МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».
материал по развитию речи (старшая группа)
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
Развивающие: • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; • повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.
Воспитательные: • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия «Волшебные колечки».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Волшебные колечки»
как метод развития связной речи у детей с ТНР.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи.
Обучающие:
• дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
Развивающие:
• популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.
Воспитательные:
• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия «Волшебные колечки».
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
- внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер-класса
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи у детей с ТНР.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи.
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
Поэтому я решила соединить эти два вида работы.
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОТОВЫХ «ВОЛШЕБНЫХ КОЛЕЧЕК».
Представляю вашему вниманию готовые пособия «Волшебные колечки».
Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке.
III. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЛШЕБНЫХ КОЛЕЧЕК».
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт «Ракета» -
Это транспорт, транспорт это!
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за дуга?).
Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.
«Ракета» (Как может ракета плыть?) «Ракета» - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета.
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко «Автобус».
Вот машина – на безымянный колечко «Машина».
Едет самосвал большой. – на средний колечко «Самосвал».
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко «Трамвай».
По реке плывёт «Ракета» - на большой колечко «Ракета».
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения с помощью «колечек».
А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.
Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».
А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Уважаемые, воспитатели! Давайте с вами разделимся на три команды и попробуем вместе сделать «волшебные колечки» и заучить стихотворение.
Для этого команде нужно выбрать из предложенных любое стихотворение для заучивания, выделить главные ключевые слова, выразительно его прочитать, разбить стихотворение на части и нарисовать на готовых шаблонах «колечки».
Участники мастер-класса самостоятельно продумывают и изготовляют «волшебные колечки». Затем знакомят со своим стихотворением с помощью «волшебных колечек».
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»
Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:
– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;
– жёлтое – информация раскрыта недостаточно;
– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.
Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко и рассказать почему «стрела» именно в этом яблоке, что дал мастер-класс для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....
Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...
Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...
Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....