Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Педагогу необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны для детей дошкольного возраста.
Одной из таких современных инновационных технологий является лэпбук – средство для реализации системно-деятельностного подхода, которое в условиях ФГОС ДО отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова, развивает у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам:
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Рисование методом Эбру, как метод арт-терапии, обретает большую популярность в настоящее время, так как своей красочностью и простотой использования, безусловно, притягивает детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 станицы Петровской муниципального образования Славянский район
Методическая разработка
по развитию эмоциональной сферы
детей среднего и старшего дошкольного возраста
лэпбук «Техника рисования Эбру»
Автор: педагог-психолог МБДОУ д/с №25 Робская О.И.
2022 г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка поможет педагогу-психологу детского сада в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для создания развивающей изотерапевтической среды.
Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Педагогу необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны для детей дошкольного возраста.
Одной из таких современных инновационных технологий является лэпбук – средство для реализации системно-деятельностного подхода, которое в условиях ФГОС ДО отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова, развивает у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам:
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Рисование методом Эбру, как метод арт-терапии, обретает большую популярность в настоящее время, так как своей красочностью и простотой использования, безусловно, притягивает детей.
Практическая новизна методической разработки заключается в том, что лепбук «Техника рисования Эбру» имеет множественный психологический эффект – не только обучение техники рисования и снижение психоэмоционального напряжения посредством рисования, но и развитие высших психических функций – воображения и мышления, ведь, ориентируясь на заданные примеры, дети не только демонстрируют наглядно-действенное мышление, но и создают свои образы, тем самым демонстрируя воображение и наглядно-образное мышление.
Цель: создание развивающей арт-терапевтической среды посредством Эбру.
Задачи:
- сформировать представление детей о рисовании красками Эбру;
- научить использовать Эбру посредством примеров;
- побудить к проявлению творческого воображения;
- развивать наглядно-образное мышление посредством картотеки игр;
- показать релаксационный ресурс Эбру.
Педагогические технологии:
1. Игровые
2. Здоровьесберегающие
3. Личностно-ориентированная
4. Технология проектной деятельности
5. Эвристические, поисковые
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, разъяснение, обсуждение, чтение, поручение, анализ ситуаций и др.
Наглядные: иллюстрирование, демонстрация, показ, рассматривание.
Методы практического обучения: индивидуальные, групповые и совместные с родителями занятия с применением красок Эбру.
Формы работы:
Подгрупповая, индивидуальная, совместная с родителями. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий, свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников.
Основное содержание лэпбука включает «папку-раскладушку», наполненную разнообразными картинками и развивающими заданиями; необычными кармашками с идеями, техниками, рецептами и другим дидактическим материалом о рисовании методом Эбру. Собранный материал направлен на развитие познавательной активности, расширение представлений о рисовании у средних и старших дошкольников, удобен для изучения нового, закрепления знакомого материала, систематизации и расширения знаний, а также приобретения практических умений. Лепбук «Техника рисования Эбру» помогает детям осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой они участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Сопутствующим эффектом является популяризация метода Эбру в качестве развивающего и релаксационного.
Первая страница лепбука включает в себя приемы рисования Эбру, которые полезно изучить перед началом работы, чтобы понимать основу метода, парные картинки «Круги на воде» (в одном из кармашков можно брать готовые шаблоны, в другой – положить продукты своей деятельности), а также игру «Восстанови рисунок», которая стимулирует творческое воображение и мыслительную деятельность, побуждая завершить начатое.
Вторая страница посвящена коллекции идей, пополнять которую можно постоянно, предлагая дошкольникам участие в тематических конкурсах (например, «Самое необычное изображение», «Самое похожее изображение», «Самое многослойное изображение» и т.д.).
Третья страница посвящена истории Эбру и обогащена картотекой игр и упражнений, которые непременно связаны с процессом рисования. Каждый раз доставая новую карточку, дети играют, сохраняя интерес и интригу к следующему моменту. Также на этой странице есть популярная дидактическая игра «Разрезные картинки» и, что немаловажно, небольшая, но емкая в содержании книга рецептов (как, например, изобразить бабочку).
Четвёртая страничка – настоящие наборы для творчества. Здесь можно найти не только готовые изображения из белой бумаги для рисования Эбру, но и самому создать всевозможные формы, которые впитают в себя краски на финальном этапе рисования в поддоне с водным раствором.
Рассматривая данный лэпбук, дети могут окунуться в особое, изотерапевтическое пространство, основная задача которого – свободное выражение себя в безопасной, экологичной обстановке под руководством педагога-психолога.
Результативность. В результате использования новой формы организации учебного материала – лэпбука у детей значительно повысился интерес к рисованию методом Эбру. Дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в использовании лэпбука, играх и тематических конкурсах, более старшие учатся самостоятельно разводить водный раствор для Эбру. Обогатился эмоциональный опыт детей, развивается воображение и мышление. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Использование сюжетно-ролевых игр в работе по развитию коммуникативной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения ...
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»
Наше пособие лэпбук « Правила дорожного движения» мы изготовили для изучения с детьми правил дорожного движения. Благодаря содержанию лэпбука дети познакомятся с дорожными знак...
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Любознайки»
Пояснительная записка:Дидактическое пособие лэпбук «Любознайки» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование любознательности детей, знакомс...
Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения
Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...
Методическая разработка по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Правила пользования столовыми приборами».
Цель и задачи игры: - помочь ребёнку научится вести себя за столом;- помочь ему усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят;- развивать умение правильно пользо...
Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий
В данных методических рекомендациях представлены различные варианты педагогических и коррекционных технологий, котрые можно испо...
Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".
Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....