Рабочая программа по формированию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа в подготовительной группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
в программа дано перспективное календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное календарно-тематическое планирование по обучению грамоте | 57.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 47»
Согласовано на заседании ППк УТВЕРЖДАЮ
От «_____»_____________2024 г. Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»
Протокол № __________________ _________________Бахарева Р.К.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа)
Подготовительная группа
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Автор-составитель:
учитель-логопед
Маркова Светлана Петровна
Г. Ачинск 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. | Пояснительная записка | 2 |
1.1 | Цель и характеристика коррекционного курса | 2 |
1.2. | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 2 |
1.3. | Система оценки достижения планируемых результатов | 3 |
II. | Содержание коррекционного курса | 3 |
2.1. | Описание места коррекционного курса в содержании Адаптированной основной образовательной программы (АООП) | 3 |
2.2. | Примерное календарно-тематическое планирование | 3 |
III | Организационный раздел | 11 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | 11 |
3.2. | Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании | 12 |
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
(Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),
На основе:
«Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева) и технологии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (далее с ТНР), зачисленными в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения на основании заключения ТПМПК.
- Цель коррекционного курса:
освоение фонетико-фонематической стороны родного языка и формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению адаптированной общеобразовательной программы и личностному развитию воспитанников подготовительной группы с ТНР.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- развитие просодической стороны речи;
- коррекцию произносительной стороны речи;
- работу над слоговой структурой слова;
- совершенствование фонематического восприятия, навыка звукового анализа и синтеза;
- профилактика дисграфии и дислексии;
- совершенствование навыка связной речи.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка на конец обучения в подготовительной группе:
- сформированы правильное речевое дыхание и навык мягкого голосоведения;
- нормализовалось движение артикуляционного аппарата, правильно артикулирует все согласные звуки;
- четко дифференцирует на слух и в произношении все изученные звуки,
повторяет в заданной последовательности слоговые цепочки из 3-х слогов с оппозиционными звуками;
- различает на слух длинные и короткие слова, передает ритмический рисунок слова по слогам с подсчетом их количества;
- различает понятия «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение»;
- сформирован навык анализа и синтеза слов простого слогового состава;
- узнает, находит, называет изученные буквы, читает по слогам, понимает смысл прочитанных слов.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий (промежуточный) мониторинг;
- итоговая диагностика в конце учебного года.
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Текущий мониторинг проводится методом наблюдения за качеством звукопроизношения и отражается в речевом профиле группы.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
2.1. Описание места коррекционного курса в содержании
Адаптированной основной образовательной программы (АООП)
Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Курс разработан на 1 года обучения, для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Адресат коррекционного курса:
дети старшего дошкольного возраста с сохранным слухом и интеллектом, имеющие общее недоразвитие речи.
Форма организации занятий – подгрупповая.
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность проведения занятия – 30/35 мин., время проведения – первая половина дня.
Содержание данного коррекционного курса связано с содержанием курса «Развитие речи», поэтому программные требования едины.
- На занятиях курса воспитанники получают основу для овладения грамотой, чтением и письмом в старшем дошкольном возрасте. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, осуществляется с учетом требований программы курса «Развитие речи».
- Предусмотрена работа в печатных тетрадях, автор: Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018. (Серия «Уроки логопеда»).
2.2. Примерное календарно-тематическое планирование
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
№ Занятия | Тема занятия | Цели и задачи | Ключевые элементы содержания НОД |
1 | Звуки. Неречевые и речевые звуки | Закреплять навык слухового восприятия на базе неречевых и речевых звуков и связанных с ним ассоциативного мышления. | Игры и упр. на развитие речевого дыхания. Артикуляционные упр. в играх. Упр. на ритмические движения, воспроизведение простого ритма (упр. с метраномом) Игра «Что звучит?» Словарь: шумовые звуки, речевые звуки, звукоподражание. |
2 | Гласные звуки | Закреплять:
Выделять ударный звук в начале, конце, в середине слова; определять место заданного гласного звука в слове. | Правило: Звуки мы слышим и произносим . Просодические упр. на дыхание и голосообразование: «Длинный - короткий звук», «высокий-низкий звук» Упр. на звукоподражание. Игра «Поймай звук», «Сломанный телевизор». Игры: «Звуковой кубик», «Звуковое лото». |
3 | Звук и буква А | Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность в чистоговорках и потешках. Закреплять умения подбирать устно слова, начинающиеся на звук/букву А, определять место звука /а/ в слове. Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Работа в печатных тетрадях. Печатать заглавную и прописную букву а. Учить стишки на букву А. Подбирать картинки на звук/букву А . Составлять предложения с использованием слов со звуком А. |
4 | Звук и буква У | Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность в чистоговорках и потешках. Закреплять умения подбирать устно слова, начинающиеся на звук/букву У, определять место звука в слове. Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Работа в печатных тетрадях. Печатать заглавную и прописную букву а. Учить стишки на букву У. Подбирать картинки на звук/букву У. Составлять предложения с использованием слов со звуком У. |
5 | Звуки и буквы «А – У» | Дифференциация звуков [А] и [У]. слияние гласных, чтение и письмо слов Ау, Уа. Учить выделять ударный гласный. | Уметь сливать гласные звуки [А] и [У] в слово, с выделением ударного звука. Работа в печатных тетрадях. |
6 | Звук и буква И | Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук. Уметь выделять звук [И], определять его место в слове. Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Работа в печатных тетрадях. Слияние гласных, чтение и письмо ИА, АИ. Учить стишки на букву И. Составлять предложения с использованием слов со звуком И. |
7 | Звук и буква М | Закреплять понятие «согласный звук», «Твердый – мягкий», «Звонкий звук». Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук, определять место звука в слове. Называть 5-10 слов, начинающихся на звук/букву М Развитие связной речи при составлении предложения и рассказа по картинке. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. «Поймай звук», «Камень-вата». Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо. Учить стишки на букву М. Составление предложений, рассказа по картине. |
8 | Звук и буква М | Дифференциация звуков /М – Мь/. Различать понятия «гласный – согласный звук», определять место звука в слове. Уметь сливать звуки и читать обратные и прямые слоги с буквой М. Закреплять навык составления звуковых схем слогов, слов. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо. Составление предложений, рассказа по картине. |
9 | Звук и буква О. | Уметь исключать слова, не содержащие изучаемый звук. Уметь выделять ударный звук [О], определять его место в слове. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование Чтение и письмо заглавной и строчной буквы, слогов ОМ, МО, слова МИМО (значение слова) Составление звуковых схем слогов, слов. Речевая разминка «В старом дереве дупло» |
10 | Звук и буква Н | Закреплять артикуляцию звука. Дифференциация звуков /Н – Нь/, определять место звука в слове. Уметь сливать звуки и читать обратные и прямые слоги с буквой Н. Закреплять навык составления звуковых схем слогов, слов. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо. |
11 | Звук и буква Н | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
12 | Звук и буква «ы» | Артикуляция звука. Характеристика звука. Выделение ударного звука [Ы]. Нахождение слов со /Ы/ по сюжетной картинке. Письмо буквы в рабочей тетради. | Уметь определять наличие или отсутствие в словах звук [Ы]. Уметь определять и обозначать место звука в слове. Правило: «Знают твердо малыши, нету слов на букву Ы». |
13 | Звуки и буквы «И-ы» | Дифференциация звуков [Ы] и [И в слоговых цепочках с одинаковыми согласными звуками. Определение места звука в слове. Развивать ритмичность речи, интонационную выразительность. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Инсценировка «Невероятной истории» на гласные звуки. |
14 | Звук и буква П | Закреплять фонематическое восприятие, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемых звуков. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо. |
15 | Звук и буква П | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
16 | Звук и буква Т | Закреплять фонематическое восприятие, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо. |
17 | Звук и буква Т | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
18 | Звук и буква Э | Закреплять правильную артикуляцию звука /Э/ Распознавать звук [э] в ряду звуков, на фоне слов-звукоподражаний, разных слов. Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Игры со звуком /Э/ - дыхательно-голосовые, артикуляционные, пальчиковые. Нахождение предметов, в названии которых есть звук /Э/. Называть слова, начинающиеся на Э. Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке. Работа в печатных тетрадях |
19 | Гласные звуки, буквы. | Повторение, закрепление. | Называть слова, начинающихся на гласную букву. Письмо букв. Игра в «Звуковое лото». |
20 | Звук и буква К | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговай анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ односложных слов. |
21 | Звук и буква К | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
22 | Звук и буква В. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговай анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ односложных слов. |
23 | Звук и буква В. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
24 | Звук и буква Д. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
25 | Звук и буква Д | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
26 | Звуки и буквы «Д-Т» | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Д]–[Т], [Д']-[Т']. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Д]-[Т] и [Д`]-[Т`]. Понятие звонкого и глухого звука. Различать слова с оппозиционными фонемами /т-д/ | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Раскрашивание (составление)звуковых схем слов. Игра «Наоборот». |
27 | Звук и буква Х. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
28 | Звук и буква Х. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
29 | Звук и буква Ф. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
30 | Звук и буква Ф. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
31 | Звуки и буквы «В-Ф» | Закреплять понятия «звонкий – глухой звук». Уметь тактильно определять звонкость и глухость Уметь четко выделять и дифференцировать на слух звуки [Ф]–[В], [Ф']-[В’] в слогах, словах. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Раскрашивание (составление)звуковых схем слов Игра «Наоборот». Отличие букв Ф-В. Работа в тетрадях. |
32 | Звук и буква Б. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
33 | Звук и буква Б. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
34 | Звуки и буквы «П-Б» | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Б]-[П], [Б']-[П’]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Б]-[П] и [Б']-[П’]. Закреплять понятия «звонкий – глухой звук», определять тактильно и на слух. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами /П-Б/. Игра «Наоборот». Раскрашивание (составление) звуковых схем слов. Работа в тетрадях. |
35 | Звук и буква Г. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
36 | Звук и буква Г. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
37 | Звуки и буквы «Г-К» | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Г]-[К] и [Г’]-[К’]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Г]- [К] и [Г’]-[К’]. Понятие звонкого и глухого звука. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). Обозначение звука на схеме слова. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами /К-Г/. Игра «Наоборот». Раскрашивание (составление) звуковых схем слов. Работа в тетрадях. |
38 | Звуки речи | Повторение понятий «гласные и согласные звуки». Умение дифференцировать звуки на гласные и согласные, разделять буквы на 2 группы. Закреплять навык определения 1 звука в слове, давать ему характеристику, составлять звуковую схему слов. | Игра «Живые буквы». Упр. «В старом дереве дупло» Звуковое кубики. «Цветные слова» - по составлению звуковой схемы слов. |
39 | Звуки С – Сь. Буква С. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
40 | Звук и буква С. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
41 | Звуки З – Зь. Буква З. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Камень – вата», «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
42 | Звук и буква З | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
43 | Звуки и буквы С – З. | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [С]-[З]. Работа над слуховой дифференциацией звуков. Уметь тактильно определять звонкость и глухость. Различать слова с оппозиционными фонемами /С-З/ [С]- [З]. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). Обозначение звука на схеме слова. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами /С-З/. Игра «Наоборот». Раскрашивание (составление) звуковых схем слов. Работа в тетрадях. |
44 | Звук и буква Ц. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
45 | Звук и буква Ц | Закрепление материала. Составление предложений и рассказа по картинке. | |
46 | Звук и буква Ш. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
47 | Звук и буква Ш. | Закрепление материала. Составление предложений и рассказа по картинке. | |
48 | Звуки и буквы С-Ш | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [С]-[Ш]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [С]- [Ш]. Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами /С-Ш/. Повторять слоговые цепочки с оппозиционными звуками. Игра «Наоборот». Раскрашивание (составление) звуковых схем слов. Работа в тетрадях. |
49 | Звук и буква Ж | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
50 | Звуки и буквы З – Ж – Ш | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Ж]-[Ш], [Ж]-[З]. Работа над слуховой дифференциацией звуков Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина слова). | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Упр. с веером букв на определение звука в слове. Различать слова с оппозиционными фонемами /З-Ж - Ш/. Повторять слоговые цепочки с оппозиционными звуками. Игра «Наоборот». Раскрашивание (составление) звуковых схем слов. |
51 | Звук и буква Щ | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
52 | Звуки Ш-Щ | Уметь различать звуки по твердости – мягкости, буквы по написанию. Характеристика и артикуляция звуков /Ш-Щ/, их дифференциация в слогах, словах, в потоке речи. | Проводить звуко-слоговой анализ. Самостоятельно называть слова, начинающиеся на данные звуки. |
53 | Звук и буква Ч | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
54 | Шипящие звуки | Дать понятие «шипящие звуки», различать их по звучанию, различать буквы по написанию. Проводить звуко-слоговой анализ. Самостоятельно называть слова, начинающиеся на данные звуки | Игра «Живые буквы». Звуковое кубики. «Цветные слова» - по составлению звуковой схемы слов. |
55 | Звуки Л – Ль. Буква Л. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
56 | Звук и буква Л. | Закрепление материала Составление предложений и рассказа по картинке. | |
57 | Звуки Р – Рь. Буква Р | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. | Просодические упр. на дыхание и голосообразование. Игры «Пальчики здороваются», «1-2-3». Заучиваем стишок, слова, начинающиеся на изучаемый звук. Работа в печатных тетрадях. Слияние звуков в слоги, слова, чтение и письмо, слоговой анализ слов. |
58 | Звуки и буквы Р - Л | Артикуляционные и фонетические отличия звуков [Р]-[Л]. Работа над слуховой дифференциацией звуков [Р]- [Л]. Дифференцировать /р-л/ в слогах, словах, предложениях. | Проговаривание чистоговорок. Звуко-слоговой анализ и синтез. Различать слова с оппозиционными фонемами /Р-Л/ |
59 | Звук и буква Й | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Характеристика и артикуляция звука /й/. Дифференцировать /й-ль/ в слогах, словах. | Самостоятельно называть слова, начинающиеся на букву Й. Нахождение предметов, в названии которых есть звук /Й/ Составление предложений и рассказа по картинке. |
60 | Гласные звуки и буквы. Буква Я. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Характеристика буквы Я. Различие А –Я. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Я. Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Я. Составление предложений и рассказа по картинке. Чтение слогов, слов с буквой Я. |
61 | Буква Ю. | Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. Характеристика буквы Ю. Различие У – Ю. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Самостоятельно придумать слова, начинающиеся на букву Ю. Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Ю. Составление предложений и рассказа по картинке. |
62 | Буква Е. | Характеристика буквы Е., различие Э-Е. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Е. Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Е Составление предложений и рассказа по картинке. |
63 | Буква Ё. | Характеристика буквы Ё. Закреплять понятия «звук» и «буква», профилактика дисграфии (определять кол-во элементов в букве, на что похоже буква). Формировать грамматический навык правильного употребления слов в речи на материале изучаемого звука. Развивать мелкую моторику. | Самостоятельно придумать слова, начинающихся на букву Ё. Уметь находить букву в печатном тексте, читать слоги, слова с буквой Ё. Составление предложений и рассказа по картинке. |
64 | Буквы ь, ъ | Буквы которые не звучат. Закреплять фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез, сообразительность, память. | Составление предложений и рассказа по картинке. Письмо и чтение слов в рабочей тетрадке. |
65 | Игры с буквами | «Найди букву, подбери картинку»; «Прочитай слог, подбери картинку»; «Угадай слово по первым звукам, составь слово из букв». | Умение выполнять инструкции и играть в игры с буквами. |
Последние 2 недели учебного года - диагностика |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Мебель, дидактическое и игровое оборудование логопедического кабинета
№ п/п | Наименование | Назначение | Примечание |
МЕБЕЛЬ | |||
1. | Детские стульчики, столик, регулируемые по росту | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Маркировка по росту детей |
2. | Стол для педагога, 2 стула | Проведение инд. работы с ребенком, методической работы педагога. | В логопедическом кабинете |
3. | Шкаф | Для методических пособий и документации | В логопедическом кабинете |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |||
1. | Зеркало большое | Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. | В логопедическом кабинете. Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом. |
2. | Зеркала маленькие по количеству детей в группе. | Индивидуальная и самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. | В группе и логопедическом кабинете |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |||
1. | Магнитофон и аудиотека на съемном носителе | Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Пополняется в течении всего периода обучения |
2. | Ноутбук | Для демонстрации речевых игр, ведение документации | Для индивидуальной работы |
3. | Компьютерные речевые программы и игры (диск, флешка) «Игры для тигры», «Лого ассорти» - Мерсибо, «Генератор логопедических заданий» - Мерсибо, «Привет, логопед!», др. | Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте и развитию речи | |
4. | Метроном механический | Для развития чувства ритма, темпа и координации | Для индивидуальных и подгрупповых занятий. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
1. | Доска маркерная – магнитная (настенная и переносная) | Демонстрация наглядного материала. Рисование схем, знаков и др. | Расположение на уровне глаз детей в кабинете и в группе |
2. | Касса для магнитных букв и цветных квадратов-символов звуков, слогов. | Для составления слов и звуко-слоговых схем | Расположение на уровне глаз детей в группе |
3. | Настольно-печатные игры с буквами (магнитные) | Для составления слогов, слов | Для индивидуальных и подгрупповых занятий |
4. | Веер букв (пластиковый) | Для изучения зрительного и слухового восприятия букв /звуков. | |
Печатные ПОСОБИЯ | |||
1. | Предметные и сюжетные картинки | Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. | В группе и логопедическом кабинете |
2. | Дидактический материал по исправлению речи у детей дошкольного возраста. Авторы: Т.Б. Филечева, Г.А. Каше. | 8 серий предметных и сюжетных картинок для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи | Для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий |
3. | Пособия по обучению дошкольников чтению: Н.В. Нищева «Мой букварь»; Н.А. Ткаченко Н.С. Жукова «Букварь»; О. Жукова «Букварь» М.П. Тумановская «Раннее обучение чтению»; | Обучение грамоте | Для индивидуальной работы |
4 | 1. Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма». 2. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей /подготовительной группы» | Обучение грамоте | Рабочие тетради |
5. | В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко Игротека речевых игр. «Согласные звонкие и глухие». « Согласные твердые и мягкие» | Игры по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет. | Для индивидуальных, подгрупповых занятий |
6 | Л.В. Фирсанова Е.В. Маслова «Твердые согласные звуки» | Учебно-игровой комплект по развитию фонематического слуха детей 3-7 лет | Для индивидуальных, подгрупповых занятий |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и нейрогимнастики | |||
1. | Счётные палочки. | Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий. | Разные по цвету и фактуре. |
2. | Пластмассовые буквы | Для игры «Угадай букву на ощупь» | |
3. | «Веселые шнурочки», «сухой бассейн» | Развитие мелкой моторики | Для индивидуальных занятий |
4. | Нейро таблицы - карты | Для развития межполушарного взаимодействия. | Для индивидуальных и подгрупповых занятий |
3.2. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании:
1. Г.А.Османова. «Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018. (Серия «Уроки логопеда»)
2. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей /подготовительной группы» - 2 альбома упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями: М., ООО « Издательство Гном», 2019.
3. Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи– М.: Просвещение, 1985.
4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. (Конспекты занятий) ТЦ. Москва, 2009.
5. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Занимательное азбуковедение. Кн.для учителя /Сост. В.В. Волина – М.: Просвещение. 1991.
7. Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 6-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста. Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа в средней группе компенсирующей направленности
Дано перспективное календарно-темптическое планирование по обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР...