Формирование связной речи в школьный период
статья по логопедии (подготовительная группа)
Условия и способы формирования речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи в школьный период.
В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в чтении. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В процесс чтения активно включаются глаз, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного и речедвигательного компонентов чтения приобретает особую важность [1].
Для ребенка зрение - ведущая сенсорная система. Большая часть всей информации из внешнего мира (70-90%) воспринимается ребенком старшего дошкольного возраста при посредстве зрительного анализатора. Ведущая роль зрительной системы определяется не только, тем, что она является дистантным анализатором, дающим информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с его объектами, но и тем, что в образах зрительных ощущений и восприятия находят отражение ведущие признаки объективной реальности – форма, размер. Ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная.
Видение окружающего мира осуществляется в процессе зрительных ощущений и зрительного восприятия старшего дошкольника. В отличие от восприятия зрительные ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений.
Зрительное восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, т.е. в совокупности их свойств, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности глаза.
Оно представляет собой сложную деятельность зрительной анализаторной системы, включающую обработку визуальной информации (обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков и воссоединение их в целостный зрительный образ), ее оценку (соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами), интерпретацию и категоризацию (принятие решения о классе, к которому относится объект) [2].
- Андреев, Е.А. К вопросу о функциях движений глаз в процессе зрительного восприятия [Текст] / Е.А. Андреев, Н.Ю. Вергилес, Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. – 1972. - №1. – 6-15с.
- Меерсон, Я.А. Высшие зрительные функции [Текст] / Я.А. Меерсон. – Л.: Наука, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ lll УРОВНЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784694-1461320970.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию связной речи "Школа. Школьные пренадлежности"
Представлен конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. По сюжету в гости приходит герой мультфильма "Невыученные уроки" Витя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-142488-1352872614.jpg)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. 1 год обучения. 2016- 201...
Формирование связнойречи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Формирование связнойречидетей дошкольного и младшего школьного возраста...
Картотека игр по формированию по формированию связной речи.
Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/23/picture-1529135-1721747509.jpg)
Презентация "Театр как средство формирования связной речи у детей до школьного возраста."
1.Формировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к театрализованной деятельности;2.Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения и интонацию выразительности речи,...