Схема системного развития нормальной детской речи.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Возрастные нормы развития деской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_sistemnogo_razvitiya_normalnoy_detskoy_rechi.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема системного развития нормальной детской речи
(составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»,1961)
Структуры предложения | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи
| Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюде- ния ребён- ка над явлениями языка | |||||||
Объём и типы предложе- ний | Граммати- ческий строй | Существи- тельные | Глаголы | Прилага- тельные | Место- имения, наречия | Служеб- ные слова | Звуки | Стечение соглас- ных | |||||
Усвоение флективной системы языка | 2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. | Дальней- ший рост простого предложе- ния до 5-8 слов. По- являются бессоюз- ные слож- носочи- ненные предложе- ния, затем с союзами | Дальней- шее мор- фологиче- ское чле- нение слов. Упо- требление одних оконча- ний на месте дру- гих в пре- делах од- ного син- таксическ- ого значе- ний: «ло- ском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффик- сы –ок, - чик и др. | Усваива- ются да- тельный и творитель- ный паде- жи. Усва- иваются «главенст- вующие» падежные оконча- ния в ед. числе: - у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн. числе с окончани- ем –ы (фо- нетически - и). | Усваи- вается число в изъяви- тельном наклоне- нии,из- менение по ли- цам (кроме 2-го лица мн. числа). Разгра- ничива- ется на- стоящее и про- шедшее время. В про- шедшем времени смеши- вается род. | 23 прила- гатель- ных. На- рушается согласова ние с су- ществи- тельны- ми. Употреб- ляются преиму- ществен- но после существи тельных мн. числа только в имени- тельном падеже. | Личные место-имения усво- ены.На- речия: больше, меньше, короче, скорее. | Появля- ются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, по- тому что, тогда, когда. | В много- сложных словах чаще опускает- ся пред- ударный слог, иногда пристав- ки: «ци- пилась» (зацепи- лась), «лину- лись» (огляну- лись). | Твердые [с],[л], затем [ы], [в],[р],[з]. Смеше- ние арти- куляци- онно близких звуков: | Все еще не усвое- ны, хотя некото- рые груп- пы сог- ласных произно- сятся пра- вильно. | Нет |
Усвоение грамматической системы языка | Усвоение служебных слов | 2 года 3 мес. – 3 года | Развитие сложного предло- жения. | Появля- ются сложно- подчинен- ные пред- ложения. Усваива- ются слу- жебные слова, ос- тается не- усвоен- ной кате- гория рода. К трем годам усвоен в основных чертах граммати- ческий строй родного языка. Дальней- ший темп его фор- мирования замедля- ется. | Усвоены «главенст- вующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова дру- гих склоне- ний: «лам- пов». На- чинают усваивать- ся другие падежные оконча- ния: -а (рога), -я (стулья). Суффиксы увеличи- тельности, принад- лежности. | Усваива- ются все формы возврат- ных гла- голов и боль- шинство приста- вок, на месте одних приста- вок употреб- ляются другие: «искра- сил» (выкра- сил), «растем- нело», унифи- кация приста- вок. | С трех лет уста- навлива- ется сог- ласование прилага- тельных с сущест- витель- ными в косвен- ных паде- жах. По- являются краткие причас- тия. | Отмеча- чается смеше- ние рода у местои- мений: «майя папа» (мой папа), он, она (о ябло- ке,сви- нье). | Появля- ются предлоги: в, на, у, с, в. союзы: и, то, а, по- тому что, тогда, когда. | Наруша- ется ред- ко, глав- ным образом в мало- знакомых словах. | [ч], [ш], [ж], [щ]; твердый [ц]. | Заканчи- вается усвоение групп со- гласных. | Нет. |
Усвоение морфологической системы языка | 3 – 4 года | Дальней- шее развитие сложно- подчи- ненного и сложно- сочинен- ного предло- жения. | Разграни- чение од- нознач- ных мор- фологичес ких эле- ментов по типам склоне-ния и спряже- ния, на- пример: -ов, -ев, -ей, - ну- левая флексия. Собствен- ные сло- воформы, слово- творчест- во («ежи- нята»-ежата, «водопа- дит»-сильно течет вода). | Продол- жается влияние оконча- ния –ов на слова дру- гихло- нений. Иногда сохраняет- ся непо- движное ударение при слово- изменен- нии, ошибки в использо- вании че- редования и ударе- ния. При словоиз- менении сохраняет- ся основа: «пени» (пни), «ле- вы» (львы). | Часто на- рушается чередо- вание в основах: «ачисту» (почищу) Частицы не опус- каются. Неоло- гизмы с исполь- зованием приста- вок: «на- мокрил» (намочил), «искомо- чил»(смял в комок).
| Имеет место на- рушение согласо- вания в среднем роде. Ус- ваивают- ся срав- нитель- ные степени прилага- тельных. | Усваи- ваются сравни- тельные степени наречий. | Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частицы «бы» в условном наклоне- нии. | - | Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы). | - | После трёх лет оценка чужого и своего произно- шения. |
4 года – 7 лет | Иногда затрудня- ется в по- строении придаточ- ных пред- ложений с союз- ным словом «кото- рый». | Начинают усваивать- ся все ча- стные граммати- ческие формы, детали морфоло- гического выраже- ния грам- матиче- ских кате- горий (использо- вание пра- вильного чередова- ния ударе- ния, рода, редких оборотов речи, чис- литель- ных). | Оконча- тельно ов- ладевает всеми ти- пами склоне- ния. Име- ют место наруше- ния согла- сования числи- тельного с существи- тельным в косвенных падежах. | Нарушает- ся чередо- вание в основах глаголов при созда- нии новых форм. После 5 лет – са- мостоя- тельное образова- ние глаго- лов от других частей речи. | Усваива- ется согла- сование прилага- тельных с дру- гими частями речи во всех косвен- ных падежах. | Употреб- ляется одно деепри- частие «сидя». | Предлоги употреб- ляются в самых разнооб- разных значениях. | - | - | - | С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимоло- гия). С 5 лет раз- мышления по поводу рода су- ществи- тельных, наблюде- ния над синонима- ми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие этапы развития становления детской речи
Консультация для родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения....
Развитие выразительности детской речи
Из опыта работы по развитию выразительности речи у детей старшей логопедической группы...
Комплексное развитие компонентов детской речи через игру по станциям “В гости к краскам»
Данное мероприятие разработано для детей 2-3 лет, но с успехом может быть адаптировано для детей старшего возраста....
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...
Системное развитие нормальной детской речи в старшем дошкольном возрасте ( 5-6 лет).
Системное развитие словаря детей 5-6 лет в норме....
Таблица: схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...
Презентация к РМО на тему: "Развитие активной детской речи посредством УНТ"
Презентация к РМО на тему: "Развитие активной детской речи посредством УНТ"...