Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
консультация
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
- научить педагогов использовать пособие «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
- повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_kolechki.pptx | 585.6 КБ |
master_-_klass_dlya_vospitateley.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов. Задачи. Обучающие: дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии; дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений. Развивающие: популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; Воспитательные: активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в речевой работе с детьми. Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “ О, как же ты красива !”
Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. МНЕМОТЕХНИКА – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”. Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример готовых колечек
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”. 1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки . В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон.
3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз. На этом этапе происходит повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек». А кто из детей может рассказать стихотворение без «колечек»?
Использование колечек при подготовке к обучению грамоте
Итог. Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи.
Ничипорчук Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ №11
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи.
- научить педагогов использовать пособие «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
- повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников.
Оборудование: пособия «Волшебные колечки.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор; внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Тема нашей встречи «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически сделать пособие которые, я начинаю использовать в речевой работе с детьми средней группы.
На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Не сформированность грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
МНЕМОТЕХНИКА- от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Напомню.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Василий Александрович Сухомлинский сказал, что: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А учёный Владимир Михайлович Бехтерев говорил, что: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
Поэтому я решила соединить эти два вида работы.
1.Основная часть.
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
Пример готовых колечек представлен на (слайде №5).
Сегодня мы поэтапно рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия. Заучивание может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Заучивание состоит из 5 этапов.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. (Слайд № 6). При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки. В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например:
( Слайд№ 7)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»
Уснул бычок, лёг в коробку на бочок – надеваем на безымянный «Бычка»
Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»
Только слон не хочет спать. - на указательный «Слона»
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон. - на безымянный « Слониху»
4 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».
Коллеги, а кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а вы продолжите. Обязательно нужно похвалить ребенка. Молодец! А теперь без моей помощи.
Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.
(Слайд №9).
3.Заключительная часть.
Детям нравится работать с колечками. Использовать их можно и на при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «А». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: астра, арбуз, автобус. (Слайд №10) при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х», а Юля колечки, в которых есть звук «К».
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. «Жили у Бабуси»…Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с гусями на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать, попрыгать с кочки на кочку.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
- сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Рефлексия «Багаж знаний».
На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Коллегам раздаются карточки. Если ответы - узнали что-то новое, то карточки прикрепляют на чемодан. Если нет – то к мусорной корзине.
Спасибо вам всем! Успехов в нашей не легкой, но творческой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....
МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...
Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...
Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....