Методическая разработка. Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) "Чудесное зеркало"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Закрепление словаря и грамматических категорий по лексическим темам "Человек", "Посуда", "Одежда", "Мебель"; развитие фонематических процессов и формирование навыков звуко-слогового анализа слов; развитие связной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб

                                Конспект занятия с элементами сказкотерапии

                                             «Чудесное зеркало»

                            с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР

                                                                                                              Учитель-логопед

                                                                                                               Филиппова В.Г.

Цель занятия: развитие речевого общения и активизация речи с использованием элементов сказкотерапии.

Задачи:

 - закрепление номинативного и адъективного словаря по лексическим темам «Посуда», «Человек», последовательности на примере дней недели; формирование навыков звуко-слогового анализа слов; формирование навыка построения учебного высказывания;

 - развитие лексико-грамматических категорий – образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование их с числительными,  подбор антонимов, образование сложных слов; фонематических процессов; просодических компонентов речи интонации, голосоведения); связной речи; развитие мыслительных процессов; развитие общей и ручной моторики;

 - воспитание умения сопереживать героям сказок, трудолюбия, активности, умения оценивать поступки людей и сравнивать положительные и отрицательные качества героев трудолюбия, активности, аккуратности при обращении с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование: магнитная доска, предметные картинки с магнитами, интерактивная доска, мультимедийная презентация, разноцветные колпаки, большие карточки со схемами звуко-слогового анализа, карточки и камешки Марблс.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Волшебное зеркальце», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Белоснежка» братьев Гримм в переводе С. И. Снессоревой (сокращённые варианты); просмотр фрагментов спектакля «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Л. Устинова и О. Табакова; рассматрвание иллюстраций

Ход занятия.

 1. Оргмомент.

Учитель-логопед (далее Л.) и дети (Д.) у стенда, где изображены различные волшебные предметы из сказок: ковёр-самолет, ягоды, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, чудесный горшочек, дудочка, избушка на курьих ножках и т.д.

Л. – Ребята, вам знакомы эти предметы? (Дети называют предметы и знакомые сказки). Но здесь нет ещё одного предмета. Отгадайте, какого.

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это?..

Д. – Зеркало!

2. Введение в тему.

Л. – Ребята, а что чудесного в зеркале? Для чего оно нужно?

Д. говорят, как человек использует зеркало. В том числе – на занятиях с логопедом.

Л.  – А в каких сказках было волшебное зеркало?

Д. называют «Волшебное зеркальце», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Алиса в Зазеркалье», «Снежная королева», «Королевство кривых зеркал» и др.

Л. - В каких сказках зеркало было говорящим? Оно говорило правду? У кого был этот предмет? Зеркало было доброе или злое? Кому оно помогало?

Ответы детей: «Волшебное зеркальце», «Белоснежка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», зеркало всегда говорило правду, оно было ни доброе, ни злое, своими ответами зеркало помогало злой царице.

Л.  – А кто помогал Белоснежке?..  (Цветы, гномы). А теперь это зеркало спрятано гномами вместе с другими сокровищами. Они не хотят, чтоб оно попало в плохие руки и принесло кому-то беду. Но если мы отгадаем их загадки, то сможем увидеть это зеркало.

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и использование их во множественном числе в косвенном падеже.

    Л. – Ребята, сколько гномов жило в избушке?

    Д. – В избушке жило семь гномов.

    Л. – Да, и у каждого был свой характер. А звали их так же, как дни недели. Давайте назовем их по порядку.

Дети называют гномов, и они появляются на экране.

    Л.  – А теперь очередь их загадок. Первая загадка – от первого гнома. Это - … правильно, Понедельник. Он самый серьёзный. Назовите зеркало «ласково», как маленький предмет.

   Д. – Зеркальце.

   Л. – Какие предметы и сколько их было у маленьких гномов? Не забывайте назвать их «ласково», как мы называем маленькие предметы.

На экране большая цифра 7, к которой добавляется предметная картинка.

   Д.  – У гномов было семь кроваток (колпачков, стульчиков, тарелочек, вилочек, ножичков, ложечек, стаканчиков).

 

4. Составление вопросительных предложений по опорной предметной картинке с подбором подходящего действия.

 

  Л. – Вспомните, что сказал каждый гном, когда Белоснежка появилась в их доме?

Дети надевают колпачки и с помощью предметных картинок составляют вопросы: «Кто садился на мой стульчик? Кто ел из моей тарелочки? Кто взял мою вилочку? Кто резал моим ножичком? Кто пил из моего стаканчика?», соблюдая вопросительную интонацию.

 

5. Подбор определений и образование сложных слов.

 Л. – Второй гном спешит загадать загадки. Как его звали? … Вторник – изобретатель. Он придумывает разные вещи и названия их. Он хочет узнать, хорошо ли вы знаете, какая Белоснежка.

     Дети подбираю определения – красивая, добрая смелая, заботливая, нежная, ласковая, хозяйственная…

     Л. – А вы умеете складывать слова, чтоб получились новые? Мы тогда можем больше рассказать о Белоснежке. У Белоснежки тёмные волосы. Значит, она какая? – (Темноволосая). Большие глаза. Белая кожа. Черные брови. Она любит трудиться. (Большеглазая, белокожая, чернобровая, трудолюбивая). А почему Белоснежку так назвали (она была белая, как снег).

6. Подбор определений-антонимов.  

    Л. – Как зовут третьего Гнома?

     Д. – Среда.

     Л. – Среда хочет спросить у вас, с какими словами мачеха Белоснежки обращалась к зеркальцу?

     Д. – Свет мой, зеркальце! Скажи,

             Да всю правду доложи,

             Я ль на свете всех милее,

             Всех румяней и белее?

    (Примечание. Переводов сказки братьев Гримм «Белоснежка» в России было множество. В одном из первых, С. И. Снессоревой, используется обращение, как в известной сказке А. С. Пушкина, созданной на основе русских народных сказок, мачеха там – царица).

Л. – А что зеркало отвечало царице?

Д. – Ты, царица, всех милее,

         Всех румяней и белее.

Л.  – Но мы помним, что царица в сказке превращалась в ведьму и колдовала.  Среда предлагает нам сравнить Белоснежку и ведьму с помощью картинок.

Д. с помощью Л. подбирают противоположные определения и составляют с ними противительные предложения: «Белоснежка красивая, а ведьма уродливая, страшная. Белоснежка добрая, а ведьма злая. (Причесанная – растрепанная. Аккуратная – неряшливая. Трудолюбивая – ленивая. Молодая – старая. Умная – глупая. Доверчивая – коварная.)

7.  Физминутка.

Веселый Среда и поэт Четверг сочинили весёлую песенку и приглашают вас потанцевать вместе с ними. Видео с танцующими гномами. «Гномы к танцу приглашают» (Надежда Тихонова).

8. Подбор слов к схеме звуко-слогового анализа.

 Л. – Ребята, как зовут пятого гнома?.. Да, это Пятница. Он любит готовить и угощать. А Белоснежка научила его разводить цветы на клумбах. Он постарался и выложил с помощью цветов имена друзей Белоснежки, за которыми она ухаживала, живя во дворце. Как назывались эти цветы (Кактус, Ромашка). Вместо кружков – синие и красные цветки.

 Скажите, где Пятница сложил из цветов  C:\Users\Oleg\Downloads\слова 3.jpgслово «Кактус»? Как вы определили?

   Д. – В слове «кактус» два слога и т.д.

   Л. – Назовите первый слог, второй; гласные звуки (покажите эти цветочки на клумбе); последний звук, третий, каким цветом они обозначены, почему и т.д. А где слово «Ромашка»? Почему эта клумба длиннее? Одинаковые звуки в словах «ромашка» и «кактус»? (возможные варианты вопросов).

9. Выкладывание рисунка или слова с помощью камешков Марблс.

  Л. – Шестой гном – это … (Суббота). Он самый недоверчивый, очень боялся потерять драгоценности, богатства. Но мы с вами, наоборот, подарим картинки и надписи из красивых камушков.

Дети на подготовленных карточках выкладывают в зависимости от уровня подготовки картинки по образцу (улыбающееся лицо, домик) или слова («гном». «гномы», «гномик», «гномики»).

10. Оценка деятельности и самооценка. 

Л. – Настала очередь кого?.. Да, Воскресенья. Он рад, что вы справились со всеми заданиями. Вы очень понравились гномам. А кто же понравился больше всех? Вы узнаете этот секрет, если по очереди подойдете к этой шкатулочке и посмотрите в неё. Но секрет пока выдавать нельзя! Ничего не говорите, а только улыбнитесь!

 Дети по очереди по знаку Л. подходят к шкатулке, на дне которой зеркало и заглядывают в неё.

Л. – Ребята, как выдумаете, раскрыли мы секрет гномов? Это простое зеркало. Оно не говорит, но показывает только правду. Когда человек смотрит на мир с доброй улыбкой, он всегда красивый!

10. Итоги занятия, окончание.

Л. – Воскресенье очень любит музыку. Прежде чем он сыграет вам веселую музыку на прощанье, давайте вспомним, что мы делали в гостях у гномов. Что вам понравилось больше всего?.. Гномы дарят вам на память свои портреты, только их нужно будет раскрасить, ведь они любят яркие наряды!

Дети под «Танцуем с гномами» (неизвестный исполнитель, звуковой файл с той же музыкой, что и в физминутке) выполняют произвольные движения и по окончании уходят.

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей с ЗПР (Старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект  итогового интегрированного занятия "Весна идёт". Старший дошкольный возраст (6-7 лет)....

Конспект интегрированного занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Огонь, вода и дороги большого города»

Цель: 1. Закрепить знание детей  о правилах пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем2. Познакомить детей с правилами поведения на воде, и через игровые ситуации отработать их пр...

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста содержит тему, цели и упражнения, направленные на развитие у дошкольников с СНР слухового внимания, речевой, мимической ...

Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".

Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»

Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск...