Картотека логопедических игр с использованием кругов Луллия
картотека по логопедии
Картотека логопедических игр с использованием кругов Луллия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_njgur.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Разработала: Лобанова
Светлана Юрьевна
с. Овсянка
Пояснительная записка
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Задачи:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия, которые помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.
Варианты игровых заданий
- Игры, совершенствующие навык развития
артикуляционной моторики
Игра «Зарядка для язычка» Цель: совершенствование артикуляционных способностей. | Ход игры: На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению. | |||||||||
и обучение грамоте | ||||||||||
Игра «Парочки» Цель: развитие фонематических процессов. | Ход игры: Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. (например: мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.) | |||||||||
Игра «Придумай предложение - 1» Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций. | Ход игры: 1 вариант. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов. (например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.) | |||||||||
Игра «Придумай предложение - 2» Цель: дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций. | Ход игры: На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов. (например:санки – шкаф (Санки стоят в шкафу.Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.) | |||||||||
Игра «Символ звука» Цель: развитие фонематического анализа. | Ход игры: Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (например: символ звука [с] – кастрюля и т. д.) | |||||||||
Игра «Сложи слог» Цель: развитие фонематических процессов. | Ход игры: Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.) | |||||||||
Игра «Раздели слово на слоги» Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов. | Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки. 1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов. 2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. (например:две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ) | |||||||||
Игра «Слогопары» Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов. | Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов. (например: кит, лук) | |||||||||
Игра «Образуй словечко» Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. | Ход игры: На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся. (например:МА, ПА – МАП;ЛО, ТА – ЛОТА; КА,ША – КАША; РО,ЗА –РОЗА) | |||||||||
Игра «Первый звук» Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов. | Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан) | |||||||||
Игра «Букварик» Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой. | Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки. 1 вариант. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон) 2 вариант. Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (например: П – орех = Порех) | |||||||||
Игра «Первые два звука» Цель: совершенствование звукового анализа. | Ход игры: На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами. кр. син. - ананас син. кр. - капуста зел. кр. - чайник | |||||||||
Игра «Последние звуки» Цель: совершенствование звукового анализа. | Ход игры: На одном круге звуковые схемы конца слова из одного-двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами. син. кр. – лампа син. – лук син. син. – зонт | |||||||||
Игра«Звукарик» Цель: развитие звукового анализа слова. | Ход игры: Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков.(например:красный кружок – облако, синий кружок – тапочки, зелёный кружок – мёд и т. д.) | |||||||||
Игра «Последний звук» Цель:развитие звукового анализа слова. | Ход игры: Логопед выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (например: апельсин – чемодан) | |||||||||
Игра «Парочки по твердости – мягкости» Цель:развитие звукового анализа слова. | Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (например: лев - лопата) | |||||||||
Игра «Парочки по звонкости – глухости» Цель:развитие звукового анализа слова. | Ход игры: Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон) | |||||||||
Игра«Подбери слово к звуковой схеме» Цель:развитие звукового анализа слова. | Ход игры: На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами.(например: зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий – банан) | |||||||||
Игра «Где спрятался звук?» Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова. | Ход игры: На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:
корова, горка
топор, помидор
радуга, ракета | |||||||||
Игра«Какая буква написана неправильно?» Цель: закрепление букв. | Ход игры: На одном круге правильно написанные буквы, на втором круге неправильно написанные буквы. Логопед просит показать, какая буква написана неправильно. | |||||||||
Игра«Допиши букву» Цель: закрепление букв. | Ход игры: На одном круге написаны буквы, на втором круге эти же буквы с недописанными элементами. Логопед просит к недописанной букве подобрать правильную букву. | |||||||||
Игра «Вставь пропущенную букву» Цель: обучение грамоте. | Ход игры: На одном круге слова с пропущенной буквой, на втором – буквы. Дети подбирают букву к слову. | |||||||||
и обогащение словаря | ||||||||||
Игра «Наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. | Ход игры: Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению.(например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.) | |||||||||
Игра«Путешествие птиц» Цель: формирование синтаксических конструкций. Задачи: - образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО; - закрепление предложно – падежных конструкций. | Ход игры: Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение.(например: Синица слетела с берёзы.) | |||||||||
Игра «Оденемся на прогулку» Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде. | Ход игры: Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда. | |||||||||
Игра«Чей, чья, чьё?» Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения. | Ход игры: 1 вариант.На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. 2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару. | |||||||||
Игра «Один - много» Цель:совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Ход игры: На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару.(например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.) | |||||||||
Игра «Сосчитай-ка» Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Ход игры: На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет.(например: три синих чайника) | |||||||||
Игра «Кто чем питается?» Цель:расширение и активизация словаря. | Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга. | |||||||||
Игра «Кто где живёт?» Цель: расширение и активизация словаря. | Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe. | |||||||||
| ||||||||||
Игра ««Рифмуй-ка» Цель: развитие связной речи. | Ход игры: На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.) | |||||||||
Игра «Сочиняй-ка» Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. | Ход игры: На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с использованием кругов Луллия
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. Круги Луллия ...
Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»
Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»...
Картотека игр с использованием кругов Луллия
Картотека игр с использованием кругов Луллия...
Картотека дидактических игр по сказкам с использованием кругов Луллия
Дидактическая игра «Раскажи сказку»Цель игры: сформировать умение рассказать или пересказать уже известную ребёнку сказку последовательно. Развивать память, мышление, вннимание и усидчивос...
Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия.
Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия....
Картотека игр по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия
Картотека игр по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия...