Рабочая программа по формированию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа в подготовительной группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Маркова Светлана Петровна

в программа дано перспективное календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 47»

Согласовано на заседании  ППк                                                                              УТВЕРЖДАЮ

От  «_____»_____________2024 г.                            Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»                                                                                      

Протокол № __________________                                    _________________Бахарева Р.К.

                                     

Рабочая программа

коррекционного курса

«Логопедические занятия»

(Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа)

Подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей  с ТНР

Автор-составитель:

учитель-логопед

Маркова Светлана Петровна

Г. Ачинск 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Пояснительная записка

2

1.1

Цель и характеристика  коррекционного курса

2

1.2.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

2

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов

3

II.

Содержание коррекционного курса

3

2.1.

Описание места коррекционного курса в содержании

Адаптированной основной образовательной программы (АООП)

3

2.2.

Примерное календарно-тематическое планирование

3

III

Организационный  раздел

11

3.1.

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

11

3.2.

Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании

12

I  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»

(Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа)

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),

На основе:

 «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева) и технологии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной

 Программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (далее с ТНР), зачисленными в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения на основании заключения ТПМПК.

  1. Цель коррекционного курса:

освоение фонетико-фонематической стороны родного языка и  формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению адаптированной общеобразовательной  программы и личностному развитию воспитанников подготовительной группы с ТНР.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • развитие просодической стороны речи;
  • коррекцию произносительной стороны речи;
  • работу над слоговой структурой слова;
  • совершенствование фонематического восприятия, навыка звукового анализа и синтеза;
  • профилактика дисграфии и дислексии;
  • совершенствование навыка связной речи.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка на конец обучения в подготовительной  группе:

  • сформированы правильное речевое дыхание и  навык мягкого голосоведения;
  • нормализовалось движение артикуляционного аппарата, правильно артикулирует все согласные звуки;
  • четко дифференцирует на слух и в произношении все изученные звуки,

повторяет в заданной последовательности слоговые цепочки из 3-х слогов с оппозиционными звуками;

  • различает на слух длинные и короткие слова, передает ритмический рисунок слова по слогам  с подсчетом их количества;
  • различает понятия «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение»;
  • сформирован навык анализа и синтеза слов простого слогового состава;
  • узнает, находит, называет  изученные буквы, читает по слогам, понимает смысл прочитанных слов.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы  предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика;

- текущий (промежуточный) мониторинг;

- итоговая диагностика в конце учебного года.

Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Текущий мониторинг проводится методом наблюдения за качеством звукопроизношения и отражается в речевом профиле группы.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

2.1. Описание места коррекционного курса в содержании

Адаптированной основной образовательной программы (АООП)

Данный курс  является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Курс разработан на 1 года обучения, для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Адресат коррекционного курса:

дети старшего дошкольного возраста с сохранным слухом и интеллектом, имеющие общее недоразвитие речи.

Форма организации занятий – подгрупповая.

Частота занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность проведения занятия – 30/35 мин.,  время проведения – первая половина дня.      

Содержание данного коррекционного курса связано с содержанием курса «Развитие речи», поэтому программные требования едины.

  • На занятиях курса  воспитанники получают основу для овладения   грамотой, чтением и письмом в старшем дошкольном  возрасте.  Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, осуществляется с учетом требований программы курса «Развитие речи».
  • Предусмотрена работа в печатных тетрадях, автор: Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018. (Серия «Уроки логопеда»).

2.2. Примерное календарно-тематическое планирование

в подготовительной   группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Ключевые  элементы содержания

НОД

1

Звуки.

Неречевые и речевые звуки

Закреплять навык  слухового восприятия на базе  неречевых и речевых  звуков и связанных с ним ассоциативного мышления.

Игры и упр. на развитие речевого дыхания.

Артикуляционные упр. в играх.

Упр. на  ритмические движения, воспроизведение  простого ритма (упр. с метраномом)

Игра «Что звучит?»

Словарь: шумовые звуки, речевые звуки, звукоподражание.

2

Гласные звуки

Закреплять:

  • понятие «звук», «гласный звук» и навык мягкого голосоведения;
  • правильную артикуляцию;
  • умения определять наличие заданного гласного звука в слове.

Выделять  ударный звук  в начале, конце, в середине слова; определять место заданного гласного звука в слове.

Правило: Звуки мы слышим и произносим .

Просодические упр. на дыхание и голосообразование: «Длинный -  короткий звук», «высокий-низкий звук»  Упр. на звукоподражание.

Игра «Поймай звук», «Сломанный телевизор».

Игры: «Звуковой кубик»,  «Звуковое лото».

3

Звук и буква

А

Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность в  чистоговорках  и  потешках.

Закреплять умения подбирать устно слова,  начинающиеся на звук/букву А,  определять место звука /а/ в слове.

Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Работа в печатных тетрадях.

Печатать заглавную и прописную букву а.

Учить стишки на букву А.

Подбирать картинки на звук/букву А .

Составлять предложения с использованием слов со звуком А.

4

Звук и буква

У

Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность в  чистоговорках  и  потешках.

Закреплять умения подбирать устно слова,  начинающиеся на звук/букву У,  определять место звука  в слове.

Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Работа в печатных тетрадях.

Печатать заглавную и прописную букву а.

Учить стишки на букву У.

Подбирать картинки на звук/букву У.

Составлять предложения с использованием слов со звуком У.

5

Звуки  и буквы

«А – У»

Дифференциация звуков [А] и [У]. слияние гласных, чтение  и письмо слов  Ау, Уа.

Учить выделять ударный гласный.

Уметь сливать гласные звуки [А] и [У] в слово, с выделением ударного звука.

Работа в печатных тетрадях.

6

Звук и буква

И

Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук.

Уметь выделять звук [И], определять его место в слове.

Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние гласных, чтение  и письмо   ИА, АИ.

Учить стишки на букву И. Составлять предложения с использованием слов со звуком И.

7

Звук и буква

М

Закреплять  понятие «согласный звук», «Твердый – мягкий», «Звонкий звук».

Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук,  определять место звука в слове.

Называть 5-10 слов, начинающихся на звук/букву М

Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. «Поймай звук», «Камень-вата».

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо.

Учить стишки на букву М. Составление предложений,  рассказа по картине.

8

Звук и буква

М

Дифференциация звуков

/М – Мь/.

 Различать понятия «гласный – согласный звук», определять место звука в слове. Уметь сливать звуки и  читать обратные и прямые слоги с буквой М.

Закреплять навык составления звуковых схем слогов, слов.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо.

Составление предложений,  рассказа по картине.

9

Звук  и буква О.

 Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук.

Уметь выделять ударный звук [О], определять его место в слове.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование

Чтение  и письмо заглавной и строчной буквы, слогов ОМ, МО, слова МИМО (значение слова)  Составление звуковых схем слогов, слов.

Речевая разминка «В старом дереве дупло»

10

Звук и буква

Н

Закреплять артикуляцию звука.

Дифференциация звуков

/Н – Нь/, определять место звука в слове. Уметь сливать звуки и  читать обратные и прямые слоги с буквой Н.

Закреплять навык составления звуковых схем слогов, слов.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо.

11

Звук и буква

Н

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

12

Звук и буква

«ы»

Артикуляция звука. Характеристика звука. Выделение ударного звука [Ы]. Нахождение слов со /Ы/ по сюжетной картинке.

Письмо буквы в рабочей тетради.

Уметь определять наличие или отсутствие в словах звук [Ы]. Уметь определять и обозначать место звука в слове. Правило: «Знают твердо малыши, нету слов на букву Ы».

13

Звуки и буквы

«И-ы»

Дифференциация звуков [Ы] и [И в слоговых цепочках с одинаковыми согласными звуками. Определение места звука в слове.

Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Инсценировка «Невероятной истории» на гласные звуки.

14

Звук и буква

П

Закреплять фонематическое восприятие, сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемых  звуков.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо.

15

Звук и буква

П

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

16

Звук и буква

Т

Закреплять фонематическое восприятие, сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо.

17

Звук и буква

Т

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

18

Звук и буква Э

Закреплять правильную артикуляцию  звука /Э/

 Распознавать   звук [э] в  ряду звуков,  на фоне слов-звукоподражаний, разных слов.

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Игры со звуком /Э/ - дыхательно-голосовые, артикуляционные, пальчиковые.

Нахождение предметов, в названии которых есть звук /Э/. Называть слова, начинающиеся на Э.

Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке.

Работа в печатных тетрадях

19

Гласные звуки, буквы.

Повторение, закрепление.

Называть  слова, начинающихся на гласную букву. Письмо букв.

Игра в «Звуковое лото».

20

Звук и буква

К

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговай анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ односложных  слов.

21

Звук и буква

К

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

22

Звук и буква

В.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговай анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ односложных  слов.

23

Звук и буква

В.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

24

Звук и  буква Д.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ слов.

25

Звук и  буква

Д

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

26

Звуки и буквы

«Д-Т»

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Д]–[Т], [Д']-[Т']. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Д]-[Т] и [Д`]-[Т`]. Понятие звонкого и глухого звука. Различать слова с оппозиционными фонемами /т-д/

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове.

Раскрашивание (составление)звуковых схем слов.

Игра «Наоборот».

27

Звук и буква

Х.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

28

Звук и буква

Х.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

29

Звук и  буква Ф.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

30

Звук и  буква Ф.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

31

Звуки и буквы

«В-Ф»

Закреплять  понятия «звонкий – глухой звук». Уметь тактильно определять звонкость и глухость

 Уметь четко выделять и дифференцировать на слух звуки [Ф]–[В], [Ф']-[В’] в слогах, словах.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове.

Раскрашивание (составление)звуковых схем слов

Игра «Наоборот».

Отличие букв Ф-В.

Работа в  тетрадях.

32

Звук и буква

Б.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

33

Звук и буква

Б.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

34

Звуки и буквы

«П-Б»

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Б]-[П], [Б']-[П’]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Б]-[П] и [Б']-[П’]. Закреплять  понятия «звонкий – глухой звук», определять тактильно и на слух.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами  /П-Б/.

Игра «Наоборот».

Раскрашивание (составление) звуковых схем слов.

Работа в тетрадях.

35

Звук и буква Г.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

36

Звук и буква Г.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

37

Звуки и буквы

«Г-К»

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Г]-[К] и [Г’]-[К’]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Г]- [К] и [Г’]-[К’]. Понятие звонкого и глухого звука. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). Обозначение звука на схеме слова.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами  /К-Г/.

Игра «Наоборот».

Раскрашивание (составление) звуковых схем слов.

Работа в тетрадях.

38

Звуки речи

Повторение понятий «гласные и согласные звуки».

 Умение дифференцировать звуки на гласные и согласные, разделять буквы на 2 группы.

Закреплять навык определения 1 звука в слове, давать ему характеристику, составлять звуковую схему слов.

Игра  «Живые буквы».

Упр. «В старом дереве дупло»

Звуковое  кубики.

«Цветные слова» - по составлению звуковой схемы слов.

39

Звуки

С – Сь.

Буква С.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

40

Звук  и буква С.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

41

Звуки З – Зь.

Буква З.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Камень – вата»,  «Пальчики здороваются»,  «1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

42

Звук и буква З

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

43

Звуки и буквы

С – З.

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [С]-[З].

Работа над слуховой дифференциацией звуков. Уметь тактильно определять звонкость и глухость. Различать слова с оппозиционными фонемами /С-З/

[С]- [З]. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). Обозначение звука на схеме слова.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами  /С-З/.

Игра «Наоборот».

Раскрашивание (составление) звуковых схем слов.

Работа в тетрадях.

44

Звук и  буква

Ц.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

45

Звук и  буква

Ц

Закрепление материала.  

Составление предложений и рассказа по картинке.

46

Звук и буква

Ш.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

47

Звук и буква

Ш.

Закрепление материала.

Составление предложений и рассказа по картинке.

48

Звуки и буквы С-Ш

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [С]-[Ш].

Работа над слуховой дифференциацией звуков

[С]- [Ш]. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова).

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами  /С-Ш/. Повторять слоговые цепочки с оппозиционными звуками.

Игра «Наоборот».

Раскрашивание (составление) звуковых схем слов.

Работа в тетрадях.

49

Звук и буква

Ж

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

50

Звуки и буквы

З – Ж – Ш

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Ж]-[Ш],  [Ж]-[З].

Работа над слуховой дифференциацией звуков

Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова).

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами  

/З-Ж - Ш/. Повторять слоговые цепочки с оппозиционными звуками.

Игра «Наоборот».

Раскрашивание (составление) звуковых схем слов.

51

Звук и буква Щ

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

52

Звуки Ш-Щ

Уметь различать звуки по твердости – мягкости, буквы по написанию. Характеристика и артикуляция звуков /Ш-Щ/, их дифференциация в слогах, словах,  в потоке речи.

Проводить звуко-слоговой анализ.

Самостоятельно называть слова, начинающиеся на данные звуки.

53

Звук и буква Ч

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

54

Шипящие звуки

Дать понятие «шипящие звуки», различать их по звучанию, различать буквы по написанию. Проводить звуко-слоговой анализ.

Самостоятельно называть слова, начинающиеся на данные звуки

Игра  «Живые буквы».

Звуковое  кубики.

«Цветные слова» - по составлению звуковой схемы слов.

55

Звуки

Л – Ль.

Буква Л.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

56

Звук и буква

Л.

Закрепление материала

Составление предложений и рассказа по картинке.

57

Звуки

Р – Рь.

Буква  Р

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Просодические упр. на дыхание и голосообразование.

Игры «Пальчики здороваются»,  

«1-2-3».

Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Работа в печатных тетрадях.

Слияние звуков в слоги, слова,   чтение  и письмо,  слоговой анализ  слов.

58

Звуки и буквы Р - Л

Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Р]-[Л].

Работа над слуховой дифференциацией звуков

[Р]- [Л]. Дифференцировать /р-л/ в слогах, словах, предложениях.

Проговаривание чистоговорок.

Звуко-слоговой анализ и синтез.

Различать слова с оппозиционными фонемами

/Р-Л/

59

Звук и

буква Й

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Характеристика  и артикуляция звука /й/.

Дифференцировать /й-ль/ в слогах, словах.

Самостоятельно называть слова,  начинающиеся на букву Й. Нахождение предметов, в названии которых есть звук /Й/

Составление предложений и рассказа по картинке.

60

Гласные звуки и  буквы.

Буква Я.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Характеристика  буквы Я.

Различие А –Я.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Я.

Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Я. Составление предложений и рассказа по картинке.

Чтение слогов, слов  с буквой Я.

61

Буква Ю.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Характеристика  буквы Ю.

Различие У – Ю.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Самостоятельно придумать  слова, начинающиеся на букву Ю.

Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Ю. Составление предложений и рассказа по картинке.

62

Буква Е.

Характеристика  буквы Е.,

различие Э-Е.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Е.

Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Е

Составление предложений и рассказа по картинке.

63

Буква Ё.

Характеристика  буквы Ё.

Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква).

Формировать грамматический  навык правильного употребления слов  в речи на материале изучаемого  звука.

Развивать  мелкую  моторику.

Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Ё.

Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Ё. Составление предложений и рассказа по картинке.

64

Буквы ь, ъ

Буквы которые не звучат.

Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез,  сообразительность, память.

Составление предложений и рассказа по картинке. Письмо и чтение слов в рабочей тетрадке.

65

Игры с буквами

«Найди букву, подбери картинку»;

«Прочитай слог, подбери картинку»;

«Угадай слово по первым звукам, составь слово из букв».

Умение выполнять инструкции и играть в игры с буквами.

Последние 2 недели учебного года - диагностика

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Мебель, дидактическое и игровое оборудование  логопедического  кабинета

п/п

Наименование

Назначение

Примечание

МЕБЕЛЬ

1.

Детские стульчики,  столик, регулируемые по росту

Проведение фронтальных и подгрупповых занятий.

Маркировка по росту детей

2.

Стол для педагога, 2 стула

Проведение инд. работы с ребенком, методической работы педагога.

В логопедическом кабинете

3.

Шкаф

Для методических пособий и документации

В логопедическом кабинете

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Зеркало большое

Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением.

В логопедическом кабинете.

Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом.

2.

Зеркала маленькие по количеству детей в группе.

Индивидуальная  и самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением.

В группе и логопедическом кабинете

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.

Магнитофон и аудиотека на съемном носителе

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Пополняется в течении всего периода обучения

2.

Ноутбук

Для демонстрации речевых игр, ведение документации

Для индивидуальной работы

3.

Компьютерные речевые программы и игры (диск, флешка)

«Игры для тигры»,

«Лого ассорти» - Мерсибо,

«Генератор логопедических заданий» - Мерсибо,

«Привет, логопед!», др.

Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте и развитию речи

4.

Метроном механический

Для развития чувства ритма, темпа и координации

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Доска маркерная – магнитная (настенная и переносная)

Демонстрация наглядного материала.

Рисование схем, знаков и др.

Расположение на уровне глаз детей в кабинете и в группе        

2.

Касса для магнитных букв и цветных квадратов-символов звуков, слогов.

Для составления слов и звуко-слоговых схем

Расположение на уровне глаз детей в группе        

3.

Настольно-печатные игры с буквами (магнитные)

Для составления слогов, слов

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий

4.

Веер букв (пластиковый)

Для изучения зрительного и  слухового восприятия букв /звуков.

Печатные ПОСОБИЯ

1.

Предметные и сюжетные картинки

Размер: разный (от А-1 до А-8).

Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности.

В группе и логопедическом кабинете

2.

Дидактический материал по исправлению речи у детей дошкольного возраста.

Авторы:

Т.Б. Филечева,

Г.А. Каше.

8 серий предметных и сюжетных картинок для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи

Для  индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий

3.

Пособия по обучению дошкольников чтению:

Н.В. Нищева

«Мой букварь»;

Н.А. Ткаченко

Н.С. Жукова «Букварь»;

О. Жукова «Букварь»

М.П. Тумановская «Раннее обучение чтению»;

Обучение грамоте

Для индивидуальной работы

4

1. Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма».

2. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей /подготовительной группы»

Обучение грамоте

Рабочие тетради

5.

В.В. Коноваленко

С.В. Коноваленко

Игротека речевых игр. «Согласные звонкие и глухие».

« Согласные твердые и мягкие»

Игры по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.

Для  индивидуальных, подгрупповых занятий

6

Л.В. Фирсанова

Е.В. Маслова

«Твердые согласные звуки»

Учебно-игровой комплект по развитию фонематического слуха детей 3-7 лет

Для  индивидуальных, подгрупповых  занятий

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и нейрогимнастики

1.

Счётные палочки.

Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий.

Разные по цвету и фактуре.

2.

Пластмассовые буквы

Для игры «Угадай букву на ощупь»

3.

«Веселые шнурочки», «сухой бассейн»

Развитие мелкой моторики

Для  индивидуальных занятий

4.

Нейро таблицы - карты

Для развития межполушарного взаимодействия.

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий

3.2. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании:

1. Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018. (Серия «Уроки логопеда»)

2. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей /подготовительной группы»  - 2 альбома упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями: М., ООО « Издательство Гном», 2019.

3.  Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи– М.: Просвещение, 1985.

4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. (Конспекты занятий) ТЦ. Москва, 2009.

5. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Занимательное азбуковедение. Кн.для учителя /Сост. В.В. Волина – М.: Просвещение. 1991.

7. Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 6-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста.  Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...