Методическая разработка. Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) "Чудесное зеркало"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление словаря и грамматических категорий по лексическим темам "Человек", "Посуда", "Одежда", "Мебель"; развитие фонематических процессов и формирование навыков звуко-слогового анализа слов; развитие связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб
Конспект занятия с элементами сказкотерапии
«Чудесное зеркало»
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР
Учитель-логопед
Филиппова В.Г.
Цель занятия: развитие речевого общения и активизация речи с использованием элементов сказкотерапии.
Задачи:
- закрепление номинативного и адъективного словаря по лексическим темам «Посуда», «Человек», последовательности на примере дней недели; формирование навыков звуко-слогового анализа слов; формирование навыка построения учебного высказывания;
- развитие лексико-грамматических категорий – образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование их с числительными, подбор антонимов, образование сложных слов; фонематических процессов; просодических компонентов речи интонации, голосоведения); связной речи; развитие мыслительных процессов; развитие общей и ручной моторики;
- воспитание умения сопереживать героям сказок, трудолюбия, активности, умения оценивать поступки людей и сравнивать положительные и отрицательные качества героев трудолюбия, активности, аккуратности при обращении с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование: магнитная доска, предметные картинки с магнитами, интерактивная доска, мультимедийная презентация, разноцветные колпаки, большие карточки со схемами звуко-слогового анализа, карточки и камешки Марблс.
Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Волшебное зеркальце», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Белоснежка» братьев Гримм в переводе С. И. Снессоревой (сокращённые варианты); просмотр фрагментов спектакля «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Л. Устинова и О. Табакова; рассматрвание иллюстраций
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Учитель-логопед (далее Л.) и дети (Д.) у стенда, где изображены различные волшебные предметы из сказок: ковёр-самолет, ягоды, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, чудесный горшочек, дудочка, избушка на курьих ножках и т.д.
Л. – Ребята, вам знакомы эти предметы? (Дети называют предметы и знакомые сказки). Но здесь нет ещё одного предмета. Отгадайте, какого.
Вот уж чудо так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это?..
Д. – Зеркало!
2. Введение в тему.
Л. – Ребята, а что чудесного в зеркале? Для чего оно нужно?
Д. говорят, как человек использует зеркало. В том числе – на занятиях с логопедом.
Л. – А в каких сказках было волшебное зеркало?
Д. называют «Волшебное зеркальце», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Алиса в Зазеркалье», «Снежная королева», «Королевство кривых зеркал» и др.
Л. - В каких сказках зеркало было говорящим? Оно говорило правду? У кого был этот предмет? Зеркало было доброе или злое? Кому оно помогало?
Ответы детей: «Волшебное зеркальце», «Белоснежка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», зеркало всегда говорило правду, оно было ни доброе, ни злое, своими ответами зеркало помогало злой царице.
Л. – А кто помогал Белоснежке?.. (Цветы, гномы). А теперь это зеркало спрятано гномами вместе с другими сокровищами. Они не хотят, чтоб оно попало в плохие руки и принесло кому-то беду. Но если мы отгадаем их загадки, то сможем увидеть это зеркало.
3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и использование их во множественном числе в косвенном падеже.
Л. – Ребята, сколько гномов жило в избушке?
Д. – В избушке жило семь гномов.
Л. – Да, и у каждого был свой характер. А звали их так же, как дни недели. Давайте назовем их по порядку.
Дети называют гномов, и они появляются на экране.
Л. – А теперь очередь их загадок. Первая загадка – от первого гнома. Это - … правильно, Понедельник. Он самый серьёзный. Назовите зеркало «ласково», как маленький предмет.
Д. – Зеркальце.
Л. – Какие предметы и сколько их было у маленьких гномов? Не забывайте назвать их «ласково», как мы называем маленькие предметы.
На экране большая цифра 7, к которой добавляется предметная картинка.
Д. – У гномов было семь кроваток (колпачков, стульчиков, тарелочек, вилочек, ножичков, ложечек, стаканчиков).
4. Составление вопросительных предложений по опорной предметной картинке с подбором подходящего действия.
Л. – Вспомните, что сказал каждый гном, когда Белоснежка появилась в их доме?
Дети надевают колпачки и с помощью предметных картинок составляют вопросы: «Кто садился на мой стульчик? Кто ел из моей тарелочки? Кто взял мою вилочку? Кто резал моим ножичком? Кто пил из моего стаканчика?», соблюдая вопросительную интонацию.
5. Подбор определений и образование сложных слов.
Л. – Второй гном спешит загадать загадки. Как его звали? … Вторник – изобретатель. Он придумывает разные вещи и названия их. Он хочет узнать, хорошо ли вы знаете, какая Белоснежка.
Дети подбираю определения – красивая, добрая смелая, заботливая, нежная, ласковая, хозяйственная…
Л. – А вы умеете складывать слова, чтоб получились новые? Мы тогда можем больше рассказать о Белоснежке. У Белоснежки тёмные волосы. Значит, она какая? – (Темноволосая). Большие глаза. Белая кожа. Черные брови. Она любит трудиться. (Большеглазая, белокожая, чернобровая, трудолюбивая). А почему Белоснежку так назвали (она была белая, как снег).
6. Подбор определений-антонимов.
Л. – Как зовут третьего Гнома?
Д. – Среда.
Л. – Среда хочет спросить у вас, с какими словами мачеха Белоснежки обращалась к зеркальцу?
Д. – Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Примечание. Переводов сказки братьев Гримм «Белоснежка» в России было множество. В одном из первых, С. И. Снессоревой, используется обращение, как в известной сказке А. С. Пушкина, созданной на основе русских народных сказок, мачеха там – царица).
Л. – А что зеркало отвечало царице?
Д. – Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Л. – Но мы помним, что царица в сказке превращалась в ведьму и колдовала. Среда предлагает нам сравнить Белоснежку и ведьму с помощью картинок.
Д. с помощью Л. подбирают противоположные определения и составляют с ними противительные предложения: «Белоснежка красивая, а ведьма уродливая, страшная. Белоснежка добрая, а ведьма злая. (Причесанная – растрепанная. Аккуратная – неряшливая. Трудолюбивая – ленивая. Молодая – старая. Умная – глупая. Доверчивая – коварная.)
7. Физминутка.
Веселый Среда и поэт Четверг сочинили весёлую песенку и приглашают вас потанцевать вместе с ними. Видео с танцующими гномами. «Гномы к танцу приглашают» (Надежда Тихонова).
8. Подбор слов к схеме звуко-слогового анализа.
Л. – Ребята, как зовут пятого гнома?.. Да, это Пятница. Он любит готовить и угощать. А Белоснежка научила его разводить цветы на клумбах. Он постарался и выложил с помощью цветов имена друзей Белоснежки, за которыми она ухаживала, живя во дворце. Как назывались эти цветы (Кактус, Ромашка). Вместо кружков – синие и красные цветки.
Скажите, где Пятница сложил из цветов слово «Кактус»? Как вы определили?
Д. – В слове «кактус» два слога и т.д.
Л. – Назовите первый слог, второй; гласные звуки (покажите эти цветочки на клумбе); последний звук, третий, каким цветом они обозначены, почему и т.д. А где слово «Ромашка»? Почему эта клумба длиннее? Одинаковые звуки в словах «ромашка» и «кактус»? (возможные варианты вопросов).
9. Выкладывание рисунка или слова с помощью камешков Марблс.
Л. – Шестой гном – это … (Суббота). Он самый недоверчивый, очень боялся потерять драгоценности, богатства. Но мы с вами, наоборот, подарим картинки и надписи из красивых камушков.
Дети на подготовленных карточках выкладывают в зависимости от уровня подготовки картинки по образцу (улыбающееся лицо, домик) или слова («гном». «гномы», «гномик», «гномики»).
10. Оценка деятельности и самооценка.
Л. – Настала очередь кого?.. Да, Воскресенья. Он рад, что вы справились со всеми заданиями. Вы очень понравились гномам. А кто же понравился больше всех? Вы узнаете этот секрет, если по очереди подойдете к этой шкатулочке и посмотрите в неё. Но секрет пока выдавать нельзя! Ничего не говорите, а только улыбнитесь!
Дети по очереди по знаку Л. подходят к шкатулке, на дне которой зеркало и заглядывают в неё.
Л. – Ребята, как выдумаете, раскрыли мы секрет гномов? Это простое зеркало. Оно не говорит, но показывает только правду. Когда человек смотрит на мир с доброй улыбкой, он всегда красивый!
10. Итоги занятия, окончание.
Л. – Воскресенье очень любит музыку. Прежде чем он сыграет вам веселую музыку на прощанье, давайте вспомним, что мы делали в гостях у гномов. Что вам понравилось больше всего?.. Гномы дарят вам на память свои портреты, только их нужно будет раскрасить, ведь они любят яркие наряды!
Дети под «Танцуем с гномами» (неизвестный исполнитель, звуковой файл с той же музыкой, что и в физминутке) выполняют произвольные движения и по окончании уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей с ЗПР (Старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Конспект итогового интегрированного занятия "Весна идёт". Старший дошкольный возраст (6-7 лет)....
Конспект интегрированного занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Огонь, вода и дороги большого города»
Цель: 1. Закрепить знание детей о правилах пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем2. Познакомить детей с правилами поведения на воде, и через игровые ситуации отработать их пр...
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста содержит тему, цели и упражнения, направленные на развитие у дошкольников с СНР слухового внимания, речевой, мимической ...
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Подарок пограничникам"
Занятие к Дню защитника Отечества...
Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".
Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»
Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах».
Автоматизация звука [л] в слогах и словах....