Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Лего-технология, как способ развития речи дошкольников»

Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном, через реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у дошкольников качеств и способностей, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, создавать качественно-новое социальное пространство. К педагогу предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. 

Использование в педагогической практике лего-конструирования в игровой деятельности, известно давно, а применяя в совокупности определенные умения, навыки и знания можно использовать лего-конструирование как технологию.

Лего – серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта.

Лего-технология, это способ преобразования конструкции, способствует:

- развитию лексико-грамматических средств речи;

- формированию грамматической составляющей речи, обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов;

- развитию высших психических функций и мелкой моторики рук.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становиться важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, при этом быстро обогащается его словарный запас.

Совместная конструктивная деятельность детей, коллективные постройки, играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе, умения предварительно договориться, распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс их изготовления и работать дружно, не мешая друг другу.

Предлагаю вашему вниманию некоторые дидактические игры на развитие высших психических функций: памяти, внимания, пространственных представлений.

1. «Вспомни и собери» (работа в команде)

Задание. Внимательно посмотрите на мою постройку, запомните и постройте такую же.

Вопросы:

- Какого цвета у вас первый ряд?

- На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?

- Сколько окошек у дома?

- Какой геометрической фигуры крыша у дома?

Посмотрите на мою постройку и постройку, которую построили вы.

- Есть ли отличия между ними, если есть, скажите какие?

2. «Найди для Матрёшки место»

Задание: поставь матрёшку на крышу, спрячь матрёшку за домик, поставь матрёшку около окошка, посади матрёшку перед домиком.

3. «Мозаика» (способствует развитию сенсорных эталонов, величины, формы и цвета.

Задание: собери змейку из лего: деталей зеленого цвета; желтого цвета; сделай ее извилистой, прямой, длинной, короткой;

4. «Башня»

Задание: построй башню, одну больше другой, и расскажи про свою башню, какая она, из каких геометрических фигур сделана, какие присутствуют цвета в твоей башне, из скольких кубиков построена высокая башня, низкая.

5. «Башенка» (закрепляем предлоги на, под, между)

Задание: на столе кирпичики разного цвета,

- поставьте кирпичик на кирпичик, постройте башенку (на)

- внизу был красный, а на верху желтый (под)

- поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик был между красным и зеленым кирпичиком (между)

- расскажи о своей конструкции так, на столе лежит желтый кирпичик, продолжай (под красным лежит желтый кирпичик, между красным и зеленым лежит синий кирпичик).

6. «Сосчитай и назови» (на закрепление грамматических конструкций)

Задание: у меня одна лего-елка, скажи, как будет много, например, один кубик, а много – кубиков, посчитайте, сколько елок у вас, сколько ёлок у Кати? (4). Катя подарила одну ёлку Лизе, сколько ёлок стало у Лизы? Посчитай, сколько всего у тебя елок?

При проигрывании таких дидактических игр задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие ребенка. А выполняя постройки из лего-конструирования ребенок закрепляет цвет, форму, величину, размер предмета, количество и счет. Конструктивная деятельность – это еще и деятельность благоприятная для формирования связной речи дошкольников. Специфика обучения рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание. При проведении спонтанной конструктивно – игровой деятельности, детям трудно составить рассказ об этапах планирования будущей постройки, о ее выполнении, о будущей игре с постройкой. Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются. Педагогу необходимо поощрять элементы фантазии, которые дети вносят в свой рассказ, обращать на них внимание других детей, тем самым способствуя их речевой активности и воображению. Необходимо обогащать разные виды детской деятельности новым содержанием, способами и приемами, чтобы у детей возникла способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно скажется на развитии как детского мышления, так и самой детской деятельности. В том числе и лего-конструирования.

Использованная литература:

1. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников

Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир....

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как способ развития связной речи дошкольников"

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мы...

Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"

Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...