Картотека дидактических игр по сказкам с использованием кругов Луллия
картотека

Кибальчич Олеся Александровна

Дидактическая игра

«Раскажи сказку»

Цель игры: сформировать умение рассказать или пересказать уже известную ребёнку сказку последовательно. Развивать память, мышление, вннимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Прививать любовь к сказкам.

Оборудование: два круга соединёные между собой брамсом в центре.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.

Варианты игры:

1. Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.

2. Говорим загадку, а ребёнок отгадывая, показывает картинку-отгадку.

3. Показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т.д.)

4. Спрашиваем, что было сначало, а что потом.

5. Задаём вопрос по сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_di_krug_lulliya_po_skazkam.docx371.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с использованием занимательных кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста

1713712028574

Воспитатель: Кибальчич О.А.

пгт.Щебетовка, 2024

Дидактическая игра

«Раскажи сказку»

Цель игры: сформировать умение рассказать или пересказать уже известную ребёнку сказку последовательно. Развивать память, мышление, вннимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Прививать любовь к сказкам.

Оборудование: два круга соединёные между собой брамсом в центре.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.

Варианты игры:

  1. Воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
  2. Говорим загадку, а ребёнок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
  3. Показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т.д.)
  4. Спрашиваем, что было сначало, а что потом.
  5. Задаём вопрос по сказкам.

Дидактическая игра

«Знакомство со сказкой»

Цель: Способствовать закреплению знания сказок.

Ход игры: Детям предлогается соединить сказку, героя и атребут, путём вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет)

Дидактическая игра

«Расскажи сказку»

Цель: Совершенствовать навыки речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Ход игры: На первом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на втором круге герои из тех же сказок, на третьем круге - предметы из сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящие картинки и рассказывают сказку.

Дидактическая игра

«Помоги герою сказки».

Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества, мышления.IMG_20240404_231053

Ход игры:  Дети раскручивают второй и третий круги и смотрят, что оказалось под стрелкой. Сопоставляя героя из сказки и предмет, детям предлагается подумать и описать, как данный предмет может помочь герою сказки (например, под стрелкой оказалась Маша из сказки «Маши и Медведь» и скалка из сказки «Лисичка со скалочкой». Детям предлагается подумать и описать, как скалка может помочь Маше убежать от медведя).

Дидактическая игра  

«Придумай фантастическую историю или сказку»

Цель: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать всё что угодно, важно принять любой ответ ребёнка и не оценивать его с точки зрения «правильно - неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Дидактическая игра

«Необычное место»

Цель: Учить детей: обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях.Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Ход игры:

1 круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болото, лес, сад, море и т.д.)

2 круг – дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев.

Выбрать героя, вспомнив название сказки, и найти место, где разворачивается сюжет:

Например: Черепаха Тортилла живёт в болоте. Золотая рыбка в лесу.

Воспитатель говорит: «Посмотри, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой, назови героя и его новое место действия.»

Рекомендуется изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.

Дидактическая игра

«Необычное время»

Цель: Учить детей: определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературном произведении. Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены времени действия.

Ход игры:

1 круг – с изображением частей суток, времён года.

2 круг - дети сами заполняют картинками с изображением сказочных героев.

Воспитатель говорит: «Выбери героя, вспомни название сказки и определи время происходящего.»

Например: Приключения Буратино происходят летом.

Воспитатель говорит: «Посмотри, герой, из какой сказки оказался под стрелкой. Расскажи о действиях героя в другом времени.»

Например: Действие сказки «Дюймовочка» происходит зимой…  

Дидактическая игра

«Отгадай и покажи сказку по описанию».

Цель: Способствовать закреплению знаний знакомых сказок, учить отгадывать сказку по одному предложению.

Ход игры: Загадываем загадку по сказке используя одно предложение из сказки, а ребёнок, отгадывая, показывает сюжетную картинку по заданной сказке и подбирает к ней остальные атрибуты.

Дидактическая игра

«Впусти героя в сказку»

Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания, совершенствование умения изменять текст сказки в зависимости от введения новых героев, развитие речевого воображения.

Ход игры: Дети раскручивают первый второй круги и смотрят, что оказалось под стрелкой. Сопоставляя героя из сказки и сюжетную картинку, детям предлагается подумать и сказать, какое место может занять герой в данной сказке.

Дидактическая игра

«Из какой сказки тень»

Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры: На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки, его основные характеристики и название сказки.

Дидактическая игра

Сказочные герои, тень, слова из какой сказки?»

Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Ход игры: На верхнем кольце раскладываем слова из сказки, на среднем – изображение героев известных сказок, на нижнем – тень героя, которая ему принадлежит. Ребенок называет героя под стрелкой, называет прочитанные воспитателем слова из сказки, находит тень героя.IMG_20240410_141131

Дидактическая игра

«Угадай сказку»

Цель: Совершенствовать навык речевого общения, закреплять навык формирования самостоятельного высказывания. Развивать речевое творчества. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Ход игры: Используем три кольца. На верхнем кольце раскладываем предметы

из сказок, на среднем – изображение сюжетных картинок, на нижнем – слова

из сказки, из которой этот предмет. Ребенок называет героев под стрелкой, называет прочитанные воспитателем слова из сказки, называет предмет.

Дидактическая игра

«Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания»

Цель: Совершенствовать связную речь детей.

Ход игры: Сочинение сказки по схеме.

1. Жил был кто? Каким он был?

2. Куда отправился в путешествие?

3. С кем подружился герой?

4.Каким был этот друг?

5. Где друзья стали жить?

6. Какая беда случилась?

7. Кто помог героям в беде?

Дидактическая игра

«Парад волшебников»

Цель:Ззакрепить знание текстов знакомых сказок. Учить детей изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.

Ход игры: Используются круги Луллия, состоящие из трех дисков. На первом круге расположены картинки сюжетов из знакомых сказок. На втором – изображение любых объектов из этих же сказок. На третьем – картинки с изображением Волшебников Деления, Объединения, Увеличения, Уменьшения, Наоборот, Оживления, Окаменения, Замедления минут.

Воспитатель говорит: «Посмотри, из какой сказки оказался сюжет под стрелкой. Вспомни героев сказки или предмет из неё, подбери волшебника».

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Герой – золотая рыбка.

Волшебник Объединения. Рыбке добавлено свойство говорить.

Воспитатель говорит: «Раскрути и посмотри какое сочетание получилось.»

Например, картинка с сюжетом из сказки «Три поросёнка» совпала со сковородой из сказки «Федорино горе» и изображением волшебника Уменьшения. Как поросятам поможет сковорода справится с волком?

Дидактическая игра

«Новая сказка».

Цель: Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых субъектов, развивать творческое воображение.

Ход игры: Дети раскручивают круги и наблюдают, какие картинки оказались под стрелкой. Задача детей сочинить сказку, опираясь на картинки под стрелкой.

Дидактическая игра

«Подбери сказочного героя и его предмет»

Цель: Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навык

формирования самостоятельного высказывания, развивать речевое творчество, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. 1713815197971

Ход игры: На верхнем кольце раскладываем героев из сказок, на среднем – изображение предметов, принадлежащих героям. Ребенок называет героя под стрелкой, находит принадлежащий ему предмет.

Дидактическая игра

«Расскажи сказку»

Цель: Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Развитие речевого творчества. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: На 1-ом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2-ом круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация. 

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой? Пересказ сказки по серии картинок. Ребѐнок из предложенных картинок выбирает одну, рассматривает еѐ, называет сказку. На 4-х кругах отыскивает оставшиеся 4 картинки с сюжетом данной сказки. Устанавливает последовательность событий и пересказывает сказку с опорой на картинки

Дидактическая игра

«Черта характера или свойство»

Цель: Учить детей: определять черту характера или свойство литературного героя. Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.

Ход игры:

1 круг – с изображением литературных героев.

2 круг - схематично обозначены черты характера или свойства.

Воспитатель говорит: «Объедини героя с его основным свойством или чертой характера.»

Например:  Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» - жадная.

Воспитатель говорит: «Посмотри, герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой, перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка.»

Например: Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…

Дидактическая игра

«Составь сказку»

Цель: Развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.

Ход игры:  На большом круге колец Луллия карточки с изображением сказочных героев. На среднем – изображения природных и рукотворных объектов. На малом – закодированные черты характера.

Веселый. 2. Любопытный. 3. Трудолюбивый. 4. Добрый. 5. Жадный

Необходимо раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по

схеме:

  1. Жил был кто?
  2. Каким он был?
  3. Куда отправился в путешествие?

4. С кем подружился герой?

5. Какая беда случилась?

6. Как друзья справились с бедой?

Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кругами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны, в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.

Дидактическая игра

«Путешествие по сказкам».

Цель: Развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки. Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.

Оборудование:

1 круг: сказочные герои: Аладин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди

2 круг: место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.

3 круг: предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка. Для игровых упражнений используются сказки "Волшебная лампа Аладдина", "Золушка", "Красная Шапочка", "Аленький цветочек", "Спящая красавица", "Царевна лягушка", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди".

Ход игры:

1 часть:

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках. - Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы. Ребята, есть у меня хитрые сказки, имена героев сказаны неверно, только вы и сможете мне помочь.

  1. В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)
  2. 2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
  3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевналягушка)

4. Она красива и мила, а имя ее от слова зола. (Золушка) и т.д.

2 часть: 

- Собери картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.

- Соедини картинки. Объясни необычное соединение.

Избушка на курьих ножках - Кот в сапогах - аленький цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга "Сборник сказок".

3 часть: Решение сказочных проблем

Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки. У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку. Покатилось, покатилось, светлое колечко Покатилось, покатилось, с нашего крылечка. Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

- Придумай историю - сказку о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от Бабы-Яги аленький цветочек.

- Придумай как Золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

- Машенька из сказки Гуси-лебеди. Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца.

4 часть: «Превращение сказки»

Дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.

Например: "Сказка про Красную Шапочку".

Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т.д.

Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои. Пересказ сказки по телефону.

Воспитатель: Наше путешествие в мир сказок заканчивается.

Вывод: Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали? Чья сказка понравилась больше всего? Назовите свои любимые сказки. Чем они вам нравятся? А чему учат сказки?

Результаты игр 

В результате применения «Кругов Луллия» в играх разной  тематической направленности дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения, учатся использовать в речи грамматически правильные предложения, делать умозаключения, обогащается словарь. У детей развивается логическое мышление и творческое воображение. Все это положительно влияет на развитие личностных проявлений детей – развивается уверенность в себе, способность принимать позицию другого, воспитывается культура общения.

1713815198190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры по ЗКР с использованием кругов Луллия»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО,  перед педагогами стоит задача максимально приблизить ребёнка к способам открытия окружающего мира с помощью игр, и конечно воспитатель должен стать с...

Картотека игр с использованием кругов Луллия

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. Круги Луллия ...

Дидактическая игра с ТРИЗ технологиями "Занимательные круги Луллия для младшего возраста (сенсорного развития")

Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми младшего возраста для закрепления знаний о цвете, форме, геометрических фигурах....

Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»

Картотека игр с использованием «Кругов Луллия»...

Картотека игр с использованием кругов Луллия

Картотека игр с использованием кругов Луллия...

Конспект НОД: Путешествие по сказкам» с использованием кругов Луллия

Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания.Задачи: -закреплять знания детей о сказках и их героях; -развивать внимание, речь, творческое воображение в ходе составления ск...

Дидактическое пособие «В гостях у сказки» с использованием кругов Луллия.

Дидактическое пособие «В гостях у сказки» с использованием кругов Луллия....