МАСТЕР – КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ - как способ развития связной речи дошкольников»
материал по логопедии (старшая группа)
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с приемом, который обеспечивает эффективное запоминание текстов.
С задачами вы можете ознакомиться на экране.
Задачи.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_spravka_master-klassa.docx | 65.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная справка о мастер-классе
- Тема мастер-класса: «Волшебные колечки – как способ развития связной речи дошкольников»
- Ф.И.О. автора: Емельянова Ольга Владимировна
- Сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива):
Образование: высшее, ГОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Музыкальное образование», 2004 год
Диплом о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе «Учитель-логопед» ГАУ ДПО «СОИРО», 2021 г.
Квалификационная категория: высшая, 2023 год
Курсы повышения квалификации: ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования" по программе "Проектирование и организация современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования", 2019 год
Общий стаж работы/Стаж работы в должности: 20 лет/14 лет
Личные достижения:
- Сертификат участия муниципального конкурса «Лучший образовательный сайт педагога ДОУ», 2019 г.
- Диплом I степени Недели педагогического мастерства, 2019 г.
- Почетная грамота Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района, 2019 г.
- Благодарность Главы Энгельсского муниципального района Саратовской области, 2020 г.
- Диплом III степени муниципального конкурса «Лучший образовательный сайт педагога ДОУ», 2020 г.
- Сертификат участника регионального этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 2020 г.
- Диплом Гран – При Недели педагогического мастерства, 2020 г.
- Диплом I степени муниципального дистанционного конкурса «Дидактические игры, пособия и методические разработки по знакомству детей дошкольного возраста с традициями и обычаями народов Саратовской губернии», 2020 г.
- Благодарность Энгельсского колледжа профессиональных технологий в рамках сетевого взаимодействия по практической подготовке квалифицированных специалистов ДОУ, 2022 г.
- Сертификат участника регионального инновационного проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям», 2022 г
- Сертификат участника областного конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», 2023
- Диплом I место в муниципальном заочно-дистационном конкурсе «Дидактические пособия для детей старшего дошкольного влзраста по ранней профориентации», 2023г
-Диплом IIстепени в VI муниципальном заочно-дистанционном конкурсе методических разработок по использованию технологии ТРИЗ-ОТСМ-РТВ «Педагогическая волна» в номинации «ТРИЗ-пособие», 2024г.
Достижения воспитанников:
- Ансамбль «Веселые горошины» - Лауреаты II степени муниципального фестиваля – конкурса «Экология и мир искусства», 2017 г.
- Соколова Светлана, Диплом III степени, лауреат I муниципального конкурса детского творчества «Мы – наследники Победы», 2017 г.
- Султанов Амир, сертификат участия муниципального конкурса творчества «Сказочная Пушкинская страна», 2017 г.
- Команда «Форсаж», Диплом II степени лауреат муниципальных спортивных соревнований «Веселые старты», 2017 г.
- Диплом Iстепени воспитанникам группы №6 за победу в межрегиональном конкурсе в рамках акции «Покормите птиц зимой», 2024г.
Алгоритм технологии мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
2. Представление системы учебных занятий.
3. Проведение имитационной игры.
4. Моделирование.
5. Рефлексия
Этапы построения мастер-класса:
1.Начальный этап (название мастер-класса)
2.Первый этап (выход на тему)
3. Второй этап (Создаем среду для решения проблемы)
4.Третий этап (Красиво ставим точку)
5. Четвертый этап (Философский бросок)
6. Пятый этап (Логическая цепочка АБА- начало конца или конец начала). Рефлексируем.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79» ЭМР Саратовской области
МАСТЕР – КЛАСС
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ -
как способ развития связной речи дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед
Емельянова О.В.
2024
Мастер-класс "«Волшебные колечки
как способ развития связной речи дошкольников»
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как способ развития связной речи.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с приемом, который обеспечивает эффективное запоминание текстов.
С задачами вы можете ознакомиться на экране.
Задачи.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в коррекционной работе с детьми. А начать бы я хотела с четверостишья:
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Взгляните на экран, вот некоторые из распространенных проблем детской речи, такие как:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Как вы думаете, что может помочь? (ответы участников)
Одним из методов развития связной речи у детей является использование всем известной мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Напомню. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы решают все поставленные проблемы детской речи, о которых я говорила выше.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой. Дети отвлекались от общей таблицы, теряли интерес, и передо мной возникла задача, как же удержать внимание каждого ребенка?
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”
Поэтому я решила соединить эти два вида работы.
Основная часть
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”. Они представляют собой бумажные колечки с изображением картинки, соответствующей теме произведения
Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен на экране.
А теперь я хочу перейти от теории к практике и пригласить одного участника.
Сейчас мы вместе с вами рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”. (выходит участник)
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например, стихотворение Ирины Гуриной «Транспорт»
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за дуга?).
Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.
“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета”
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.
В стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а вы отвечать.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
А теперь я начну, а вы продолжите. (участнику)
Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
А сейчас я хочу пригласить еще двух участников.
Присаживайтесь за стол. Перед вами на столе лежат все необходимые материалы для изготовления пособия, вспомните любое стихотворение и схематично изобразите ключевые слова на колечках. Затем мы все внимательно послушаем что у вас получилось (группа выполняет задания)
А пока наши коллеги работают я предлагаю потренировать свою память и выучить пару стихотворений.
(читаю первое стихотворение).
Я предлагаю вам выделить главные слова в этом стихотворении. (зал называет слова)
Стихотворение «Я листочки собираю»
А сейчас я хочу пригласить наших участников, и посмотреть, что же у них получилось. (участники представляют свое стихотворение)
Рефлексия.
Сейчас я хочу вам предложить забрать свое произведение с собой в группу и как обратную связь предложить вам на этих заготовках нарисовать свое настроение от моего мастер класса (подать заготовки колечек). Участники рисуют и надевают мне на пальцы колечки – отзывы.
Заключение
В заключении своего мастер класса мне бы хотелось сказать, что с помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, у них развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В своей работе использую данную литературу.
1 Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
2 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
3 Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
4 Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
5 Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
6 Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
7 Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...
Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников
Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий...
Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....
Мастер класс «Волшебные колечки» как технология развития связной речи
Данная технология поможет специалистам в работе с детьми дошкольного возраста...