Схема системного развития нормальной детской речи.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хрусталева Любовь Леонидовна

 Возрастные нормы развития деской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_sistemnogo_razvitiya_normalnoy_detskoy_rechi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема системного развития нормальной детской речи

(составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»,1961)

                                                     Структуры предложения

Возраст

Развитие предложения                

          (фразы)    

                        Усвоение частей речи

                                       

Слоговая структура

  Усвоение    

  звуковой    

   стороны

     языка

Отдельные наблюде-

ния ребён-

ка над явлениями языка

Объём и типы предложе-

ний

Граммати-

ческий строй

Существи-

тельные

Глаголы

Прилага-

тельные

Место-

имения,

наречия

Служеб-

ные слова

Звуки

Стечение

соглас-

ных

                                Усвоение флективной системы языка

                                     2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.

Дальней-

ший рост

простого

предложе-

ния до 5-8

слов. По-

являются

бессоюз-

ные слож-

носочи-

ненные

предложе-

ния, затем

с союзами

Дальней-

шее мор-

фологиче-

ское чле-

нение

слов. Упо-

требление

одних

оконча-

ний на

месте дру-

гих в пре-

делах од-

ного син-

таксическ-

ого значе-

ний: «ло-

ском»

(ложкой),

«вилком»

(вилкой),

«сипут»

(сыпят).

Суффик-

сы –ок, -

чик и др.

Усваива-

ются да-

тельный и

творитель-

ный паде-

жи. Усва-

иваются

«главенст-

вующие»

падежные

оконча-

ния в ед.

числе: - у,

-е, -а, -ом,

реже –ой.

Во мн.

числе с

окончани-

ем –ы (фо-

нетически

- и).

Усваи-

вается

число в

изъяви-

тельном

наклоне-

нии,из-

менение

по ли-

цам

(кроме

2-го

лица мн.

числа).

Разгра-

ничива-

ется на-

стоящее

и про-

шедшее

время.

В про-

шедшем

времени

смеши-

вается

род.

23 прила-

гатель-

ных. На-

рушается

согласова

ние с су-

ществи-

тельны-

ми.

Употреб-

ляются

преиму-

ществен-

но после

существи

тельных

мн. числа

только в

имени-

тельном

падеже.

Личные

место-имения

усво-

ены.На-

речия:

больше,

меньше,

короче,

скорее.

Появля-

ются

предлоги:

в, на, у, с.

Союзы: и,

то, а, по-

тому что,

тогда,

когда.

В много-

сложных

словах

чаще

опускает-

ся пред-

ударный

слог,

иногда

пристав-

ки: «ци-

пилась»

(зацепи-

лась),

«лину-

лись»

(огляну-

лись).

Твердые

[с],[л],

затем [ы],

[в],[р],[з].

Смеше-

ние арти-

куляци-

онно

близких

звуков:

Все еще не усвое-

ны, хотя

некото-

рые груп-

пы сог-

ласных

произно-

сятся пра-

вильно.

   Нет

                                                              Усвоение грамматической системы языка

                                                                          Усвоение служебных слов

                                                                             2 года 3 мес. – 3 года

Развитие

сложного предло-

жения.

Появля-

ются

сложно-

подчинен-

ные пред-

ложения.

Усваива-

ются слу-

жебные

слова, ос-

тается не-

усвоен-

ной кате-

гория

рода. К

трем  годам

усвоен   в

основных

чертах

граммати-

ческий строй родного

языка. Дальней-

ший темп

его фор-

мирования

замедля-

ется.

Усвоены

«главенст-

вующие»

падежные

окончания

мн. числа:

-ов, -ами,

-ах.

Начинается

влияние

окончания

-ов на слова дру-

гих склоне-

ний: «лам-

пов». На-

чинают

усваивать-

ся другие

падежные

оконча-

ния:

-а (рога),

-я (стулья).

Суффиксы

увеличи-

тельности,

принад-

лежности.

Усваива-

ются все

формы

возврат-

ных гла-

голов и

боль-

шинство

приста-

вок, на

месте одних

приста-

вок

употреб-

ляются

другие:

«искра-

сил» (выкра-

сил),

«растем-

нело»,

унифи-

кация

приста-

вок.

С трех

лет уста-

навлива-

ется сог-

ласование

прилага-

тельных

с сущест-

витель-

ными в

косвен-

ных паде-

жах. По-

являются

краткие

причас-

тия.

Отмеча-

чается

смеше-

ние рода у

местои-

мений:

«майя

папа»

(мой

папа),

он, она

(о ябло-

ке,сви-

нье).

Появля-

ются

предлоги:

в, на, у, с,

в.

союзы: и,

то, а, по-

тому что,

тогда,

когда.

Наруша-

ется ред-

ко, глав-

ным образом

в мало-

знакомых

словах.

[ч], [ш],

[ж], [щ];

твердый

[ц].

Заканчи-

вается

усвоение

групп со-

гласных.

Нет.

                                                                Усвоение морфологической системы языка

                                                                                                        3 – 4 года

Дальней-

шее развитие

сложно-

подчи-

ненного

и сложно-

сочинен-

ного

предло-

жения.

Разграни-

чение од-

нознач-

ных мор-

фологичес

ких эле-

ментов по

типам

склоне-ния и

спряже-

ния, на-

пример:

-ов, -ев,

-ей, - ну-

левая

флексия.

Собствен-

ные сло-

воформы,

слово-

творчест-

во («ежи-

нята»-ежата,

«водопа-

дит»-сильно течет вода).

Продол-

жается

влияние

оконча-

ния –ов на

слова дру-

гихло-

нений.

Иногда

сохраняет-

ся непо-

движное

ударение

при слово-

изменен-

нии,

ошибки в

использо-

вании че-

редования

и ударе-

ния. При

словоиз-

менении

сохраняет-

ся основа:

«пени»

(пни), «ле-

вы»

(львы).

Часто на-

рушается

чередо-

вание в

основах:

«ачисту»

(почищу)

Частицы

не опус-

каются.

Неоло-

гизмы с

исполь-

зованием

приста-

вок: «на-

мокрил»

(намочил),

«искомо-

чил»(смял

в комок).

 

Имеет

место на-

рушение

согласо-

вания в

среднем

роде. Ус-

ваивают-

ся срав-

нитель-

ные

степени

прилага-

тельных.

Усваи-

ваются

сравни-

тельные

степени

наречий.

Предлоги:

по, до,

вместо,

после.

Союзы:

что, куда,

сколько,

столько.

Частицы

«бы» в условном

наклоне-

нии.

 -  

Звуковая

структура

усвоена

(верхняя

граница

нормы).

-

После

трёх лет

оценка

чужого и

своего произно-

шения.

                                                                                                    4 года – 7 лет

Иногда затрудня-

ется в по-

строении

придаточ-

ных пред-

ложений

с союз-

ным

словом

«кото-

рый».

Начинают

усваивать-

ся все ча-

стные

граммати-

ческие

формы,

детали

морфоло-

гического

выраже-

ния грам-

матиче-

ских кате-

горий

(использо-

вание пра-

вильного

чередова-

ния ударе-

ния, рода,

редких

оборотов

речи, чис-

литель-

ных).

Оконча-

тельно ов-

ладевает

всеми ти-

пами

склоне-

ния. Име-

ют место

наруше-

ния согла-

сования

числи-

тельного с

существи-

тельным в

косвенных

падежах.

Нарушает-

ся чередо-

вание в

основах

глаголов

при созда-

нии новых

форм.

После 5

лет – са-

мостоя-

тельное

образова-

ние глаго-

лов от других частей речи.

Усваива-

ется

согла-

сование

прилага-

тельных

с дру-

гими

частями

речи во

всех косвен-

ных

падежах.

Употреб-

ляется

одно

деепри-

частие

«сидя».

Предлоги

употреб-

ляются в

самых разнооб-

разных

значениях.

-

-

-

С 4 лет 6

месяцев

попытка

объяснить

слова на

основе их

значения

(детская

этимоло-

гия). С 5

лет раз-

мышления

по поводу

рода су-

ществи-

тельных,

наблюде-

ния над синонима-

ми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие этапы развития становления детской речи

Консультация для родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения....

Развитие выразительности детской речи

Из опыта работы по развитию выразительности речи у детей старшей логопедической группы...

Комплексное развитие компонентов детской речи через игру по станциям “В гости к краскам»

Данное мероприятие разработано для детей 2-3 лет, но с успехом может быть адаптировано для детей старшего возраста....

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...

Таблица: схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...

Презентация к РМО на тему: "Развитие активной детской речи посредством УНТ"

Презентация к РМО на тему: "Развитие активной детской речи посредством УНТ"...