Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"
рабочая программа (старшая группа)
Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnyy_logochas.docx | 61.88 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с ТНР
«Театральный логочас»
Составила: воспитатель
Шевченко Ольга Леонидовна
Калачинск, 2017
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Тематический план…………………………………………………………5
Список литературы………………………………………………………..20
Приложение 1. Протокол обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….21
Приложение 2. План-конспект занятия по развитию речи путём театрализации ……………………………………………………………..24
Приложение 3. Театральные этюды……………………………………...26
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Основополагающими документами, используемыми в данной программе, являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155);
Программа воспитания и обучения в детском саду под М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Москва, «Просвещение» , 1985г.
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Москва, «Просвещение», 2010г.
Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития. Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности. Дети с ТНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Развитие связной речи у детей с ТНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.
В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушением речи можно заметить следующее противоречие. С одной стороны, занятия с логопедом, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.
Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности, как творческая игра – игра-театрализация. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т. д.
Цель программы. Коррекция и развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
- совершенствование звуковой и лексической стороны речи ребенка, грамматического строя, монологической, диалогической формы речи;
- развитие выразительной, интонационной стороны речи, художественно – речевых исполнительских навыков детей в разных видах театрализованной деятельности;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
2. Доступности – характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушением речи.
3. Наглядности – использование фото и видеоматериалов, картин, атрибутов театрализованной деятельности;
4. Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов, работающих по данной программе с детьми.
5. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
6. Уважение к личности каждого ребенка.
Место данного курса в учебном плане
Работа по данной программе проводится в рамках логочаса во второй половине дня. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут, общее количество занятий в год – 34.
Тематический план (34 занятия)
Месяц № | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание | Виды детской деятельности |
Сентябрь 1 | Диагностика | 1 | Оценка развития связной речи. | Участие в беседе с воспитателем. Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
2 | Театральная азбука | 1 | Упражнение на развитие дыхания « Поём песенку». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). Пальчиковая гимнастика «Утро настаёт». Знакомство с особенностями театра, видами театров. Работа над жестами и мимикой «Ем лимон», «Вкусный арбуз». Работа над дикцией: скороговорки. Сценка «Маленькая прачка». | Слушание объяснений воспитателя, ответы на вопросы. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Разучивание и чтение наизусть стихотворения, скороговорок. Инсценирование стихотворения. |
3 | Вежливые зрители | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Тихо–громко». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). Пальчиковая гимнастика «Приглашение». Чтение стихотворения Э.Успенского «Мы идём в театр». Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?» Инсценировка стихотворения Р.Фархади «Где воробей?» | Слушание объяснений воспитателя, ответы на вопросы. Участие в беседе. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Разучивание и чтение наизусть стихотворения, скороговорок. Инсценирование стихотворения. Импровизация движений животных под музыку соответствующего характера. Танцевально – игровое творчество. |
4 | Золотая осень | 1 | Упражнение на развитие дыхания «Листопад». Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Упражнение на развитие внимания «Давайте потанцуем». Упражнения на координацию речи с движением «Мы листики осенние». Мимический этюд «Тепло-холодно». | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Разучивание и чтение наизусть скороговорок, стихотворения. Танцевально – игровое творчество. Выполнение упражнений на развитие мимики и жестов. |
Октябрь 5 | Собираем урожай | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Большой гриб».Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке».Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Ем лимон». Работа над дикцией: стихотворение М.Смирновой «Помидоры». Инсценировка песни «Урожайная». | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Разучивание и чтение наизусть скороговорок, стихотворения. Танцевально – игровое творчество. Выполнение упражнений на развитие мимики и жестов. Художественное исполнение различных образов при инсценировании песни. Участие в играх развивающих дикцию. |
6 | Театральный жанр-опера | 1 | Упражнение на развитие дыхания «Надуй шарик». Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок» (В.Н.Чернякова). Знакомство с театральным жанром –опера. Слушание отрывка из оперы «Теремок» М.Красева. Пантомимические и ритмические этюды. Знакомство со сценкой «Добрые пчёлки». Распределение ролей. | Слушание объяснений воспитателя, ответы на вопросы. Участие в беседе. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Слушание и обсуждение музыкального произведения. Выполнение упражнений на развитие мимики и жестов. |
7 | Добрые пчёлки | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Поймай пчелу». Артикуляционная гимнастика «Сказки» (Т.В.Мецлер). Игры с пальчиками «Пчёлки» Упражнение «Мишка косолапый». Работа над выразительным исполнением ролей в сценке «Добрые пчёлки» | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции. |
8 | Театральные профессии | 1 | Упражнение на развитие дыхания «Бабочки». Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»(Н.В.Нищеева.)Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои». Знакомство с новыми театральными профессиями костюмера и гримёра. Упражнения - превращения «Медвежонок», «Лисичка подслу- шивает». Упражнения на передачу различных чувств. Работа над сценкой «Добрые пчёлки». Выразительное чтение стихов к празднику осени. | Слушание объяснений воспитателя, ответы на вопросы. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Чтение наизусть стихов. Выполнение упражнений на передачу различных чувств. Разыгрывание диалогов. Игровые импровизации. |
Ноябрь 9 | Праздник осени «В осеннем лесу» | 1 | Упражнение на дыхание и силу голоса «Лёгкий ветерок». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). Пальчиковые игры. Стихи и песни об осени, сценка «Добрые пчёлки», танец с зонтиками. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выразительное чтение стихов. Участие в инсценировке. Исполнение танца и песен с движениями. Подвижные игры. |
10 | Кукольный театр | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Поём песню». Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке» (Е.Н.Краузе). Знакомство детей с кукольным театром как видом искусства, с различными видами театральных кукол. Разыгрывание сказки «Репка» с помощью кукол бибабо. | Слушание объяснений воспитателя, ответы на вопросы. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции. Участие в разыгрывании сказки. Игры с куклами. |
11 | Экскурсия в кукольный театр «Сказка» | 1 | Упражнение на дыхание и силу голоса «Солнышко и тучка». Артикуляционная гимнастика «Весёлый лягушонок» Пальчиковые игры. (Ковалько) Повторение правила поведения в театре. Просмотр спектакля. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Участие в беседе. |
12 | По следам экскурсии | 1 | Упражнение на дыхание и силу голоса «Чей пароход лучше гудит». Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка» Пересказ с помощью рук «Строим стенку» Закрепление впечатлений от просмотра спектакля в кукольном театре. Упражнения на интонационную выразительность, на развитие дикции: скороговорки. Этюды на воспроизведение различных черт характера. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Участие в беседе. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции. Разучивание скороговорок. Разыгрывание этюдов. |
Декабрь 13 | Здравствуй, гостья зима! | 2 | Упражнение на дыхание и силу голоса «Снегопад». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс) Пальчиковая гимнастика «Лыжники». Мимические упражнения «Зимой на прогулке». Упражнения на развитие внимания и памяти «Что изменилось?». Танцевальные импровизации «Снег идёт», «Метель». Упражнение на интонационную выразительность «Где мой пальчик?», «Иди сюда» Чтение сказки «Волк и лиса», разыгрывание с помощью кукол бибабо. Ролевые диалоги | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие внимания и памяти, мимики и жестов. Слушание сказки. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Участие в музыкальных импровизациях. |
14 | Скоро, скоро Новый год! | 2 | Упражнение на дыхание и силу голоса «Снегопад». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс) Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «На ёлке». Этюды на изменения голоса «Зима». Развитие дикции: скороговорки. Упражнения на выражение эмоций «Новогодняя считалка». Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку». Инсценировка песни «Дед Мороз и валенки». Новогодний утренник «Баба Яга и Леший против» | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие внимания и памяти, мимики и жестов. Участие в инсценировке песни. Исполнение танца песен с движениями. Выразительное чтение стихов. Участие в подвижных играх. |
Январь 15 | Сказка в гости к нам пришла! | 2 | Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса «Кто как кричит?» Артикуляционная гимнастика «Сказка о лягушке квакушке». Пальчиковая гимнастика «В лесу» Знакомство с музыкальной сказкой «Теремок». Распределение ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зёрнышкам».Развивать воображение «Заколдованные животные» | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие внимания и памяти, мимики и жестов. Слушание сказки. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Участие в музыкальных импровизациях. |
Февраль 16 | Подготовка к постановке сказки «Теремок» | 2 | Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса «Эхо». Логопедическая «рыбалка». Пальчиковая гимнастика «Добрый друг» Работа по ролям с подгруппами детей. Продолжать работу над выразительностью речи, жестов, интонации. Подводить детей к самостоятельному инсценированию сказки. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие внимания и памяти, мимики и жестов. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Участие в музыкальных импровизациях. |
17 | Постановка сказки «Теремок» | 1 | Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи. | Участие в постановки сказки |
18 | Сказки о животных | 1 | Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветряная мельница». Логопедическая «рыбалка». Пальчиковая гимнастика «Поросята» Продолжать совершенствовать интонационную выразительность. Вспомнить сказки о животных. Чтение сказки С. Михалкова «Три поросёнка». Беседа по содержанию. Разыгрывание сказки с помощью театра на палочках. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции. Слушание сказки. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Участие в беседе. |
Март 19 | Мама-слово дорогое | 1 | Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса «Разговор с весной». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). Пальчиковая гимнастика «Встреча гостей» Координация речи с движением «Мамочка», Изображение сюжетов стихотворений о маме. Продолжать работу над сказкой «Три поросёнка» Учить манипулировать куклами бибабо. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на координацию речи с движением. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Разучивание и инсценирование стихотворений. Манипуляции с куклами. |
20 | Подготовка к постановке кукольного спектакля «Три поросёнка» | 1 | Упражнение на развитие речевого дыхания «Задуй свечу». Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). Пальчиковая гимнастика «В домике». Продолжать работу над выразительностью речи, жестов, интонации. Вызывать желание детей работать с куклами бибабо, выразительно разыгрывать сказку «Три поросёнка». | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на координацию речи с движением. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Разучивание и инсценирование стихотворений. Манипуляции с куклами. |
21 | Показ кукольного спектакля «Три поросёнка» | 1 | Упражнение на развитие дыхания «Бабочки». Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» (Н.В. Нищеева.) Пальчиковые игры (В.И.Ковалько). | Участие в спектакле. Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. |
22 | Весенние деньки | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Уходи весна». Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка». Пальчиковая гимнастика «Круговорот воды». Театральные этюды: «Весенний снеговик», Работа над дикцией: скороговорки. Ролевые диалоги. Упражнение на совершенствование детской пластики «Пройди по камушкам через ручей», «Поймай руками бабочку» | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие мимики и жестов. Участие в ролевых диалогах. Разучивание скороговорок. Разыгрывание театральных этюдов. |
Апрель 23 | Маленькие фантазёры | 1 | Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Пузырь». Логопедическая «рыбалка». Пальчиковая гимнастика «Скрут». Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: «Представь, что ты – художник», «Сочини сказку». Упражнения на развитие пластики | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражненийна развитие творческого мышления и воображения, пластики движений. Танцевально – игровое творчество. |
24 | Здравствуй, инопланетянин! | 1 | Упражнение на развитие дыхания «Ракета». Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Телескоп». Игра на развитие памяти «Что изменилось?». Работа над дикцией: «Ждут нас быстрые ракеты». Игра – превращение «Крылья самолёта и мягкая подушка». Инсценировка коротких стихов «Инопланетянин», «Головастый космоглот». | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции. Участие в играх на развитие памяти внимания. Разучивание и инсценировка стихотворений. |
25 | Птицы - наши друзья | 2 | Упражнение на развитие дыхания «Чья птичка дальше улетит?». Артикуляционная гимнастика. «Весёлая прогулка» Пальчиковая гимнастика «Птичий двор». Импровизация повадок и голосов птиц под музыку разного характера. Речь с движением «Птицы по небу летели». Работа над дикцией: скороговорки. Инсценировка стихотворения И.Токмаковой «Десять птичек – стайка» с помощью театра на магнитах. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на координацию речи с движением. Участие в ролевых диалогах и разыгрывании сказки. Разучивание и инсценировка стихотворения. Манипуляции с куклами. Участие в импровизации. |
Май 26 | Скоро лето! | 2 | Упражнение на развитие дыхания «Бабочка лети». Артикуляционная гимнастика. «Зоопарк» Пальчиковые игры «Гроза», «Алые цветы» Продолжать развивать речевой слух, упражнять в чётком правильном произношении звуков во фразовой речи, работать над интонационной выразительностью речи. Работа над сценкой «Петя идёт в школу» | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие мимики и жестов. Участие в ролевых диалогах. Разучивание скороговорок. Разыгрывание театральных этюдов. |
27 | Итоги работы за год - «Театральный калейдоскоп» | 1 | Этюды, сценки, выразительные декламации стихотворений, танцевальные импровизации, номера из разыгранных ранее спектаклей. | Выполнение упражнение на развитие мелкой моторики рук, на правильную артикуляцию звуков. Выполнение упражнений на интонационную выразительность, на развитие дикции, на развитие мимики и жестов. Участие в ролевых диалогах. Разучивание скороговорок. Разыгрывание театральных этюдов. |
28 | Итоговая диагностика | 1 | Оценка развития связной речи. | Участие в беседе с воспитателем. Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
Содержание программы:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
- этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
- поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.;
- уточнение знаний детей о театре как о виде искусства.
Подведение итогов работы проводится в форме праздников, театрализованных представлений.
Прогнозируемые результаты.
Дети должны знать:
- правильную артикуляцию звуков речи;
- наизусть 2-3скороговорки, 2-3 любимых стихотворения;
- сказки («Репка», «Теремок», «Три поросенка»)
Дети должны уметь:
- правильно произносить звуки, строить предложения;
- выразительно читать стихотворный текст;
- самостоятельно пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, сказки;
-владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью);
- действовать на сцене в коллективе.
Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков связной речи.
Речевая диагностика составлена по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А.Васильевой с учётом особенностей развития детей с ТНР.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая.
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ детей
- чтение воспитателя
- беседы
- обсуждение
- наблюдения
- настольные и подвижные игры.
Материально – техническое обеспечение:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый;
-теневой;
-би-ба-бо (перчаточный);
-магнитный;
- настольный конусный театр;
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы);
- театр на палочках.
3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр.
4. Костюмы
Список литературы
1.Акулова О.Т., Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005 . - №4.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: ACADEMIA, 1999.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду». – М.: Просвещение, 2010 .
4. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование. – М.: Просвещение, 2008 .
5. Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.:Просвещение, 2005 .
5. Маханова М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.- М.:Просвещение, 2009 .
6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – С-П.: ТЦ Сфера, 2009.
7.Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
8. Миронцева С.В., Взаимодействие участников процесса коррекционно- речевого развития дошкольников. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.
9. Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. -М.: Просвещение, 2003.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Просвещение, 1985.
11.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
12. Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
13. Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи.- М.: Просвещение, 2005.
15. Якимова М.Т., Бибекина О.Л., Театрализованная деятельность в практике детского сада. Новокузнецк, 2010.
Приложение 1
Протокол обследования связной речи
детей старшего дошкольного возраста
(по «Программе обучения и воспитания в детском саду»
под ред. М.А.Васильевой)
№ п\п | Имя ребёнка | Пересказывает небольшие сказки | Составляет рассказ о предмете | Составляет рассказ по картинке | Придумывает концовку к сказке | Сумма баллов | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. |
Педагогическая диагностика связной речи
№ п\п | Критерии | Материал | Методика проведения |
1 | Связно, последовательно и выразительно пересказывает небольшие сказки | Ребёнку читают небольшую сказку и просят пересказать | |
2 | Составляет рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями | Картинки с последовательно развивающимся действием | Ребёнку показывают ряд картинок и просят составить рассказ |
3 | По плану или образцу составляет рассказ о предмете | Схема плана рассказа или образец, предмет | Ребёнка просят рассказать о предмете по плану или по образцу. |
4 | Придумывает концовку к сказке | Картинка с иллюстрацией к знакомой сказке | Ребёнка просят сочинить свою концовку сказки. |
Обследование словаря
№ п/п | Критерии | Материал | Методика проведения |
1 | Употребляет существительные, обозначающие предметы быта, профессии, растения, животных, птиц | Карточки с изображением предметов быта, дом. животных, птиц (не более 15 штук) | Ребёнку последовательно показывают карточки и просят рассказать, что (кто) изображён на картинке |
2 | Употребляет прилагательные, характеризующие свойстваи качества предметов, эмоции, чувства, переживания (вспыльчивый, справедливый, рассерженный) | Карточки с изображением сюжетов сказок, рассказов с эмоциональными сценами (не более 5-7 штук) | Ребёнку показывают картинку и просят рассказать о ситуации, произошедшей с героями, охарактеризовать героев. |
3 | Употребляет наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду, их настроение, отдых | Фотографии или картинки с изображением людей во время работы, отдыха (не более 5-7) | Ребёнку показывают картинку и просят рассказать о том, что изображено, описать людей во время труда и отдыха |
4 | Подбирает к прилагательным существительные (белый-снег, сахар, мел) | Карточки разного цвета (5-10) | Ребёнка просят подобрать слова к каждому цвету «Что такого цвета?» |
5 | Подбирает слова со схожим значением( шалун-озорник, проказник) | Слова ( не более 10) | Ребёнка просят подобрать слова, схожие по значению |
6 | Подбирает слова с противоположным значением | Слова ( не более 10) | Ребёнка просят подобрать слова, противоположные по значению. |
Обследование грамматического строя речи
№ п/п | Критерий | Материал | Методика проведения |
1 | Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) | Картинки с изображением разногоколичествапредметов | Ребёнку последовательно Показываюткарточки, просят назвать, что изображено на картинке, сколько |
2 | Умеет согласовывать слова в предложениях (прил+сущ) | Сюжетные картинки. | Картинка «Магазин одежды». Ребёнка просят назвать, кто из покупателей в какую одежду одет (мальчик в красной куртке) |
3 | Умеет образовывать сложные слова (сахарница, хлебница, учитель, строитель, солонка, маслёнка) | Словесная инструкция: «Где лежит хлеб?» | Ребёнку предлагается по образцу придумать слова |
4 | Образовывает однокоренные слова (медведь, медведица, медвежонок…) | Картинный материал (не более 5-6) | Ребёнку показывают картинку и просят по образцу придумать слова |
5 | Правильно употребляет приставочные глаголы (забежал, выбежал, перебежал) | Картинки с изображением предметов и силуэт с изображением героя | Ребёнку предлагают поиграть и сказать «Где герой?» |
Шкала оценок
3 балла – выполняет задание самостоятельно, творчески подходит к выполнению задания.
2 балла – выполняет с помощью педагога, поправляя себя, допускает 3-4 ошибки.
1 балл - допускает 5 и более ошибок, затрудняется выполнить задание.
0 баллов - не выполняет задание или отказывается его выполнить.
Уровни развития
Высокий уровень - от 8 - до 15 баллов
Средний уровень - от 4 - до 7 баллов
Низкий уровень - от 0 -до 3 баллов
Приложение 2
Конспект занятия по развитию связной речи средствами театральной деятельности.
Тема. Вежливые зрители
Цель. Коррекция и развитие речевых умений.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилами поведения в театре;
- формировать умение пользоваться мимикой и жестами.
Развивающие:
-развивать интонационную выразительность;
- развивать способность детей создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения в театре;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа с детьми:
- Разучивание скороговорок
- Разучивание стихотворения Р. Фархади «Где воробей?»
- Рассматривание иллюстраций «В театре»
Оборудование. Фея Театра- кукла бибабо, ноутбук.
Ход занятия
Структура занятия | Содержание |
1 Организационный момент 2.Основная часть 3.Заключительная часть | Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Фея театра -Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю! Всех я вас приветствую! Введение в тему - О чём мы говорили на прошлом занятии? (Мы говорили о театрах) -Сегодня мы продолжим знакомство с театром и тема нашего занятия – «Вежливые зрители». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы детей) - Мы познакомимся с правилами поведения в театре. .Речевая разминка - На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что необходимо настоящему актеру и пришли к выводу, что он должен владеть мимикой и жестами, которые помогают передать характер человека, повадки разных зверей. И, конечно же, артисту необходимо четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили все слова роли, нужны специальные упражнения. • Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Тихо–громко». • Артикуляционная гимнастика (основной комплекс). • Пальчиковая гимнастика «Приглашение». Чтение стихотворение Э. Успенского «Мы идём в театр». Беседа по содержанию Работа над дикцией - Сейчас мы как настоящие актёры будем учиться чётко и ясно произносить текст. 1) Шла Саша по шоссе И сосала сушку. 2) Над овражком у дорожки Страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, Стражник грозен и сердит. Работа над интонационной выразительностью - Но недостаточно только четко и внятно произносить текст. Необходимо овладеть выразительностью речи. Ведь актер одно и то же слово может произнести по-разному, с разной интонацией. Дети произносят фразу «Приходите завтра» с разной интонацией: грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно. Затем с разной интонацией читают потешку: Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?» - Продолжаем учиться передавать образы с помощью жестов. Поиграем в музыкальную игру «Кто как танцует?» Включается танцевальная музыка. Дети изображают танцующих: зайчика, медведя, лису, листок с дерева, тучу, пугало на огороде, дождевого червяка, кузнечика. Инсценировка стихотворения Р.Фархади «Где воробей?» Тает снег. Журчит ручей. Где же прыткий воробей? Воробей крикливый, где? Он лежит в своем гнезде. Рядом капли и микстура, - У него температура. Воробей скакал по лужам. И теперь лежит простужен. -Понравилась вам сценка? Вы все старались. Молодцы! Но -Но вот уже Фея Театра подсказывает нам, что время занятия истекло. Мы должны попрощаться до следующей встречи. Вам было интересно? Тогда приходите на следующее занятие. И вы узнаете еще немало интересного. И, как в театре после спектакля зрители аплодируют артистам, так давайте и мы похлопаем друг другу. |
Приложение 3
Театральные этюды
Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам, гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13- Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом,
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой!
— А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил.
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»
Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...
Газета для родителей. Развитие связной речи у старших дошкольников с нарушением зрения
Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]] ...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»
Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста с ...