточками-подсказками с опорными картинками, которые также находятся в свободном доступе в речевом центре группы.
Нужно отметить, что в большинстве комплексов порядок смены фигур подобран так, что одна логично «перетекает» в другую, без дополнительных, лишних манипуляций с перекидушкой.
Комплексы речевых упражнений разучиваются с детьми в соответствии с лексической темой, изучаемой ими в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Это происходит на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-логопедических занятиях. При произношении стихотворений обязательно осуществляется контроль правильного произношения звуков, которые в данный момент автоматизируются в речи детей, вырабатывая при этом у них процесс самоконтроля.
Закрепление детьми полученных навыков происходит как на занятиях, так и в их самостоятельной игровой деятельности.
Заключительный этап – это творческий этап, когда дети, приобретя определенный практический опыт и исследуя возможности перекидушки, находят собственные варианты фигур и демонстрируют их.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности, а также родителей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Консультация для педагогов....
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»
1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...