Картотека дидактических игр по сказкам с использованием кругов Луллия
картотека
Дидактическая игра
«Раскажи сказку»
Цель игры: сформировать умение рассказать или пересказать уже известную ребёнку сказку последовательно. Развивать память, мышление, вннимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Прививать любовь к сказкам.
Оборудование: два круга соединёные между собой брамсом в центре.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
Варианты игры:
1. Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
2. Говорим загадку, а ребёнок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3. Показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т.д.)
4. Спрашиваем, что было сначало, а что потом.
5. Задаём вопрос по сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_di_krug_lulliya_po_skazkam.docx | 371.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с использованием занимательных кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Кибальчич О.А.
пгт.Щебетовка, 2024
Дидактическая игра
«Раскажи сказку»
Цель игры: сформировать умение рассказать или пересказать уже известную ребёнку сказку последовательно. Развивать память, мышление, вннимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Прививать любовь к сказкам.
Оборудование: два круга соединёные между собой брамсом в центре.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
Варианты игры:
- Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
- Говорим загадку, а ребёнок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
- Показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т.д.)
- Спрашиваем, что было сначало, а что потом.
- Задаём вопрос по сказкам.
Дидактическая игра
«Знакомство со сказкой»
Цель: Способствовать закреплению знания сказок.
Ход игры: Детям предлогается соединить сказку, героя и атребут, путём вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет)
Дидактическая игра
«Расскажи сказку»
Цель: Совершенствовать навыки речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: На первом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на втором круге герои из тех же сказок, на третьем круге - предметы из сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящие картинки и рассказывают сказку.
Дидактическая игра
«Помоги герою сказки».
Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества, мышления.
Ход игры: Дети раскручивают второй и третий круги и смотрят, что оказалось под стрелкой. Сопоставляя героя из сказки и предмет, детям предлагается подумать и описать, как данный предмет может помочь герою сказки (например, под стрелкой оказалась Маша из сказки «Маши и Медведь» и скалка из сказки «Лисичка со скалочкой». Детям предлагается подумать и описать, как скалка может помочь Маше убежать от медведя).
Дидактическая игра
«Придумай фантастическую историю или сказку»
Цель: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.
Ход игры: В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать всё что угодно, важно принять любой ответ ребёнка и не оценивать его с точки зрения «правильно - неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
Дидактическая игра
«Необычное место»
Цель: Учить детей: обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях.Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
Ход игры:
1 круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болото, лес, сад, море и т.д.)
2 круг – дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев.
Выбрать героя, вспомнив название сказки, и найти место, где разворачивается сюжет:
Например: Черепаха Тортилла живёт в болоте. Золотая рыбка в лесу.
Воспитатель говорит: «Посмотри, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой, назови героя и его новое место действия.»
Рекомендуется изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.
Дидактическая игра
«Необычное время»
Цель: Учить детей: определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературном произведении. Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены времени действия.
Ход игры:
1 круг – с изображением частей суток, времён года.
2 круг - дети сами заполняют картинками с изображением сказочных героев.
Воспитатель говорит: «Выбери героя, вспомни название сказки и определи время происходящего.»
Например: Приключения Буратино происходят летом.
Воспитатель говорит: «Посмотри, герой, из какой сказки оказался под стрелкой. Расскажи о действиях героя в другом времени.»
Например: Действие сказки «Дюймовочка» происходит зимой…
Дидактическая игра
«Отгадай и покажи сказку по описанию».
Цель: Способствовать закреплению знаний знакомых сказок, учить отгадывать сказку по одному предложению.
Ход игры: Загадываем загадку по сказке используя одно предложение из сказки, а ребёнок, отгадывая, показывает сюжетную картинку по заданной сказке и подбирает к ней остальные атрибуты.
Дидактическая игра
«Впусти героя в сказку»
Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания, совершенствование умения изменять текст сказки в зависимости от введения новых героев, развитие речевого воображения.
Ход игры: Дети раскручивают первый второй круги и смотрят, что оказалось под стрелкой. Сопоставляя героя из сказки и сюжетную картинку, детям предлагается подумать и сказать, какое место может занять герой в данной сказке.
Дидактическая игра
«Из какой сказки тень»
Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
Ход игры: На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки, его основные характеристики и название сказки.
Дидактическая игра
Сказочные герои, тень, слова из какой сказки?»
Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: На верхнем кольце раскладываем слова из сказки, на среднем – изображение героев известных сказок, на нижнем – тень героя, которая ему принадлежит. Ребенок называет героя под стрелкой, называет прочитанные воспитателем слова из сказки, находит тень героя.
Дидактическая игра
«Угадай сказку»
Цель: Совершенствовать навык речевого общения, закреплять навык формирования самостоятельного высказывания. Развивать речевое творчества. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: Используем три кольца. На верхнем кольце раскладываем предметы
из сказок, на среднем – изображение сюжетных картинок, на нижнем – слова
из сказки, из которой этот предмет. Ребенок называет героев под стрелкой, называет прочитанные воспитателем слова из сказки, называет предмет.
Дидактическая игра
«Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания»
Цель: Совершенствовать связную речь детей.
Ход игры: Сочинение сказки по схеме.
1. Жил был кто? Каким он был?
2. Куда отправился в путешествие?
3. С кем подружился герой?
4.Каким был этот друг?
5. Где друзья стали жить?
6. Какая беда случилась?
7. Кто помог героям в беде?
Дидактическая игра
«Парад волшебников»
Цель:Ззакрепить знание текстов знакомых сказок. Учить детей изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.
Ход игры: Используются круги Луллия, состоящие из трех дисков. На первом круге расположены картинки сюжетов из знакомых сказок. На втором – изображение любых объектов из этих же сказок. На третьем – картинки с изображением Волшебников Деления, Объединения, Увеличения, Уменьшения, Наоборот, Оживления, Окаменения, Замедления минут.
Воспитатель говорит: «Посмотри, из какой сказки оказался сюжет под стрелкой. Вспомни героев сказки или предмет из неё, подбери волшебника».
Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Герой – золотая рыбка.
Волшебник Объединения. Рыбке добавлено свойство говорить.
Воспитатель говорит: «Раскрути и посмотри какое сочетание получилось.»
Например, картинка с сюжетом из сказки «Три поросёнка» совпала со сковородой из сказки «Федорино горе» и изображением волшебника Уменьшения. Как поросятам поможет сковорода справится с волком?
Дидактическая игра
«Новая сказка».
Цель: Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых субъектов, развивать творческое воображение.
Ход игры: Дети раскручивают круги и наблюдают, какие картинки оказались под стрелкой. Задача детей сочинить сказку, опираясь на картинки под стрелкой.
Дидактическая игра
«Подбери сказочного героя и его предмет»
Цель: Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навык
формирования самостоятельного высказывания, развивать речевое творчество, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: На верхнем кольце раскладываем героев из сказок, на среднем – изображение предметов, принадлежащих героям. Ребенок называет героя под стрелкой, находит принадлежащий ему предмет.
Дидактическая игра
«Расскажи сказку»
Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Описание: На 1-ом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2-ом круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.
Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой? Пересказ сказки по серии картинок. Ребѐнок из предложенных картинок выбирает одну, рассматривает еѐ, называет сказку. На 4-х кругах отыскивает оставшиеся 4 картинки с сюжетом данной сказки. Устанавливает последовательность событий и пересказывает сказку с опорой на картинки
Дидактическая игра
«Черта характера или свойство»
Цель: Учить детей: определять черту характера или свойство литературного героя. Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.
Ход игры:
1 круг – с изображением литературных героев.
2 круг - схематично обозначены черты характера или свойства.
Воспитатель говорит: «Объедини героя с его основным свойством или чертой характера.»
Например: Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» - жадная.
Воспитатель говорит: «Посмотри, герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой, перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка.»
Например: Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…
Дидактическая игра
«Составь сказку»
Цель: Развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.
Ход игры: На большом круге колец Луллия карточки с изображением сказочных героев. На среднем – изображения природных и рукотворных объектов. На малом – закодированные черты характера.
Веселый. 2. Любопытный. 3. Трудолюбивый. 4. Добрый. 5. Жадный
Необходимо раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по
схеме:
- Жил был кто?
- Каким он был?
- Куда отправился в путешествие?
4. С кем подружился герой?
5. Какая беда случилась?
6. Как друзья справились с бедой?
Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кругами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны, в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.
Дидактическая игра
«Путешествие по сказкам».
Цель: Развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки. Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.
Оборудование:
1 круг: сказочные герои: Аладин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди
2 круг: место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.
3 круг: предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка. Для игровых упражнений используются сказки "Волшебная лампа Аладдина", "Золушка", "Красная Шапочка", "Аленький цветочек", "Спящая красавица", "Царевна лягушка", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди".
Ход игры:
1 часть:
Ведущий: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках. - Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы. Ребята, есть у меня хитрые сказки, имена героев сказаны неверно, только вы и сможете мне помочь.
- В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)
- 2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
- А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевналягушка)
4. Она красива и мила, а имя ее от слова зола. (Золушка) и т.д.
2 часть:
- Собери картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.
- Соедини картинки. Объясни необычное соединение.
Избушка на курьих ножках - Кот в сапогах - аленький цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга "Сборник сказок".
3 часть: Решение сказочных проблем
Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки. У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку. Покатилось, покатилось, светлое колечко Покатилось, покатилось, с нашего крылечка. Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.
- Придумай историю - сказку о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от Бабы-Яги аленький цветочек.
- Придумай как Золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
- Машенька из сказки Гуси-лебеди. Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца.
4 часть: «Превращение сказки»
Дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.
Например: "Сказка про Красную Шапочку".
Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т.д.
Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои. Пересказ сказки по телефону.
Воспитатель: Наше путешествие в мир сказок заканчивается.
Вывод: Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали? Чья сказка понравилась больше всего? Назовите свои любимые сказки. Чем они вам нравятся? А чему учат сказки?
Результаты игр
В результате применения «Кругов Луллия» в играх разной тематической направленности дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения, учатся использовать в речи грамматически правильные предложения, делать умозаключения, обогащается словарь. У детей развивается логическое мышление и творческое воображение. Все это положительно влияет на развитие личностных проявлений детей – развивается уверенность в себе, способность принимать позицию другого, воспитывается культура общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры по ЗКР с использованием кругов Луллия»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача максимально приблизить ребёнка к способам открытия окружающего мира с помощью игр, и конечно воспитатель должен стать с...
Картотека игр с использованием кругов Луллия
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. Круги Луллия ...
Дидактическая игра с ТРИЗ технологиями "Занимательные круги Луллия для младшего возраста (сенсорного развития")
Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми младшего возраста для закрепления знаний о цвете, форме, геометрических фигурах....
Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»
Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»...
Картотека игр с использованием кругов Луллия
Картотека игр с использованием кругов Луллия...
Конспект НОД: Путешествие по сказкам» с использованием кругов Луллия
Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания.Задачи: -закреплять знания детей о сказках и их героях; -развивать внимание, речь, творческое воображение в ходе составления ск...
Дидактическое пособие «В гостях у сказки» с использованием кругов Луллия.
Дидактическое пособие «В гостях у сказки» с использованием кругов Луллия....