Формирование связной речи в школьный период
статья по логопедии (подготовительная группа)

Петухова Татьяна Викторовна

Условия и способы формирования речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи в школьный период.

В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в чтении. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В процесс чтения активно включаются глаз, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного и речедвигательного компонентов чтения приобретает особую важность [1].

Для ребенка зрение - ведущая сенсорная система. Большая часть всей информации из внешнего мира (70-90%) воспринимается ребенком старшего дошкольного возраста при посредстве зрительного анализатора. Ведущая роль зрительной системы определяется не только, тем, что она является дистантным анализатором, дающим информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с его объектами, но и тем, что в образах зрительных ощущений и восприятия находят отражение ведущие признаки объективной реальности – форма, размер. Ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная.

Видение окружающего мира осуществляется в процессе зрительных ощущений и зрительного восприятия старшего дошкольника. В отличие от восприятия зрительные ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений.

Зрительное восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, т.е. в совокупности их свойств, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности глаза.

Оно представляет собой сложную деятельность зрительной анализаторной системы, включающую  обработку визуальной информации (обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков и воссоединение их в целостный зрительный образ), ее оценку (соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами), интерпретацию и категоризацию (принятие решения о классе, к которому относится объект) [2].

  • Андреев, Е.А. К вопросу о функциях движений глаз в процессе зрительного восприятия [Текст] / Е.А. Андреев, Н.Ю. Вергилес,        Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. – 1972. - №1. – 6-15с.
  • Меерсон, Я.А. Высшие зрительные функции [Текст] / Я.А. Меерсон. – Л.: Наука, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи "Школа. Школьные пренадлежности"

Представлен конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. По сюжету в гости приходит герой мультфильма "Невыученные уроки" Витя...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...

Формирование связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование связнойречидетей дошкольного и младшего школьного возраста...

Картотека игр по формированию по формированию связной речи.

Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явл...

Презентация "Театр как средство формирования связной речи у детей до школьного возраста."

1.Формировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к театрализованной деятельности;2.Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения и интонацию выразительности речи,...