Речь как основное средство общения. Системное развитие нормальной детской речи
презентация по логопедии
В презентации рассмотрены основные правила общения, требования к речи и основные этапы развития детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_kak_osnovnoe_sredstvo_obshcheniya._sistemnoe_razvitie_normalnoy_detskoy_rechi.ppt | 694.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для чего нужна речь? Речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми.
Основные правила общения Старайся, чтобы общение с тобой было полезным и приятным. Будь вежливым, приветливым, доброжелательным в общении. Начиная разговор, называй собеседника по имени или по имени и отчеству. Умей внимательно слушать других. Невежливо перебивать собеседника, слишком много говорить о себе. Говори и пиши о том, что может быть интересно человеку, с которым ты общаешься. Старайся чувствовать настроение собеседника, его отношение к твоим словам. Не показывай своего плохого настроения и не забывай улыбаться.
Требования к речи Какой должна быть речь: Содержательной Подчиняй свое высказывание теме и основной мысли, не говори и не пиши лишнего Последовательной Следи за порядком изложения мысли Богатой Используй разнообразные слова и словосочетания Точной Употребляй наиболее точные слова и предложения Выразительной Подбирай слова и выражения, которые особенно ярко и образно передают основную мысль высказывания Уместной Всегда учитывай, в какой обстановке ты говоришь, к кому обращена твоя речь Правильной Соблюдай правила произношения. Правильно подбирай слова и строй предложения
Требования к речи воспитателя Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: педагогов, родителей. Воспитатель, проводя с детьми большую часть времени, обязан помнить, что его речь – образец для детей. В связи с этим к речи воспитателя предъявляются следующие требования: Неторопливость, ясность и чёткость, спокойный, несколько замедленный темп речи, выразительность и эмоциональность, а также простота и доступность – вот качества речи, необходимые и обязательные в общении с детьми. Речь воспитателя, являясь эталоном для ребёнка, должна быть безукоризненной. Воспитатель должен всегда заботиться о совершенствовании своей речи. Воспитатель должен обладать культурой устной речи. Для этого необходимо чаще пользоваться орфографическим и толковыми словарями. По содержанию речь воспитателя должна быть простой и доступной для понимания её детьми. В тоже время речь взрослого не должна быть упрощённой: в неё следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка. Немаловажным требованием к речи взрослого является её дозировка. И последнее требование к речи воспитателя состоит в том, что все перечисленные речевые качества должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их.
словарь грамматический строй речи звуковая культура речи СВЯЗНАЯ РЕЧЬ внутренняя внешняя письменная устная диалогическая монологическая
Развитие связной речи ОБЩЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЕ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ БЕСЕДА ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ОБОБЩАЮЩАЯ ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ СЮЖЕТНЫЙ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПО ВООБРАЖЕНИЮ ПО ПАМЯТИ ПО ВОСПРИЯТИЮ ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА ОБ ИГРУШКЕ ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ОПЫТА ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОПИСАНИЮ ОБЪЕКТА ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ОПИСАНИЕ ИГРУШЕК ПО КАРТИНЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Возрастные периоды развития детей Ученые выделяют следующие периоды развития: период новорожденности – от момента рождения до 4 недель грудной (младший ясельный) период – от 4 недель до 1 года старший ясельный период – от 1 до 3 лет дошкольный период – от 3 до 7 лет младший школьный возраст – от 7 до 10-11 лет средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) – от 11 до 15 лет старший школьный возраст (юношеский период) – от 15 до 18 лет
Основные этапы развития речи Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов: подготовительный или предречевой развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов обогащение словарного запаса переход к использованию фразовой речи наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов
Второй год жизни Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей, как индивидуальная особенность речи, отмечаются тихий, слабый голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный). К концу второго года жизни речь малыша хоть и становится средством общения, однако еще далеко не совершенна. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
Третий год жизни К трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие некоторых согласных сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чиста и внятна. Дети этого возраста еще не всегда умеют правильно пользоваться голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и тихо говорить, когда этого требует ситуация. Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей наоборот могут быть задержки в формировании произносительной стороны речи. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря ребенком. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и другие, которыми малыш часто пользуется. В своих высказываниях малыш употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания существительных, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные существительными, использует простые распространенные предложения. В общении с взрослыми малыш все реже использует звукоподражательные слова и односложные предложения. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры ребенок нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Четвертый год жизни На четвертом году жизни у детей наблюдается заметное улучшение произношения. Речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности в звучании слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не совсем чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Пятый год жизни К пяти годам у детей резко улучшается произносительная сторона речи, у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывание из десяти и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
Шестой год жизни К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает достаточно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее. В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная речь. Он может без помощи взрослого пересказать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен раскрывать самостоятельно содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
Седьмой год жизни К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников.
Понятие и особенности диалогической речиОсновные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продукт...
Системное развитие нормальной детской речи в старшем дошкольном возрасте ( 5-6 лет).
Системное развитие словаря детей 5-6 лет в норме....
Схема системного развития нормальной детской речи.
Возрастные нормы развития деской речи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Речь, как основное средство коммуникации
Профилактика речевых нарушений детей раннего возраста. Мероприятия, способствующие речевому развитию....
Занятие по развитию речи «Сказкотерапия – как средство формирования и развития речи дошкольников» в средней группе
конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....