МАСТЕР – КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ - как способ развития связной речи дошкольников»
материал по логопедии (старшая группа)

Емельянова Ольга Владимировна

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с  приемом, который обеспечивает эффективное запоминание текстов.

С задачами вы можете ознакомиться на экране.

Задачи.

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
  • дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_spravka_master-klassa.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная справка о мастер-классе

- Тема мастер-класса: «Волшебные колечки – как способ развития связной речи дошкольников»

- Ф.И.О. автора: Емельянова Ольга Владимировна

- Сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива):

 Образование: высшее, ГОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Музыкальное образование», 2004 год

Диплом о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе «Учитель-логопед» ГАУ ДПО «СОИРО», 2021 г.

Квалификационная категория: высшая, 2023 год

Курсы повышения квалификации: ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования" по программе "Проектирование и организация современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования", 2019 год

Общий стаж работы/Стаж работы в должности: 20 лет/14 лет

Личные достижения:

- Сертификат участия муниципального конкурса «Лучший образовательный сайт педагога ДОУ», 2019 г.

- Диплом I степени Недели педагогического мастерства, 2019 г.

- Почетная грамота Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района, 2019 г.

 - Благодарность Главы Энгельсского муниципального района Саратовской области, 2020 г.

 - Диплом III степени муниципального конкурса «Лучший образовательный сайт педагога ДОУ», 2020 г.

 - Сертификат участника регионального этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 2020 г.

 - Диплом Гран – При Недели педагогического мастерства, 2020 г.

- Диплом I степени муниципального дистанционного конкурса «Дидактические игры, пособия и методические разработки по знакомству детей дошкольного возраста с традициями и обычаями народов Саратовской губернии», 2020 г.

- Благодарность Энгельсского колледжа профессиональных технологий в рамках сетевого взаимодействия по практической подготовке квалифицированных специалистов ДОУ, 2022 г.

- Сертификат участника регионального инновационного проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям», 2022 г

- Сертификат участника областного конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», 2023

- Диплом I место в муниципальном заочно-дистационном конкурсе «Дидактические пособия для детей старшего дошкольного влзраста по ранней профориентации», 2023г

-Диплом IIстепени в VI муниципальном заочно-дистанционном конкурсе методических разработок по использованию технологии ТРИЗ-ОТСМ-РТВ «Педагогическая волна» в номинации «ТРИЗ-пособие», 2024г.

Достижения воспитанников:

 - Ансамбль «Веселые горошины» - Лауреаты II степени муниципального фестиваля – конкурса «Экология и мир искусства», 2017 г.

- Соколова Светлана, Диплом III степени, лауреат I муниципального конкурса детского творчества «Мы – наследники Победы», 2017 г.

- Султанов Амир, сертификат участия муниципального конкурса творчества «Сказочная Пушкинская страна», 2017 г.

- Команда «Форсаж», Диплом II степени лауреат муниципальных спортивных соревнований «Веселые старты», 2017 г.

- Диплом Iстепени воспитанникам группы №6 за победу в межрегиональном конкурсе в рамках акции «Покормите птиц зимой», 2024г.

Алгоритм технологии мастер-класса:

1.        Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

2.        Представление системы учебных занятий.

3.        Проведение имитационной игры.

4.        Моделирование.

5.        Рефлексия

Этапы построения мастер-класса:

1.Начальный этап (название мастер-класса)

2.Первый этап (выход на тему)

3. Второй этап (Создаем среду для решения проблемы)

4.Третий этап (Красиво ставим точку)

5. Четвертый этап (Философский бросок)

6. Пятый этап (Логическая цепочка АБА- начало конца или конец начала). Рефлексируем.

                       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79» ЭМР Саратовской области

МАСТЕР – КЛАСС

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ -

как способ развития связной речи дошкольников»

Подготовила:

учитель-логопед

Емельянова О.В.

                                                                2024

                                    Мастер-класс "«Волшебные колечки

как способ развития связной речи дошкольников»

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как способ развития связной речи.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с  приемом, который обеспечивает эффективное запоминание текстов.

С задачами вы можете ознакомиться на экране.

Задачи.

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
  • дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в коррекционной работе с детьми. А начать бы я хотела с четверостишья:

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

   

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Взгляните на экран, вот некоторые из распространенных проблем детской речи,  такие как:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  •  Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный     рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Как вы думаете, что может помочь? (ответы участников)

Одним из методов развития связной речи у детей  является использование всем известной мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Напомню. Суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы решают все поставленные проблемы детской речи, о которых я говорила выше.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой. Дети отвлекались от общей таблицы, теряли интерес, и передо мной возникла задача, как же удержать внимание каждого ребенка?

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

Основная часть

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”. Они представляют собой бумажные колечки с изображением картинки, соответствующей теме произведения

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен на экране.

А теперь я хочу перейти от теории к практике и пригласить одного участника.

Сейчас мы вместе с вами рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”. (выходит участник)

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например, стихотворение Ирины Гуриной «Транспорт»

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета”

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В  стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а вы отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А теперь я начну, а вы продолжите. (участнику)

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А сейчас я хочу пригласить еще двух участников.

Присаживайтесь за стол. Перед вами на столе лежат все необходимые материалы для изготовления пособия, вспомните любое стихотворение и схематично изобразите ключевые слова на колечках. Затем мы все внимательно послушаем что у вас получилось (группа выполняет задания)

А пока наши коллеги работают я предлагаю потренировать свою память и выучить пару стихотворений.

(читаю первое стихотворение).

Picture background

Я предлагаю вам выделить главные слова в этом стихотворении. (зал называет слова)

Стихотворение «Я листочки собираю»

Раз, два, три , четыре, Пять! Буду листья собирать. Лист берёзы , лист рябины.

А сейчас я хочу пригласить наших участников, и посмотреть, что же у них получилось. (участники представляют свое стихотворение)

Рефлексия.

Сейчас я хочу вам предложить забрать свое произведение с собой в группу и как обратную связь предложить вам на этих заготовках нарисовать свое настроение от моего мастер класса (подать заготовки колечек). Участники рисуют и надевают мне на пальцы колечки – отзывы.

Заключение

В заключении своего мастер класса мне бы хотелось сказать, что с помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, у них развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности.  Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В своей работе использую данную литературу.

1 Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

2 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

3 Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

4 Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

5 Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

6 Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

7 Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...

Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников

Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий...

Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....

Мастер класс «Волшебные колечки» как технология развития связной речи

Данная технология поможет специалистам в работе с детьми дошкольного возраста...